К делу № 2-5508/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Сочи ДД.ММ.ГГГГ Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе председательствующего судьи Вергуновой Е.М., при секретаре судебного заседания Мартыновой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда г. Сочи гражданское дело по иску прокурора г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц к администрации Центрального района города Сочи, администрации города Сочи о возложении обязанности на администрацию Центрального района г. Сочи обеспечить условия инвалидам для беспрепятственного доступа в здание администрации Центрального района г. Сочи, УСТАНОВИЛ: В Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края с исковым заявлением обратился прокурор г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц к администрации Центрального района города Сочи, администрации города Сочи о возложении обязанности на администрацию Центрального района г. Сочи обеспечить условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа в здание администрации Центрального района г. Сочи, расположенное по адресу: г. Сочи, <адрес>. В ходе рассмотрения дела исковые требования прокурором были изменены, прокурор просит обязать администрацию Центрального района г. Сочи и администрацию г. Сочи обеспечить условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа в здание администрации Центрального района г. Сочи, расположенное по адресу: г. Сочи, <адрес>, а именно: оборудовать пандус в соответствии с требованиями СНиП <данные изъяты> «Доступность зданий и сооружений для маломобильных граждан». Требования прокурора мотивированы тем, что прокуратурой города Сочи с привлечением специалистов Управления социальной защиты населения Департамента социальной защиты населения Краснодарского края в Центральном внутригородском района г. Сочи проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, по результатам которой в деятельности администрации Центрального района г, Сочи выявлены нарушения закона. Согласно ст. 3 Положения об администрации Центрального района г. Сочи, утвержденному Решением Городского Собрания Сочи от ДД.ММ.ГГГГ №, администрация Центрального района города-курорта Сочи является территориальным органом администрации города - исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления города-курорта Сочи. Администрация Центрального района г. Сочи обладает правом юридического лица. Распоряжением главы администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ №-р за администрацией Центрального района г. Сочи на праве оперативного управления закреплено муниципальное имущество, а именно, здание администрации по <адрес> в г. Сочи. Во исполнение указанного распоряжения главы города Сочи между Комитетом по управлению имуществом города Сочи и администрацией Центрального района г. Сочи заключен договор № о закреплении имущества за администрацией Центрального района г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ В нарушение требований закона, вход в здание администрации Центрального района г. Сочи, расположенное по <адрес>, в г. Сочи, не отвечает требованиям законодательства о социальной защите инвалидов, а именно, не оборудован пандусом. Администрация Центрального района г. Сочи является объектом социальной инфраструктуры, так как администрация района в качестве одного из видов своей деятельности осуществляет организацию приема граждан, проводит анализ и обобщение вопросов, которые ставят граждане в обращениях и на личном приеме должностных лиц администрации, готовит предложения по устранению причин, порождающих жалобы. Таким образом, бездействие администрации района по созданию надлежащих условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других категорий маломобильных граждан к объекту инфраструктуры - зданию администрации Центрального района г. Сочи, расположенному по <адрес> в г. Сочи, является незаконным, что свидетельствует о нарушении прав инвалидов, включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников, на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры. В судебном заседании участвующий в деле прокурор поддержал измененные исковые требования и просил их удовлетворить. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца - Управления социальной защиты населения Департамента социальной защиты населения Краснодарского края в Центральном районе г. Сочи по доверенности Ермаков А.Н. поддержал исковые требования прокурора и просил их удовлетворить. Представитель ответчика - администрации Центрального района г. Сочи и администрации г. Сочи по доверенности Иванов В.А. возражал против удовлетворения исковых требований прокурора г. Сочи, пояснил, что с торца здания администрации Центрального района г. Сочи по <адрес> в г. Сочи имеются: пандус с поручнем для инвалидов, парковочные места для инвалидов, кнопка вызова для инвалидов-колясочников, при этом представил фотоматериалы, а обустройство пандуса с фасадной части здания невозможно с учетом размеров его цоколя и сложившейся застройки вокруг здания администрации района. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца - общественной организации Всероссийского общества инвалидов Центрального района г. Сочи Жестовский П.С. просил отказать в удовлетворении исковых требований прокурора, пояснил суду, что в здании администрации Центрального района г. Сочи, расположенном по <адрес> в г. Сочи, созданы максимально возможные в условиях имеющегося здания условия для беспрепятственного доступа различных категорий инвалидов: с торца здания имеется пандус с поручнем для инвалидов-колясочников, обустройство пандуса с фасадной части здания невозможно по ряду причин, при этом расположение пандуса с торцевой части здания согласовано с ним как председателем Сочинского отделения ВОС, имеются кнопка вызова для инвалидов, обозначения для слабовидящих инвалидов и т.п. Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2). Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "ж" части 1, Конституции Российской Федерации). В то же время органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи 12, 130 - 133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статьи 2, 7, 18 и 19). Установив в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов, в том числе органов местного самоуправления, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Согласно ст. 3 Положения об администрации Центрального района г. Сочи, утвержденному Решением Городского Собрания Сочи от ДД.ММ.ГГГГ №, администрация Центрального района города-курорта Сочи является территориальным органом администрации города - исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления города-курорта Сочи, обладает правом юридического лица. Распоряжением главы администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ №-р за администрацией Центрального района г. Сочи на праве оперативного управления закреплено муниципальное имущество, а именно, здание администрации по <адрес> в г. Сочи. Как следует из договора о закреплении имущества за администрацией <адрес> г. Сочи № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Комитетом по управлению имуществом города Сочи и администрацией Центрального района г. Сочи в соответствии с вышеуказанным распоряжением администрации г. Сочи, за последним закреплено на праве оперативного управления муниципальное имущество, находящееся на балансе Администрации (л.д. 7). В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Аналогичные положения закреплены в п. 6.1. Положения об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной инфраструктуры города Сочи, утвержденного решением Городского Собрания Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Положение). Согласно п. 4 Положения, к объектам городской инфраструктуры, подлежащим оснащению специальными приспособлениями, устройствами, оборудованием, относятся, том числе, административные здания и сооружения. Из паспорта доступности объекта для инвалидов от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в нарушение указанных требований закона, вход в здание администрации Центрального района г. Сочи, расположенное по <адрес> в г. Сочи, не оборудован пандусом, имеется пандус с обратной стороны здания, однако уклон пандуса не соответствует требованиям, пандусы в здании отсутствуют, лифты, подъемники, система средств информации отсутствуют (л.д. 15-17). Суд не может принять как обоснованные доводы представителя администрации Центрального района г. Сочи и администрации г. Сочи о том, что с торца здания имеется пандус и системы средств информационные, так как установленный с торца здания пандус не соответствует СНиП ДД.ММ.ГГГГ «Доступность зданий и сооружений для маломобильных граждан». В соответствии со СНиП ДД.ММ.ГГГГ "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" при новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует, как правило, предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения. Так, в частности, в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для них подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием. Поверхности покрытий входных площадок и тамбуров должны быть твердыми, не допускать скольжения при намокании и иметь поперечный уклон в пределах <данные изъяты> (п. п. 3.13 - 3.14 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения") Администрация Центрального района г. Сочи является объектом социальной инфраструктуры, так как администрация района в качестве одного из видов своей деятельности осуществляет прием граждан, в том числе инвалидов. Кроме того, администрация Центрального района г. Сочи является структурным подразделением администрации г. Сочи, здание администрации района является муниципальным имуществом, находящимся на балансе администрации г. Сочи, и находится в оперативном управлении у администрации района, поэтому обязанность по исполнению решения суда следует возложить на администрацию г. Сочи и администрацию Центрального района г. Сочи (л.д. 7-10). Таким образом, оценивая исследованные по делу доказательства, удовлетворяющие требованиям закона об их относимости и допустимости, суд пришел к выводу, что требование прокурора города Сочи о возложении обязанности на администрацию Центрального района г. Сочи обеспечить условия инвалидам для беспрепятственного доступа в здание администрации Центрального района г. Сочи, а именно оборудовать пандус в соответствии с требованиями СНиП ДД.ММ.ГГГГ «Доступность зданий и сооружений для маломобильных граждан» подлежит удовлетворению. В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов (ч.1). В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом (ч.2). Суд приходит к выводу, что для исполнения решения суда администрации Центрального района г. Сочи следует предоставить срок - <данные изъяты> месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Иные доводы и возражения сторон не имеют юридического значения для правильного разрешения возникшего спора. В соответствии с п.п.9 и п.п.19 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ обе стороны освобождены от уплаты государственной пошлины. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, РЕШИЛ : Исковые требования прокурора г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц к администрации Центрального района города Сочи, администрации города Сочи о возложении обязанности на администрацию Центрального района г. Сочи обеспечить условия инвалидам для беспрепятственного доступа в здание администрации Центрального района г. Сочи, а именно оборудовать существующий пандус в соответствии с требованиями СНиП <данные изъяты> «Доступность зданий и сооружений для маломобильных граждан» - удовлетворить. Обязать администрацию Центрального района г. Сочи и администрацию города Сочи обеспечить условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа в здание администрации Центрального района г. Сочи, расположенного по адресу: г. Сочи, <адрес>: оборудовать существующий пандус в соответствии с требованием СНиП ДД.ММ.ГГГГ «Доступность зданий и сооружений для маломобильных граждан». Установить срок для исполнения решения суда - <данные изъяты> месяца со дня вступления решения суда в законную силу. В соответствии со ст. 199 ГПК РФ мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда. Председательствующий судья Е.М. Вергунова