Решение по заявлению Коваль А.А., Коваль Г.З., Куркиной Г.А. об оспаривании действия органа государственной власти (должностного лица)



Решение Именем Российской Федерации

г. Сочи                                                                                                                                                  09.02.2012 года

Судья Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края Слука В.А.,

при секретаре Марабян Т.С.,

рассмотрев гражданское дело по заявлению Коваль А.А., Коваль Г.З., Куркиной Г.А. об оспаривании действия органа государственной власти (должностного лица),

установил:

Коваль А.А., Коваль Г.З., Куркина Г.А. обратились в суд с заявлением об оспаривании действия органа государственной власти (должностного лица), и просили суд признать действия Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года в части отказа во включении размера упущенной выгоды в состав убытков подлежащих возмещению в связи с изъятием дома и земельного участка расположенного по адресу (Адрес) незаконными и необоснованными.

Обязать Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года включить сумму упущенной выгоды в размере 943 860 рублей в состав убытков подлежащих возмещению в связи с изъятием дома и земельного участка расположенного по адресу г(Адрес).

Мотивировали заявленные требования тем, что 25 июня 2008 года Коваль А.А. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. С указанной даты он осуществляет предпринимательскую деятельность в виде предоставления в найм жилых помещений (Адрес) и соответственно платит налог с прибыли получаемой от указанной деятельности. Другими источниками дохода он и члены его семьи не располагают. Задолжности перед налоговыми органами у него не имеется.

Указанный дом также находится в общей долевой собственности Коваль Г.З. и Куркиной Г.А., земельный участок под домом в аренде на 49 лет, долями последних он распоряжается на основании имеющихся у него нотариально заверенных доверенностей.

25 апреля 2011 года между ним и ИП О. был заключен договор найма жилых помещений № 15/2011, сроком на 3 года.

02 августа 2011 года распоряжением губернатора Краснодарского края принято решение об изъятии принадлежащего им домовладения в целях строительства олимпийских объектов. Также в августе 2011 года представители оценочной компании ООО «Юг-Регион-Оценка» производил обследование домовладения, так как он осуществляет предпринимательскую деятельность, то для расчета упущенной прибыли он передал указанным лицам копию договора найма жилых помещений №15/2011, а также налоговую и бухгалтерскую документацию за предшествующее время.

06 декабря 2011 года ему была вручена копия соглашения в связи с изъятием путем прекращения права аренды земельного участка и расположенных на нем иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийского объекта федерального значения (Соглашение).

Ознакомление с Соглашением показало, что сумма размера убытков подлежащих возмещению в связи с изъятием не включает размер упущенной выгоды, которая является существенным условием Соглашения, так как изъятие домовладения влечет прекращение его обязательств, как индивидуального предпринимателя перед нанимателем по вышеуказанному договору найма, а также исключает возможность ведения предпринимательской деятельности в целом, до момента восстановления объекта извлечения прибыли.

Размер упущенной выгоды был рассчитан ООО «Юг-Регион-Оценка» и поступил в адрес Департамента. В связи, с чем им неоднократно подавались возражения с требованием включения суммы упущенной выгоды в состав убытков подлежащих возмещению в связи с изъятием, но Департамент под различными предлогами отказывал ему.

Считает действия Департамента в части отказа в включении суммы упущенной выгоды в состав убытков подлежащих возмещению в связи с изъятием немотивированным и противоречащим действующему законодательству.

Просит признать действия Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года в части отказа во включении размера упущенной выгоды в состав убытков подлежащих возмещению в связи с изъятием дома и земельного участка расположенного по адресу (Адрес) незаконными и необоснованными.

Обязать Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года включить сумму упущенной выгоды в размере 943 860 рублей в состав убытков подлежащих возмещению в связи с изъятием дома и земельного участка расположенного по адресу (Адрес).

