Решение по конецформыначалоформыисковому заявлению прокурора г. Сочи в интересах Осипова К.В. к администрации г. Сочи и администрации Краснодарского края о предоставлении вне очереди изолированного, пригодного



К делу № 2-6696/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                     г. Сочи

Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского района в составе:
председательствующего судьи Вергуновой Е.М.,

при секретаре судебного заседания Мартыновой Л.А.,

с участием:

прокурора Брацлавской О.В., истца Осипова К.В.,

представителя администрации г. Сочи по доверенности Буниной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда г. Сочи гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Сочи в интересах Осипова К.В. к администрации г. Сочи и администрации Краснодарского края о предоставлении вне очереди изолированного, пригодного для постоянного проживания, благоустроенного жилого помещения по договору социального найма жилой площадью не ниже установленных норм,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Сочи обратился в Центральный районный суд гор. Сочи с исковым заявлением в интересах Осипова К.В. к администрации г. Сочи и администрации Краснодарского края о предоставлении вне очереди изолированного, пригодного для постоянного проживания, благоустроенного жилого помещения по договору социального найма жилой площадью не ниже установленных норм.

Исковые требования мотивированы следующим.

Прокуратурой города проведена проверка по коллективному обращению ФИО, Осипова К.В., ФИО. о защите нарушенных жилищных прав в части не предоставления им жилого помещения как лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки установлено, что решением Лазаревского районного суда г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ мать указанных лиц - ФИО лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних детей ФИО, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО и ФИО, ДД.ММ.ГГГГ г.р. Запись об отце детей внесена в акты о рождении детей со слов матери. Постановлением главы администрации Лазаревского района г. Сочи ФИО ФИО и ФИО направлены в детские государственные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы администрации Лазаревского района г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО, Осиповым К.В., ФИО, ФИО сохранено право на жилую площадь в доме по <адрес> г. Сочи. В связи с допущенной ошибкой указанное постановление отменено ДД.ММ.ГГГГ Несовершеннолетние Осиповы внесены в списки граждан, не имеющих закрепленного жилья, списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей направлены в квартирно-правовую службу г. ФИО. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Осипов К.В. обучался в <данные изъяты>. В ДД.ММ.ГГГГ окончил <данные изъяты> <адрес>. По окончании обучения жилым помещение во внеочередном порядке обеспечен не был. Постановлением главы администрации г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ он принят на учет и включен в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей». В настоящее время состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях по городу Сочи под номером До настоящего времени Осипов К.В.,как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечен во внеочередном порядке жилым помещением ввиду отсутствия надлежащего финансирования мер социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Договор социального найма жилого помещения с истцом не заключался. Не обеспечение Осипова К.В. на протяжении длительного времени вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм нарушает его права, предусмотренные ст. 40 Конституции РФ, ст. 57 ЖК РФ, ст. 8Законаот 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В судебном заседании прокурор Брацлавская О.В. и истец Осипов К.В. заявленные исковые требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить их по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика - администрации г. Сочи Бунина Е.А., действующая на основании доверенности, исковые требования прокурора не признала, суду пояснила, что согласно статье 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью, не ниже установленных социальных норм. В целях защиты и реализации жилищных прав детей - сирот в Краснодарском крае принят Закон от 03.06.2009 года № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае». Во исполнение Федерального закона № 159-ФЗ Главой администрации (губернатором) Краснодарского края издано постановление от 30.07.2009 года № 653, официально опубликованное в газете «Кубанские новости» № 129 от 06.08.2009 года. Пунктом 1 постановления утвержден Порядок предоставления жилого помещения лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма согласно приложению к настоящему постановлению. Нормы указанного порядка предусматривают, что орган местного самоуправления, исходя из количества жилых помещений муниципального жилищного фонда, приобретенных (построенных) за счет субвенций из краевого бюджета на реализацию переданных государственных полномочий, направляет гражданам, указанным в разделе 1 настоящего Порядка, извещения о включении их в список граждан-претендентов на получение