2-5485/11 Р Е Ш Е Н И Е 30 ноября 2011 года г.Сочи Центральный районный суд Краснодарского края в составе председательствующего судьи Молодых Т.А., при секретаре судебного заседания Варваштяне С.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г.Сочи, представленное в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Радченко А.В,, к Администрации г.Сочи, Администрации Краснодарского края о предоставлении жилого помещения. УСТАНОВИЛ: Прокурор г.Сочи обратился в суд с исковым заявлением в интересах Радченко А.В. к Администрации г.Сочи, Администрации Краснодарского края о предоставлении жилого помещения. В обоснование требований прокурор г.Сочи указал на то, что прокуратурой города Сочи проведена проверка по обращению Радченко А.В. о защите нарушенных жилищных прав в части непредставления ему жилого помещения, как лицу из числа детей - сирот, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки установлено, что решением Центрального районного суда (..) от (....) ФИО1, 1984 г.р., отобран у матери ФИО6 и передан на попечение органа опеки и попечительства. Решением исполнительного комитета (..) Совета народных депутатов (..) () от (....) он направлен из Сочинского дома ребенка в дошкольный детский дом. Отец ФИО7 умер (....). С (....) обучался в школе - интернате () (..), окончил 9 классов. В июне 2004 окончил ГОУ НПО ПУ-6 (..). На основании протокола () жилищной комиссии администрации Центрального района г. Сочи от 12.08.2004, утв. постановлением Главы администрации Центрального района () от (....), он включен в списки на внеочередное предоставление жилой площади. После окончания обучения Радченко А.В. жилым помещением во внеочередном порядке обеспечен не был. В настоящее время он включен в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях по городу Сочи под номером 7. Однако, до настоящего времени Радченко А.В. как лицо из числа детей и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечена во внеочередном порядке жилым помещением, ввиду отсутствия надлежащего финансирования предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договор социального найма жилого помещения с ним не заключался. Необеспечение Радченко А.В. вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм нарушает его права и законные интересы. В связи с чем, прокурор (..) просит суд предоставить Радченко А.В. вне очереди изолированное, пригодное для постоянного проживания граждан, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм. В судебном заседании помощник прокурора г.Сочи, и третье лицо Радченко А.В. исковые требования поддержали в полном объеме и дали пояснения, аналогичные тем, которые изложены в иске. Представитель Администрации г.Сочи в судебном заседании исковые требования не признала и дала пояснения, аналогичные тем, которые изложены в возражениях на иск. Представитель Администрации Краснодарского края в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела уведомлен своевременно и надлежащим образом, причины неявки суду не известны. Суд, в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть данное дело в отсутствие представителя Администрации Краснодарского края. Суд, выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям. Как видно из материалов гражданского дела, решением Центрального районного суда (..) от (....) ФИО1, 1984 г.р., отобран у матери ФИО6 и передан на попечение органа опеки и попечительства. Решением исполнительного комитета (..) Совета народных депутатов (..) () от (....) он направлен из Сочинского дома ребенка в дошкольный детский дом. Отец ФИО7 умер (....). С (....) обучался в школе - интернате () (..), окончил 9 классов. В июне 2004 окончил ГОУ НПО ПУ-6 (..). На основании протокола () жилищной комиссии администрации Центрального района г. Сочи от (....), утв. постановлением Главы администрации Центрального района № 1138 от (....), он включен в списки на внеочередное предоставление жилой площади. После окончания обучения Радченко А.В. жилым помещением во внеочередном порядке обеспечен не был. В настоящее время он включен в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях по городу Сочи под номером 7. Согласно ст. 57 Жилищного кодекса РФ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Согласно ст.ст. 1, 2, 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 N 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» лицам, указанным в ст. 1 Закона, дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение обеспечиваются путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Жилые помещения муниципального жилищного фонда могут предоставляться по договорам социального найма органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственными полномочиями Краснодарского края по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями. В соответствии со ст. 1 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 N 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы», Приложением 1 к указанному закону органы местного самоуправления города-курорта Сочи наделены отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья, не освобождает администрацию края от обязанности по финансированию дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением. Вместе с тем, до настоящего времени Радченко А.В. как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечен во внеочередном порядке жилым помещением, ввиду отсутствия надлежащего финансирования предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Договор социального найма жилого помещения с ним не заключался. Согласно требованиям ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий. Необеспечение Радченко А.В. вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм нарушает его права, предусмотренные ст. 40 Конституции РФ, ст. 57 ЖК РФ, ст. 8Закона. Доводы ответчиков о том, что принимаются все необходимые меры, направленные на обеспечение жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая Радченко А.В., в том числе посредством издания в ходе рассмотрения дела по существу распоряжения «Об утверждении списка лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, имевших статус лиц- из числа детей, оставшихся без попечения родителей, - претендентов на предоставление жилого помещения по договору социального найма « не свидетельствуют о реализации ответчиками предусмотренной законном обязанности обеспечить Радченко А.В. во внеочередном порядке жилой площадью, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Несмотря на наличие у Радченко А.В. права на внеочередное предоставление жилого помещения Радченко А.В. не обеспечена ответчиками вне очереди жилой площадью, решение о предоставлении ей жилого помещения по договору социального найма не принято, договор социального найма жилого помещения с Радченко А.В. не заключен. Таким образом, суд считает возможным удовлетворить исковые требования прокурора г.Сочи о предоставлении Радченко А.В. вне очереди изолированного благоустроенного, пригодного для постоянного проживания. Однако с учетом списка детей сирот, детей инвалидов, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете, как нуждающиеся в жилых помещениях по городу Сочи, не нарушая прав других очередников, относящихся к указанной категории лиц, поскольку предоставление во внеочередном порядке квартиры Радченко А.В. нарушает права других детей-сирот, которые также имеют право на получение жилого помещения, но право, которых возникло раньше последнего. Кроме того, дети-сироты, состоящие в очереди, которые не обращались к прокурору за нарушением их жилищных прав отодвигаются в списке очередников дальше, поскольку решением суда ответчик должны предоставить жилое помещение вне очереди тому, у кого право на получение жилого помещения возникло гораздо позже, чем к того, кто ранее состоял на учете на получение жилого помещения. Кроме того, суд считает невозможным предоставление вне очереди жилого помещения Радченко А.В. связи с отсутствием у ответчиков финансовой возможности, поскольку за период 2010 года выделено на приобретение жилых помещений денежных средств в размере 1 004 900 руб., что подтверждается справкой управления по вопросам семьи и детства Администрации г.Сочи от 4097/01-20 от 10.11.2011 года, которых недостаточно для внеочередного приобретения жилых помещений, как Радченко А.В. так и другим очередникам, право у которых возникло раньше, чем у Радченко А.В. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ суд РЕШИЛ: Удовлетворить исковые требования Прокурора г.Сочи, представленные в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Радченко А.В, к Администрации г.Сочи, Администрации Краснодарского края о предоставлении жилого помещения. Предоставить Радченко А.В,, (....) вне очереди изолированное благоустроенное, пригородное для постоянного проживания граждан жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже социальных норм, согласно списку детей-сирот, детей-инвалидов, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете, как нуждающиеся в жилых помещениях по городу Сочи. На решение сторонами и лицами, участвовавшими в его рассмотрении и разрешении, могут быть поданы кассационные жалобы в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Центральный районный суд г.Сочи в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Мотивированное решение суда составлено 5 декабря 2011 года.