Решение по иску Шевцовой Т.И. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда в г.Сочи о признании права на досрочную пенсию



РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

г.Сочи                                    

22.12.2011 г.

Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе

председательствующего судьи Качур С.В.,

при секретаре судебного заседания Горбенко К.С.,

с участием истца Шевцовой Т.И.,

представителей ответчика Умрихина А.В.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Шевцовой Т.И. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда в г.Сочи о признании права на досрочную пенсию,

установил:

Шевцова Т.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда в г.Сочи о признании права на досрочную пенсию указав что она 10.10.2011 г. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в г.Сочи с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, имеющему не менее 25 лет осуществления педагогической деятельности в учреждениях для детей независимо от их возраста.

Комиссия отдела назначения и перерасчета пенсий ГУ Управления ПФ РФ в г.Сочи, выписка из протокола №41/8 от 02.11.2011 г., своим решением отказала ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по пп.19 п.1 ст.27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ" в связи с отсутствием у ней 25-летней педагогической деятельности и не включением в ее специальный стаж периода работы с 26.06.1980 г. по 31.08.1980 г. в должности директора в Верхне-Кировском сельском доме культуры, 01.09.1980 г. по 16.07.1982 г. в должности художественного руководителя в Верхне-Кировском доме культуры, 27.03.1984 г. по 31.03.1985 г. в должности художественного руководителя, методиста по культпросветработе в Нижне-Кировском доме культуры, 01.08.1992 г. по 01.09.1995 г. в должности руководителя туристического кружка в Дагомысском центре Детского творчества и туризма, т.к. наименования и должности не предусмотрены Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, а также 01.09.2002 г. по 31.12.2003 г. в должности учителя истории русской культуры в МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 82", так как нагрузка составляла менее 1 ставки. Истец считает, что ответчик ГУ УПФ РФ в г.Сочи незаконно отказал в назначении досрочной трудовой пенсии, в связи с чем просит включить в специальный стаж, дающий право на назначении трудовой пенсии по старости и признать за ней право на назначение досрочной трудовой пенсии.

В судебном заседании истец в полном объеме поддержал требования по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика - Государственного учрежденияУправления Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г.Сочи - исковые требования не признал и изложил позицию об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца согласно решения комиссии.

Выслушав мнение сторон, изучив письменные материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует ч.2 ст.39 Конституции РФ, федеральный законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу ч.1 ст.15 Конституции РФ он обязан исходить из верховенства Конституции РФ и высшей юридической силы ее принципов и норм.

Согласно ст.ст.1,2 Трудового Кодекса РФ и исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ним отношений признаются свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности.. . равенство прав и возможностей работников.

В соответствии со ст.19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.

Ст.43 (ч.1) Конституции РФ закрепляет право каждого на образование. Данное конституционное право, как и свобода выбора образовательного учреждения обеспечиваются, в частности, вытекающими из ст.37 Конституции РФ гарантиями защиты конституционных прав педагогов в сфере труда, запретом на дискриминацию в сфере образования, а также государственными стандартами образования и подготовки педагогических кадров (ст.43 ч.5 Конституции РФ).

Действие законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, причем закон не содержит каких-либо ограничений в статусе и правах ни обучающихся в этих образовательных учреждениях, ни работников.

В соответствии с указанными конституционными положениями Федеральным законом "О трудовых пенсиях в РФ"в качестве правового основания для пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан предусматривается длительное выполнение определенной профессиональной деятельности, в частности устанавливается право на получение пенсии за выслугу лет (особый вид специального трудового стажа) в связи с длительной подземной, другой работой с особо вредными и тяжелыми условиями труда, а также некоторой иной профессиональной деятельностью.

По смыслу статей 2,3,27,28 Федерального Закона во взаимосвязи с другими его положениями, право на получение пенсии за выслугу лет законодатель связывает не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда.

Законом "Об образовании", ст.12, образовательным учреждением является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными. Действие законодательства РФ в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории РФ независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

В соответствии с положением ст.55 Закона "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет. Закрепляя права, социальные гарантии и льготы работников образовательных учреждений, этот Закон не связывает возможность их реализации с организационно-правовыми формами и названиями образовательных учреждений.

