Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации город Сочи 16 ноября 2011 года Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Тайгибова Р.Т., при секретаре судебного заседания Горшковой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда города Сочи гражданское дело по исковому заявлению Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года к Кексал О.С. об изъятии для федеральных нужд путем выкупа объекта недвижимого имущества, УСТАНОВИЛ: Истец - Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года обратился в Центральный районный суд города Сочи с исковым заявлением об изъятии для федеральных нужд в собственность Российской Федерации путем выкупа земельный участок (земли населенных пунктов) с кадастровым номером 23:49:0202003:1300 площадью 82 кв.м, образованный в результате раздела земельного участка (земли населенных пунктов) с кадастровым номером № площадью 600 кв.м, расположенного по <адрес>, участок № <адрес>, принадлежащего на праве собственности Кексал О.С., посредством перечисления денежной суммы в размере 1020307 рублей на банковский счет ответчика, обязав Управление Росреестра по Краснодарскому краю зарегистрировать право собственности Российской Федерации на указанный земельный участок, обязав ответчика освободить спорный земельный участок. В обоснование исковых требований истец указал, что пп.1 п.2 Распоряжения Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 07.06.2011 года № 903-р в собственность Российской Федерации для федеральных нужд, путем выкупа, изъят земельный участок (земли населенных пунктов) площадью 82 кв.м, образованный в результате раздела земельного участка площадью 600 кв.м, расположенный по <адрес>, принадлежащий на праве собственности Кексал О.С. Данный земельный участок, указывает истец, попадает в границы размещения олимпийского объекта «Центральная автомагистраль города Сочи «Дублер Курортного проспекта» от 172 км федеральной автомобильной дороги М-27 Джубга-Сочи (р.Псахе) до начала обхода города Сочи ПКО (р.Агура) с реконструкцией участка дороги от ул.Земляничной до Курортного проспекта (проектные и изыскательные работы, строительство)» в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.07.2009 года № 316. Департаментом направлялось ответчику уведомление от ДД.ММ.ГГГГ №.3 о принятом решении об изъятии, подготовлен проект соглашения с ней. Однако, указывает истец, ответчик до настоящего времени соглашение не подписала, предложения о внесении изменений в соглашение не представила. Нарушение Кексал О.С. месячного срока на подписание соглашения в связи с изъятием недвижимого имущества препятствует предоставлению земельного участка ФКУ «Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского побережья Федерального дорожного агентства» для строительства олимпийского объекта федерального значения. В судебном заседании представитель истца - Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года, по доверенности Лазарев А.В., исковые требования поддержал в полном объеме, пояснил суду, что соглашение сторонами в настоящее время подписано. Ответчик Кексал О.С. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, пояснив, что в настоящее время соглашение подписано. Представитель третьего лица - ФКУ «Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского побережья Федерального дорожного агентства», по доверенности Таран О.В., в судебном заседании исковые требования поддержала, просила об их удовлетворении. Суд, выслушав доводы участвующих в деле лиц, изучив письменные материалы дела, представленные письменные доказательства в их совокупности, находит исковые требования оставить без удовлетворения, по следующим основаниям. В соответствии с Программой строительства Олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 года № 991, ответственным исполнителем по указанному олимпийскому объекту является Федеральное дорожное агентство, при этом строительство осуществляет ФКУ «Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского побережья Федерального дорожного агентства». Постановлением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.08.2009 № 723 утверждена Краевая целевая программа «Обеспечение строительства олимпийских объектов и развития города Сочи, как горноклиматического и бальнеологического курорта», в рамках которой проведено распределение полномочий и ответственности между органами исполнительной власти Краснодарского края и органами местного самоуправления муниципального образования город-курорт Сочи. В соответствии с пунктом 1.10 мероприятий Краевой целевой программы «Обеспечение строительства олимпийских объектов и развития города Сочи, как горноклиматического и бальнеологического курорта» ответственным исполнителем по исполнению указанного мероприятия определено Управление автомобильных дорог Краснодарского края. В силу пункта 1.1. положения о департаменте Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года, утвержденного постановлением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.06.2008 года № 497, департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по реализации полномочий Краснодарского края и полномочий Российской Федерации, переданных Краснодарскому краю, по подготовке XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитию города Сочи как горноклиматического курорта Краснодарского края. Согласно пункту 3.21 положения о Департаменте - Департамент в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Краснодарского края, осуществляет, в частности, функции по обращению в суд, арбитражный суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов краевого значения. В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в период с 01 января 2008 года до 01 января 2014 года на территории Краснодарского края допускаются изъятие земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд в целях размещения олимпийских объектов, а также изъятие земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для нужд субъекта Российской Федерации - Краснодарского края и муниципального образования «Город-курорт Сочи». Согласно требованиям п.