Решение по конецформыначалоформызаявлению Комловой А.Л. об оспаривании нормативного правого акта и оспаривании действий органа местного самоуправления,



Дело № 2-5840/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                                

ДД.ММ.ГГГГ                                                        г. Сочи

Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края

в составе председательствующего судьи Вергуновой Е.М.,

при секретаре судебного заседания           Мартыновой Л.А.,

с участием:

представителя заявителя Комловой А.Л. - по доверенности Белоусова О.И.,

представителя администрации г. Сочи по доверенности Буниной Е.А.,

прокурора Чуприна Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда г. Сочи заявление Комловой А.Л. об оспаривании нормативного правого акта и оспаривании действий органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л:

          Комлова А.Л. обратилась в Центральный районный суд г. Сочи с заявлением о признании постановления Главы города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ г. «О форме схемы расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории и инструкции о порядке подготовки схемы» в части требований, изложенных в отдельных пунктах утверждённой этим постановлением Инструкции:

- о предоставлении в качестве исходных данных поручения управления архитектуры и градостроительства администрации города Сочи или архитектора внутригородского района города Сочи на изготовление схемы (п. 2.4.);

- о выполнении графической части схемы на актуальной (срок действия которой на день подачи заявления о подготовке Схемы не более шести месяцев с момента изготовления) топографической основе (п. 2.5.);

- о предварительном нанесении границы земельного участка в соответствии с изготовленной схемой на дежурную карту города на срок, не превышающий четырех месяцев с даты предварительного нанесения (п.2.6) противоречащим федеральному законодательству и недействующим в указанной части; признании незаконными действий Администрации города Сочи об отказе Комловой А.Л. утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане, расположенного по адресу: г. <адрес>.

В обоснование своих требований заявитель указала следующее.

ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к Главе города Сочи ФИО с заявлением об утверждении схемы расположения на кадастровом плане земельного участка, расположенного по адресу: г. <адрес>, используемого ею для эксплуатации расположенного на нём и принадлежащего ей кафе «<данные изъяты>». Однако в ответ на своё заявление она получила Уведомление по делу от ДД.ММ.ГГГГ от Муниципального Бюджетного Учреждения «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» города Сочи об отказе в предоставлении ей соответствующих государственных и муниципальных услуг. Решение этого органа об отказе, как следует из вышеуказанного Уведомления, принято на основании приложенного к нему письма МБУ г. Сочи «Центр геоинформационных технологий» за исх. от ДД.ММ.ГГГГ, которое в своём письме причины отказа мотивирует только тем, что при рассмотрении её заявления и приложенных к нему материалов «установлено несоответствие представленной схемы требованиям, предусмотренным Постановлением Главы города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О форме схемы расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории и Инструкции о порядке подготовки схемы». С таким нормативным актом органа местного самоуправления и с такими действиями Администрации города Сочи заявитель не согласна, считает их противоречащими закону, создающими ей препятствие для осуществления её прав и причиняющими ей материальный ущерб. Причиной отказа названо то, что ею не представлено поручение управления архитектуры, градостроительства и благоустройства города Сочи на подготовку схемы расположения земельного участка на кадастровой карте. Ознакомившись с вышеуказанным постановлением Главы города Сочи в Интернете (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ), заявитель узнала, что такие требования действительно содержатся в п. 2.4. Приложения № 2 к Постановлению, которое называется «Инструкция о порядке подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории». Однако данное требование указанной Инструкции считает законным, так как у органа местного самоуправления есть общее право контроля за соблюдением на подведомственной ему территории установленного порядка. Ни одним федеральным или иным высшим по значению нормативным актом ему не дано право ограничивать права граждан и устанавливать для себя преференции. Заявитель считает, что она не должна обращаться в Администрацию города, чтобы оно кому-то давало поручение изготовить для неё схему. Считает, что она либо другой гражданин, так как действие оспариваемого акта распространяется на неопределенный круг лиц, в установленном законом порядке с помощью квалифицированных специалистов могут самостоятельно изготовить такую схему, и почему такая схема признана не будет. Помимо сомнений в отсутствии коррупционной составляющей в таком требовании Инструкции, оспариваемый акт в этой части содержит явное противоречие основам конституционного и гражданского законодательства о свободе выбора способа получения определенной услуги и обязанности органа местного самоуправления оказания содействия гражданам в осуществлении ими своих прав. К федеральным законам, регулирующим данные вопросы, относятся: Градостроительный кодекс РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 № 131-ФЗ и ФЗ от 24.07.2997 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Ни в одном из этих законов нет норм, дающих право органу местного самоуправления обязывать заказчиков просить у него поручение на подготовку схемы, как не дано ему право устанавливать и иные требования, например, в Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления» о полномочиях по утверждению схем расположения земельных участков вообще ничего не сказано. В ст. 8 Градостроительного кодекса РФ о полномочиях органов местного самоуправления сказано, что в качестве обязывающих нормативных документов они вправе лишь утверждать общие правила землепользования и застройки. Статья 11 Земельного кодекса РФ предусматривает, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности». И в этом законе не сказано о правах администраций городов обязывать заинтересованных лиц готовить документы только по их поручению, да ещё в ограниченные сроки. В ст. 3 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сказано, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года. К 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации". Ни о каких полномочиях органов местного самоуправления в этом законе не говориться, ничего не сказано в нём о полномочиях администраций городов по подготовке и утверждению схем расположения земельных участков на кадастровых картах соответствующих территорий. По мнению заявителя, администрация города Сочи незаконно присвоила себе полномочия и закрепила их в отдельных частях оспариваемого нормативного акта. При этом нарушаются права граждан на оформление документов, на получение соответствующих услуг и прочих правах, о которых говориться во всех вышеперечисленных законах. Графическая часть не на актуальной топографической основе. Заявитель полагает, чтотребование п.2.5. Инструкции о том, что графическая часть схемы должна быть выполнена на актуальной основе, то есть, срок действия которой на день подачи заявления о подготовке схемы не может быть более шести месяцев с момента изготовления, с учётом трудоёмкости изготовления схемы и сопутствующих документов, затрат на изготовление схемы, различных согласований и возможных жизненных ситуаций является нереальным сроком. Этот установленный срок в Инструкции ничем не обусловлен. Почему именно графическая часть схемы должна быть выполнена на актуальной основе, актуальность которой на федеральном уровне ограничена шестью месяцами. Она считает, что и в этой части оспариваемый акт и действия органа местного самоуправления противоречат закону и нарушают её права. Правообладателем кафе «<данные изъяты>» в Выписке из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ за действительно указана не её настоящая фамилия, а её прежняя фамилия - Торосян. Но из представленных ею вместе с заявлением документов видно, что и в Свидетельстве о государственной регистрации права собственности на кафе «<данные изъяты>», выданном ещё ДД.ММ.ГГГГ, указана фамилия Торосян, поэтому и Выписке такая же фамилия. А из Свидетельства о расторжении брака от ДД.ММ.ГГГГ видно, что ей после расторжения брака присвоена фамилия «Комлова», под которой она и подала заявление об утверждении схемы. В ответе органа местного самоуправления сказано, что это не соответствует требованиям, предусмотренным постановлением Главы города Сочи. Вся достоверная информация о земельном участке и кафе «<данные изъяты>» содержится в других представленных ею документах. Не указана дата изготовления схемы. По мнению заявителя, это рабочий момент, она бы без промедления устранила эту недоработку, если бы ей об этом сообщили. Такое незначительное и сугубо формальное замечание никак не может явиться причиной отказа в утверждении схемы. Тем более, что согласование её схемы главным архитектором города без проставления им даты не вызвало у сотрудников учреждения никаких вопросов. В суд она представляет копию схемы с датой, что она могла бы сделать и в рабочем порядке по требованию соответствующего органа. Истечение срока предварительного нанесения границ участка на дежурную карту города. Заявителю не понятно, на каком основании в п. 2.6. Инструкции требует, что до предоставления схемы границы земельного участка в соответствии с изготовленной схемой подлежат предварительному нанесению на дежурную карту города Сочи на срок, не превышающий четырех месяцев от даты предварительного нанесения. То есть, в данном пункте установлен ещё меньший срок, чем для соблюдения актуальности топографической основы. Указанные ограничения на местном уровне не обоснованы никаким действующим законодательством. Право органа местного самоуправления согласовывать и утверждать схему не означает его право выходить за рамки своих полномочий в данном вопросе, создавать лишние бюрократические учреждения и устанавливать удобный для них порядок, явно противоречащий закону и нарушающий права, свободы и интересы граждан. Она считает, что представленная ею схема расположения земельного участка изготовлена в соответствии с действующим законодательством, подлежит утверждению органом местного самоуправления. Устранить формальные причины отказа администрации г. Сочи утвердить схему расположения земельного участка под её кафе на кадастровом плане для неё не представляется возможным, кроме как обращением в суд с заявлением о признании недействующими соответствующих пунктов вышеуказанного нормативного акта органа местного самоуправления и о признании действий данного органа незаконными. Обращает внимание суда на то, что в редакции от ДД.ММ.ГГГГ оспариваемый нормативный акт не был опубликован, что по закону является безусловным основанием для признания его недействующим. Прилагаемое ею Постановление Главы города дано в редакции постановления главы города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ , но и в этой редакции оно в установленном порядке опубликовано не было. Текст его она нашла в Интернете на сайте сторонних организаций. В ином виде предоставить суду оспариваемый акт не может.

