решение по заявлению прокурора г. Сочи в интересах РФ и неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации г. Сочи выразившееся в непринятии мер по соблюдению тр



К делу №2-5110/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Сочи                                                                                  7 октября 2011 года

Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Ефанова В.А. при секретаре судебного заседания Мумджяне Г.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Сочи в интересах РФ и неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации г. Сочи выразившееся в непринятии мер по соблюдению требований экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства и восстановлении сетей ливневой канализации,

У с т а н о в и л:

Прокурор гор. Сочи обратился в суд с заявлением в интересах РФ и неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации г. Сочи выразившееся в непринятии мер по соблюдению требований экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства и восстановлении сетей ливневой канализации, в котором просит суд признать незаконным бездействие администрации города Сочи, выразившееся в непринятии мер по соблюдению требований экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства и восстановлению сетей ливневой канализации на улицах Санаторная, Инжирная, Политехническая, Пирогова, Клубничная, Бамбуковая, переулки Рахманинова, Городской; обязать администрацию г. Сочи принять меры к восстановлению сетей ливневой канализации на улицах Санаторная, Инжирная, Политехническая, Пирогова, Клубничная, Бамбуковая, переулки Рахманинова,, Городской и очистке ливневых сточных вод.

В обоснование иска указал, чтопрокуратурой города организовано рассмотрение обращения директора Федеральной службы охраны Российской Федерации Мурова Е.А. о нарушениях природоохранного законодательства и санитарно-эпидемиологического законодательства в г. Сочи, на территориях, прилегающих к резиденции Президента Российской Федерации, ФГУП «Объединенный санаторий «Русь» и ФГУП «Санаторий «Сочи». Установлено, что активное жилищное строительство в районе функционирования указанных объектов (улицы Санаторная, Инжирная, Политехническая, Пирогова, Клубничная, Бамбуковая, переулки Рахманинова, Городской) начато в конце 90-х годов, в связи с предоставлением гражданам органом местного самоуправления земельных участков для индивидуального жилищного строительства. При этом существующие на тот момент мощности систем водоотведения (ливневая и хозяйственно-бытовая канализации) соответствовали объемам потребления. В условиях высоких темпов строительства, обусловленных развитием курортных территорий, органами местного самоуправления г. Сочи вопросам развития инженерной инфраструктуры уделяется недостаточное внимание. Строительство новых систем водоотведения, ремонт и восстановление поврежденных и изношенных участков сетей осуществляется недостаточно. Очистные сооружения ливневой канализации, глубоководные выпуски, находятся в неудовлетворительном санитарно-техническом состоянии, требуют ремонта и реконструкции. Кроме того, на улицах Виноградная, Инжирная, Политехническая, Санаторная, Плеханова, Калужская, Клубничная, Крымская, Волжская, Ясная, пер. Рахманинова, Городской зафиксированы факты отсутствия ливневых каналов, из-за чего ливневые стоки растекаются по проезжей части дорог и впадают в Черное море. Неудовлетворительное состояние систем централизованного водоотведения, в отдельных районах полное их отсутствие, несанкционированные подключения и сброс хозяйственно-бытовых сточных вод в системы ливневой канализации, отсутствие надлежащей очистки сточных вод приводят к загрязнению окружающей среды. На администрацию г. Сочи законодательством возложена обязанность по соблюдению законодательства по охране окружающей среды, в том числе путем принятия мер по восстановлению сетей ливневой канализации и установке очистных сооружений на всех местах выпуска ливневых сточных вод водные объекты, однако администрация г. Сочи в данной части бездействует, чем нарушает нормы действующего законодательства.

В судебном заседании помощник прокурора Центрального района г. Сочи Коган И.М. поддержала заявление прокурора г. Сочи, дала пояснения идентичные правовой позиции изложенной в заявлении.

Представитель администрации г. Сочи в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления, указав на то, что соответствующие стеки должны делать собственники индивидуальных жилых домов. Более того тех условия собственникам домов выдает ООО «Югводоканал», Роспотребнадзор штрафовал ООО «Югводоканал». Кроме этого часть обязанностей возложена на администрацию районов. Так же администрация заключила муниципальный контракт с ОАО «Институт МосводоканалНИИпроект» для разрешения данной ситуации, тем самым администрация г. Сочи не бездействует, следовательно, оснований для удовлетворения заявления нет.

Предстаивтель администрации Центрального района г. Сочи в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления, поддержал правовую позицию предстаивтеля администрации г. Сочи.

Предстаивтель ООО «Югводоканал» в судебном заседании просил суд удовлетворить заявление, пояснил, что на органы местной власти возложена обязанность на содержание, возведение, восстановление сетей ливневой канализации, однако администрация бездействует, возложенные на нее обязанности не исполняет. ООО «Югводоканал» не обязан создавать новые сети ливневой канализации.