жилого помещения по договору социального найма, в которых указываются основные характеристики жилых помещений (адрес, этажность, общая и жилая площадь, количество комнат). Форма извещения утверждается департаментом семейной политики Краснодарского края (п.3.1). Извещения направляются гражданам в порядке очередности, установленной в муниципальном списке граждан указанной категории, нуждающихся в жилых помещениях, заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручаются гражданам под личную подпись в получении данного документа». Абзац 1 п. 3.3 Порядка предусматривает, что в случае согласия гражданина на получение жилого помещения, он в течение трех рабочих дней предоставляет в орган местного самоуправления письменное заявление о включении его в список граждан-претендентов на получение жилого помещения по договору социального найма (далее заявление) по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку». На основании заявления и представленных документов орган местного самоуправления в течение трех рабочих дней принимает решение о включении гражданина в список претендентов или дает письменный мотивированный отказ. Количество граждан, включаемых в список претендентов, определяется, исходя из наличия количества жилых помещений, предназначенных для предоставления по договорам социального найма, гражданам, указанным в разделе 1 настоящего Порядка. Список претендентов формируется в течение трех рабочих дней с даты принятия органом местного самоуправления последнего заявления от гражданина в той же хронологической последовательности, в какой граждане были приняты на учет граждан категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Сводный список претендентов формируется в той же хронологической последовательности, в какой каждый гражданин был принят на учет. Верховный Суд Российской Федерации, рассматривая жалобу гр. ФИО (ДД.ММ.ГГГГ -Г10-19 на решение Краснодарского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ) на то, что приведенные положения Порядка в Краснодарском крае противоречат нормам федерального законодательства и нарушают права заявителей, так как устанавливает такой порядок предоставления жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при котором фактически создается еще одна очередь из вне очередников, что противоречит ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, решил, что согласно ч.1 ст.253 ГПК РФ, указанный нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу. В указанном Определении Верховный Суд РФ решил, что раздел 3 оспариваемого акта не регулирует порядок и очередность предоставления жилых помещений по договорам социального найма, его положения предусматривают порядок формирования списков граждан-претендентов на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Необходимость такого учета вытекает из положений ст. 13 ЖК РФ, Закона Краснодарского края от 29 декабря 2008 г. № 1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», а также ст.7 Закона Краснодарского края от 3 июня 2009 г. № 1748 «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае». Необходимость формирования такого списка граждан-претендентов обусловлена также целью предотвращения произвольного усмотрения предоставления жилых помещений в связи с отсутствием свободных жилых помещений и необходимости определения времени возникновения права и последовательности соответствующих действий. Кроме этого, администрация города Сочи считает, что право ФИО на предоставление жилого помещения не нарушено, поскольку не наступил срок исполнения обязательства и на момент рассмотрения дела она не лишена социальной защиты со стороны государства. Вместе с тем, в Обзоре судебной практики Верховного суда Российской Федерации о рассмотрении гражданских дел по заявлениям прокуроров о внеочередном обеспечении жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указано, что при рассмотрении данной категории дел необходимо учитывать, что в случае принятия субъектом Российской Федерации нормативных актов, устанавливающих порядок предоставления жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, суд при определении надлежащего ответчика должен руководствоваться этими нормативными актами (ст. 5 и абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»). Таким образом, предоставление во внеочередном порядке квартиры Осипову К.В. нарушит права других детей-сирот, которые также имеют право на получение жилого помещения, право которых возникло раньше последнего. Более того, создается ситуация, когда дети-сироты, состоящие в очереди, отодвигаются в списке очередников дальше, поскольку решением суда администрация города Сочи и администрация Краснодарского края должна предоставить жилое помещение вне очереди тому, у кого право на получение жилого помещения возникло гораздо позже, чем у того, кто ранее состоял на учете на получение жилого помещения.

Представитель ответчика - администрации Краснодарского края, надлежаще и своевременно извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, что в соответствии с требованиями ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения сторон, позволяет суду рассмотреть данное дело в его отсутствие.