В судебном заседании представитель Комловой А.Л. по доверенности Белоусов О.И. заявленные требования поддержал в полном объеме и просил удовлетворить их по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица администрации г. Сочи по доверенности Бунина Е.А. просила в удовлетворении заявленных требований отказать, суду пояснила, что оспариваемое постановление считает законным, обоснованным и не противоречащим действующему законодательству. Оспариваемое постановление Главы города Сочи было опубликовано в установленном законом порядке в газете «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, экземпляр которой представила суду. МБУ г. Сочи «<данные изъяты>» является структурным подразделением Администрации гор. Сочи, в обязанности которого входят приём документов, направление на исполнение и выдача документов. В обжалуемом Постановлении Главы Администрации гор. Сочи установлен срок выполнения графической части схемы на актуальной (срок действия которой на день подачи заявления о подготовке Схемы не более шести месяцев с момента изготовления) топографической основе, что не противоречит закону. При установлении срока обращения администрация гор. Сочи исходила из целесообразности указанного срока. При установлении срока, указанного в оспариваемом Постановлении, администрацией гор. Сочи также учитывалось то обстоятельство, что в городе Сочи возводится множество построек, и в целях исключения возможности различного рода «накладок» земельных участков, нарушения прав и охраняемых законом интересов третьих лиц, предусмотрена процедура предварительного нанесения схемы земельного участка, границы которого подлежат утверждению, на дежурную карту города. Заявление Комловой А.Л. в части оспаривания ответа, выданного МБУ г. Сочи «<данные изъяты>» просила оставить без удовлетворения, так как оспариваемый ответ исходит не от администрации г. Сочи, а иного юридического лица, чьи действия Комлова А.Л. вправе оспорить в установленном законом порядке.

Выслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора, полагающего, что заявленные требования Комловой А.Л. законны, обоснованны и подлежат удовлетворению, изучив представленные суду доказательства, суд пришел к выводу, что заявленные требования Комловой А.Л. подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

Из материалов дела следует, что гражданка Комлова А.Л. (до расторжения брака Торосян А.Л.) является собственникомкафе "<данные изъяты>", расположенного по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г. <адрес>.

Комлова А.Л. обратилась к Главе г. Сочи с заявлением об утверждении схемы расположения на кадастровом плане земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, на которое получила ответ от ДД.ММ.ГГГГ из Муниципального бюджетного учреждения г. Сочи «<данные изъяты>» Администрации г. Сочи, из которого следует, что при рассмотрении представленных материалов установлено несоответствие представленной схемы требованиям, предусмотренным Постановлением Главы города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О форме схемы расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории и Инструкции о порядке подготовки схемы", а именно: не представлено поручение Управления архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи на подготовку схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории», занятого зданием кафе по <адрес> города Сочи, графическая часть Схемы выполнена не на актуальной топографической основе, заказчиком которой является ООО «<данные изъяты>». Кроме того, указано, что правообладателем кафе «Ладья» по <адрес> г. Сочи является Торосян А.Л., что подтверждено выпиской из Единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ , на графической части Схемы в основной записи (угловой штамп) изготовителя не указана дата изготовления схемы; до предоставления Схемы на согласование и утверждение границы земельного участка подлежат предварительному нанесению на дежурную карту города Сочи на срок, не превышающий четырех месяцев от даты предварительного нанесения; срок нанесения границ земельного участка на дежурную карту города Сочи истек ДД.ММ.ГГГГ. Учитывая вышеизложенное, Комловой А.Л. отказано в выдаче утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, занятого зданием кафе по <адрес> города Сочи района города Сочи, в соответствии с п. 2.5.1 административного регламента предоставления муниципальной услуги: «Выдача утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории», утвержденного Постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ .

Из Уведомления по делу об отказе в предоставлении государственных и муниципальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ Комловой А.Л. отказано в предоставлении услуг по причинам, указанным в письме МБУ города Сочи «<данные изъяты>».

На основании ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Как утверждает представитель заявителя, до получения ответа от ДД.ММ.ГГГГ из Муниципального бюджетного учреждения г. Сочи «Центр геоинформационных технологий» Администрации г. Сочи она о существовании оспариваемого Постановления не знала, в связи с чем, не имела возможности его оспорить.

Указанные обстоятельства ничем не опровергнуты.

Заявление Комловой А.Л. об оспаривании вышеуказанного нормативного акта поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, суд считает, что заявителем не пропущен предусмотренный ст.256 ГПК РФ срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании нормативного акта ею не пропущен.

Доводы заявителя, что оспариваемое ею Постановление Главы города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О форме схемы расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории и Инструкции о порядке подготовки схемы" не опубликовано в установленном законом порядке, а потому подлежит безусловной отмене, суд признает несостоятельными, поскольку названное постановление было опубликовано в средствах массовой информации, а именно в газете «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, экземпляр которой приобщен к материалам дела.

          Удовлетворяя заявление Комловой А.Л. в части, суд исходит из следующего.

Статей 11 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации Правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

В силу ст. 8 Градостроительного Кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся:

1) подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений;

2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений;

3) утверждение правил землепользования и застройки поселений;

4) утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;

5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений;

6) принятие решений о развитии застроенных территорий.

        Пунктом 26 Устава муниципального образования города-курорта Сочи, принятого Решением Городского Собрания Сочи от 29.07.2010 N 92 (в ред. Решения Городского Собрания Сочи от 28.07.2011 N 124) предусмотрено, что к вопросам местного значения города Сочиотносятся: утверждение генеральных планов города Сочи, правил землепользования и
застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов города Сочи
документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство,
разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства,
реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства,
расположенных на территории города Сочи, утверждение местных нормативов
градостроительного проектирования города Сочи, ведение информационной системы
обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории города
Сочи, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в
границах города Сочи для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за
использованием земель города Сочи.

Оспариваемым Постановлением Главы города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ «О форме схемы расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории и инструкции о порядке подготовки схемы» (в ред. Постановления главы города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ ) утверждена форма схемы расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории (приложение № 1); утверждена Инструкция о порядке подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории (приложение №2); установлено, что схемы расположения земельных участков на кадастровых картах или кадастровых планах соответствующих территорий (при их образовании (за исключением объединения и перераспределения)) для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ), садоводства, дачного и гаражного строительства, занятых зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам и юридическим лицам на праве собственности, подлежат согласованию архитектором внутригородского района города Сочи и утверждению главой администрации внутригородского района города Сочи в форме распоряжения; установлено, что схемы расположения земельных участков на кадастровых картах или кадастровых планах соответствующих территорий, за исключением указанных в пункте 3 настоящего постановления, подлежат согласованию начальником управления архитектуры и градостроительства администрации города Сочи и утверждению главой города Сочи в форме распоряжения. Кроме того, установлено, что ранее согласованные и утвержденные в установленном порядке схемы расположения земельных участков на кадастровых картах или кадастровых планах соответствующих территорий являются действительными и подлежат применению, ранее согласованные, но не утвержденные в установленном порядке схемы расположения земельных участков на кадастровых картах или кадастровых планах соответствующих территорий являются действительными и подлежат утверждению в порядке пункта 3 или 4 настоящего Постановления. Установлено также, что акт согласования местоположения границ и извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков, указанных в пункте 3 настоящего постановления, в составе проекта межевого плана, подписываются архитектором внутригородского района города Сочи со ссылкой на дату и номер распоряжения главы администрации внутригородского района города Сочи об утверждении схемы расположения этого земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории. Установлено также, что акт согласования местоположения границ и извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков, за исключением указанных в пункте 3 настоящего постановления, в составе проекта межевого плана подписываются начальником управления архитектуры и градостроительства администрации города Сочи со ссылкой на дату и номер распоряжения главы города Сочи об утверждении схемы расположения этого земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории (л.д. 36-37).

