К делу № 2-1421/08г. Р Е Ш Е Н И Е Именем российской Федерации 04 октября 2011 года Судья Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края Афонькина А.И. при секретаре Кирьянове М.А. с участием истца Седлецкого С.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Седлецкого С.Н. к Управлению социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в Центральном районе города - курорта Сочи, Федеральной Службе по труду и занятости (РОСТРУД) об исчислении и индексации «ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» и выплате образовавшейся задолженности УСТАНОВИЛ : Седлецкий С.Н. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в Центральном районе города - курорта Сочи, Федеральной Службе по труду и занятости (РОСТРУД) об исчислении и индексации «ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» и выплате образовавшейся задолженности в размере <данные изъяты>. Свои требования обосновывает тем, что является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В 1995 году по факту имеющихся у него заболеваний, связанных с участием в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС ему была установлена <данные изъяты> и степень утраты профессиональной трудоспособности 30%. С ДД.ММ.ГГГГ при очередном освидетельствовании ему была установлена <данные изъяты>. При обследовании ДД.ММ.ГГГГ МСЭК ему степень утраты профессиональной трудоспособности установлена не была. Получает пенсию <данные изъяты> пенсионного фонда Центрального района г. Сочи. Истец просит восстановить его нарушенное праве в части обязании ответчика, Управления социальной защиты населения по Центральному району г. Сочи и соответчика Федеральную службу по труду и занятости (РОСТРУД) выплачиваемую ему за счет средств федерального бюджета ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, установленную п.25 ст.14 Закона ЧАЭС (п.15 ст. 14 Закона ЧАЭС в ред. М122-ФЗ от 2004г.)), проиндексировать исходя из инфляции и роста цен за 2001г. с ДД.ММ.ГГГГ пропорционально росту величины прожиточного минимума для социально-демографической группы «пенсионеры» в Краснодарском Крае» соответственно на индекс роста ВПМ, учитывающий инфляцию и рост цен, за 2001 год = 2,085; и за период 2002-2003гг. соответственно с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ ежегодно, с применением не нового порядка индексации «...исходя из уровня инфляции, При расчете образовавшейся задолженности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначении периодической выплаты с ДД.ММ.ГГГГ, использовать выплачиваемую ему ежемесячную денежную компенсацию, в размере, указанном в п.25 ст. 14 Закона ЧАЭС (п.15 ст.14 Закона ЧАЭС в ред. №122-ФЗ от 2004г.), проиндексированную на день перерасчета. Обязании ответчика назначить к выплате ежемесячно с ДД.ММ.ГГГГ, и выплачивать за счет федерального бюджета с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в сумме - <данные изъяты> Считает, что в соответствии с пунктом 25 статьи 14 (п. 15 ст. 14(с изм. от 29.12. 2004 г.) Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ему гарантируется выплата «ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС как инвалиду, имеющему причину инвалидности, как «увечье, полученное при исполнении обязанностей военной службы, связано с аварией на ЧАЭС». В силу статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. 122-ФЗ) надлежащим ответчиком по делам о возмещении вреда, причиненного здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, является Российская Федерация, представителем которой в соответствии с абзацем третьим пункта 15 части 1 статьи 14 названного Закона выступают органы социальной защиты населения или иные государственные органы, производящие выплату ежемесячной денежной компенсации, уполномоченные согласно части 3 стать 125 ГК РФ выступать от имени казны Российской Федерации по обязательствам, вытекающим из причинения вреда жизни и здоровью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. Должностными лицами Управления социальной защиты населения по Центральному району Сочи выплата - «ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС», предусмотренная п. 25 ст. 14 (и. 15 ст. 14 с изм. от 29.12. 2004 г) Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ему выплачивалась как <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ в размере = <данные изъяты> руб. и с ДД.ММ.ГГГГ. как <данные изъяты> в размере = <данные изъяты> руб. с учетом ежегодной индексации с ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии со ст.5 абз.3 изложенного в ред. №31-Ф3 от 26,04.2002г. и ст.3 №31-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ. В части 3 статьи 5 Закона РФ «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. от 12.02. 