Решение по иску администрации г. Сочи к Барановой С.В. о сносе самовольной постройки, встречному иску Барановой С.В. к администрации города Сочи о сохранении самовольной постройки



Решение

Именем Российской Федерации

г.Сочи                                                                                                                                                     12.10.2011 года

Судья Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края Слука В.А.,

при секретаре Марабян Т.С.,

рассмотрев гражданское дело по иску администрации г. Сочи к Барановой С.В. о сносе самовольной постройки, встречному иску Барановой С.В. к администрации города Сочи о сохранении самовольной постройки,

установил:

Администрация г. Сочи обратилась в суд с иском к Барановой С.В. о сносе самовольной постройки, Баранова С.В. обратилась со встречным иском к администрации города Сочи о сохранении самовольной постройки.

Администрация г. Сочи мотивировала свои исковые требования тем, что в ходе осуществления муниципального земельного контроля муниципальным учреждением «Земельная инспекция города Сочи» по адресу: (Адрес), установлено, что земельный участок с кадастровым номером (Номер) площадью 1583 кв. м по (Адрес) находится в общей долевой собственности Барановой С.В., З., Миносян J1.C.

Согласно свидетельства о государственной регистрации права от (Дата) серии (Номер) Барановой С.В. принадлежит 15/40 доли от общей долевой собственности на земельный участок.

Категория земель - земли населенных пунктов. Разрешенный вид использования земельного участка - приусадебный земельный участок.

На земельном участке расположен одноэтажный жилой дом (литер А) общей площадью 77,8 кв.м, 15/40 доли от общей долевой собственности принадлежит Барановой С.В. на основании свидетельства о государственной регистрации права от (Дата) серии (Номер).

К указанному жилому дому самовольно пристроена двухэтажная пристройка общей площадью 58,3 кв.м, состоящая из помещений литер а4,а5,аб.

Факт возведения объекта капитального строительства подтверждается следующими документами, прилагаемыми к настоящему заявлению: актом о выявлении факта нарушения градостроительного законодательства от «15» августа 2011 года, составленным МУ «Земельная инспекция города Сочи»; фотоматериалом.

Баранова С.В. встречные исковые требования мотивировала тем, что ей на праве общей долевой собственности принадлежат:

15/40 доли домовладения, расположенного по адресу: (Адрес) (Свидетельство о государственной регистрации права от (Дата) серия (Номер)).

15/40 доли земельного участка площадью 1583 кв.м, расположенного по адресу: (Адрес), кадастровый номер (Номер). (Свидетельство о государственной регистрации права от (Дата) серия 23(Номер)), а также согласно технического паспорта БТИ г.Сочи от 01 апреля 20Юг домовладение (Номер) по (Адрес) состоит из 2-х жилых домов литер «А» и литер «Б», расположенных на земельном участке с кадастровым номером (Номер).

Жилой дом литер «А» был построен в 1937г, право собственности на него было признано решением- нарсуда 5-го участка г.Сочи от 13.10.1940г. за тремя совладельцами. Физический износ жилого дома литер «А» по состоянию на (Дата) составлял58%.

После того, как один из трёх совладельцев жилого дома литер «А» самовольно снёс принадлежащие ему 7/40 доли, возникла угроза разрушения всего здания, в связи с чем, ее правопредшественник вынужден был возвести укрепительную стену со стороны их части домовладения (15/40 доли). К тому времени состояние принадлежащих ей долей жилого дома существенно ухудшилось: дом деревянно-каркасный, жилая площадь составляет 15,6 кв.м и на этой площади проживало 4 человека. В доме не было санузла, кухни и прихожей, вход в жилое помещение был прямо со двора.

По этой причине в указанных долях в период с 1982 по 1994гг. с целью улучшения жилищных условий семьи без разрешения была построена самовольная пристройка, состоящая из следующих помещений: нежилая пристройка литер «аЗ» веранда р. 2,05* 1,85, нежилая пристройка литер «А4» р. 2,42*1,68 пом.5 пл. 2,8 кв.м (туалет), 2-х уровневая. нежилая пристройка литер «А5» пом. 6 пл.16,0 кв.м, пом. 13 пл. 13,7 кв.м.(прихожая, библиотека), одноэтажная нежилая пристройка с цокольным этажом литер «А6» пом. 12 пл.8,6 кв.м, пом. 14 пл. 14,1 кв.м (подвал, кухня).