Кроме того, представитель администрации Краснодарского края в обращении к суду просит отказать в удовлетворении исковых требований полностью, так как в соответствии с абзацем 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В целях обеспечения дополнительных гарантий прав граждан отдельных категорий, определенных Федеральным законом, на имущество и жилое помещение в Краснодарском крае был принят Закон Краснодарского края от 03 июня 2009 года № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае». В соответствии со статьей 6 данного Закона Краснодарского края уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края в области опеки, попечительства и семейной политики осуществляет мероприятия по предоставлению указанным гражданам жилых помещении, рассматривает обращения таких граждан по вопросам предоставления жилых помещений и выполняет иные функции, определяемые нормативными правовыми актами Краснодарского края. Согласно п. 1.1 Положения о Департаменте семейной политики Краснодарского края, утвержденного Постановлением Главы администрации Краснодарского края от 29.12. 2007 № 1265, департамент семейной политики Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в области опеки, попечительства и семейной политики в Краснодарском крае.

С 1 января 2005 года в соответствии с Федеральным Законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ полномочия в части обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы субъектам РФ.

В соответствии с Законом Краснодарского края от 15 декабря 2004 года № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» субвенции на приобретение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, предоставляются муниципальным образованиям края из расчета количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из их числа состоящих на учете в муниципальном образовании Краснодарского края в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с наиболее ранней датой постановки на учет. Жилые помещения предоставляются гражданам, исходя из даты постановки таких граждан на льготный учет. Осипов К.В. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, и принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении в отдельный список на льготном учете граждан, относящихся к категории детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. Предоставление ему жилого помещения вне очереди невозможно, так как это нарушило бы право по обеспечению жильем впереди стоящих по учету лиц. Реализация прав Осипова К.В. поставлена в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, имеющих аналогичное право как в данном муниципальном образовании, так и в целом по Краснодарскому краю. Указанная правовая позиция основана на Определении Конституционного Суда РФ от 18 января 2005 г. № 7-0, в котором указано, что правила действия новых норм, предусматривающих для них гарантии и льготы, по времени и по кругу лиц должны устанавливаться с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (ч. 1 и 2 ст. 1), который гарантирует гражданам защиту от всех форм дискриминации при реализации прав и свобод; Определении Верховного Суда РФ от 14.07,2010 N 18-П0-19, который подтвердил, что необходимость формирования такого списка граждан-претендентов обусловлена целью предотвращения произвольного усмотрения предоставления жилых помещений в связи с отсутствием свободных жилых потеплений и необходимости определения времени возникновения права и последовательности соответствующих действий.Так как краевая целевая программа «Дети Кубани» рассчитана до 2013 года, и гражданин сохраняет право на обеспечение жильем до момента его предоставления, то Осипов К.В. будет обеспечен жилым помещением по мере выделения субвенции для приобретения или строительства жилых помещений муниципальному образованию.

Суд, выслушав доводы участвующих в деле лиц, изучив письменные материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования прокурора законны, обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; и др.

В материалах дела имеется обращение Осипова К.В. к прокурору г. Сочи о защите его жилищных прав, следовательно, обращение прокурора с иском в суд в интересах Осипова К.В. соответствует требованиям закона.

Материалами дела установлено следующее.

Осипов К.В. родился ДД.ММ.ГГГГ года рождения в <адрес> г. Сочи, о чем в книге регистрации актов о рождении произведена запись , в которой в графе «отец» - указан ФИО, в графе «мать» - ФИО (л.д. 18).

Решением Лазаревского районного суда г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ ФИО лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних детей: ФИО, ФИО, Осипова К.В., ФИО, ФИО (л.д. 20-23).

Согласно Постановления Главы администрации Лазаревского района г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении малолетних детей Осиповых в детские государственные учреждения для детей-сирот» несовершеннолетние ФИО., ФИО., Осипов К.В., ФИО., определены в детское государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 24).

