к делу № 2-4854\2011 Именем Российской Федерации город Сочи 05 октября 2011 года Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе председательствующего судьи Тайгибова Р.Т., при секретаре судебного заседания Горшковой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда города Сочи гражданское дело по исковому заявлению Матвеевой И.Ю. к Государственному учреждению Управления пенсионного фонда РФ в городе Сочи о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, УСТАНОВИЛ: Матвеева И.Ю. обратилась в Центральный районный суд города Сочи с исковым заявлением о признании за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, обязав ответчика засчитать в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности куратора - воспитателя МОУ средней школы № 1 города Сочи; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя математики в Учебно-воспитательном комплексе «Школа - дошкольное образовательное учреждение № 44» и в Учебно-воспитательном комплексе «Гимназия - дошкольное образовательное учреждение № 44» <адрес>, назначив досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование исковых требований истец указала, что Решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (выписка из протокола №) по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления пенсионного фонда РФ в городе Сочи ей было отказано в назначении досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей. В стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, не включены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГв должности куратора-воспитателя в средней школе № 1 города Сочи, так как наименование должности не предусмотрено Списком должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя математики в Учебно-воспитательном комплексе «Гимназия - дошкольное образовательное учреждение № 44», так как наименование учреждения не предусмотрено Списком учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Считая решение комиссии неправомерным, Матвеева И.Ю. обратилась в суд. В судебном заседании истец Матвеева И.Ю. в полном объеме поддержала исковые требования, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении. Представитель ответчика - Государственного учрежденияУправления пенсионного фонда РФ в Центральном районе города Сочи, по доверенности Умрихин А.В., исковые требования не признал, пояснив, что Решение Комиссии по назначению пенсии, отказавшей истцу во включении спорного периода в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию, является правомерным. Просил в удовлетворении исковых требований отказать. Выслушав доводы и возражения сторон, изучив письменные материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям. Согласно ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует ч.2 ст.39 Конституции РФ, законодатель определяет и порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу ч.1 ст.15 Конституции РФ он обязан исходить из верховенства Конституции РФ и высшей юридической силы ее принципов и норм. Согласно ст.ст.1, 2 Трудового Кодекса РФ, общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ - основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ним отношений, признаются свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности, равенство прав и возможностей работников. В соответствии со ст.19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. В целях обеспечения правильного применения положения Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении от 20.12.2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» п. 9 указал, что «в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал)». Как видно из материалов дела в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Матвеева И.Ю. работала в средней школе № 1 города Сочи в должности куратора-воспитателя. В соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», разделом «Наименование должностей» (Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781) предусмотрена должность «воспитатель» при условии работы в общеобразовательных учреждения, в том числе средней школе. Совместным Приказом Министерства образования Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию № 463/1268 от 31.08.1995 года были утверждены тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации, в том числе и по должности «классный воспитатель». В должностные обязанности истца входило: создание благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся, изучение личности обучающегося, его склонностей, интересов, создание благоприятной микросреды и морально-психологического климата для каждого обучающегося, помощь обучающимся в учебной деятельности, планирование и организация жизнедеятельности обучающихся; разрабатывала планы (программы) воспитательной работы; работала в тесном контакте с учителями, педагогом-психологом, другими педагогическими работниками, родителями обучающихся, воспитанников, то есть выполняла работу классного воспитателя. Указанная должность в средней школе №1 именовалась «куратор-воспитатель». С ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время истец работает в муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении гимназии № 44 города Сочи. За период работы в данном учреждении неоднократно менялось его наименование, но не менялись основные цели деятельности образовательного учреждения. В соответствии со ст.12 Закона РФ «Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными. Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности. Согласно п.10 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 данного Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. Из данного Закона не вытекает, что Правительство РФ наделяется полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения этой категории работников и по своему усмотрению устанавливать их пенсионные права, вводить дополнительные по сравнению с Законом ограничения права на пенсионное обеспечение за выслугу лет. Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 года №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» сузило сферу действия Закона РФ «Об образовании» и Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», нарушает право граждан на пенсию в связи с педагогической деятельностью и не может быть основанием для начисления пенсии. Следовательно, отказывая Матвеевой И.Ю, в назначении пенсии Управление Пенсионного Фонда РФ в Центральном районе города Сочи не учел, что федеральное законодательство не установило ограничительные условия на социальное обеспечение по выслуге лет граждан, работающих в сфере образования, и досрочная трудовая пенсия по старости назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждений, с которыми истец состояла в трудовых отношениях. Право на пенсию за выслугу лет вытекает не из наименования должности и образовательного учреждения, а из самого факта занятия педагогической деятельностью в должности куратора - воспитателя и учителя в муниципальных образовательных учреждениях которые продолжают свою образовательную деятельность. В соответствии с положением ст.55 Закона РФ от 10.07.1992 года №3266-1 «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет. Статья 43 (часть 1) Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на образование. Данное конституционное право, как и свобода выбора образовательного учреждения обеспечиваются, в частности, вытекающими из статьи 37 Конституции Российской Федерации гарантиями защиты конституционных прав педагогов в сфере труда, запретом на дискриминацию в сфере образования, а также государственными стандартами образования и подготовки педагогических кадров (статья 43, часть 5, Конституции Российской Федерации). В основе международно-правовых стандартов в сфере образования и труда учителей также лежат равенство всех перед законом (статья 26 Международного пакта о гражданских и политических правах), запрет дискриминации в области образования (Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования), равенство прав на социальное обеспечение, включая социальное страхование и запрет умаления свободы выбора образовательного учреждения независимо от его государственной или иной принадлежности и равное внимание к улучшению материальных условий преподавательского персонала (ст.ст.9,13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Реализуя эти принципы, статья 132 Рекомендации ЮНЕСКО о положении учителей от 05.10.1966 года прямо указывает, что пенсионные права, полученные учителями на службе в системе каких-либо органов просвещения в стране, сохраняются при переводе на службу в любую другую систему в той же стране. Закон Российской Федерации «Об образовании» предусматривает, что в Российской Федерации могут существовать различные по своим организационно - правовым формам образовательные учреждения: государственные, муниципальные и негосударственные - частные, учреждения общественных организаций (статья 11.1). Действие законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения независимо от их организационно - правовых форм и подчиненности, причем закон не содержит каких-либо ограничений в статусе и правах ни обучающихся в этих образовательных учреждениях, ни работников, в том числе в их праве на пенсию за выслугу лет (п.5 ст.55). В силу статей 4 (ч.2) и 15 (ч.ч.1,4) Конституции Российской Федерации правоприменитель обязан руководствоваться принципом верховенства Конституции Российской Федерации и исходить из такого толкования подзаконных нормативных актов, которое не может противоречить федеральным законам (ч.1,3 ст.115 Конституции Российской Федерации). На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление Матвеевой И.Ю. к Государственному учреждению Управления пенсионного фонда РФ в городе Сочи о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости - удовлетворить. Признать за Матвеевой И.Ю. право на досрочную пенсию по старости, засчитав в специальный стаж периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности куратора - воспитателя МОУ средней школы № 1 города Сочи; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя математики в Учебно-воспитательном комплексе «Школа - дошкольное образовательное учреждение № 44» и в Учебно-воспитательном комплексе «Гимназия - дошкольное образовательное учреждение № 44» города Сочи. Обязать Государственное учреждение Управления пенсионного фонда РФ в городе Сочи назначить Матвеевой И.Ю. досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи в течение 10 дней со дня составления его мотивированной части. Председательствующий судья Р.Т.Тайгибов Мотивированное решение составлено и подписано судьей 10.10.2011 года