решение по заявлению прокурора г.Сочи в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным



К делу №2-5903/11 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 декабря 2011 года

Судья Центрального районного суда г.Сочи Краснодарского краяАфонькина А.И.,

при секретаре Чефрановой А.К.

с участием прокурора Кузнецовой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г.Сочи в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Сочи обратился в суд в порядке ст.ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, в котором просит признать незаконным бездействие администрации города Сочи по не осуществлению оформления и последующего представления в соответствии с земельным законодательством земельного участка для размещения мест погребений умерших граждан, расположенного на территории Лазаревского района города Сочи в п.Калиновка вдоль федеральной трассы, МУП г.Сочи «Ритуальные услуги населению», а так же по неосуществлению приведения в соответствие с санитарно-эпидемиологическими и экологическими требованиями фактически используемого под захоронение умерших граждан кладбища. Обязать администрацию города Сочи осуществить оформление и последующее предоставление в соответствии с земельным законодательством земельного участка для размещения мест погребений умерших граждан, расположенного на территории Лазаревского района города Сочи в п.Калиновка вдоль федеральной трассы, МУП г.Сочи «Ритуальные услуги населению», а также привести с соответствие с санитарно-эпидемиологическими и экологическими требованиями фактически используемого под захоронение умерших граждан кладбище в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор на заявленных требованиях настаивала и мотивировала их тем, что прокуратурой г. Сочи проведена проверка соблюдения федерального законодательства при захоронении умерших граждан за ДД.ММ.ГГГГ. В ходе проверки установлено, что на кладбище, расположенном на территории Лазаревского района города Сочи в п.Калиновка вдоль федеральной трассы, площадь кладбища около 3 га, существует неблагоприятная санитарно-эпидемиологическая и экологическая обстановка. Так, прокуратурой города с привлечением     специалистов ТО Управления Роспотребнадзора по


Краснодарскому краю в г.Сочи проведена выездная проверка соответствия требованиям санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства на территории Лазаревского района города Сочи в п.Калиновка вдоль федеральной трассы муниципального общественного кладбища. По результатам проверки установлены нарушения санитарных правил и норм и требований природоохранного законодательства. Проведенной прокуратурой г.Сочи проверкой установлено, что в нарушение требований закона для размещения места погребения - в Лазаревского района города Сочи в п.Калиновка вдоль федеральной трассы общественного муниципального кладбища земельный участок органом местного самоуправления город-курорт Сочи не предоставлялся, несмотря на неоднократное направление в адрес Главы города-курорта Сочи руководителем МУП г.Сочи «Ритуальные услуги населению» заявлений о необходимости предоставления земельных участков, занимаемых муниципальными кладбищами (заявление МУП г.Сочи «Ритуальные услуги населению» от ДД.ММ.ГГГГ - поступило в администрацию города Сочи ДД.ММ.ГГГГ, заявление МУП г.Сочи «Ритуальные услуги населению» от ДД.ММ.ГГГГ - поступило в администрацию города Сочи ДД.ММ.ГГГГ). Вместе с тем, под эксплуатируемое кладбище на территории Лазаревского района города Сочи в п.Калиновка вдоль федеральной трассы для захоронения умерших граждан, земельный участок Муниципальному унитарному предприятию г.Сочи «Ритуальные услуги населению» органом местного самоуправления город-курорт Сочи в установленном законом порядке не передавался.

Администрацией г.Сочи требования земельного законодательства, законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о погребении и похоронном деле при решении вопроса местного значения по содержанию места захоронения - кладбища, расположенного в Лазаревском районе города Сочи в п.Калиновка вдоль федеральной трассы, не соблюдаются, что влечет угрозу причинения вреда окружающей среде, жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Бездействие органа местного самоуправления - администрации города-курорта Сочи по неосуществлению оформления и последующего предоставления МУП г.Сочи «Ритуальные услуги населению» в соответствии с действующим земельным законодательством земельного участка под размещение места погребения умерших граждан на кладбище, расположенном на территории Лазаревского района города Сочи в п.Калиновка вдоль федеральной трассы, а также неосуществление приведения в соответствие с санитарно- эпидемиологическими требованиями фактически используемого под захоронение умерших кладбища, нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц, что в соответствии со ст. 45 ГК РФ дает право прокурору обратиться в суд для защиты этих прав и интересов.