Постановлением Администрации Лазаревского района г. Сочи Краснодарского края «О сохранении права на жилую площадь за малолетними ФИО., Осиповым К.В., ФИО, ФИО.» сохранено право на жилую площадь, находящуюся по адресу: <адрес>, за малолетними ФИО., Осиповым К.В., ФИО., ФИО. (л.д. 25)

В соответствии с Постановлением главы Администрации Лазаревского района от ДД.ММ.ГГГГ постановление от ДД.ММ.ГГГГ было отменено со ссылкой на ст. 60 Жилищного кодекса РСФСР, которая предусматривала сохранение жилого помещения за временно отсутствующими гражданами в домах общественного жилищного фонда, в связи, с чем была допущена ошибка в постановлении администрации Лазаревского района города-курорта Сочи от ДД.ММ.ГГГГ , и несовершеннолетние Осиповы внесены в списки граждан, не имеющих закрепленного жилья, списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направленные в квартирно-правовую службу г Сочи (л.д. 26-28)

Из справки, выданной Осипову К.В., видно, что он обучался в <данные изъяты> ст. <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 29)

Из свидетельства серии следует, что Осипов К.В. окончил <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 30)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Как видно из Свидетельства , выданного <данные изъяты> <адрес>, Осипову К.В. присвоена квалификация «облицовщик, плиточник-3 разряда, штукатур 3 разряда», по профессии «мастер отделочных строительных работ» (л.д. 31).

В соответствии с нормами ранее действующего Жилищного кодекса РСФСР (ред. от 06.07.1991, с изм. от 23.06.1995) вне очереди жилое помещение предоставлялось гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не могла быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включались в отдельные списки (ст. ст. 33, 37, 60 ЖК РСФСР).

Аналогичные основания предоставления жилья содержатся в ст. 57 Жилищного кодекса РФ: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

По данным филиала ГУП КК «Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ» Осипов К.В. не числится собственником домовладений и квартир в гор. Сочи (л.д. 15).

Истец Осипов К.В. не был обеспечен жилым помещением вне очереди, что подтверждается представленным суду Уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений (л.д. 14).

Согласно справке Отдела регистрации прав на олимпийские объекты Управления Росреестра по Краснодарскому краю по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ правоудостоверяющие документы на земельные участки с целевым назначением индивидуальное жилищное строительство, садоводство и ведение личного подсобного хозяйства на имя Осипова К.В. отсутствуют.

Как видно из заключения Департамента городского хозяйства Администрации гор. Сочи, Осипов К.В. зарегистрирован в квартире, собственником которой он не является, юридических прав на указанную квартиру Осипов К.В не имеет (л.д. 11-12)

Постановлением Главы администрации Центрального района гор. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии на учет и включении в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей», Осипов К.В. принят на учет и включен в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, по категории «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» (л.д. 10).

Как следует Списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях по г. Сочи, Осипов К.В., ДД.ММ.ГГГГ, включен в указанный список ДД.ММ.ГГГГ под номером (л.д. 33-35).

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

С 1 января 2005 года в соответствии с Федеральным Законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ полномочия в части обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы субъектам РФ.

В силу ст.ст. 2, 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 N 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» лицам, указанным в ст. 1 Закона, дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение обеспечиваются путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма.

Указанным лицам могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством РФ порядке государственными полномочиями Краснодарского края по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями.

В соответствии со ст. 1 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 N 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы», Приложением 1 к указанному закону органы местного самоуправления города-курорта Сочи наделены отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья, не освобождает администрацию края от обязанности по финансированию дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Как следует из материалов дела, истец, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечен во внеочередном порядке жилым помещением ввиду отсутствия надлежащего финансирования мер социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Такое положение нарушает его права, предусмотренные ст. 40 Конституции РФ, ст. 57 Жилищного Кодекса РФ, ст. 8 Закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

По указанным основаниям суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных прокурором исковых требований и возложении обязанности на администрацию Краснодарского края и администрацию г. Сочи предоставить Осипову К.В. вне очереди изолированное, пригодное для постоянного проживания, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма жилой площадью не ниже установленных норм.

Однако при этом суд не может согласиться с доводом прокурора г. Сочи о том, что, исходя из буквального понимания требований ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список вне очередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий, что нашло свое подтверждение в Обзоре практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Бюллетень Верховного Суда РФ, 2008, N 10).

Суд соглашается с доводами представителей ответчиков о том, что предоставление истцу жилого помещения не ниже установленных норм должно производиться с учетом очередности, установленной в муниципальном списке граждан указанной категории, нуждающихся в жилых помещениях, поскольку указанные доводы основаны на законе.

