к делу № 2-5845/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ г.Сочи Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края В составе председательствующего судьи Вергуновой Е.М., при секретаре судебного заседания Мартыновой Л.А., с участием: прокурора Чуприна Е.А., представителя Территориальной избирательной комиссии Центральная г. Сочи по доверенности Железнова Э.А., представителя администрации г. Сочи по доверенности Буниной Е.А., представителя администрации Центрального района г. Сочи по доверенности Круглова К.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда г. Сочи гражданское дело по жалобе Басманова С.Н. на нарушение избирательного законодательства, УСТАНОВИЛ: Басманов С.Н. обратился в Центральный районный суд гор. Сочи с жалобой на нарушение избирательного законодательства. Жалоба мотивирована следующим. С ДД.ММ.ГГГГ в ТИК Центральная г. Сочи гражданам выдаются открепительные удостоверения (ОУ) для голосования на выборах в Государственную Думу РФ 04 декабря 2011 года. На ДД.ММ.ГГГГ выдана примерно тысяча открепительных удостоверений. При этом члены территориальной избирательной комиссии при выдаче открепительных удостоверений требуют от явившегося в ТИК гражданина паспорт, проверяют место регистрации и выдают открепительные удостоверения. Между тем, согласно части 8 статьи 74 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» территориальная избирательная комиссия выдает избирателю либо его представителю открепительное удостоверение на основании сведений об избирателях, представленных в территориальную избирательную комиссию в соответствии с частью 8 статьи 15 настоящего Федерального закона. Территориальная избирательная комиссия составляет реестр выдачи открепительных удостоверений, в котором указываются фамилия, имя и отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства избирателя. Председатель, заместитель председателя, секретарь или иной член территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, выдавший избирателю открепительное удостоверение, в соответствующих графах реестра выдачи открепительных удостоверений указывает номер выданного открепительного удостоверения и расписывается. Согласно частью 8 статьи 15 указанного закона сведения об избирателях собираются и уточняются должностными лицами, указанными в частях 2, 4 -6 настоящей статьи, и представляются ими в территориальные избирательные комиссии не позднее, чем за 60 дней до дня голосования, а если список избирателей составляется участковой избирательной комиссией, - в соответствующие участковые избирательные комиссии сразу после их сформирования. Сбор, уточнение и представление сведений об избирателях осуществляются в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. В ТИК Центральная г. Сочи на сегодняшний день вовсе отсутствуют сведения об избирателях, предусмотренные ст. 15 ФЗ., открепительные удостоверения выдаются только на основании паспорта. По мнению заявителя, паспорт с пропиской не является гарантией наличия у гражданина активного избирательного права. Данные действия ТИК Центральная были обжалованы заявителем в данную комиссию, однако комиссия, как ему достоверно известно, его жалобу не рассматривала. Ответ на жалобу вместо коллегиального органа дал ему председатель территориальной избирательной комиссии Центральная В.В. Белоус, в котором в нарушение ч. 8 ст.74 ФЗ-51 немотивированно утверждает, что территориальная избирательная комиссия вправе выдавать открепительные удостоверения лишь на основании паспорта с пропиской. Заявитель Басманов С.Н. в судебное заседание не явился, будучи извещен надлежащим образом под расписку в материалах дела, о причине своей неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие или об отложении судебного заседания не просил. В соответствии со ст. 260.1 ГПК РФ заявление рассматривается судом с участием заявителя, представителя соответствующих органа государственной власти, органа местного самоуправления, политической партии, иного общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, прокурора. Неявка в суд указанных лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела. На основании изложенного, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения жалобы Басманова С.Н. в его отсутствие. Представитель территориальной избирательной комиссии Центральная г. Сочи по доверенности Железнов Э.А. просил отказать в удовлетворении жалобы ввиду ее необоснованности и соответствия действий территориальной избирательной комиссии Центральная г. Сочи по выдаче открепительных удостоверений требованиям законодательства, рассмотрении жалобы Басманова С.Н. территориальной избирательной комиссией и направлении ему ответа в соответствии с требованиями закона. Кроме того, сведения об избирателях поступили в ТИК Центральная г. Сочи в установленном порядке, заявитель в своей жалобе не указал, на основании каких обстоятельств им сделан вывод об отсутствии сведений об избирателях в указанной ТИК. В обоснование своих доводов представил суду для обозрения сведения об избирателях. Кроме того, полагает, что оспариваемыми действиями указанной комиссии и ее председателя не нарушены каким-либо образом избирательные права заявителя, обратившегося в суд с жалобой от своего имени и проживающего на территории Хостинского района г. Сочи. Заинтересованное лицо - председатель территориальной избирательной комиссии Центральная г. Сочи Белоус В.