Решение иску Папазяна А.А. к администрации г.Сочи о признании права собственности на земельный участок



стр. из

дело 2-4019/2011

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

г.Сочи                                    

04.10.2011 г.

Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе

председательствующего судьи Качур С.В.,

при секретаре судебного заседания Горбенко К.С.,

с участием истца Папазяна А.А.,

представителя ЖСТ "Ветеран" Казакова И.Б.,

представителя администрации Центрального района г.Сочи Довгаль И.М.,

представителя администрации г.Сочи Шелест Н.В.

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Папазяна А.А. к администрации г.Сочи о признании права собственности на земельный участок,

установил:

Папазян А.А. обратился в суд с иском к администрации г.Сочи, которым просит признать за ним право собственности на земельный участок с кадастровым номером , площадью 650 кв.м, в <адрес>.

В обоснование требований указывает, что за ним, как за членом жилищно-строительного кооператива "Ветеран" закреплен земельный участок площадью 600 кв.м, расположенный в <адрес>, что подтверждается утвержденными в установленном порядке списками членов ЖСТ "Ветеран"; заключением правления жилищно-строительного кооператива, составленным на основании протокола № 6 от 11.04.2010 г.

В соответствии с постановлением Главы администрации Центрального района г.Сочи от 30.11.1994 г. № 818/2, зарегистрирован Устав ЖСТ "Ветеран", утвержден список членов товарищества, за ЖСТ "Ветеран" закреплен земельный участок площадью 6,8 га. Постановлением администрации г.Сочи от 15.07.1996 г. № 506/5 ЖСТ "Ветеран" разрешено проектирование жилой застройки коттеджного типа на земельном участке по <адрес>. Дополнительные площади для строительства отведены согласно постановлению администрации г.Сочи от 23.11.1995 г. № 930, также кооператив внесен в сводную ведомость предприятий и организаций для выдачи Государственных актов на право пользования землей.

После вступления в члены ЖСК "Ветеран" ему выдана членская книжка как правообладателю земельного участка <адрес>.

Согласно кадастровому паспорту данного земельного участка от 03.06.2009 г. № 49/09-03-16516 его площадь составляет 650 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства частных домовладений и ведения хозяйства, кадастровый номер .

26.07.2010 г. он обратился в Центральный отдел по г.Сочи Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю и сдал соответствующие документы для прохождения государственной регистрации права собственности на земельный участок <адрес>, в "упрощенном порядке" согласно ст.25.2 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

07.09.2010 г. сообщением № 50/087/2010-007 в государственной регистрации права собственности на данный земельный участок отказано со ссылкой на то, что не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о государственной регистрации прав.

Полагает, что отказ неправомерен, поскольку заявленное право на земельный участок подпадает под действие норм Федерального закона от 30.06.2006 г. № 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества".

Земельный участок <адрес> ему предоставлен до введения в действие Земельного кодекса РФ, в соответствии с проектом застройки территории ЖСТ "Ветеран" исходя из предписаний постановления Главы администрации Центрального района г.Сочи от 30.11.1994 г. № 818/2 "О создании жилищно-строительного товарищества индивидуальных застройщиков "Ветеран", постановления администрации г.Сочи от 15.07.1996 г. № 506/5 "О проектировании жилищно-строительным товариществом "Ветеран" жилой застройки коттеджного типа по <адрес>". Распределение земельных участков подтверждается утвержденным администрацией Центрального района г.Сочи списком членов кооператива.

Принадлежащий ему земельный участок сформирован, определены его точные границы, осуществлена постановка на государственный кадастровый учет.

Участок в составе ЖСТ "Ветеран" согласно спискам членов ЖСТ "Ветеран", заключению правления жилищно-строительного кооператива, составленному на основании протокола № б от 11.04.2010 г., значится принадлежащим ему. Им надлежащим образом используется названный участок, отсутствуют какие-либо обременения на последний.

В судебном заседании истец на удовлетворении требований настаивал.

Представитель администрации г.Сочи иск не признал, пояснил, что ненормативные акты органа местного самоуправления оставлены нереализованными.

Представитель ЖСТ "Ветеран" полагал возможным требования удовлетворить, поскольку земельный участок предоставлен истцу на основании списков, истец является членом ЖСТ "Ветеран", использует земельный участок.

Изучив позиции лиц, участвующих в деле, суд не находит оснований для удовлетворения заявления.

Письмом от 24.03.2011 г. № 07-12-2033/2957-4 администрация г.Сочи отказала Папазяну А.А. в предоставлении земельного участка с кадастровым номером , площадью 650 кв.м, в ЖСТ "Ветеран", <адрес> в собственность бесплатно из-за отсутствия документов, удостоверяющих право на земельный участок.

