Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации город Сочи 21 октября 2011 года Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Тайгибова Р.Т., с участием помощника прокурора Центрального района города Сочи Чуприна Е.А., при секретаре судебного заседания Горшковой Т.В. рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда города Сочи гражданское дело по заявлению прокурора Адлерского района города Сочи в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействие Управления МВД России по городу Сочи, УСТАНОВИЛ: Прокурор Адлерского района города Сочи обратился в Центральный районный суд города Сочи с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействие Управления МВД России по городу Сочи, выразившееся в несоблюдении требований санитарно-эпидемиологического законодательства РФ, Федерального закона от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в деятельности ИВС отдела полиции (Адлерский района) Управления МВД России по городу Сочи; обязании в полном объеме устранить нарушения, указанные в акте по результатам мероприятий по надзору ЦГСЭН МСЧ ГУВД по Краснодарскому краю от 24-25 марта 2011 года, предписании ЦГСЭН МСЧ ГУВД по Краснодарскому краю от 25.03.2011 года. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Адлерского района города Сочи совместно с Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора МСЧ ГУВД по Краснодарскому краю проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства в деятельности ИВС отдела полиции (Адлерский район) УВД по городу Сочи. В ИВС регулярно водворяются подозреваемые и обвиняемые, в том числе несовершеннолетние. В ходе проверки установлено, что в ИВС при организации содержания несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых), а также иных лиц, допускаются нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно правила и нормативы, в том числе, требования, закрепленные в ведомственных приказах, что создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. В ИВС, указывает прокурор, имеется 12 камер, санитарно-техническое состояние камер и подсобных помещений в ИВС неудовлетворительное. Отсутствует необходимое количество постельного белья и принадлежностей согласно числу содержащихся. В помещении грязно, подход к стеллажу заставлен различными предметами. Отдельное помещение для хранения личных вещей водворенных отсутствует. Допускается перелимит камер. Не соблюдается норматив санитарной площади на 1 человека. На изоляторе для инфекционных больных не имеется надписей. Для несовершеннолетних не имеется постоянной отдельной камеры. Также, указывает заявитель, санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих, утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 04.06.2003 года, камерная дезинфекция вещей поступающих и убывающих лиц не проводится. Дезкамера не установлена. Противоэпидемические мероприятия и дезобработка изолятора после каждого больного, находящегося в изоляторе, не проводится. Дератизация и дезинсекция помещений и камер также не проводятся, отсутствует медицинский кабинет, дежурная часть не обеспечена аптечкой «АнтиСпид» и противошоковой укладкой. Прогулочный дворик не приведен в надлежащий вид, прогулки, содержащихся, не проводятся. Несовершеннолетним помещенным возможность для занятия физическими упражнениями, спортивными играми не обеспечена. По результатам проверки, указывает прокурор, 28.07.2011 года прокуратурой Адлерского района города Сочи в адрес начальника УВД по городу-курорту Сочи внесено представление об устранении нарушений требований Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Однако до настоящего времени нарушения, выявленные в деятельности ИВС, обеспечивающем круглосуточное содержание подозреваемых и обвиняемых, не устранены, что, по мнению прокурора, свидетельствует о бездействии УВД по городу-курорту Сочи. Участвующий в судебном заседании помощник прокурора Центрального района города Сочи Чуприна Е.А., заявленные требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении, настаивала на их удовлетворении. Представитель заинтересованного лица - УВД МВД России по городу Сочи, по доверенности Ованесян Т.А., в судебном заседании, заявленные требования посчитала необоснованными, пояснив суду, что руководством УВД по городу Сочи неоднократно испрашивались денежные средства у МВД России, органа местного самоуправления на указанные в заявлении прокурора цели, однако до настоящего времени денежные средства из федерального бюджета не выделены, поскольку на текущий год не предусмотрены сметой расходов МВД России из средств федерального бюджета. Просила в удовлетворении требований отказать. Участвующий в судебном заседании представитель заинтересованного лица - центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора МСЧ ГУВД по Краснодарскому краю, по доверенности Жук С.В., заявленные требования поддержал в полном объеме, просил об их удовлетворении. Выслушав доводы и возражения сторон, исследовав материалы дела, представленные письменные доказательства в их совокупности, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, прокуратурой Адлерского района города Сочи совместно с Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора МСЧ ГУВД по Краснодарскому краю проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства в деятельности ИВС отдела полиции (Адлерский район) УВД по городу Сочи. В ИВС регулярно водворяются подозреваемые и обвиняемые, в том числе несовершеннолетние. Так, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ИВС помещено 6 несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых. В соответствии со ст. ст.20, 41, 38 Конституции РФ, ст.6 Федерального закона от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ребенком является лицо, не достигшее 18-летнего возраста. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина. Согласно ст.