определение по иску Никитенко И.Г. к администрации г.Сочи и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в КК о признании права собственности на земельный участок под гаражным боксом



О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

16 февраля 2012 г.                                                                                              г. Сочи

Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе председательствующего Курина Ю.В., при секретаре судебного заседания Севидовой Е.П., рассмотрев в предварительном судебном заседании гражданское дело по иску Никитенко И. Г. к администрации г.Сочи и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае о признании права собственности на земельный участок под гаражным боксом,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с требованием к ответчику о признании права собственности на земельный участок площадью 30 кв.м. под гаражным боксом литер А с условным номером по <адрес> в Центральном районе г.Сочи.

В предварительном судебном заседании представитель истца пояснил, что истцу на праве собственности принадлежит гараж площадью 15,60 кв.м. литер А с условным номером по <адрес>. Гараж приобретен истицей и ФИО1 в равных долях у ФИО2 по договору купли-продажи от 09 января 2002 года. По договору мены от 19 мая 2011 года истец приобрела у ФИО1 его 1/2 долю. Гараж был построен предыдущим собственником ФИО2 на основании распоряжения горисполкома от 14 февраля 1989 г. Постановлением Главы администрации Центрального района от 12 января 1998 г. № 5 утвержден акт приемки в эксплуатацию законченного строительством гаража от 14 октября 1997. БТИ выдано на гараж регистрационное удостоверение от 25 сентября 1998 г. Полагает, что поскольку право собственности на указанный гараж зарегистрировано в установленном законом порядке, данное строение является объектом капитального строительства. Фактическая площадь земельного участка, занятого гаражом вместе с отмосткой, составляет 23 кв.м. В соответствии с п. 6.36. СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» размер земельных участков одноэтажных гаражей для легковых автомобилей на одно машино-место должен составлять 30 кв.м. В соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадь земельного участка 30 кв.м., необходимая для расположения гаража, включает участок площадью 23 кв.м. в составе земельного участка с кадастровым номером , находящемся в муниципальной собственности и предоставленном на праве постоянного (бессрочного) пользования Региональному управлению Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Краснодарскому краю, и участок площадью 7,0 кв.м. в составе земельного участка в кадастровом квартале номер , находящегося в государственной собственности. В силу требований п. 9.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» необходимый для эксплуатации принадлежащего истцу гаража земельный участок считается предоставленным истцу на праве собственности. В соответствии со ст. 25.2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» достаточным основанием для государственной регистрации права собственности истца на земельный участок, занятый принадлежащим ей гаражом, является наличие регистрации права собственности истца на указанный гараж в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Для государственной регистрации права собственности на земельный участок по указанному основанию не требуется предварительная постановка земельного участка на кадастровый учет. Согласно выписке из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером площадью 4700 кв.м. по <адрес> в городе Сочи передан в постоянное (бессрочное) пользование Региональному управлению Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Краснодарскому краю, дата регистрации права 27.04.2009. Включение участка площадью 23 кв.м. в состав земельного участка с кадастровым номером , переданного Региональному управлению Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Краснодарскому краю на праве постоянного (бессрочного) пользования, препятствует регистрации за истцом права собственности на необходимый для эксплуатации гаража земельный участок. По этим основаниям просит признать право собственности на земельный участок площадью 30 кв.м. под гаражным боксом литер А с условным номером по <адрес> в Центральном районе г.Сочи.

В предварительном судебном заседании представитель ответчика - администрации г. Сочи ходатайствовала об оставлении данного иска без рассмотрения в связи с несоблюдением истцом досудебного порядка урегулирования данного спора.

В предварительное судебное заседание представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае не явился, о времени и месте рассмотрения данного дела извещен надлежащим образом, о причинах своей неявки суд не уведомил.