В. в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания, о причине своей неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие или об отложении судебного заседания не просил, в связи с чем, суд на основании ч.1 ст. 260.1 ГПК РФ пришел к выводу о возможности рассмотрения жалобы Басманова С.Н. в отсутствие указанного заинтересованного лица. Представитель администрации Центрального района гор. Сочи по доверенности Круглов К.А. просил в удовлетворении жалобы отказать ввиду ее необоснованности, отсутствии факта нарушения избирательных прав Басманова С.Н. Представитель администрации гор. Сочи по доверенности Бунина Е.А. просила в удовлетворении жалобы отказать, полагая, что избирательные права заявителя оспариваемыми действиями ТИК Центральная г. Сочи и ее председателя Белоус В.В. не нарушены. Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего, что в удовлетворении жалобы следует отказать, изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд. Избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели обладают различным объемом прав и обязанностей в период избирательной кампании, кампании референдума и могут обращаться в суд за защитой этих прав, если считают их нарушенными (статья 3 и часть 1 статьи 4 ГПК РФ). В силу части первой статьи 247 Гражданского Процессуального Кодекса РФ суд приступает к рассмотрению дела, возникающего из публичных правоотношений, на основании заявления заинтересованного лица. В заявлении должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием). В соответствии с правовой позицией, изложенной Верховным Судом РФ в Постановлении Пленума от 31 марта 2011 г. N 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» граждане вправе обратиться за судебной защитой активного избирательного права (например, в связи с неправильностями в списках избирателей, непредставлением возможности получить информацию или проголосовать на избирательном участке), а также своего пассивного избирательного права (в частности, в связи с отказом в регистрации кандидатом), если считают эти права нарушенными. Из текста жалобы гражданина Басманова С.Н., обратившегося в суд с данной жалобой на нарушения избирательных прав, не следует, что оспариваемыми действиями ТИК Центральная г. Сочи и ее председателя нарушены его активное или пассивное избирательные права. Наличие у гражданина активного избирательного права обусловлено в числе прочих обстоятельств и нахождением места жительства гражданина в пределах избирательного округа, и лишь в предусмотренных законом случаях таким правом могут обладать граждане, место жительства которых находится за пределами избирательного округа (пункт 4 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ). Заявитель Басманов С.Н. в силу его постоянной регистрации ( <адрес> Б в <адрес>) является жителем Хостинского района г. Сочи, следовательно, его активное избирательное право не может быть нарушено действиями ТИК Центральная г. Сочи, в связи с чем, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении рассматриваемой жалобы. Кроме того, согласно статье 2 Федерального закона от 18.05.2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» законодательство о выборах депутатов Государственной Думы основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящего Федерального закона, других федеральных законов. В соответствии с ч.1 статьи 20 названного закона полномочия территориальных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы осуществляют территориальные избирательные комиссии, сформированные в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", либо избирательные комиссии муниципальных образований, действующие в случаях, предусмотренных указанным Федеральным законом, в качестве территориальных избирательных комиссий. Территориальная избирательная комиссия Центральная г. Сочи сформирована Постановлением избирательной комиссии Краснодарского края от 28 декабря 2010 года и действует на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва в соответствии с Федеральным законом от 18.05.2005 года №51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 18.05.2005 года №51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» к полномочиям территориальной избирательной комиссии относится, среди прочих, выдача избирателям открепительных удостоверений. Доводы жалобы Басманова С.Н. о том, что ТИК Центральная г. Сочи с ДД.ММ.