решение по иску прокурора гор.Сочи в интересах Зейтунян А. А. о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в принятии на учет граждан, нуждающихся в жилищных условиях



                                                                                            К делу № 2- 62260/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

      02 декабря 2011 года

Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Афонькиной А.И.,

при секретаре Чефрановой А.К.

с участием ст.помощника прокурора города Сочи Архангельской Е.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора гор.Сочи в интересах Зейтунян А.А. о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в принятии на учет граждан, нуждающихся в жилищных условиях

УСТАНОВИЛ :

    

       Прокурор гор.Сочи в интересах Зейтунян А.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в принятии на учет граждан, нуждающихся в жилищных условиях. Свои требования обосновывает тем, что Прокуратурой города Сочи проведена проверка по заявлению Зейтунян А.А. о незаконном отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении, в ходе которой установлено, что Зейтунян А.А., являющаяся ветераном - участником Великой Отечественной войны и имеющая право на льготы, установленные ст. 15 Федерального закона «О ветеранах», 27.05.2011 обратилась к Главе города Сочи с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по категории «Участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним по льготам лица».

      Статьей 15 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в жилых помещениях.

      Постановлением Главы города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ Зейтунян А.А. отказано в принятии на учет и включении в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории «Участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним по льготам лица» на основании пункта 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации. Прокурор считает, что данное постановление Главы города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ нарушает жилищные права Зейтунян А.А. и является незаконным, в связи с чем просит суд признать его незаконным и обязать Администрацию города Сочи принять Зейтунян А.А. на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории «Участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним по льготам лица».

     В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, просила удовлетворить заявление в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

     Представитель администрации гор.Сочи считает, что они обоснованно отказали в принятии на учет и включении в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории «Участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним по льготам лица» Зейтунян А.А., так как она являлась собственником домовладения №3, расположенного по <адрес>, общей площадью 82,2 кв.м., в том числе жилой- 41,8 кв.м. и земельного участка, была одна зарегистрирована в доме. Затем намерено ухудшила свои жилищные условия, подарила дом и земельный участок внуку, после чего подала заявление о постановке ее на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

       Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения сторон, их доводы и возражения, суд удовлетворяет заявление прокурора гор.Сочи по следующим основаниям.

      Как следует из материалов дела, Зейтунян А.А. являлась собственником домовладения по <адрес>, общей площадью 82,2 кв.м., в том числе жилой - 41,8 кв.м. и земельного участка площадью 2500 кв.м., которые по договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ она подарила своему внуку - Узуняну В.К. (л.д.33-35).

       В ДД.ММ.ГГГГ Зейтунян А.А. обратилась в администрацию города Сочи о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях. Постановлением Главы города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ Зейтунян А.А. отказано в принятии на учет и включении в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории «Участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним по льготам лица» на основании пункта 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации. Данный отказ является незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

       Согласно статье 54 Жилищного кодекса РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается только в перечисленных в указанной норме закона случаях.

В соответствии с частью 2 статьи 54 Жилищного кодекса РФ решения об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 этой же статьи. Однако вопреки требованиям части 2 статьи 54 Жилищного кодекса РФ постановление Главы города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Зейтунян А.А. в принятии на жилищный учет не содержит ссылок на нарушения, явившиеся основанием для такого отказа и предусмотренные ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 названного Кодекса срок.

Статьей 53 Жилищного кодекса РФ установлено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий.

Из заключения уполномоченного органа по учету от ДД.ММ.ГГГГ следует, что при рассмотрении жилищного вопроса Зейтунян А.А. уполномоченный орган по учету пришел к выводу о том, что она не может быть принята на жилищный учет, поскольку намеренно ухудшила свои жилищные условия, так как ДД.ММ.ГГГГ произвела отчуждение принадлежавшего ей домовладения по <адрес>, подарив его Узуняну В.К.

С таким выводом уполномоченного органа по учету нельзя согласиться.

Зейтунян А.А. действительно принадлежали на праве собственности индивидуальный жилой дом общей площадью 82,2 кв.м. в т.ч. жилой площадью 41,8 кв.м., с находящимся при нем земельным участком площадью 2500 кв.м. по адресу: <адрес>, которые она подарила Узуняну В.К. на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, прошедшего государственную регистрацию ДД.ММ.ГГГГ.