ст.6, 13, 15, 23 Федерального закона от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, могут переводиться в изоляторы временного содержания в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более чем на десять суток в течение месяца. Подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений пользуются правами и свободами, несут обязанности, установленные для граждан РФ, с ограничениями, предусмотренными Законом и иными федеральными законами. Им создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. В местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых. В силу ст.31 Федерального Закона, п.16 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, органов внутренних дел, утвержденными Приказом МВД РФ от 22.11.2005 года № 950, несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым создаются улучшенные материально-бытовые условия. Однако, как установлено судом, следует из материалов дела, указанные требования действующего законодательства в деятельности ИВС не соблюдаются. Так, в ходе проведенной проверки установлено, что в ИВС при организации содержания несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых), а также иных лиц, допускаются нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно правила и нормативы, в том числе, требования, закрепленные в ведомственных приказах, что создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний (ст.1 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). Пунктом 1 ст.2 указанного Закона установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения санитарных правил. В соответствии с Правилами, подозреваемые и обвиняемые в ИВС обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом, постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом; постельным бельем: двумя простынями, наволочкой, полотенцем. Камеры ИВС оборудуются индивидуальными нарами или кроватями, столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; тазами для гигиенических целей и стирки одежды. Как установлено в ходе проверки, в ИВС имеется 12 камер. В камерах № № с 1 по 8, 11, карцер, длительное время не проводился ремонт: на стенах «шуба», стены и потолки не белены - серо-черные, в 9-й камере потеки на стенах от протекания крыши, сырость. В 4-х камерах установлены столы, лавки и 2-х ярусные кровати - № № 3, 9, 10, 11. В остальных камерах - деревянные настилы с разметкой спального места. Санитарно-техническое состояние камер и подсобных помещений в ИВС неудовлетворительное. В нарушение п.п.15, 42, 43 Правил, отсутствует необходимое количество постельного белья и принадлежностей согласно числу содержащихся. Не всем выдаются одеяла из-за недостаточного обеспечения. Новые комплекты постельного белья и белье после стирки хранятся в беспорядке на стеллаже в приспособленном помещении и во дворе у старшины ИВС, где еще складированы различные вещи хозяйственного назначения. В помещении грязно, подход к стеллажу заставлен различными предметами. Специального помещения для складирования и хранения принадлежностей и белья нет, что является нарушение СП 12-95 МВД России. Отдельное помещение для хранения личных вещей водворенных отсутствует. Допускается перелимит камер. Не соблюдается норматив санитарной площади на одного человека. На изоляторе для инфекционных больных не имеется надписей. Для несовершеннолетних не имеется постоянной отдельной камеры. На момент проверки в камере № 1 на площади 6,45 кв.м содержатся три человека, больных туберкулезом легких, прибывших из СИЗО городаАрмавира, что является нарушение СП 12-95 МВД России - на одного человека 7 кв.м. В нарушение п.3 Приказа МВД и Министерства здравоохранения России № 1115/475 от 31.12.1999 года «Об утверждении инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в ИВС органов внутренних дел», п.п.14, 125, 126 Правил, СП 3.5.1378-03.3.5. «Дезинфектология. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности», утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 07.06.2003 года, СП 3.1/3.2.1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных заболеваний», СанПиН 3.5.2.1376-03. 3.5.2. «Дезинсекция. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 04.06.2003 года, камерная дезинфекция вещей поступающих и убывающих лиц не проводится. Дезкамера не установлена. Противоэпидемические мероприятия и дезобработка изолятора после каждого больного, находящегося в изоляторе, не проводится. Дератизация и дезинсекция помещений и камер также не проводятся. В ИВС имеются два стационарных бактерицидных излучателя на потолке коридора и один переносной. Год выпуска ламп не указан, паспорта и сертификаты качества ни них отсутствуют, журнал учета времени работы ламп не ведется, что не позволяет оценить эффективность работы (Руководство 3.1.683 «Профилактика инфекционных заболеваний. Использование ультрафиолетового бактерицидного излучателя для обеззараживания воздуха и поверхностей в помещениях»). В нарушение Правил отсутствует медицинский кабинет. Дежурная часть не обеспечена аптечкой «АнтиСпид» и противошоковой укладкой. В соответствии со ст.31 Закона, п.п. 130, 132 Правил, подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в ИВС, пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа, несовершеннолетние - не менее двух часов. Прогулка проводится на территории прогулочных дворов, которые оборудуются скамейками для сидения и навесами от дождя. Во время прогулки несовершеннолетним предоставляется возможность для физических упражнений и спортивных игр. Как установлено в ходе проверки в ИВС прогулочный дворик имеется, но не приведен в надлежащий вид. Прогулки содержащихся под стражей не проводятся. Несовершеннолетним помещенным возможность для занятия физическими упражнениями, спортивными играми не обеспечена. Кроме того, в нарушение ст.31 Закона, в ИВС не созданы условия для самообразования несовершеннолетних, проведения с ними культурно-воспитательной работы. Выявленные нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, Федерального закона от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» создают угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, иных лиц, содержащихся в ИВС, персонала, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. В силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Судебная защита прокурором интересов неопределенного круга лиц является одной из форм осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, исполнения законов, действующих на территории Российской Федерации в целях пресечения любых фактов нарушения законности. В соответствии с ч.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в силу действующего процессуального законодательства Российской Федерации полномочен обратиться с заявлением в суд, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление прокурора Адлерского района города Сочи в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействие Управления МВД России по городу Сочи - удовлетворить. Признать незаконным бездействие Управления МВД России по городу Сочи, выразившееся в несоблюдении требований санитарно-эпидемиологического законодательства РФ, Федерального закона от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в деятельности ИВС отдела полиции (Адлерский района) Управления МВД России по городу Сочи. Обязать Управление МВД России по городу Сочи в полном объеме устранить нарушения, указанные в акте по результатам мероприятий по надзору ЦГСЭН МСЧ ГУВД по Краснодарскому краю от 24-25 марта 2011 года, предписании ЦГСЭН МСЧ ГУВД по Краснодарскому краю от 25.03.2011 года. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи в течение 10 дней со дня составления его мотивированной части. Председательствующий судья Р.Т.Тайгибов Мотивированное решение составлено и подписано судьей 26.10.2011 года.