Предстаивтель ТО Роспотребнадзора в г. Сочи в судебное заседание не явился, о времени и месте, которого был извещен надлежаще, причины неявки суду неизвестны.      

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим обстоятельствам.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Как установлено из представленных доказательств прокуратурой города организовано рассмотрение обращения директора Федеральной службы охраны Российской Федерации Мурова Е.А. о нарушениях природоохранного законодательства и санитарно-эпидемиологического законодательства в г.Сочи, на территориях, прилегающих к резиденции Президента Российской Федерации, ФГУП «Объединенный санаторий «Русь» и ФГУП «Санаторий «Сочи».

Установлено, что активное жилищное строительство в районе функционирования указанных объектов (улицы Санаторная, Инжирная, Политехническая, Пирогова, Клубничная, Бамбуковая, переулки Рахманинова, Городской) начато в конце 90-х годов, в связи с предоставлением гражданам органом местного самоуправления земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

При этом существующие на тот момент мощности систем водоотведения (ливневая и хозяйственно-бытовая канализации) соответствовали объемам потребления.

В условиях высоких темпов строительства, обусловленных развитием курортных территорий, органами местного самоуправления г. Сочи вопросам развития инженерной инфраструктуры уделяется недостаточное внимание.

Строительство новых систем водоотведения, ремонт и восстановление поврежденных и изношенных участков сетей осуществляется недостаточно. Очистные сооружения ливневой канализации, глубоководные выпуски, находятся в неудовлетворительном санитарно-техническом состоянии, требуют ремонта и реконструкции.

Кроме того, на улицах Виноградная, Инжирная, Политехническая, Санаторная, Плеханова, Калужская, Клубничная, Крымская, Волжская, Ясная, пер. Рахманинова, Городской зафиксированы факты отсутствия ливневых каналов, из-за чего ливневые стоки растекаются по проезжей части дорог и впадают в Черное море.

Неудовлетворительное состояние систем централизованного водоотведения, в отдельных районах полное их отсутствие, несанкционированные подключения и сброс хозяйственно-бытовых сточных вод в системы ливневой канализации, отсутствие надлежащей очистки сточных вод приводят к загрязнению окружающей среды.

Согласно полученным сведениям из территориального отдела Роспотребнадзора в г. Сочи и Черноморского отдела комплексного контроля Департамента Росприроднадзора по ЮФО в акватории Черного моря периодически регистрируются превышения предельно-допустимых норм по различным показателям. Причиной такой ситуации является отсутствие очистных сооружений ливневой канализации города, отсутствие ливневой канализации в некоторых районах города, а также высокий процент физического износа действующих сетей системы ливневой канализации и хозяйственно-фекальной канализации, нарушение правил их эксплуатации.

Так же прокуратурой г. Сочи выявлены факты незаконного подключения к централизованным сетям ливневой канализации 15 индивидуальных жилых домов (ул. Виноградная, Санаторная, Политехническая, пер. Рахманинова и Городской, ул. Калужская).

При этом, администрация города Сочи не обладает достоверной информацией о количестве пользователей объектов ливневой канализации, объеме и качестве сбрасываемых ими сточных вод, что подтверждается информацией из администрации города Сочи.

Из представленных доказательств, следует, что администрация города Сочи фактически самоустранилась от реализации предусмотренных законодательством полномочий по содержанию объектов муниципального имущества и организации водоотведения в границах городского округа. До настоящего времени не проведена инвентаризация объектов ливневой канализации.

Согласно предоставленным сведениям из территориального отдела Роспотребнадзора по КК по г. Сочи установлено, что в адрес главы города с 2007 года направлялись информационные письма, в которых сообщалось о неудовлетворительном состоянии ливневой канализации в городе Сочи. Однако, администрацией указанные информационные письма игнорировались, меры не принимались.

В соответствии с Законом Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.99 N 52-ФЗ постановлением главы города Сочи от 16.08.2001 №442 утверждено Положение о санитарно - противоэпидемической комиссии администрации города Сочи.

Однако, администрацией города Сочи не исполняются Постановления санитарно-противоэпидемической комиссии. Так, согласно Постановлению санитарно-противоэпидемической комиссии от 19.04.2010 №1 отмечена неудовлетворительная работа Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Сочи. Кроме того, указанным Постановлением работникам администрации рекомендовано принять меры по обеспечению передачи в муниципальную собственность в установленном законодательством порядке бесхозяйных объектов водоснабжения, водоотведения и сетей ливневой канализации с проведением необходимых ремонтов, реконструкций, заменой изношенного оборудования и дальнейшим соответствующим обслуживанием, а также принять меры по скорейшей ликвидации неблагополучной санитарно-эпидемиологической обстановки в районе «Государственной дачи «Бочаров Ручей».