ГГГГ выдаются открепительные удостоверения гражданам только на основании паспорта, при отсутствии в ТИК сведений об избирателях, суд признает не состоятельными по следующим основаниям. На основании ч. 5 ст.74 Федерального закона от 18.05.2005 года №51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» избиратель, который не будет иметь возможность прибыть в день голосования в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей, вправе получить в соответствующей территориальной избирательной комиссии (за 45 - 20 дней до дня голосования) либо в участковой избирательной комиссии (за 19 и менее дней до дня голосования) открепительное удостоверение и принять участие в голосовании на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования. Открепительное удостоверение выдается соответствующей избирательной комиссией на основании письменного заявления избирателя с указанием причины, по которой ему требуется открепительное удостоверение (ч.6 ст.74). Территориальная избирательная комиссия выдает избирателю либо его представителю открепительное удостоверение на основании сведений об избирателях, представленных в территориальную избирательную комиссию в соответствии с частью 8 статьи 15 настоящего Федерального закона. В соответствии с частью 8 ст. 15 Федерального закона от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" сведения об избирателях собираются и уточняются должностными лицами, указанными в частях 2, 4 - 6 настоящей статьи, и представляются ими в территориальные избирательные комиссии не позднее чем за 60 дней до дня голосования, а если список избирателей составляется участковой избирательной комиссией, - в соответствующие участковые избирательные комиссии сразу после их сформирования. Сбор, уточнение и представление сведений об избирателях осуществляются в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Указом Президента РФ от 19 августа 2011 года выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва назначены на 04 декабря 2011 года. Таким образом, выдача открепительных удостоверений в ТИК Центральная г. Сочи с ДД.ММ.ГГГГ не противоречит положениям части 5 ст. 74 Федерального закона от 18.05.2005 года №51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». В обоснование своих доводов представителем ТИК Центральная г. Сочи представлены для обозрения в судебном заседании сведения об избирателях, реестр учета выданных открепительных удостоверений. С учетом изложенного суд не усматривает в действиях территориальной избирательной комиссии Центральная нарушений действующего законодательства в части выдачи открепительных удостоверений, в связи с чем, отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований о признании незаконными и аннулировании всех выданных с ДД.ММ.ГГГГ ТИК Центральная г. Сочи открепительных удостоверений, запрете ТИК Центральная г. Сочи выдавать избирателям открепительные удостоверения до получения сведений об избирателях согласно ФЗ от 18.05.2005 года №51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ гражданин Басманов С.Н. обратился в ТИК Центральная г. Сочи с жалобой о прекращении выдачи избирателям открепительных удостоверений без списка избирателей, признании незаконными и аннулировании всех ранее выданных ТИК Центральная г. Сочи открепительных удостоверений. К своей жалобе, направленной в суд, заявитель Басманов С.Н. приложил копию полученного им ответа из ТИК Центральная г. Сочи на указанную жалобу, содержащий исходящий номер 04-05/1 от ДД.ММ.ГГГГ. Доводы рассматриваемой судом жалобы Басманова С.Н. о том, что его жалоба в ТИК Центральная г. Сочи рассмотрена не коллегиальным органом, а единолично председателем комиссии ФИО9 суд признает не состоятельными и основанными на предположениях по следующим основаниям. Полномочия территориальной избирательной комиссии предусмотрены ст.27 ФЗ № 51 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», ст. 26 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011, с изм. от 20.10.2011) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Как следует из копии указанной жалобы, представленной суду представителем ТИК Центральная г. Сочи, на тексте жалобы имеется резолюция: «Рабочей группе, рассмотреть в установленном законодательством РФ порядке». Таким образом, жалоба заявителя рассмотрена коллегиальным органом, ответ на жалобу заявителя подписан председателем ТИК Центральная г. Сочи ФИО9 Следовательно, направление заявителю ответа на его жалобу за подписью председателя ТИК Центральная г. Сочи не может быть расценено как бездействие территориальной избирательной комиссии и незаконное действие председателя указанной комиссии. В соответствии с частью 2 ст. 261 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении жалобы Басманова С.Н. на нарушение избирательного законодательства: - признании недействительными и аннулировании всех выданных с - запрещении ТИК Центральная выдавать открепительные удостоверения до - признании незаконным бездействия ТИК Центральная, не рассматривающей - признании незаконным действие председателя ТИК Центральная Белоуса В соответствии со ст. 199 ГПК РФ мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суда через Центральный районный суд г. Сочи в течение 5 дней со дня изготовления Председательствующий:
ДД.ММ.ГГГГ ТИК Центральная открепительных удостоверений;
получения сведений об избирателях согласно ФЗ «О выборах депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»;
жалобу Басманова С.Н.;
В.В., единолично принявшего решение по жалобе Басманова С.Н. - отказать.
мотивированного решения суда.