п. 18, 19 ст.15 указанного Закона срок уведомления собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов изымаемых земельных участков составляет семь дней со дня принятия решения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов. Решения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества должны быть в течение семи дней со дня их принятия опубликованы в печатном издании, являющемся источником официального опубликования нормативных правовых актов Краснодарского края и муниципального образования «Город-курорт Сочи», и размещены на официальном сайте в сети Интернет Краснодарского края и муниципального образования «Город-курорт Сочи». В силу п.21 ст.15 данного Закона в течение семи дней со дня принятия решения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества администрация Краснодарского края заключает договор с оценщиком на проведение оценки изымаемого имущества и убытков, причиненных таким изъятием. Договор о проведении оценки должен содержать обязанность оценщика представить отчет об оценке в течение не более чем 30 дней со дня заключения договора. Отчет об оценке направляется администрацией Краснодарского края лицу, у которого изымается земельный участок и (или) расположенный на нем иной объект недвижимого имущества. Согласно п.22.1 указанная в части 21 настоящей статьи оценка производится на указанный администрацией Краснодарского края в задании на оценку день, который не может более чем на шесть месяцев предшествовать дню, когда правообладателю изымаемых объектов недвижимого имущества была предоставлена возможность ознакомления с проектом соглашения в порядке, предусмотренном частью 24 настоящей статьи. В соответствии с п.п.24, 25 ст.15 Закона администрация Краснодарского края осуществляет подготовку проекта соглашения, заключаемого в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, и обеспечивает возможность ознакомления с ним лиц, у которых данные объекты изымаются. Проект соглашения должен быть предоставлен органом, принявшим решение об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, лицу, у которого изымается земельный участок и (или) расположенный на нем иной объект недвижимого имущества. Как следует из материалов дела, Кексал О.С. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № площадью 600 кв.м, участок №, расположенный по <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ №. В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 Распоряжения Главы администрации Краснодарского края от 07.06.2011 года № 903-р изъят для федеральных нужд в собственность Российской Федерации путем выкупа в целях размещения олимпийского объекта земельный участок(земли населенных пунктов) с кадастровым номером № площадью 82 кв.м, образованный в результате раздела земельного участка (земли населенных пунктов) с кадастровым номером № площадью 600 кв.м, расположенного по <адрес>, принадлежащего на праве собственности Кексал О.С.. В соответствии с требованиями п.18 ст.15 Закона № 310-ФЗ Департамент направил ответчику уведомление о принятом решении об изъятии принадлежащего ей земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № В результате раздела земельного участка с кадастровым номером № площадью 600 кв.м образованы: земельный участок с кадастровым номером 23:49;0202003:1300 площадью 82 кв.м, подлежащий изъятию в собственность Российской Федерации на основании п.п.1 ч.4 ст.15 Федерального закона № 310-ФЗ; земельный участок с кадастровым номером 23:49:0202003:1299 площадью 518 кв.м, который остается в собственности Кексал О.С. Согласно отчету об оценке от ДД.ММ.ГГГГ № №, подготовленному ООО «Юг-Регион-Оценка», получившему положительную рецензию Рабочей группы Национального Совета по оценочной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ № рыночная стоимость земельного участка (земли населенных пунктов) с кадастровым номером 23:49:0202003:1300 площадью 82 кв.м, составляет 1019307 рублей; размер убытков, причиненных изъятием, составляет 1000 рублей. <адрес> по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года подготовлен проект соглашения с ответчиком, пунктом 2 статьи 2 которого предусмотрена выплата денежных средств в размере 1020307 рублей. Проект соглашения для ознакомления и последующего принятия решения направлен Кексал О.С. письмом и вручен адресату ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п.31 ст.15 Федерального закона № 310-ФЗ в случае, если соглашение не заключено в течение месяца со дня, когда лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества, предоставлена возможность ознакомиться с проектом такого соглашения, администрация Краснодарского края вправе обратиться в суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, о прекращении соответствующих прав лиц, являющихся собственниками земельных участков, предназначенных для размещения олимпийских объектов федерального значения, а также прав на расположенные на них объекты недвижимого имущества и об освобождении указанных объектов недвижимого имущества. При этом суд учитывает, что из смысла п.31 ст.15 Федерального закона № 310-ФЗ право на обращение с настоящим иском в суд возникает только в случае не подписания соглашения об изъятии недвижимого имущества правообладателем изымаемого имущества. Согласно ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. При рассмотрении данного дела суду представлены сведения о том, что после обращения в суд с настоящим иском ответчиком подписано указанное предоставленное ему истцом соглашение, в связи с чем, данный спор разрешен и отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований. Сроки и порядок перечисления ответчику денежных средств в качестве компенсации за изымаемое имущество, а также порядок и сроки освобождения ответчиком изъятого имущества определен подписанным сторонами соглашением. На основании изложенного,руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года к Кексал О.С. об изъятии для федеральных нужд путем выкупа объекта недвижимого имущества - оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи в течение 10 дней со дня составления его мотивированной части. Председательствующий судья Р.Т.Тайгибов Мотивированное решение составлено и подписано судьей 21.11.2011 года.