Правомерность земельного участка ЖСТ "Ветеран" г.Сочи истец подтверждает следующими документами:

- постановлением Главы администрации Центрального района г.Сочи от 30.11.1994 г. № 818/2 "О создании ЖСТ индивидуальных застройщиков "Ветеран";

- постановлением администрации г.Сочи от 15.07.1996 г. № 506/5 "О проектировании ЖСТ "Ветеран" жилой застройки коттеджного типа по <адрес>".

Постановлением Главы администрации Центрального района г.Сочи от 24.12.2000 г. № 146/2 "О предоставлении земельного участка по <адрес> ЖСТ "Ветеран" для размещения квартала индивидуальной жилой застройки" ЖСТ "Ветеран" предоставлен земельный участок площадью 10,4 га.

Земельный участок ЖСТ "Ветеран" не нанесен на систему координат, земельное дело не формировалось, правоудостоверяющий документ не выдавался.

Постановлением Главы администрации Центрального района г.Сочи от 30.11.1994 г. № 818/2 "О создании ЖСТ индивидуальных застройщиков "Ветеран", которым зарегистрирован Устав ЖСТ "Ветеран", утвержден список членов ЖСТ "Ветеран", и закреплен за ЖСТ "Ветеран" г.Сочи земельный участок площадью 6,8 га по <адрес>, согласно утвержденного генплана застройки.

Постановлением администрации г.Сочи от 15.07.1996 г. № 506/5 ЖСТ "Ветеран" разрешено проектирование жилой застройки коттеджного типа на земельном участке общей площадью 7,8 га в том числе из земель Сочинского государственного природного национального парка - 3,3 га, совхоза "Октябрьский" - 3,0 га, занятых пашней - 0,4 га, лесом 2,6 га и земель, ранее отведенных под вторую очередь жилого микрорайона "Октябрьский" решением горисполкома от 22.04.1987 № 219/5 - 1,5 га с согласия землепользователей, частично занятых огородным обществом "Склон" по <адрес>.

Постановлением Главы администрации Центрального района г.Сочи от 24.12.2000 г. № 146/2 "О предоставлении земельного участка по <адрес> ЖСТ "Ветеран" для размещения квартала индивидуальной жилой застройки" ЖСТ "Ветеран" предоставлен земельный участок, площадью 10,4 га по <адрес> для размещения квартала индивидуальной жилой застройки.

В соответствии со ст.80 ЗК РСФСР от 25.04.1991 г. № 1103-1, действующего до 30.10.2001 г.) устанавливалось, что земельные участки для жилищного строительства предоставлялись местными Советами народных депутатов и соответствии с их компетенцией, при этом в соответствии с Указом Президента РФ от 24.12.1993 г. № 2287 полномочия Совета народных депутатов, предусмотренные ст.80 ЗК РСФСР, осуществлялись соответствующими местными администрациями.

На земли общего пользования местными Советами народных депутатов соответствующим кооперативам выдавался документ, удостоверяющий право на землю.

В соответствии со ст.70 ЗК РСФСР все земли в пределах городской, поселковой черты и черты сельских населенных пунктов находились в ведении городских, поселковых, сельских Советов народных депутатов.

В Российской Федерации и ее субъектах земельный кадастр до вступления в силу Федерального закона от 02.01.2000 г. № 228-ФЗ "О государственном земельном кадастре", т.е. до 10.07.2000 г., велся на основании статей 110 и 111 ЗК РСФСР, Указа Президента РФ от 11.12.1993 г. № 2130 "О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость", Постановления Правительства РФ от 25.08.1992 г. № 622 "О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в Российской Федерации". Исходя из этих нормативных документов устанавливалось, что государственный земельный кадастр, регистрация и оформление документов о правах на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость велись по единой системе на всей территории Российской Федерации и являлись основой для создания эффективной системы платежей за землю, регулирования всех операций с землей, защиты прав на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость. Организация ведения государственного земельного кадастра, регистрация и оформление документов о правах на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость возлагались на Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству и его территориальные органы на местах.

В соответствии с ч.1 ст.28 действующего ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Согласно ст.29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.