К такому выводу суд пришел на основании того, что Постановлением Главы администрации (губернатором) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ года установлен Порядок предоставления жилых помещений указанной категории лиц.

В соответствии с указанным порядком, граждане - претенденты на получение жилого помещения по договору социального найма включаются в соответствующий Список согласно очередности, установленной в муниципальном списке г. Сочи граждан указанной категории, нуждающихся в жилых помещениях.

Из Определения Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ по жалобе гр. ФИО на решение Краснодарского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ следует, что согласно ч.1 ст.253 ГПК РФ, нормативный правовой акт (предусмотренный Постановлением Главы администрации Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ Порядок предоставления жилых помещений указанной категории лиц) не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, необходимость формирования такого списка граждан-претендентов обусловлена также целью предотвращения произвольного усмотрения предоставления жилых помещений в связи с отсутствием свободных жилых помещений и необходимости определения времени возникновения права и последовательности соответствующих действий.

Законом Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ N 1654-КЗ (ред. от 04.10.2011) "Об утверждении краевой целевой программы "Дети Кубани" на 2009 - 2013 годы" утверждена краевая целевая программа "Дети Кубани" на 2009 - 2013 годы, в соответствии с которой

объемы и источники финансирования Программы составляют всего на 2009 - 2013 годы - <данные изъяты> тысяч рублей,

в том числе на:

                            ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> тысячи рублей

                            ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> тысячи рублей

                            ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> тысячи рублей

                            ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> тысячи рублей

                            ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> тысячи рублей,

в том числе из средств краевого бюджета - <данные изъяты> тысячи рублей,

в том числе на:

                            ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> тысячи рублей

                            ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> тысячи рублей

                            ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> тысячи рублей

                            ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> тысячи рублей

                            ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> тысячи рублей,     

федерального бюджета - <данные изъяты> тысячи рублей,

в том числе на:

                            ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> тысячи рублей

                            ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> тысячи рублей

                            ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> тысячи рублей

       Контроль за выполнением Программы возложен на администрацию Краснодарского края.

        Участвующий в деле прокурор в качестве доказательств обоснованности исковых требований представил суду сведения Управления по вопросам семьи и детства администрации г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым администрация Краснодарского края в соответствии с действующим законодательством перечислила администрации г. Сочи денежные средства на вышеуказанные цели: в ДД.ММ.ГГГГ году - <данные изъяты> рублей; в ДД.ММ.ГГГГ году - <данные изъяты> рублей; в ДД.ММ.ГГГГ году - <данные изъяты> рублей, при этом численность приобретенных жилых помещений в муниципальную собственность составило, соответственно, <данные изъяты> квартир в ДД.ММ.ГГГГ году, <данные изъяты> квартира в ДД.ММ.ГГГГ году, в ДД.ММ.ГГГГ году квартиры не приобретены, стоимость одного жилого помещения составляет <данные изъяты> руб.

На основании изложенного, предоставление Осипову К.В. жилого помещения должно производиться в соответствии с муниципальным списком граждан указанной категории, нуждающихся в жилых помещениях, в рамках программы «Дети Кубани» на 2009-2013 г.г.

В силу действующего законодательства прокурор и ответчики освобождены от уплаты государственной пошлины (п.9 ч.1 ст.333.36 и п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса РФ).

На основании ст. 103 Гражданского процессуального Кодекса РФ в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, а также мировым судьей в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г. Сочи в интересах Осипова К.В. к администрации г. Сочи и администрации Краснодарского края о предоставлении Осипову К.В. вне очереди изолированного, пригодного для постоянного проживания, благоустроенного жилого помещения по договору социального найма жилой площадью не ниже установленных норм - удовлетворить.

Обязать администрацию Краснодарского края и администрацию г. Сочи предоставить Осипову К.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди изолированное, пригодное для постоянного проживания, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма жилой площадью не ниже установленных норм в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по муниципальному образованию город Сочи, в рамках реализации программы «Дети Кубани» на ДД.ММ.ГГГГ гг.

В соответствии ст. 199 ГПК РФ мотивированное решение изготовлено 23.12.2011 года.

        Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г. Сочи в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