Строительство осуществлялось за счёт собственных средств ее семьи силами ее правопредшественника (по образованию он был инженер-строитель). Высота перечисленных помещений не превышает 2м 35см, они не являются жилыми и используются как хозяйственно-вспомогательные.

В результате возведения самовольной пристройки не был создан новый объект недвижимости, а всего лишь изменён объект капитального строительства - жилой дом литер «А». При этом ни ее правопредшественник, ни она никогда не заявляли требования об изменении долевого соотношения в праве общей долевой собственности на жилой дом литер «А» в связи с возведением самовольной пристройки, так как жилая площадь дома при этом не увеличилась.

Возведение хозяйственных построек, подсобных помещений не может влиять на соотношение в праве собственности на жилой дом, поскольку они носят вспомогательный характер, при необходимости могут быть отделены, являются принадлежностью к главной вещи (жилому строения литер «А»), предназначены для обслуживания этого строения и следуют его судьбе, (статья 135 ГК РФ).

Пристройка полностью соответствует санитарным и эксплуатационным нормам, безопасна в пожарном отношении, о чём имеются соответствующие заключения Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г.Сочи и Государственной противопожарной службы, полученные моим правопредшественником в 2002г.

Самовольная пристройка не создаёт угрозу жизни и здоровью граждан, за прошедшие с момента её возведения 18 лет никто никогда не заявлял требований о её сносе по этим основаниям.

Существование пристройки также не нарушает права и законные интересы сособственников жилого дома литр «А», в чём имеются их нотариально заверенные согласия. Кроме того, возведение пристройки способствовало укреплению всего строения литер «А», здание перестало клониться после самовольного сноса 7/40 доли, так как общая крыша над оставшимися 14/40 и 15/40 долями жилого дома литер «А» стала надёжно укреплена стеной кирпичной пристройки.

      Согласно ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

      В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

       Привлеченная в качестве третьего лица Миносян Л.С., представитель ФКУ ДСД «Черноморье» в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены.

       Представитель администрации города Сочи настаивала на удовлетворении иска, в удовлетворении встречных исковых требований Барановой С.В. просила отказать.

        Представитель Барановой С.В. просила удовлетворить встречные исковые требования по основаниям в них изложенным, в удовлетворении исковых требований администрации города Сочи отказать.

       Представитель ГК «Олимпстрой», представитель Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года, просили удовлетворить иск администрации г. Сочи, в удовлетворении встречных исковых требований Барановой С.В. просили отказать.

        Выслушав пояснения представителя администрации г. Сочи, представителя Барановой С.В., представителя ГК «Олимпстрой», представителя Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года, исследовав материалы дела, суд считает что исковые требования администрации г. Сочи, являются обоснованными и подлежат удовлетворению, встречные исковые требования Барановой С.В. не подлежат удовлетворению.

Судом были установлены следующие фактические обстоятельства, имеющие значение по делу.

Земельный участок с кадастровым номером (Номер) площадью 1583 кв. м по (Адрес) находится в общей долевой собственности Барановой С.В., З., Миносян J1.C.

Согласно свидетельства о государственной регистрации права от (Дата) серии (Номер) Барановой С.В. принадлежит 15/40 доли от общей долевой собственности на земельный участок.

Категория земель - земли населенных пунктов. Разрешенный вид использования земельного участка - приусадебный земельный участок.

На земельном участке расположен одноэтажный жилой дом (литер А) общей площадью 77,8 кв.м, 15/40 доли от общей долевой собственности принадлежит Барановой С.В. на основании свидетельства о государственной регистрации права от (Дата) серии (Номер).

К указанному жилому дому самовольно пристроена двухэтажная пристройка общей площадью 58,3 кв.м, состоящая из помещений литер а4,а5,аб.

Факт возведения объекта капитального строительства подтверждается актом о выявлении факта нарушения градостроительного законодательства от «15» августа 2011 года, составленным МУ «Земельная инспекция города Сочи» и фотоматериалом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, строительство объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, осуществляется на основании разрешения на строительство.

В соответствии со ст. 51 и 55 Градостроительного кодекса разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство. Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2005 года № 698 утверждена единая форма разрешения на строительство, заполняемая в порядке, предусмотренном Приказом Министерства регионального развития РФ от 19 октября 2006 года № 120.