Представитель ответчика - администрации г.Сочи Бунина Е.А. по доверенности возражала против удовлетворения требований, однако пояснила, что в настоящее время работы по формированию и проведению государственного кадастрового учета земельного участка в п.Калиновка Лазаревского района гор.Сочи на котором расположено кладбище, с целью придания ему официального статуса муниципального кладбища, не ведутся, земельный участок на кадастровый учет не поставлен, межевание его не осуществлено, представить доказательства обратному, не может. Единственное, что было проведено, это очистка кладбища от мусора перед пасхальным днем.

Представитель третьего лица МУП г.Сочи «Ритуальные услуги населению», будучи надлежаще извещенным о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, в связи с чем суд, с учетом требований п.З ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело без его участия.

Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд удовлетворяет заявленные требования по следующим основаниям.

В силу ст. 45 ГПК РФ и п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как следует из материалов дела, прокуратурой г.Сочи проведена проверка соблюдения федерального законодательства при захоронении умерших граждан за ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе проверки прокуратурой города с привлечением специалистов ТО Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в г. Сочи установлено, что кладбище в п.Калиновка эксплуатируется без ограждения территории, без разбивки на сектора, должного благоустройства и озеленения, с дорогами неудовлетворительного состояния, без организации отвода и сбора поверхностных вод (нарушение п.3.1. СанПин 2.1.1279-03).

Для проведения поливочных и уборочных работ кладбища не предусмотрена система водопровода технической воды (нарушение п. 7.2 СанПин 2.1.1279-03).

Для питьевых и хозяйственных нужд не предусмотрена сеть хозяйственно- питьевого водопровода (нарушение п. 7.3. СанПиН 2.1.1279-03).

При отсутствии централизованной системы водоснабжения и канализации на кладбище не устроены шахтные колодцы для полива, отсутствуют общественные туалеты выгребного типа (нарушение п.7.4 СанПин 2.1.1279-03).

На территории кладбища не предусмотрены урны для сбора мусора (нарушение п.7.9. СанПин 2.1.1279-03).


Площадки для мусоросборников не ограждены, мусоросборники не установлены, мусор складируется непосредственно на площадки (нарушение п.7.10. СанПиН 2.1.1279-03) (л.д.8-10).

В соответствии со ст. 18 Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. На основании ч.2 ст. 15 указанного федерального закона, решение о создании муниципальных мест погребения принимается органом местного самоуправления, на территориях которых они создаются. Частью 4 ст. 16 данного федерального закона, а также ч.5 ст. 17 Закона Краснодарского края от 04.02.2004 № 666-КЗ «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае» определено, что предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 11.1 Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Межевание земельного участка, фактически занимаемого кладбищем, расположенным в Лазаревском районе г.Сочи п.Калиновка, вдоль федеральной дороги, и его кадастровый учет не производились, что свидетельствует об отсутствии у земельного участка индивидуально-определенных признаков, определяющих его как объект гражданских прав в соответствии с п.З ст. 129 ГК РФ, п.2 ст.6 ЗК РФ, ст.11.1 ЗК РФ.

В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Однако, проведенной прокуратурой г.Сочи проверкой установлено, что в нарушение указанных требований закона для размещения места погребения - в п.Калиновка Лазаревского района г.Сочи общественного муниципального кладбища земельный участок органом местного самоуправления город-курорт Сочи не предоставлялся, несмотря на неоднократное направление в адрес Главы города-курорта Сочи руководителем МУП г.Сочи «Ритуальные услуги населению» заявлений о необходимости предоставления земельных участков, занимаемых муниципальными кладбищами (заявление МУП г.Сочи «Ритуальные услуги населению» от ДД.ММ.ГГГГ - поступило в администрацию города Сочи ДД.ММ.ГГГГ, заявление МУП г.Сочи «-Ритуальные услуги населению» от ДД.ММ.ГГГГ - поступило в администрацию города Сочи ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.12-13).