В предварительном судебном заседании представитель третьего лица на стороне ответчика - Регионального управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Краснодарскому краю пояснил, что региональному управлению ФСКН РФ постановлением Главы г. Сочи от 25.03.2008г. в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок площадью 4700 кв.м. с кадастровым номером по <адрес> в г. Сочи. Право на данный земельный участок зарегистрировано 27.04.2009г. Вышеуказанный земельный участок используется службой по г. Сочи являющейся структурным подразделением правоохранительного органа - Регионального управления ФСКН России по Краснодарскому краю, для выполнения задач возложенных на органы наркоконтроля и являющейся объектом, подлежащим усиленной защите. В настоящее время, во исполнение постановления Правительства РФ от 03 марта 2010г. , на данном земельном участке в установленном законодательством РФ порядке, осуществляется строительство административно-служебного здания регионального управления, которое согласно пункта 271 указанного постановления Правительства РФ отнесено к олимпийским объектам безопасности. На данном земельном участке, на котором ведется строительство олимпийского объекта, располагается принадлежащий истцу переносной гараж, представляющий собой объемный железобетонный элемент. Данный гараж нарушает права землепользователя - регионального управления ФСКН РФ и препятствует строительству объекта безопасности XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи.

Заслушав доводы и возражения сторон, изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что данное дело подлежит оставлению без рассмотрения.

В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судоустройстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Как следует из материалов дела, истцу на праве собственности принадлежит гараж общей площадью 15,60 кв.м литер А, по <адрес> в Центральном районе г.Сочи, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права

Постановлением Главы администрации Центрального района г.Сочи Краснодарского края от 12.01.1998 г. утвержден акт приемки в эксплуатацию законченного строительством гаражного бокса, расположенного <адрес>.

Вместе с тем, из представленного технического паспорта данного строения следует, что он представляет собой объемный железобетонный элемент, установленный на железобетонный фундамент.

Постановлением Главы г.Сочи от 25.03.2008 г. земельный участок площадью 4700 кв.м. с кадастровым номером , занятый административным зданием по <адрес> Центрального района г.Сочи, на котором расположен спорный гараж, предоставлен Управлению Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Краснодарскому краю в постоянное (бессрочное) пользование для строительства объекта безопасности XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи.

В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В предварительном судебном заседании представитель истца пояснил, что истец не обращалась в орган местного самоуправления по вопросу предоставления ей земельного участка, необходимого для эксплуатации принадлежащего ей гаража, и решения о предоставлении спорного земельного участка истцу администрация г. Сочи не принимала.

Довод представителя истца о том, что наличие государственной регистрации права собственности истца на гараж является основанием для государственной регистрации права собственности последней на земельный участок, занятый данным гаражом, и принятие решений органом местного самоуправления о предоставлении этого земельного участка в собственность истца не требуется, является несостоятельным и противоречит требованиям закона.

Согласно п.9.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" если земельный участок предоставлен до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие ЗК РФ, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки. Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.

В силу ст.25.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок является следующий документ: акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.

Из смысла приведенных правовых норм в их правовом единстве следует, что возможность государственной регистрации прав граждан на земельный участок возникает лишь в отношении тех земельный участков, которые в установленном порядке были предоставлены гражданам на том или ином праве исполнительным органом местного самоуправления.

Поскольку истцу спорный земельный участок не предоставлялся исполнительным органом местного самоуправления г. Сочи, истец не обращалась в данный орган по вопросу предоставления ей спорного земельного участка и данная возможностью обращения ею не утрачена, суд не вправе подменять собой орган местного самоуправления в решении поставленных перед ним задач при наличии у него соответствующих полномочий.

Таким образом, возможность разрешения данного спора во внесудебном порядке у истца не утрачена и ее обращение в суд с настоящим иском является преждевременным.

В соответствии со ст. 222 ГПК РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л :

Гражданское дело по иску Никитенко И. Г. к администрации г.Сочи и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае о признании права собственности на земельный участок под гаражным боксом оставить без рассмотрения.

Разъяснить истцу, что по вопросу предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность ей необходимо обратиться в администрацию г. Сочи в установленном порядке.

После устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без рассмотрения, заинтересованное лицо вправе вновь обратиться в суд с заявлением в общем порядке.

Определение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г. Сочи в течение 10 дней.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:

Согласовано 17.02.12

Судья Курин Ю.В.