Согласно ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Представитель заявителей в судебном заседании на удовлетворении заявления настаивал, полагая, что отказ Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года включить сумму упущенной выгоды в размере 943 860 рублей в состав убытков подлежащих возмещению в связи с изъятием дома и земельного участка, противоречит действующему законодательству.

Представитель Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года просил в удовлетворении заявления отказать полагая, что данное заявление подлежит рассмотрению в арбитражном суде, поскольку Коваль А.А. является индивидуальным предпринимателем и просит включить сумму упущенной выгоды в размере 943 860 рублей в состав убытков подлежащих возмещению.

Представитель ГК «Олимпстрой» так же просила отказать в удовлетворении данного заявления полагая, что затрагиваются права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, потому данное заявление подлежит рассмотрению арбитражным судом.

Выслушав пояснения представителя заявителей, представителя Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года, представителя ГК «Олимпстрой», исследовав материалы дела, суд считает что заявленные требования, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Судом были установлены следующие фактические обстоятельства, имеющие значение по делу.

02 августа 2011 года распоряжением губернатора Краснодарского края принято решение об изъятии принадлежащего Коваль А.А., Коваль Г.З., Куркиной Г.А. домовладения в целях строительства олимпийских объектов. В августе 2011 года представители оценочной компании ООО «Юг-Регион-Оценка» произвели обследование домовладения, Коваль А.А. полагая, что поскольку он осуществляет предпринимательскую деятельность, то для расчета упущенной прибыли он передал указанным лицам копию договора найма жилых помещений №15/2011, а также налоговую и бухгалтерскую документацию за предшествующее время.

06 декабря 2011 года ему была вручена копия соглашения в связи с изъятием путем прекращения права аренды земельного участка и расположенных на нем иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийского объекта федерального значения (Соглашение).

Представитель Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года представила суду письменные возражения в которых указала, что Пунктом 1 распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 02.08.2011 № 1209-р принято решение об изъятии для федеральных нужд путем прекращения права аренды граждан Коваля А.А., Куркиной Г.А., Коваль Г.З. на земельный участок (земли населенных пунктов) с кадастровым номером 23:49:0402040:219 площадью 397 кв. м, расположенный по адресу: (Адрес), и в собственность Российской Федерации путем выкупа расположенных на нем иных объектов недвижимого имущества, принадлежащих на праве общей долевой собственности гражданам Ковалю А.А., Куркиной Г.А., Коваль Г.З.. Объекты недвижимого имущества по указанному адресу попадают в границы размещения олимпийского объекта федерального значения «Комплекс зданий и сооружений - гостиничный комплекс и апарт-отель категории 3 звезды и 4 звезды на 3600 номеров, из них не менее 400 номеров категории 4 звезды (проектные и изыскательские работы, строительство».

На основании указанного распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края, в соответствии с частями 21, 22 статьи 15 Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 310-ФЗ) в отношении подлежащих изъятию объектов недвижимости, принадлежащих гражданам Коваль А.А., Куркиной Г.А., Коваль Г.З., проведены мероприятия по оценке.

В соответствии с требованиями частей 24, 25 статьи 15 Закона № 310-ФЗ Департаментом был подготовлен проект соглашения с правообладателями об изъятии недвижимого имущества, пунктом 2 статьи 2 которого предусмотрена выплата Куркиной Г.А. денежных средств в размере 10 746 200 (десять миллионов семьсот сорок шесть тысяч двести) рублей 71 копейка, выплата Ковалю А.А. денежных средств в размере 10 746 200 (десять миллионов семьсот сорок шесть тысяч двести) рублей 71 копейка, выплата Коваль Г.З. денежных средств в размере 10 746 200 (десять миллионов семьсот сорок шесть тысяч двести) рублей 70 копеек.

Проект соглашения для ознакомления и последующего принятия решения вручен 06.12.2011 лично Ковалю А.А., действующему также в интересах Куркиной Г.А. на основании доверенности от 19.10.2011 серии (Номер) и в интересах Коваль Г.З. на основании доверенности от 09.03.2011 серии (Номер).