Согласно пункту 1 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Статьей 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что к вопросам местного значения городского округа относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

В соответствии со ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации под водным объектом понимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима; истощение вод -постоянное сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод; охрана водных объектов - система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов; сточные воды - воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории.

Согласно ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ водопользователи при использовании водных объектов, в том числе при сбросе сточных вод, обязаны не допускать нарушение прав других водопользователей и причинение вреда окружающей среде, а так же выполнять иные предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами обязанности.

Статья 35 Водного кодекса РФ предусматривает, что поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Таким образом, несоблюдениепредельно допустимых концентраций химических веществ, сброса сточных вод в водные объекты влечет их загрязнение, засорение.

Согласно пунктам 4 и 6 статьи 56 Водного кодекса РФ содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы. Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

Подпунктом 1 пункта 6 статьи 60 Водного кодекса РФ запрещается при эксплуатации водохозяйственной системы осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.

Установлено из представленных доказательств, что загрязненные поверхностно-ливневые воды, которые собираются неорганизованно, поступают в ливневой коллектор и сбрасываются с содержанием вредных (загрязняющих) веществ без соответствующей очистки по пер. Рахманинова, между пляжами санатория «Сочи» и «Русь» в акваторию Черного моря. При этом, в указанном районе отсутствуют очистные сооружения.

Подпунктами 4, 11 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения относятся: организация в границах городского округа, в числе прочего, водоснабжения населения и водоотведения; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

При таких обстоятельствах администрация г. Сочи отнесена к субъекту природоохранной деятельности, на который возложена обязанность по соблюдению законодательства по охране окружающей среды, в том числе путем принятия мер по восстановлению сетей ливневой канализации и установке очистных сооружений на всех местах выпуска ливневых сточных вод в водные объекты.

Прокуратурой города в адрес руководителя Сочинского ТО ФГУ «ЦЛАТИ по ЮФО» направлено поручение о проведении количественного химического анализа неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод. Согласно предоставленного акта отбора проб сточной воды от 13.09.2011 и протокола КХА сточной воды от 19.09.2011 №421 установлено превышение предельно допустимых концентраций вредных веществ для морской воды.

Распоряжением Правительства РФ от 12.04.96 № 591-р, принятым всоответствии с Указом Президента РФ от 06.07.94 № 1470 «О природных ресурсах прибрежной полосы Черного и Азовского морей» город Сочи признан курортом федерального значения, соответственно особо охраняемой природной территорией, имеющей федеральное значение.

Акватория Черного моря, в том числе зона прибрежного водопользования, является одним из природных лечебных ресурсов города-курорта Сочи, предназначенным для отдыха и лечебно-оздоровительных целей.

При этом частью 1 ст. 32 Федеральными законами от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» в границах курортов запрещается любая деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.

Согласно ст. 7 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» одним из основных принципов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является заблаговременность проведения мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения.

Кроме того, пунктами 8, 11, 28 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесено участие в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а так же организация мероприятий по охране окружающей среды на в границах городского округа.

В соответствии с п.2 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Таким образом, установлено, что длительное бездействие администрации г. Сочи создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с загрязнением прибрежной полосы акватории Черного моря в районе вышеуказанных санаториев.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия,вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

При сложившейся ситуации, сброс неочищенных сточных вод в г. Сочи в районе вышеуказанных санаториев в нарушение предъявляемых законодательством требований, нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а так же создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, распространения заболеваний, угрозу ухудшения качества и истощения природных ресурсов, влечет возможность причинения вреда в будущем.

Согласно ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

В обоснование своих возражений представитель администрации г. Сочи представил в суд муниципальный контракт от 14.07.2011 года, заключенный с ОАО «Институт МосводоканалНИИпроект», который якобы подтверждает то, что администрация г. Сочи не бездействует. Однако суд не считает, что данное обстоятельство является безусловным основанием для отказа в удовлетворении заявления, так как на настоящий момент возложенные законом обязанности администрация г. Сочи не исполняет.

Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора г. Сочи в интересах РФ и неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации г. Сочи выразившееся в непринятии мер по соблюдению требований экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства и восстановлении сетей ливневой канализации, признать обоснованным.

Признать незаконным бездействие администрации города Сочи, выразившееся в непринятии мер по соблюдению требований экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства и восстановлению сетей ливневой канализации на улицах Санаторная, Инжирная, Политехническая, Пирогова, Клубничная, Бамбуковая, переулки Рахманинова, Городской.

Устранить в полном объеме допущенные нарушения, обязать администрацию г. Сочи принять меры к восстановлению сетей ливневой канализации на улицах Санаторная, Инжирная, Политехническая, Пирогова, Клубничная, Бамбуковая, переулки Рахманинова, Городской и очистке ливневых сточных вод.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия в окончательной форме, в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи.

     

Председательствующий

Мотивированный текст решения изготовлен 11.10.2011 года.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200