2001 г. №5-ФЗ РФ) указывалось, что - «Государственные пенсии в том числе, пенсии по инвалидности, пособия, компенсации и иные выплаты гражданам, установленные данным Законом, подлежат повышению в соответствии с законодательством РФ». В части 3 статьи 2 Закона РФ № 5-ФЗ РФ от 12 февраля 2001 года (в ред. от 12.02. 2.001 г.) было установлено, что выплаты, в ВВЗ ранее установленные в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей ежегодно повышаются пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по РФ. Конституционный Суд РФ в пункте 5.3. Постановления КС РФ № 11-П от 19 июня 2002 года разъяснил, что установленный взаимосвязанными нормами ч.3 ст. 5 Закона ЧАЭС в редакции от 12.02. 2001 года и ч.3 ст. 2 №5-ФЗ от 12.02. 2001 года порядок индексации исходя из роста величины прожиточного минимума за год в целом по РФ : требованиям как гарантия регулярности и стабильности ее проведения при надлежащем Истец считает, что ответчиком неправильно толкуется Закон, в связи с чем нарушаются его права, несмотря на то, что практика Верховного Суда РФ стоит на позиции истца. В судебном заседании истец исковые требования поддерживал по основаниям, указанным в исковом заявлении. Представители Управления социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в Центральном районе города - курорта Сочи в суд не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежаще, ходатайства об отложении дела либо рассмотрении в их отсутствие не заявили, в связи с чем суд признает их неявку без уважительных причин и считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии со ст.167 ч.4 ГПК РФ. Представитель Федеральной Службы по труду и занятости (РОСТРУД) в суд не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствие, в письменном отзыве на иск просили в удовлетворении исковых требованиях отказать, так как иск не основан на законе. Представитель 3-го лица, Департамента социальной защиты населения Краснодарского края о месте и времени судебного разбирательства извещены, в суд не явились, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие. Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения истца, его доводы и возражения относительно письменных отзывов, суд в удовлетворении иска отказывает по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, Седлецкому С.Н. в 1995 году как участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС была установлена <данные изъяты> и степень утраты профессиональной трудоспособности 30%. С ДД.ММ.ГГГГ ему установлена <данные изъяты>. Истцу в возмещение вреда Управлением социальной защиты населения назначено с ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> по справке о заработной плате за 12 месяцев работы перед <данные изъяты>. Статьей 1 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в пункт 25 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» внесены изменения, согласно которым установлены твердые размеры ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда. Согласно части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ, гражданам, получавшим до вступления в силу названного Закона (то есть до 15 февраля 2001 года) суммы возмещения вреда, выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 (то есть твердый размер, установленный с учетом изменений, внесенных статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ), либо ранее установленная из заработка сумма возмещения вреда, если она превышает твердый размер. Согласно статье 5 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ названные изменения вступили в силу со дня официального опубликования данного Закона, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. В связи с тем, что на ДД.ММ.ГГГГ размер суммы возмещения вреда Седлецкого С. Н. <данные изъяты> был ниже установленной пунктом 25 части 1 статьи 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» (в редакции, действующей с ДД.ММ.ГГГГ), ежемесячной денежной компенсации в твердом размере в зависимости от группы <данные изъяты>, Седлецкому с ДД.ММ.ГГГГ была установлена ежемесячная денежная компенсация в фиксированном размере <данные изъяты> руб. Частью третьей статьи 5 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 определено, что размеры выплат гражданам, установленные названным Законом, ежегодно индексируются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Статьей 1 Федерального закона от 26 апреля 2004 г. № 31-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» и в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» определено, что размеры выплат гражданам, установленные названным Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя их уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. На основании постановлений Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 847 и от 25 мая 2005 года № 326 ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда проиндексирована исходя из уровня инфляции: с 19 июня 2002 года на коэффициент 1,12; с 1 января 2003 года - на