Соответственно, пп.19 п.1 ст.27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ" предусматривает назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Из данного Закона "О трудовых пенсиях в РФ" вытекает, что Правительство РФ наделяется полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения этой категории работников и по своему усмотрению устанавливать их пенсионные права, вводить дополнительные по сравнению с Законом ограничения права на пенсионное обеспечение за выслугу лет. Постановление Правительства РФ "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений", с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 сузило сферу действия Закона "Об образовании" и закона "О трудовых пенсиях в РФ", нарушает право граждан на пенсию в связи с педагогической деятельностью и не может быть основанием для отказа в начислении пенсии.

То же самое Конституционный суд РФ отразил в Определении от 06.12.2001 года № 310-0 "По запросу Законодательного собрания Тверской области о проверке конституционности пунктов 2 и 3 Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей".

Таким образом, законодатель в соответствии с положениями пп.19 п.1 ст.27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ" некоторые категории педагогических работников поставил в неравные условия, так как ограничил их в своих пенсионных правах, в том числе в праве на зачет трудового стажа для выплаты пенсии за выслугу лет независимо от принадлежности учебного заведения, что означает нарушение указанных выше конституционных принципов и норм федерального законодательства.

В силу ст.ст.4 (ч.2) и 15 (ч.1,4) Конституции РФ Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции России, таким образом, правоприменитель обязан руководствоваться принципом Верховенства Конституции РФ.

Поскольку истец работал в оспариваемых должностях и образовательных учреждениях, то суд рассматривает данные периоды работы исходя из специфики условий работы работника на данных должностях и образовательных учреждениях. Истец, как работник учреждений образования осуществлял образовательный процесс, так как выполнял функции в связи с реализацией конституционного права воспитанников и обучающихся на получение образования в пределах государственного образовательного стандарта в полном объеме образовательных программ и в их качестве, в соответствие применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным, психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям воспитанников и обучающихся, их жизни и здоровья.

Шевцова Т.И. удостоена ведомственной наградой Министерства образования и науки Российской Федерации о почетном звании "Почетный работник общего образования Российской Федерации" (Приказ от 27.06.2011 г. № 845/к-н), присваиваемого в том числе за многолетний добросовестный труд в системе общего образования, успехи в организации и совершенствовании образовательного и воспитательного процессов, обеспечении единства обучения и воспитания, формирование интеллектуального, культурного и нравственного развития личности, внедрение в учебный процесс новых технологий обучения, современных форм и методов организации и проведения занятий, контроля знаний.

Необоснованна ссылка ответчика на Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067, поскольку данный документ утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.

Включение в специальный стаж спорных периодов работы, позволяет суду признать за истцом права на досрочную пенсию в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Закона "О трудовых пенсиях в РФ", поскольку в совокупности оспариваемые периоды работы по день обращения в соответствии со ст.19 Закона "О трудовых пенсиях в РФ", т.е. 10.10.2011 г. составляет более 25 лет.

На основании вышеизложенного, суд не находит отказ в назначении досрочной трудовой пенсии законным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

удовлетворить иск Шевцовой Т.И. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда г.Сочи о признании права на досрочную пенсию.

Признать за Шевцовой Т.И. право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

Обязать комиссию по назначению пенсии Управления Пенсионного фонда РФ в г.Сочи засчитать Шевцовой Т.И. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, периоды работы с

26.06.1980 г. по 31.08.1980 г. в должности директора в Верхне-Кировском сельском доме культуры;

01.09.1980 г. по 16.07.1982 г. в должности художественного руководителя в Верхне-Кировском доме культуры;

27.03.1984 г. по 31.03.1985 г. в должности художественного руководителя, методиста по культпросветработе в Нижне-Кировском доме культуры;

01.08.1992 г. по 01.09.1995 г. в должности руководителя туристического кружка в Дагомысском центре Детского творчества и туризма;

01.09.2002 г. по 31.12.2003 г. в должности учителя истории русской культуры в МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 82".

Трудовую пенсию назначить с 10.10.2011 г.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 дней со дня составления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 26.12.2011 г.

Председательствующий: