К делу № 2- 62260/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 02 декабря 2011 года Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Афонькиной А.И., при секретаре Чефрановой А.К. с участием ст.помощника прокурора города Сочи Архангельской Е.Г. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора гор.Сочи в интересах Зейтунян А.А. о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в принятии на учет граждан, нуждающихся в жилищных условиях УСТАНОВИЛ : Прокурор гор.Сочи в интересах Зейтунян А.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в принятии на учет граждан, нуждающихся в жилищных условиях. Свои требования обосновывает тем, что Прокуратурой города Сочи проведена проверка по заявлению Зейтунян А.А. о незаконном отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении, в ходе которой установлено, что Зейтунян А.А., являющаяся ветераном - участником Великой Отечественной войны и имеющая право на льготы, установленные ст. 15 Федерального закона «О ветеранах», 27.05.2011 обратилась к Главе города Сочи с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по категории «Участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним по льготам лица». Статьей 15 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в жилых помещениях. Постановлением Главы города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № Зейтунян А.А. отказано в принятии на учет и включении в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории «Участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним по льготам лица» на основании пункта 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации. Прокурор считает, что данное постановление Главы города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № нарушает жилищные права Зейтунян А.А. и является незаконным, в связи с чем просит суд признать его незаконным и обязать Администрацию города Сочи принять Зейтунян А.А. на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории «Участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним по льготам лица». В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, просила удовлетворить заявление в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Представитель администрации гор.Сочи считает, что они обоснованно отказали в принятии на учет и включении в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории «Участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним по льготам лица» Зейтунян А.А., так как она являлась собственником домовладения №3, расположенного по <адрес>, общей площадью 82,2 кв.м., в том числе жилой- 41,8 кв.м. и земельного участка, была одна зарегистрирована в доме. Затем намерено ухудшила свои жилищные условия, подарила дом и земельный участок внуку, после чего подала заявление о постановке ее на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения сторон, их доводы и возражения, суд удовлетворяет заявление прокурора гор.Сочи по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, Зейтунян А.А. являлась собственником домовладения № по <адрес>, общей площадью 82,2 кв.м., в том числе жилой - 41,8 кв.м. и земельного участка площадью 2500 кв.м., которые по договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ она подарила своему внуку - Узуняну В.К. (л.д.33-35). В ДД.ММ.ГГГГ Зейтунян А.А. обратилась в администрацию города Сочи о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях. Постановлением Главы города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № Зейтунян А.А. отказано в принятии на учет и включении в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории «Участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним по льготам лица» на основании пункта 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации. Данный отказ является незаконным и необоснованным по следующим основаниям. Согласно статье 54 Жилищного кодекса РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается только в перечисленных в указанной норме закона случаях. В соответствии с частью 2 статьи 54 Жилищного кодекса РФ решения об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 этой же статьи. Однако вопреки требованиям части 2 статьи 54 Жилищного кодекса РФ постановление Главы города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе Зейтунян А.А. в принятии на жилищный учет не содержит ссылок на нарушения, явившиеся основанием для такого отказа и предусмотренные ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 названного Кодекса срок. Статьей 53 Жилищного кодекса РФ установлено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий. Из заключения уполномоченного органа по учету от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что при рассмотрении жилищного вопроса Зейтунян А.А. уполномоченный орган по учету пришел к выводу о том, что она не может быть принята на жилищный учет, поскольку намеренно ухудшила свои жилищные условия, так как ДД.ММ.ГГГГ произвела отчуждение принадлежавшего ей домовладения по <адрес>, подарив его Узуняну В.К. С таким выводом уполномоченного органа по учету нельзя согласиться. Зейтунян А.А. действительно принадлежали на праве собственности индивидуальный жилой дом общей площадью 82,2 кв.м. в т.ч. жилой площадью 41,8 кв.м., с находящимся при нем земельным участком площадью 2500 кв.м. по адресу: <адрес>, которые она подарила Узуняну В.