Незаконные действия Департамента, по мнению заявителя, заключаются в отказе от включения упущенной выгоды в размере 943 860 рублей в состав убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием дома и земельного участка, расположенного по адресу: (Номер)

В целях обоснования своего права на получение упущенной выгоды заявитель приобщил к материалам дела свидетельство о государственной регистрации Коваль А.А. в качестве индивидуального предпринимателя серии (Номер), налоговую декларацию индивидуального предпринимателя Коваль А.А. по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения и договор найма жилых помещений от 25.04.2011 № 15/2011, подписанный между ИП Ковалем А.А. и ИП О.

Департамент полагает, что производство по данному делу подлежит прекращению.

Таким образом, реализуя свое полномочие на выбор способа распоряжения жилым домом, Коваль А.А. выбрал способ, в результате которого он рассчитывал на систематическое получение прибыли.

Это означает, что жилой дом, принадлежащий Коваль А.А., Коваль Г.З. и Куркиной Г.А. был использован именно в предпринимательских целях, несмотря на то, что сведения о наличии или отсутствии статуса предпринимателя у Коваль Г.З. и Куркиной Г.А. отсутствуют.

Те обстоятельства, что заявитель приложил к заявлению об оспаривании действий Департамента свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, налоговую декларацию, указание в тексте договора найма жилых помещений на наличие у сторон договора статуса индивидуального предпринимателя, а также ссылка на наличие статуса предпринимателя в исковом заявлении свидетельствуют о намерении заявителя доказать осуществление им предпринимательской деятельности в виде предоставления в наем жилых помещений (Адрес).

Отсутствие доказательств получения Ковалем А.А. прибыли послужили причиной отказа в выплате упущенной выгоды.

На основании изложенного, Департамент пришел к выводу, что заявитель не доказал наличия у него основания для получения упущенной выгоды от сдачи жилых помещений в наем на постоянной основе, в связи с чем упущенная выгода в размере 943 860 рублей в состав выкупной цены, предусмотренной соглашением в связи с изъятием объектов недвижимого имущества по (Адрес), включена не была.

Между тем, с учетом изложенных обстоятельств, Департамент полагает, что настоящий спор по своей природе связан с осуществлением Ковалем А.А. предпринимательской деятельности по сдаче в коммерческий наем жилого дома с целью получения прибыли.

Следовательно, то обстоятельство, что суду и лицам, участвующим в настоящем деле, неизвестно, являются ли Коваль Г.З. и Куркина Г.А. предпринимателями, не может повлиять на подведомственность настоящего спора суду общей юрисдикции, поскольку заявителем нарушенный интерес полагается в неполучении упущенной выгоды от предпринимательской деятельности.

Представитель ГК «Олимпстрой» в представленных суду письменных возражениях пояснила, что заявитель не оспаривает действий ГК «Олимпстрой», не предъявляет к ней каких-либо требований, что является обоснованным, поскольку ГК «Олимпстрой» никаких действий, нарушающих прав граждан не производит. Заявитель обжалует решение Департамента,об отказе от включения суммы упущенной выгоды в состав убытков, что не является спором о нарушении прав и свобод гражданина. При таких обстоятельствах полагает целесообразным исключение из участия в деле ГК «Олимпстрой» и полагает, что заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, поскольку суд общей юрисдикциине вправе рассматривать и разрешать дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Утверждение Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года того, что отсутствие доказательств получения Ковалем А.А. прибыли послужили причиной отказа в выплате упущенной выгоды, и то что заявитель не доказал наличия у него основания для получения упущенной выгоды от сдачи жилых помещений в наем на постоянной основе, в связи с чем упущенная выгода в размере 943 860 рублей в состав выкупной цены, предусмотренной соглашением в связи с изъятием объектов недвижимого имущества по (Адрес), включена не была, ошибочно, поскольку не основано на законе.