Согласно ч.9 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с п.6 ст.42 Устава г.Сочи, принятого решением Городского Собрания Сочи от 24.09.1996 № 66 (действующего до 01.01.2006 г.) и Постановления Главы г.Сочи от 03.12.1998 г. № 1045 "Об утверждении порядка прохождения документов (заявлений граждан) для физических лиц по предоставлению и переоформлению прав на земельные участки на территории города Сочи", полномочия по предоставлению и изъятию земельных участков из земель населенных пунктов и других категорий земель в установленном законом порядке были предоставлены Главе г.Сочи.

В п.4 Постановления Главы администрации Центрального района г.Сочи от 30.11.1994 г. № 818/2 "О создании ЖСТ индивидуальных застройщиков "Ветеран" и в п.3.2 постановления Главы администрации Центрального района г.Сочи от 24.12.2000 г. № 146/2 "О предоставлении земельного участка по <адрес> ЖСТ "Ветеран" указано на необходимость их утверждения Главой администрацией г.Сочи, доказательств утверждения вышеуказанных постановлений Главой администрацией г.Сочи суду не представлено, что свидетельствует о том, что предоставление земельного участка ЖСТ "Ветеран" произведено в нарушение действующего федерального и муниципального законодательства.

Кроме того на момент принятия Постановления Главы администрации Центрального района г.Сочи от 24.12.2000 г. № 146/2 "О предоставлении земельного участка по <адрес> ЖСТ "Ветеран" для размещения квартала индивидуальной жилой застройки" на территории г.Сочи действовало Постановление Главы г.Сочи от № 1045 03.12.1998 г. "Об утверждении Порядка прохождения документов (заявлений граждан) для физических лиц по предоставлению и переоформлению прав на земельные участки на территории города" (до 27.06.2001 г.), разделом которого было предусмотрено, что прием заявлений от граждан о представлении земельных участков для ИЖС, ведения ЛПХ, коллективного и индивидуального садоводства и огородничества осуществлялся по установленной форме на имя Главы администрации города администрацией района (сельского (поселкового) округа) по месту нахождения испрашиваемых участков.

К заявлению прилагаются документы при предоставлении для:

- ИЖС на новых территориях и ИЖС на территориях существующей застройки - извещение квартирно - правовой службы города о постановке на учет как очередника (льготника) на предоставление земельного участка; паспорт; справка Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Сочи об отсутствии земельного участка аналогичного целевого назначения;

- садоводства и огородничества - списки членов товарищества, генплан земельного участка или проект планировки и застройки Территории, правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на земельный участок коллективного сада или огорода.

При освоении новых земельных массивов на кварталы, микрорайоны индивидуальной жилищной застройки на основе утвержденной проектной документации с целью комплексного освоения территории оформление земельных участков производится на основе создания жилищно-строительных товариществ, кооперативов.

Администрация города (ее службы) в течение семи дней согласовывают проект постановления и направляют в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству города Сочи.

Комитет по земельным ресурсам и землеустройству города вносит согласованный и разработанный проект на рассмотрение и утверждение Главе администрации города.

Принятое Главой Администрации города постановление направляется в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству города для оформления на его основании правоудостоверяющих документов на землю с последующей их регистрацией.

Правоудостоверяющие документы на землю выдаются гражданам (в одном экземпляре) после уплаты регистрационного сбора.

Так же на момент издания Постановления главы администрации Центрального района г.Сочи от 24.12.2000 г. № 146/2 " О предоставлении земельного участка по <адрес> ЖСТ "Ветеран" вступил в силу и действовал Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в соответствии с ч.2 ст.2 которого введена государственная регистрация прав на всей территории РФ по установленной настоящим Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Соответственно если в указанный период ЖСТ "Ветеран" предоставлен на каком-либо праве земельный участок, то об этом должно было быть выдано свидетельство установленного образца, либо должен быть заключен договор аренды, который также должен был быть в соответствии с указанным законом зарегистрирован в уполномоченном органе.

Однако доказательств оформления и регистрации прав на земельный участок, предоставленный ЖСТ "Ветеран" в Комитете Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству с выдачей государственного акта либо в Управлении ФРС по Краснодарскому краю с выдачей свидетельства о государственной регистрации права суду не представлено.

Согласно п.5 Постановления администрации г.Сочи от 15.07.1996 г. № 506/5 срок его действия установлен в 1 год.

Предпроектный материал с размещением жилой застройки на 125 участков в ЖСТ "Ветеран" согласован Главным архитектором города на основании градостроительного заключения 15.10.1999 г. № 133г-99.

В постановлении главы администрации Центрального района г.Сочи от 30.11.1994 г. № 818/2 "О создании ЖСТ индивидуальных застройщиков "Ветеран" и в п.3.2 постановления главы администрации Центрального района г.Сочи от 24.12.2000 г. № 146/2 "О предоставлении земельного участка по <адрес> ЖСТ "Ветеран" содержится указание на утверждение списков членов ЖСТ "Ветеран".