Приложением № 2 к указанному Постановлению является Инструкция о порядке подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (л.д. 40-44).

Инструкцией, в частности, п. 2.4, который оспаривается заявителем, предусмотрено, что в состав Схемы земельного участка входят исходные данные и графическая часть. Исходные данные включают, среди прочего, поручение управления архитектуры и градостроительства администрации города Сочи или архитектора внутригородского района города Сочи на изготовление Схемы, в пределах установленных полномочий.

В соответствии со ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

             Суд приходит к выводу, что органом местного самоуправления не представлено доказательств обоснованности содержания п. 2.4 вышеуказанной Инструкции требованиям федерального законодательства.

При этом суд признает доводы заявителя обоснованными в части того, что предусмотренное п. 2.4 указанной Инструкции поручение Управления архитектуры и градостроительства администрации города Сочи или архитектора внутригородского района города Сочи на изготовление Схемы, противоречит основам конституционного и гражданского законодательства о свободе выбора способа получения определенной услуги и обязанности органа местного самоуправления оказания содействия гражданам в осуществлении ими своих прав.

К федеральным законам, регулирующим данные вопросы, относятся: Градостроительный кодекс РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 № 131-ФЗ и ФЗ от 24.07.2997 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», которые по своему содержанию не предусматривают такого ограничения прав граждан и организаций.

Кроме того, суд приходит к выводу, что содержание названного пункта Инструкции противоречит нормам Федерального закона «О защите конкуренции», поскольку владелец объекта недвижимости вправе самостоятельно выбирать имеющую соответствующие лицензии, допуски, полномочия и т.п. организации для изготовления схемы земельного участка, и орган местного самоуправления не вправе самостоятельно осуществлять выбор такой организации и давать ей поручение на изготовление схемы.

         С учетом изложенного, п. 2.4 Инструкции о порядке подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории, являющейся Приложением № 2 к Постановлению Главы города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ «О форме схемы расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории и инструкции о порядке подготовки схемы» (в ред. Постановления главы города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ ) подлежит признанию недействующей со дня вступления решения суда в законную силу.

Пунктом 2.5 указанной выше Инструкции предусмотрено, что графическая часть Схемы выполняется на актуальной (срок действия которой на день подачи заявления о подготовке Схемы не более шести месяцев с момента изготовления) топографической основе в масштабе 1:500, 1:1000, 1:2000 с отображением красных линий, зон с особыми условиями использования территорий, границ существующих и формируемых смежных земельных участков, в соответствии со СНиПом ДД.ММ.ГГГГ-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", ГОСТом 2.301-68, ГОСТом 2.302-68, ГОСТом 2.304-81.

Формируемые границы земельного участка указываются штрихпунктирной красной линией. На графической части Схемы в обязательном порядке указываются: варианты подъездов к земельному участку; ситуационный план, с указанием места расположения образуемого земельного участка; регламенты (категория земель, функциональная зона по генплану города Сочи; градостроительный регламент: территориальная зона, виды разрешенного использования - основные и вспомогательные); экспликация земельного участка; дополнительная информация по земельному участку, условные обозначения, каталог координат земельного участка в местной системе координат; основная запись (угловой штамп) изготовителя схемы с указанием адресного ориентира расположения земельного участка и предполагаемый вид разрешенного использования; графы согласований заказчика, должностного лица администрации города (внутригородского района) Сочи, графы согласований правообладателей земельных участков, входящих в состав образуемого земельного участка.

