Решение по заявлению Подзолко и др. о признании Распоряжения Главы г.Сочи незаконным



к делу № 2-4800/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Сочи                                                                                                                 25 октября 2011 года

         Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Тайгибова Р.Т.

при секретаре судебного заседания Горшковой Т.В.

         рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда города Сочи гражданское дело по заявлению Подзолко В.Г., Колисниченко В.В., Колисниченко Г.Е., Петровой В.Ф.. Малеевой С.Ф., Ляцина А.В., Ляциной Т.В., Ляциной С.В., Ляциной Н.В., Дмитриенко А.В., Сорокиной Н.Н., Мачарова С.И., Ларионовой С,Ю,, Ларионовой Л.П., Ларионовой Е.Ю,, Глушенко Ю.А. о признании Распоряжения Главы города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ, незаконным

УСТАНОВИЛ:

Заявители - жильцы <адрес> обратились в Центральный районный суд города Сочи с заявлением о признании незаконными Распоряжение Главы администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ и акт межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о признании их дома аварийным и подлежащим сносу.

В обоснование заявленных требований указали, что являются собственниками квартир № 1, 2, 3, 5, 9 жилого <адрес> и сособственниками общего земельного участка площадью 1136 кв.м. В середине марта 2011 года, указывают заявители, в почтовом ящике квартиры № 1 их дома, они обнаружили письмо из администрации города Сочи без номера и даты, из которого узнали, что дом попадает под программу переселения из аварийного фонда. На их запрос об условиях переселения и признании аварийности дома в апреле 2011 года из администрации Центрального района города Сочи получен ответ, из которого они, заявители, узнали, что их <адрес> обжалуемым Распоряжением Главы города Сочи признан аварийным и подлежащим сносу. Пытаясь разобраться в обстоятельствах издания такого Распоряжения, они выяснили, что ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия администрации Центрального района города Сочи составила акт о признании дома аварийным для проживания. Считают Распоряжение Главы города Сочи и акт межведомственной комиссии незаконными, нарушающими их права собственников жилого многоквартирного дома, создают угрозу сноса жилого дома и принудительного переселения.

В соответствии с нормами действующего законодательства, указывают заявители, в администрацию года Сочи с заявлением о признании дома аварийным и не пригодным для проживания они не обращались, органом, уполномоченным на проведение государственного контроля и надзора соответствующего заключения не принималось, в межведомственную комиссию не вошел представитель собственников дома, дом комиссией не обследовался, заключение жильцам дома не доводилось. Дом, в котором проживают заявители, не имеет деформации фундамента, стен, несущих конструкций, не несет опасности обрушения, здание не достигло недопустимого уровня своей надежности, прочности, устойчивости строительных конструкций.

В судебном заседании заявители Ларионова С.Ю., Ларионова Л.П., Малеева С.Ф., Мачаров С.И., действующий в интересах также заинтересованного лица ТСЖ «Театральное», представитель заявителей Тупиков В.А., действующий на основании доверенностей, заявленные требования поддержали в полном объеме, в уточнении требований просили суд признать Распоряжение Главы администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ и акт межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в части признания <адрес> аварийным и подлежащим сносу, незаконными, обязав администрацию города Сочи в полном объеме устранить допущенное нарушение прав собственников <адрес> относительно оценки технического состояния принадлежащего им дома, отменить Распоряжение о признании дома аварийным и подлежащим сносу. Настаивали на удовлетворении заявленных требований, с учетом их уточнения.

Представитель заинтересованного лица - администрации города Сочи, по доверенности Бунина Е.А., в назначенное судебное заедание не явилась, в обращенном суду заявлении просит рассмотреть дело в свое отсутствие, в удовлетворении заявленных требований отказать, посчитав обжалуемое Распоряжение законным и обоснованным, порядок признании жилого <адрес> непригодным для проживания администрацией города Сочи, не нарушен.

Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Конституцией Российской Федерации (ст.46) предусмотрено, что могут быть обжалованы в суд решения, действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Это положение Конституции РФ реализуется по правилам, установленным главой 25 ГПК РФ.

