Решение об удовлетворении исковых требований о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма



К делу № 2-5680/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

г. Сочи                                                                                       30     ноября 2011 г.

Судья Центрального районного суда г. Сочи Ващенко Н.П.,

при секретаре Коржемановой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Сочи в интересах Денисенко Е. А. к Администрации города Сочи, Администрации Краснодарского края об обязании предоставить Денисенко Е. А. вне очереди изолированное, пригодное для постоянного проживания граждан, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, площадью не ниже установленных социальных норм.

УСТАНОВИЛ:

18 октября 2011 года Прокурор города СочиБольшедворский М.А. обратился в Центральный районный суд с исковым заявлением в интересах Денисенко Е. А. к Администрации города Сочи, Администрации Краснодарского края об обязании предоставить Денисенко Е. А. вне очереди изолированное, пригодное для постоянного проживания граждан, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, площадью не ниже установленных социальных норм.

Свои требования истец Прокурор города СочиБольшедворский М.А. мотивировал следующим.

Прокуратурой города проведена проверка по обращению Денисенко Е.А. о защите нарушенных жилищных прав в части непредоставления ему жилого помещения как лицу, имевшему статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В ходе проверки установлено, что постановлением Главы администрации Центрального района г. Сочи от 22.03.1994 № 192/6, Денисенко Е.А., ДД.ММ.ГГГГ и Денисенко К., ДД.ММ.ГГГГ направлены в детское государственное учреждение.

Заочным решением Центрального районного суда г. Сочи от 05.08.2003 мать Денисенко Н.В. лишена родительских прав в отношении сына Денисенко Е.А. Отец записан со слов матери. Жилое помещение за ним не закреплялось.

31.05.2005 Денисенко Е.А. окончил МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ст. Нововеличковской.

После окончания обучения Денисенко Е.А. жилым помещением во внеочередном порядке обеспечен не был.

Согласно протоколу № 1 жилищной комиссии администрации Центрального района г. Сочи от 20.02.2007, утвержденной постановлением Главы администрации Центрального района г. Сочи № 177 от 01.03.2007г., он включен в список граждан «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».

В связи с чем, Прокурор города Сочипросит предоставить Денисенко Е. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди изолированное, пригодное для постоянного проживания граждан, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, площадью не ниже установленных социальных норм.

В судебном заседании ст. помощник прокурора города Сочи Брацлавская О.В., истец Денисенко Е.А. поддержали исковые требования и просили суд их удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации города Сочи по доверенности Бунина Е.А. в судебном заседании в удовлетворении исковых требований возражала пояснив, что в целях защиты и реализации жилищных прав детей-сирот в Краснодарском крае принят Закон от 3 июня 2009 г. N1748-K3 "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае".

Во исполнение ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 57 Жилищного кодекса РФ и иных законов Краснодарского края Главой администрации (губернатором) Краснодарского края издано постановление от 30 июля 2009г. N653, официально опубликованное в газете "Кубанские новости", N 129 от 06 августа 2009 г.

Пунктом 1 постановления утвержден Порядок предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма согласно приложению к настоящему постановлению (далее Порядок).

Количество граждан, включаемых в список претендентов, определяется исходя из наличия количества жилых помещений, предназначенных для предоставления по договорам социального найма, гражданам, указанным в разделе 1 настоящего Порядка. Список претендентов формируется в течение трех рабочих дней с даты принятия органом местного самоуправления последнего заявления от гражданина в той же хронологической последовательности, в какой граждане были приняты на учет граждан категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее учет)".

Абзац 2 п. 3.6: "Сводный список претендентов формируется в той же хронологической последовательности, в какой каждый гражданин был принят на учет".

Верховный суд Российской Федерации, рассматривая жалобу гр. Демидовой Е.П. (14.07.2010г. № 18-Г10-19 на решение Краснодарского краевого суда от 30.04.2010г.) на то, что приведенные положения Порядка в Краснодарском крае противоречат нормам федерального законодательства и нарушают права заявителей, так как устанавливает такой порядок предоставления жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при котором фактически создается еще одна очередь из внеочередников, что противоречит ч. 2 ст. 57 ЖК РФ решил, что согласно ч.1 ст.253 ГПК РФ, указанный нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.

В указанном определении Верховный Суд РФ решил, что раздел 3 оспариваемого акта не регулирует порядок и очередность предоставления жилых помещений по договорам социального найма, его положения предусматривают порядок формирования списков граждан-претендентов на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Необходимость такого учета вытекает из положений ст. 13 ЖК РФ, Закона Краснодарского края от 29 декабря 2008 г. N 1655-КЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях", а также ст.7 Закона Краснодарского края от 3 июня 2009 г. N1748 "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае". Необходимость формирования такого списка граждан-претендентов обусловлена также целью предотвращения произвольного усмотрения предоставления жилых помещений в связи с отсутствием свободных жилых помещений и необходимости определения времени возникновения права и последовательности соответствующих действий.

Кроме этого, представитель администрации города Сочи считает, что право Денисенко Е.А. на предоставление жилого помещения не было нарушено, поскольку не наступил срок исполнения обязательства и на момент рассмотрения дела он не был лишен социальной защиты со стороны государства, и предоставление во внеочередном порядке квартиры Денисенко Е.А. нарушает права других детей-сирот, которые также имеют право на получение жилого помещения, но право которых возникло раньше последнего.

Более того, создается ситуация когда дети-сироты состоящие в очереди отодвигаются в списке очередников дальше, поскольку решением суда администрация города Сочи и администрация Краснодарского края должна предоставить жилое помещение вне очереди тому, у кого право на получение жилого помещения возникло гораздо позже чем у того, кто ранее состоял на учете на получение жилого помещения.

Представитель ответчика Администрации Краснодарского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что иск обоснован и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 1 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В судебном заседании установлено, что Денисенко Е.А. в возрасте до 23 лет относился к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Заочным решением Павловского районного суда Краснодарского края от 05 августа 2003 года мать Денисенко Е.А. - Денисенко Н. В. - лишена родительских прав в отношении сына. Отец Денисенко Е.А. - Денисенко А.А. записан со слов матери. Жилое помещение за ним не закреплялось.

31.05.2005 Денисенко Е.А. окончил МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ст. Нововеличковской. После окончания обучения Денисенко Е.А. жилым помещением во внеочередном порядке обеспечен не был.

В силу требований ст. ст. 27, 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор обязан принять меры по предупреждению и пресечению нарушенных прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Согласно ст. 57 Жилищного кодекса РФ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.ст. 1, 2, 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 N 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» лицам, указанным в ст. 1 Закона, дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение обеспечиваются путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма.

К лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые в возрасте до 18 лет остались без попечения обоих или единственного родителя, не имевшие закрепленных жилых помещений.

Указанным лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в органах местного самоуправления, предоставляются жилые помещения по договорам социального найма в государственном жилищном фонде Краснодарского края.

Жилые помещения муниципального жилищного фонда могут предоставляться по договорам социального найма органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственными полномочиями Краснодарского края по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями.

В соответствии со ст. 1 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 N 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы», Приложением №1 к указанному закону органы местного самоуправления города-курорта Сочи наделены отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья, не освобождает администрацию края от обязанности по финансированию дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

Вместе с тем, до настоящего времени Денисенко Е.А., как лицо имевшее статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечен во внеочередном порядке жилым помещением, ввиду отсутствия надлежащего финансирования предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договор социального найма жилого помещения с ним не заключался.

Исходя из требований ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.

Данная позиция также нашла свое подтверждение в Обзоре практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которыеимеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Бюллетень Верховного Суда РФ, 2008, N 10).

Прокурор города Сочи М.А. Большедворский в своем исковом заявлении указывает, что необеспечение Денисенко Е.А. на протяжении длительного времени вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм нарушает его права, предусмотренные ст. 40 Конституции РФ, ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

  1. Исковое заявление прокурора города Сочи в интересах Денисенко Е. А. к Администрации города Сочи, Администрации Краснодарского края об обязании предоставить Денисенко Е. А. вне очереди изолированное, пригодное для постоянного проживания граждан, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, площадью не ниже установленных социальных норм удовлетворить.
  2. Обязать Администрацию города Сочи, Администрации Краснодарского края предоставить Денисенко Е. А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., вне очереди изолированное, пригодное для постоянного проживания граждан, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, площадью не ниже установленных социальных норм.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г. Сочи в течение 10 дней.

Судья                                                                                 Н.П. Ващенко

Мотивированн6ое решение изготовлено судом 5 декабря 2011 г.