Оспариваемый пункт 2.6 названной Инструкции предусматривает, что до предоставления Схемы на согласование и утверждение границы земельного участка в соответствии с изготовленной Схемой подлежат предварительному нанесению на дежурную карту города Сочи на срок, не превышающий четырех месяцев с даты предварительного нанесения. Информация о предварительном нанесении границ земельного участка на дежурную карту города Сочи отражается на графической части Схемы в виде штампа с указанием даты и номера предварительного нанесения данной информации. После утверждения Схемы в установленном разделом 3 настоящей инструкции порядке границы земельного участка подлежат окончательному нанесению на дежурную карту города Сочи. В случае не утверждения Схемы по истечении четырех месяцев с даты предварительного нанесения границ земельного участка на дежурную карту города Сочи предварительно нанесенные границы подлежат снятию с дежурной карты города Сочи. Названный пункт введен Постановлением главы города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ .

          Анализ оспариваемых заявителем пунктов 2.5 и 2.6 Инструкции позволяет суду сделать вывод о том, что их положения не противоречат действующему законодательству, а приняты в рамках полномочий органа местного самоуправления, в частности, ст. 11 Земельного кодекса РФ, которой предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся, среди прочего, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия по решению вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

         В данной части требований заявителя суд соглашается с доводами представителя органа местного самоуправления о том, что принятие названных пунктов Инструкции направлено именно на соблюдение прав и законных интересов граждан и иных организаций, имеющих права в отношении земельных участков на территории муниципального образования город Сочи, и во избежание возможных ошибок в части размещения указанных земельных участков относительно красных линий, зон с особыми условиями использования территорий, границ существующих и формируемых смежных земельных участков, в Инструкции предусмотрено, что графическая часть Схемы выполняется на актуальной (срок действия которой на день подачи заявления о подготовке Схемы не более шести месяцев с момента изготовления) топографической основе, границы земельного участка до утверждения Схемы его расположения наносятся на дежурную карту города на срок, не превышающий четырех месяцев с даты предварительного нанесения.

       Кроме того, указанные пункты Инструкции не приводят к нарушению прав заявителя, поскольку только предусматривают сроки действия графической части схемы земельного участка на актуальной топографической основе, предварительное нанесение схемы земельного участка на дежурную карту города Сочи на срок, не превышающий четырех месяцев с даты предварительного нанесения.

         Доводы заявителя о том, что указанные сроки являются «нереальными» и нарушают права заявителя или иных лиц ничем не обоснованы, а потому не могут быть признаны обоснованными и приняты во внимание.

          Доводы заявителя о том, что дежурная карта города не имеет юридической силы и нанесение на дежурную карту города земельных участков, границы которых подлежат утверждению, не предусмотрено никаким законом, суд признает не состоятельными, так как выполнение указанных действий не нарушает права заявителя и неопределенного круга лиц, кроме того, в силу части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени только в том случае, если будет установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.

        Требования оспариваемого нормативного акта о нанесении сведений на дежурную карту города не противоречат действующему законодательству,

        Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

        В силу ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

       Заявление Комловой А.Л. в части оспаривания действий администрации г. Сочи по вопросу необоснованности Уведомления по делу от ДД.ММ.ГГГГ, полученного из Муниципального бюджетного учреждения г. Сочи «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» города Сочи об отказе в предоставлении ей соответствующих государственных и муниципальных услуг не подлежит удовлетворению, поскольку названное уведомление выдано иным самостоятельным юридическим лицом, чьи действия заявитель вправе оспорить в установленном законом порядке.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 251, 254, 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Заявление Комловой А.Л. о признании п.п. 2.4; 2.5, 2.6 Инструкции о порядке подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории», утвержденной Постановлением Главы города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ «О форме схемы расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории и инструкции о порядке подготовки схемы» противоречащими федеральному законодательству и недействующим в указанной части; о признании незаконными действий Администрации города Сочи об отказе Комловой А.Л. утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане, расположенного по адресу: г. <адрес> - удовлетворить частично.

Признать п. 2.4 Инструкции о порядке подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории», утвержденной Постановлением Главы города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ «О форме схемы расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории и инструкции о порядке подготовки схемы» в части требований о предоставлении в качестве исходных данных поручения Управления архитектуры и градостроительства администрации города Сочи или архитектора внутригородского района города Сочи на изготовление схемы противоречащим федеральному законодательству, а потому недействующим в указанной части со дня вступления решения суда в законную силу.

В остальной части заявления - отказать.

Мотивированное решение в соответствии ст. 199 ГПК РФ изготовлено 19 декабря 2011 года.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда.

           

Председательствующий      Е.М. Вергунова