В соответствии со ст.3 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», суды рассматривают жалобы на любые действия (решения), нарушающие права и свободы граждан, кроме действий (решений), проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ, а также действий (решений), в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования.

В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права.

Согласно ст.255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Как следует из материалов дела, заявители являются собственниками квартир № 1, 2, 3, 5, 9 жилого <адрес> и сособственниками земельного участка с кадастровым номером площадью 1136 кв.м.

Распоряжением Главы города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ утвержден акт межведомственной комиссии администрации Центрального района города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ по признанию жилого <адрес> аварийным и подлежащим сносу.

При этом суд находит оспариваемые акты органа местного самоуправления незаконными и необоснованными, подлежащими отмене.

Так, в соответствии со ст.1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований.

Частью 4 ст.15 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28.01.2006 года «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Согласно п.7 данного Положения, Признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.

Главой 4 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» предусмотрен порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Согласно закрепленному порядку (п.п.42, 43, 44 Положения) Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу.

При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; составление акта обследования помещения и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).

Согласно п.49 Положения в случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по утвержденной форме. На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Комиссия, согласно п.51 Положения, в 5-дневный срок направляет по 1 экземпляру распоряжения и заключения комиссии заявителю (собственнику).

При этом, как установлено судом, подтверждается материалами дела, все данные нормы и правила при издании Распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ нарушены.

Так, собственники жилого многоквартирного <адрес> никогда не обращались в администрацию города Сочи с заявлением о признании дома аварийным и непригодным для проживания. Отсутствует также обращение и органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора.

В составе межведомственной комиссии не было представителя собственников многоквартирного жилого дома. Межведомственной комиссией не проводилось обследование <адрес>, заключение, а именно принятый ДД.ММ.ГГГГ5 года акт обследования, до собственников дома не доводилось.

В принятом ДД.ММ.ГГГГ Главой города Сочи Распоряжении, отсутствуют указания о дальнейшем использовании помещения, сроки отселения или признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (п.49 Положения).

Кроме того, в нарушение п.44 Положения, обследование многоквартирного жилого <адрес> специализированной организацией не проводилось.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, то есть обязанности по доказыванию распределяются между сторонами на основании общего правила.

          Гражданско-процессуальный кодекс РФ предусматривает, что статья 56 рассматривается в контексте п.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон.

Вместе с тем, доказательств, опровергающих доводы заявителей, представителем администрации города Сочи не представлено.

В соответствии с положениями ч.1 ст.254 и ч.1 ст.256 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде в суде решение, действие (бездействие) органа место7го самоуправления в течение трех месяцев со дня, когда им стало известно о нарушении их прав и свобод.

Как установлено судом, не опровергается представителем администрации города Сочи, заявителям о нарушении их прав, а именно об изданном ДД.ММ.ГГГГ Распоряжении Главы администрации города Сочи и акта межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, стало известно из письма администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ.

Статьей 258 ГПК РФ установлено, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    

          Заявление Подзолко В.Г., Колисниченко В.В., Колисниченко Г.Е., Петровой В.Ф.. Малеевой С.Ф., Ляцина А.В., Ляциной Т.В., Ляциной С.В., Ляциной Н.В., Дмитриенко А.В., Сорокиной Н.Н., Мачарова С.И., Ларионовой С,Ю,, Ларионовой Л.П., Ларионовой Е.Ю,, Глушенко Ю.А. о признании Распоряжения Главы города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ, незаконным - удовлетворить.

Признать Распоряжение Главы города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ и акт межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в части признания <адрес> аварийным и подлежащим сносу, незаконными.

Обязать администрацию города Сочи устранить допущенное нарушение прав собственников <адрес> города сочи относительно оценки технического состояния дома, отменить Распоряжение о признании дома аварийным и подлежащим сносу от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи в течение 10 дней со дня составления его мотивированной части.

Председательствующий судья                      Р.Т.Тайгибов

Мотивированное решение составлено и подписано судьей 31.10.2011 года.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200