коэффициент 1,12 и с 1 января 2004 года - на коэффициент 1,1. В дальнейшем названная компенсация также индексировалась в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации: с 1 января 2005 года - на коэффициент 1,11 (постановление Правительства Российской Федерации от 7 мая 2005 года № 292); с 1 января 2006 года - на коэффициент 1,09 (постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2006 года № 246); с 1 января 2007 года - на коэффициент 1,08 (постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 года № 171); с 1 января 2008 года - на коэффициент 1,105 (постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2007 года № 914); с 1 января 2009 года - на коэффициент 1,13 (постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2007 года № 914); с 1 января 2010 года - на коэффициент 1,1 (постановление Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2009 года № 1024); с 1 января 2011 года - на коэффициент 1,065 (постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2010 года № 1079). По общему правилу, индексация вновь установленных с 15 февраля 2001 года размеров может осуществляться только в последующий период. Требования о применении к размерам, установленным Федеральным законом с 15 февраля 2001 года, индексов, действовавших до установления названных размеров, ни на каких нормах материального права не основаны. В Определении Верховного Суда РФ от 12.11.2010г. по делу N 18-В10-74 указано, что постановлениями Правительства Российской Федерации Следовательно, выводы суда относительно необходимости индексации в ином порядке назначенных в твердой денежной сумме в соответствии с пунктом 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью, являются неверными, основанными на неправильном толковании норм материального права, поскольку на момент его обращения с настоящим иском законодателем был установлен порядок индексации указанных сумм исходя из уровня инфляции, в связи с чем применение ранее действовавшего порядка невозможно». Истец в обоснование своих требований ссылается на постановление Конституционного Суд РФ № 11-П от 19 июня 2002 года. Вместе с тем, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. № 11-П признан противоречащим конституционным принципам справедливости, равенства, соразмерности, умаляющими право на возмещение вреда здоровью граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, установленный взаимосвязанными статьями 5 базового Закона (в редакции от 12 февраля 2001 г.) и части 3 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ порядок индексации сумм возмещения вреда здоровью исходя из роста величины прожиточного минимума за год в целом по Российской Федерации. До внесения соответствующих изменений в законодательство суды при рассмотрении конкретных дел после 15 февраля 2001 г. были ориентированы данным постановлением на принятие решений о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации с учетом потребительской корзины для соответствующих категорий граждан, которая определяется на основе законодательства субъекта Российской Федерации о прожиточном минимуме, а если таковое отсутствует - на основе данных, полученных по запросу суда в федеральных органах исполнительной власти. Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации, в своих постановлениях неоднократно указывал, что индексация сумм в возмещение вреда исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации представляет собой конституционно-правовую меру временного характера - впредь до внесения федеральным законодателем изменений в правовое регулирование (определения от 4 октября 2005 г. № 364-0, от 4 декабря 2007 г. № 879-0-0, от 19 марта 2009 г. № 264-0-0 и др.). Необходимые изменения были внесены Федеральным законом от 26 апреля 2004 г. № 31-ФЗ, который определил, что ежемесячная денежная компенсация ежегодно индексируется исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Данная норма действует с 29 мая 2004 г. и по настоящее время, она не признавалась не соответствующей Конституции Российской Федерации и не отменена. Также статьей 3 Федерального закона от 26 апреля 2004 г. № 31-ФЗ установлено, что размеры выплат, установленные в соответствии с частями первой и второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 26 апреля 2004 г. № 31-ФЗ), индексируются с 19 июня 2002 г. исходя из уровня инфляции, установленного федеральными законами о федеральном бюджете на 2002 и 2003 годы, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанного законодательного требования Правительство Российской Федерации своими постановлениями, начиная с 2004 года, ежегодно утверждает правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» размеров компенсаций и иных выплат. Эти постановления, как направленные на конкретизацию размеров индексации и на определение сроков ее проведения, какие-либо права граждан не нарушают, поскольку самостоятельное регулирование индексации размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, содержащимися в них правилами, не осуществляется. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 г. № 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 года по 31 мая 2004 года гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 годах недополученных сумм. В дальнейшем, порядок индексации названных сумм, также устанавливается постановлениями Правительства Российской Федерации, с учетом уровня инфляции, установленного Федеральным законом «О федеральном бюджете» на соответствующий год. Таким образом законодатель, принимая Федеральный закон от 26 апреля 2004 г. № 31-ФЗ, счел необходимым с 2002 года индексировать в едином порядке установленные Федеральным законом от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ выплаты ежемесячной денежной компенсации в твердой сумме в зависимости от <данные изъяты>. Со вступлением в силу вышеназванных нормативных правовых актов вопрос об индексации ежемесячной денежной компенсации урегулирован на законодательном уровне, и у судов не имеется правовых оснований для индексации сумм возмещения вреда с 2002 по 2004 г. на ВПМ. На основании изложенного суд считает, что на момент назначения истцу суммы возмещения вреда здоровью как <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ, законодательно установлен порядок индексации фиксированных сумм возмещения вреда исходя из уровня инфляции, в связи с чем применение ранее действовавшего порядка невозможно. Кроме того, согласно п. 3 ст. 1 ГПК РФ гражданское судопроизводство ведется в соответствии с федеральными законами, действующими во время рассмотрения и разрешения гражданского дела, совершения отдельных процессуальных действий или исполнения судебных постановлений (судебных приказов, решений суда, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции), постановлений других органов. Также суд учитывает и позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в определениях Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации: от 15 января 2009 г. № 18-В08-66, от 14 января 2010 г. № 18-В-09-90, от 13 августа 2010 г. № 18-В10-50, от 1 октября 2010 г. № 18-В10-61, от 12 ноября 2010 г. № 18-В 10-74, от 19 ноября 2010 г. №18-В 10-72, от 3 декабря 2010 г. № 51-В 10-26, в которых указано, что на момент обращения истцов с исками об индексации фиксированной суммы возмещения вреда законом установлен порядок индексации- названные суммы индексируются исходя из уровня инфляции, в связи с чем применение ранее действовавшего порядка невозможно. С учетом изложенного, оснований для удовлетворения требований истца, у суда не имеется. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ : В удовлетворении иска Седлецкого С.Н. к Управлению социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в Центральном районе города - курорта Сочи об исчислении и индексации «ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» и выплате образовавшейся задолженности в размере <данные изъяты>. - отказать. Мотивированное решение в соответствии со ст.199 ГПК РФ изготовлено 09 октября 2011 года. Решение может быть обжаловано в 10 дней в Краснодарский краевой суд со дня составления решения в окончательной форме. Судья - А.И. Афонькина
устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации», а прежнего - «пропорционально росту величины прожиточного минимума для социально-демографической группы «пенсионеры» в Краснодарском Крае» соответственно на индексы роста ВПМ, отражающие инфляцию и рост цен за 2002 год = 1,223 и за 2003 год =1,187, как наиболее благоприятных; о взыскании с ответчика за счет федерального бюджета образовавшейся задолженности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, восстановив ее покупательную способность на день рассмотрения иска в суде, в сумме <данные изъяты>
финансовом обеспечении в условиях роста цен и стоимости жизни не отвечает; величина такого прожиточного минимума до настоящего времени официально не определялась, что исключает саму возможность индексации соответствующих сумм возмещения вреда здоровью граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы; установленный новым, правовым регулированием механизм индексации сумм возмещения вреда носит неопределенный характер, поскольку не позволяет в обязательном порядке повышать размеры денежных компенсаций в связи с инфляцией, отображаемой ростом прожиточного минимума; распространяется не на всех граждан, а лишь на тех из них, кто получал возмещение вред до вступление в силу ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ.
определены коэффициенты индексации исходя из уровня инфляции,
установленного Федеральным законом о федеральном бюджете на
соответствующий финансовый год, и размеры денежных компенсаций,
подлежащих выплате за соответствующий период.