К. на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, прошедшего государственную регистрацию ДД.ММ.ГГГГ. В результате данной сделки какого-либо ухудшения жилищных условий Зейтунян А.А. не произошло и не возникло предусмотренных ст. 51 Жилищного кодекса РФ оснований для признания ее нуждающейся в жилых помещениях. И после совершения вышеуказанной сделки Зейтунян А.А. одна проживает в доме <адрес> в качестве члена семьи собственника (прабабушка) на жилой площади, превышающей учетную норму, и зарегистрирована в этом доме по месту жительства. Впоследствии распоряжением главы администрации Лазаревского внутригородского района г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № индивидуальный жилой дом <адрес> был признан непригодным для проживания. Данное решение было принято на основании заключения межведомственной комиссии, назначенной администрацией Лазаревского района г. Сочи, № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно вышеуказанному заключению межведомственной комиссией в результате проведенного в жилом доме <адрес>, 1970 года постройки, обследования установлено, что конструкции дома находятся в аварийном состоянии, существует опасность их обрушения, в фундаменте сквозные трещины, имеет место перекос несущих конструкций, щели в примыкании несущих конструкций, выветривание связующего в фундаментах из бутобетона, просадки, гниение деревянных балок перекрытия, расслоение, поражение жуками-точильщиками, многочисленные трещины по всей высоте стен, значительное повреждение каркаса гнилью, выпучивание наружной обшивки и штукатурки, отставание досок и прочие дефекты. В связи с этим комиссия пришла к заключению о несоответствии данного дома требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и о необходимости признания его непригодным для проживания. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещениях требованиям. Из вышеизложенного следует, что Зейтунян А.А. на момент подачи ею ДД.ММ.ГГГГ заявления Главе города Сочи о принятии на жилищный учет являлась нуждающейся в жилом помещении, поскольку проживала в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещениях требованиям и признанном в установленном порядке непригодным для проживания; нуждаемость в жилом помещении возникла в ДД.ММ.ГГГГ и не является результатом вышеуказанной сделки дарения, состоявшейся в ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, уполномоченным органом по учету при рассмотрении жилищного вопроса Зейтунян А.А. неправомерно применены положения ст. 53 и п. 3 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ и сделан вывод о намеренном ухудшении Зейтунян А.А. в ДД.ММ.ГГГГ жилищных условий, препятствующем принятию ее на жилищный учет. Согласно п. 14 ст. 7 Закона Краснодарского края от 29.12.2008 №1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» датой и временем принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении гражданина, в отношении которого принято соответствующее решение главы местной администрации (главы муниципального образования), являются дата и время представления гражданином в уполномоченный орган по учету заявления о принятии на учет и учетных документов. В соответствии со ст. 11 Жилищного кодекса РФ защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом. Согласно ч. 3 ст. 54 Жилищного кодекса РФ решения об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях могут быть обжалованы гражданами в судебном порядке. В силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, которые по состоянию здоровья, возрасту и другим уважительным причинам не могут сами обратиться в суд, а также на основании обращения к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Постановлением Главы города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в принятии на учет и включении Зейтунян А.А. в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории «Участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним по льготам лица» нарушено право Зейтунян А.А. на жилище, ей созданы препятствия к осуществлению права на получение жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фондах. Доводы представителя администрации города Сочи о том, что бремя содержания жилого помещения лежит на его собственнике, поэтому заявитель обязана была содержать жилой дом в надлежащем состоянии, не может служить основанием для отказана Зейтунян А.А. в постановке на учет как ветерана-участника ВОВ. Ее льготы подтверждаются удостоверением № (л.д.20), при этом не имеет правового значения время получения удостоверения. Руководствуясь ст.ст.194-199,258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ : Заявление прокурора гор.Сочи в интересах Зейтунян А.А. о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в принятии на учет граждан, нуждающихся в жилищных условиях - удовлетворить. Обязать администрацию гор.Сочи принять Зейтунян А.А. на учет граждан нуждающихся в жилом помещении по категории «Участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним по льготам лица» с даты подачи ею заявления о принятии на жилищный учет от 27.05.2011 года. Мотивированное решение в соответствии со ст.199 ГПК РФ составлено 07 декабря 2011 года. Решение может быть обжаловано в 10 дней в Краснодарский краевой суд со дня составления решения в окончательной форме. Судья - А.И. Афонькина