Согласно п.5.6 "Временного положения о порядке изъятия и предоставления земель на территории г.Сочи", утв. Постановлением Главы г.Сочи от 05.06.2001 г. № 290, действовавшего с момента принятия до 20.03.2002 г., списки членов некоммерческих объединений граждан, уже являющихся землепользователями, подлежат перерегистрации в районных администрациях, по типовым формам отчетности.

Последующие нормативные акты также предусматривают регистрацию списков членов некоммерческих организаций, в частности "Положением о порядке предоставления и прекращения прав на земельные участки на территории города Сочи", утв. Решением Городского собрания Сочи от 18.04.2002 г. № 61, которым предусмотрено, что оно устанавливает единый порядок предоставления, и прекращения прав на земельные участки на территории г.Сочи, находящиеся в собственности и (или) в ведении г.Сочи.

Согласно п.6.5 данного Положения, земельные участки, предоставленные жилищно-строительным, иным некоммерческим организациям делятся в соответствии с их генеральными планами на земли общего пользования и на земельные участки, предоставляемые в индивидуальное пользование членам указанных организаций. При этом указанной организации и каждому члену данной организации оформляется отдельный право удостоверяющий документ на земельный участок.

Списки граждан-очередников на предоставление земельных участков для ИЖС, ЛПХ, садоводства, огородничества, ведения личного подсобного хозяйства, ведутся, формируются и утверждаются главой администрации района (п.6.8 Положения).

Согласно представленного Устава принятие граждан в члены кооператива и исключение из него относится к исключительной компетенции общего собрания, гражданин признается членом кооператива с момента уплаты им вступительного взноса после утверждения решения о приеме общим собранием членов кооператива (статья 4 Устава).

Согласно изменений, внесённых названным Федеральным законом от 30.06.2006 № 93-ФЗ ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" дополнена п.9.1 следующего содержания: "Если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства огородничества, садоводства, индивидуального гаражного такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со ст.25.2 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.

В соответствии с ч.1 ст.25.2 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" право собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства регистрируется на основании документов, указанных в настоящей статье.

Так, ч.2 ст.25.2 Закона о регистрации установлено, что основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в ч.1 настоящей статьи земельный участок является следующий документ: акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);

иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.

Согласно ч.4 ст.28 Федерального закона от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. С представлением перечня документов указанных в данном пункте статьи.

Таким образом, в качестве документа - основания для государственной регистрации права собственности заявителя на земельный участок может выступать документ, содержащий прямое указание о выделении, закреплении земельного участка за право обладателем.

Списки членов кооператива не являются документом, устанавливающим или удостоверяющим право такого гражданина на данный земельный участок, и не могут подменять решения ОМС о предоставлении гражданину земельного участка в составе кооператива на одном из видов права.

Так как Федеральным законом от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ ни правлению кооператива ни собранию членов кооператива не предоставлено право наделении распределения и закрепления земельных участков в составе товарищества.

Изложенное выше дает основание утверждать, что земельный участок ЖСТ "Ветеран" и/или его членам, на каком либо праве не предоставлялся, и каких либо праве оспариваемые земельные участки ни у ЖСТ "Ветеран" ни у истца нет.

До 01.07.2009 г. действовало "Положение о порядке предоставления и изъятии земельных участков на территории г.Сочи", принятое Постановлением Главы г.Сочи от 20.03.2002 г. № 161 и утвержденное Решением Городского Собрания Сочи 18.04.2002 № 59, согласно которого главы администраций районов вправе бы рассматривать вопросы и принимать постановления о предоставлении земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, а также об изъятии земельных участков в случаях первичного предоставления земельных участков, соответствии с утвержденными Городским собранием Сочи проектами планировки и застройки соответствующих земельных массивов. Главам районных администраций были делегированы полномочия по заключению договоров аренды и купли-продажи земельных участков в соответствии с решениями, принимаемыми согласно п.3 указанного Постановления.

Учитывая, что истцом не предоставлены доказательства правомерного владения им земельного участка по основаниям, предусмотренным законом, и отсутствуют нарушения действиями ответчиков права собственности или законного владения земельными участками истца, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

отказать в удовлетворении иска Папазяна А.А. к администрации <адрес> о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером , площадью 650 кв.м, в <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г.Сочи в течение 10 дней со дня составления решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 07.10.2011 г.

Председательствующий

-32300: transport error - HTTP status code was not 200