Полномочиями по выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) в силу пункта 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российский Федерации обладают в том числе органы местного самоуправления. Распоряжением Главы города Сочи от 22 февраля 2006 года № 48-Р «О наделении комитета архитектуры и градостроительства администрации города Сочи полномочиями в области градостроительной деятельности на территории города-курорта Сочи и признании утратившим силу распоряжения Главы города Сочи от 25 марта 2005 года N 100-р», пунктом 2 Постановления Главы города Сочи от 27 мая 2009 г. № 179 «О делегировании отдельных полномочий администрации города Сочи» выдача разрешений на строительство реконструкцию, капитальный ремонт и ввод в эксплуатацию объектов - отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства), осуществляется администрациями внутригородских (Адлерского, Хостинского, Центрального, Лазаревского) районов города Сочи.

Пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом, либо за его счет. Статьей 25 Федерального закона от 17 ноября 1995 года № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» лицо, виновное в строительстве или в изменении архитектурного объекта без соответствующего разрешения на строительство, обязано за свой счет осуществить снос (полную разборку) самовольной постройки или привести архитектурный объект и земельный участок в первоначальное состояние.

Самовольное строительство представляет собой правонарушение, которое состоит в нарушении норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство. Поэтому лицо, осуществившее самовольную постройку, не является законным владельцем.

Положения ст. 222 ГК РФ не определяют, каким путем (строительство либо реконструкция) создается самовольная постройка. В силу этого, исходя из положений ГК РФ реконструированный объект недвижимости признается самовольной постройкой, если в результате реконструкции создан новый объект недвижимости, а сами работы производились:на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами; без получения на это необходимых разрешений; с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Вводя правовое регулирование самовольной постройки, законодатель закрепил в пункте 1 статьи 222 ГК Российской Федерации три признака самовольной постройки, а именно: постройка должна быть возведена либо на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом порядке, либо без получения необходимых разрешений, либо с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (причем для определения ее таковой достаточно наличия хотя бы одного из этих признаков), и установил в пункте 2 той же статьи последствия, то есть санкцию за данное правонарушение в виде отказа признания права собственности за застройщиком и сноса самовольной постройки осуществившим ее лицом либо за его счет.

По буквальному смыслу указанной нормы, содержащаяся в ней санкция может быть применена, если доказана вина в осуществлении самовольной постройки. Осуществление самовольной постройки является виновным действием, доказательством совершения которого служит установление хотя бы одного из трех условий, перечисленных в пункте 1 статьи 222 ГК РФ. Данная правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 3 июля 2007 года №595-0-П.

Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона № 1Э1-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ведении органов местного самоуправления находится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения. Аналогичные полномочия закреплены подпунктом 26 пункта 1 статьи 7 Устава муниципального образования город- курорт Сочи.

Вышеуказанные нарушения градостроительного законодательства усугубляются также тем, что строительство спорного объекта производится в г.Сочи, который в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета РФ и Совета Министров РФ от 12.04.1993 г. за № 4766-1/337 «О государственной поддержке функционального развития города-курорта Сочи» Сочинский регион отнесен к курортам федерального значения.

Указом президента РФ от 06.07.94 № 1470 «О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей» одобрена инициатива администрации Краснодарского края об отнесении ряда природных ресурсов побережий Черного и Азовского морей к федеральным природным ресурсам.

Распоряжением Правительства РФ от 12.04.96 г. № 591 - р курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов Сочи признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение.

Статьей 125 ГК РФ предусмотрено, что от имени муниципальных образований в суде могут выступать органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией. В случае возведения самовольной постройки имеет место нарушение прав муниципального образования по распоряжению муниципальными землями и правомочий по регулированию и планированию застройки территории муниципального образования, что дает истцу право предъявить настоящий иск.

Представленные доказательства по делу объективно свидетельствуют о том, что администрацией г. Сочи в соответствии со ст. ст. 56, 60 ГПК РФ представлены в совокупности доказательства, подтверждающие состоятельность их исковых требований, заявленные требования Барановой С.В. и материалами дела не опровергнуты.

На основании вышеизложенного и учитывая установленные в судебном заседании фактические обстоятельства имеющие существенное значение для разрешения данного дела, суд полагает возможным удовлетворить заявленные исковые требования администрации города Сочи, в удовлетворении встречных исковых требований Барановой С.В. отказать..

                               Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования администрации г. Сочи к Барановой С.В. о сносе самовольной постройки - удовлетворить.

Встречные исковые требования Барановой С.В. к администрации города Сочи о сохранении самовольной постройки - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г. Сочи в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 13.10.2011 года.

Судья:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200