В результате данной сделки какого-либо ухудшения жилищных условий Зейтунян А.А. не произошло и не возникло предусмотренных ст. 51 Жилищного кодекса РФ оснований для признания ее нуждающейся в жилых помещениях. И после совершения вышеуказанной сделки Зейтунян А.А. одна проживает в доме <адрес> в качестве члена семьи собственника (прабабушка) на жилой площади, превышающей учетную норму, и зарегистрирована в этом доме по месту жительства.

Впоследствии распоряжением главы администрации Лазаревского внутригородского района г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ индивидуальный жилой дом <адрес> был признан непригодным для проживания. Данное решение было принято на основании заключения межведомственной комиссии, назначенной администрацией Лазаревского района г. Сочи, от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно вышеуказанному заключению межведомственной комиссией в результате проведенного в жилом доме <адрес>, 1970 года постройки, обследования установлено, что конструкции дома находятся в аварийном состоянии, существует опасность их обрушения, в фундаменте сквозные трещины, имеет место перекос несущих конструкций, щели в примыкании несущих конструкций, выветривание связующего в фундаментах из бутобетона, просадки, гниение деревянных балок перекрытия, расслоение, поражение жуками-точильщиками, многочисленные трещины по всей высоте стен, значительное повреждение каркаса гнилью, выпучивание наружной обшивки и штукатурки, отставание досок и прочие дефекты. В связи с этим комиссия пришла к заключению о несоответствии данного дома требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и о необходимости признания его непригодным для проживания.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещениях требованиям.

Из вышеизложенного следует, что Зейтунян А.А. на момент подачи ею ДД.ММ.ГГГГ заявления Главе города Сочи о принятии на жилищный учет являлась нуждающейся в жилом помещении, поскольку проживала в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещениях требованиям и признанном в установленном порядке непригодным для проживания; нуждаемость в жилом помещении возникла в ДД.ММ.ГГГГ и не является результатом вышеуказанной сделки дарения, состоявшейся в ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, уполномоченным органом по учету при рассмотрении жилищного вопроса Зейтунян А.А. неправомерно применены положения ст. 53 и п. 3 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ и сделан вывод о намеренном ухудшении Зейтунян А.А. в ДД.ММ.ГГГГ жилищных условий, препятствующем принятию ее на жилищный учет.

Согласно п. 14 ст. 7 Закона Краснодарского края от 29.12.2008 №1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» датой и временем принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении гражданина, в отношении которого принято соответствующее решение главы местной администрации (главы муниципального образования), являются дата и время представления гражданином в уполномоченный орган по учету заявления о принятии на учет и учетных документов.

В соответствии со ст. 11 Жилищного кодекса РФ защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом. Согласно ч. 3 ст. 54 Жилищного кодекса РФ решения об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях могут быть обжалованы гражданами в судебном порядке.

В силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, которые по состоянию здоровья, возрасту и другим уважительным причинам не могут сами обратиться в суд, а также на основании обращения к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Постановлением Главы города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в принятии на учет и включении Зейтунян А.А. в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории «Участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним по льготам лица» нарушено право Зейтунян А.А. на жилище, ей созданы препятствия к осуществлению права на получение жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фондах.

Доводы представителя администрации города Сочи о том, что бремя содержания жилого помещения лежит на его собственнике, поэтому заявитель обязана была содержать жилой дом в надлежащем состоянии, не может служить основанием для отказана Зейтунян А.А. в постановке на учет как ветерана-участника ВОВ. Ее льготы подтверждаются удостоверением (л.д.20), при этом не имеет правового значения время получения удостоверения.

            Руководствуясь ст.ст.194-199,258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

      

     Заявление прокурора гор.Сочи в интересах Зейтунян А.А. о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в принятии на учет граждан, нуждающихся в жилищных условиях - удовлетворить.

     Обязать администрацию гор.Сочи принять Зейтунян А.А. на учет граждан нуждающихся в жилом помещении по категории «Участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним по льготам лица» с даты подачи ею заявления о принятии на жилищный учет от 27.05.2011 года.

     Мотивированное решение в соответствии со ст.199 ГПК РФ составлено 07 декабря 2011 года.

      Решение может быть обжаловано в 10 дней в Краснодарский краевой суд со дня составления решения в окончательной форме.

                               

                      Судья -                                        А.И. Афонькина