В соответствии с распоряжением комитета по управлению имуществом города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ создана специализированная организация по вопросам похоронного дела - Муниципальное унитарное предприятие г.Сочи «Ритуальные услуги населению». В соответствии с п.2.1


Устава Муниципальное унитарное предприятие г.Сочи «Ритуальные уступ населению» предоставляет населению услуги в области погребения м похоронного дела по городу Сочи (л.д. 14-22). В соответствии с п.2.2 Устава Муниципального унитарного предприятия г.Сочи «Ритуальные услуги населению» указанное предприятие осуществляет регистрацию, инвентаризацию и учет мест захоронений и надгробных (надмогильных) сооружений на кладбищах.

Вместе с тем, под эксплуатируемое в п.Калиновка в Лазаревском районе г.Сочи для захоронения умерших граждан муниципальное общественное кладбище, земельный участок Муниципальному унитарному предприятию г.Сочи «Ритуальные услуги населению» органом местного самоуправления город- курорт Сочи в установленном законом порядке не передавался.

Таким образом, органом местного самоуправления город-курорт Сочи, в нарушение требований ч.2 ст.29 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», порядок деятельности Муниципального унитарного предприятия г. Сочи «Ритуальные услуги населению», не определен. В установленном законом порядке земельный участок, фактически занимаемый кладбищем, муниципальному унитарному предприятию не передан, что не отрицала в суде представитель Администрации города Сочи. Отсутствие четко определенных границ кладбища и отсутствие документальной передачи МУП г.Сочи «Ритуальные услуги населению» занимаемого кладбищем земельного участка влечет создание благоприятной обстановки для нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.

В соответствии с ч.4 ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» при нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.

Согласно Протокола совещания на тему «Подготовка кладбищ города Сочи к проведению Пасхальных мероприятий от 06.04.2011 года (л.д.27-30) видно, что вопросы, которые подняты Администрацией города Сочи относятся только подготовки кладбищ к Пасхальным мероприятиям и не затрагивают вопросы по осуществлению оформления и последующего предоставления МУП г. Сочи «Ритуальные услуги населению» в соответствии с действующим земельным законодательством земельного участка под размещение места погребения умерших граждан на кладбище, расположенном на территории Лазаревского района в п. Калиновка, а также приведения в соответствие с санитарно-эпидемиологическими требованиями фактически используемого под захоронение умерших кладбища.

Вместе с тем, МУП гор.Сочи «Ритуальные услуги населению): неоднократно, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, просила Администрацию города Сочи


разрешить правовые вопросы: межевание земельных участков, занятых существующими кладбищами; оформление правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов, свидетельств на право собственности и право хозяйственного ведения (л.д.12-13), которые до настоящего времени не разрешены. Именно это бездействие и оспаривает прокурор города.

Представитель Администрации гор.Сочи не представила суду доказательств, что хотя бы какие-то меры к этому ими предприняты.

Ссылка представителя Администрации города Сочи о том, что проводится работа по определению объема необходимого финансирования на выполнение работ по оформлению в муниципальную собственность земельных участков, является не состоятельной, ничем не подтверждена.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требование
прокурораявляются      обоснованными,      а      заявление      подлежит

удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора г.Сочи в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления незаконным - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации города Сочи по не осуществлению оформления и последующего представления в соответствии с земельным законодательством земельного участка для размещения мест погребений умерших граждан, расположенного на территории Лазаревского района в п. Калиновка, МУП г.Сочи «Ритуальные услуги населению», а так же по неосуществлению приведения в соответствие с санитарно-эпидемиологическими и экологическими требованиями фактически используемого под захоронение умерших граждан кладбища.

Обязать администрацию города Сочи осуществить оформление и последующее предоставление в соответствии с земельным законодательством земельного участка для размещения мест погребений умерших граждан, расположенного на территории Лазаревского района в п. Калиновка, МУП г.Сочи «Ритуальные услуги населению», а также привести с соответствие с санитарно-эпидемиологическими и экологическими требованиями фактически используемого под захоронение умерших граждан кладбище.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья:А.И.Афонькина