Также суд считает, что утверждение ГК «Олимпстрой» о том, что данное дело не подсудно суду общей юрисдикции, поскольку затрагиваются права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, так же не основано на законе.

В судебном заседании Коваль А.А. пояснил, что Коваль Г.З. и Куркина Г.А. не являются индивидуальными предпринимателями, представитель Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года не смог представить суду каких либо доказательств о том, что Коваль Г.З. и Куркина Г.А. получали какую либо прибыль или вели экономическую деятельность.

Федеральный закон от 01.12.2007 № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № ЗЮ-ФЗ) является специальным законом, который регулирует отношения, возникающие в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года и развитием города Сочи как горноклиматического курорта, в том числе порядок изъятия земельных участков и/или расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения.

Главой администрации (губернатором) Краснодарского края 02.08.2011 издано распоряжение № 1209-р, согласно которому в целях размещения олимпийского объекта федерального значения подлежат изъятию для федеральных нужд путем прекращения права аренды земельный участок (земли населенных пунктов) с кадастровым номером 23:49:0402040:219 площадью 397 кв.м, находящийся по адресу: (Адрес) и в собственность Российской Федерации путем выкупа расположенные на нем иные объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве общей долевой собственности Куркиной Г.А., Коваль А.А., Коваль Г.З..

В соответствии с частью 21 статьи 15 Федерального закона № 310-ФЗ для определения рыночной стоимости земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, изымаемых в целях размещения олимпийских объектов федерального значения, а также убытков, подлежащих возмещению правообладателям указанных объектов недвижимого имущества в связи с их изъятием, после принятия решения об изъятии указанных объектов недвижимого имущества администрация Краснодарского края совместно с ГК «Олимпстрой» заключает договор с оценщиком на проведение оценки указанных объектов недвижимого имущества и убытков, причиненных таким изъятием.

Оценщик, с которым заключается вышеуказанный договор, определяется ГК «Олимпстрой» путем проведения отбора в порядке, устанавливаемом в соответствии с пунктом 22 части 1 статьи 12 Федерального закона от (Дата) (Номер)- ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта».

Оценка рыночной стоимости объектов недвижимого имущества, изымаемых у Куркиной Г.А., Коваль А.А., Коваль Г.З., проведена ООО «Юг-Регион-Оценка» в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.08.1998 № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федерального стандарта оценки № 1 «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 № 256, Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007, Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 № 254, Методических рекомендаций по составлению, актуализации и экспертизе отчетов об оценке объектов недвижимого имущества, изымаемых в целях размещения олимпийских объектов федерального значения и (или) предоставляемых в рамках Федерального закона № ЗЮ-ФЗ, включающих расчет платы за установление сервитута и (или) расчет размера убытков, подлежащих возмещению правообладателям объектов недвижимого имущества в связи с их изъятием.

Как показала представитель ГК «Олимпстрой» в судебном заседании, это подтверждается положительной рецензией Национального Совета по оценочной деятельности от 26.08.2011 № РГИЗ-2744/11.

           В соответствии с Федеральным законом от 01.12.2007 № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», статьей 15(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 379-ФЗ) определены особенности резервирования земель, изъятия земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, сноса объектов недвижимого имущества в целях организации и проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр и развития города Сочи как горноклиматического курорта

1. В период с 1 января 2008 года до 1 января 2014 года на территории Краснодарского края допускаются:

1) резервирование земель для государственных или муниципальных нужд в целях размещения олимпийских объектов;

2) изъятие земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд в целях размещения олимпийских объектов и предоставление в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, земельных участков и жилых помещений взамен изымаемых; (в ред. Федеральных законов от 17.07.2009 N 155-ФЗ, от 27.12.2009 N 379-ФЗ)

2. В случае, если земельные участки, предназначенные для размещения олимпийских объектов, находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам или юридическим лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования, за исключением государственных или муниципальных унитарных предприятий и государственных или муниципальных учреждений, на праве пожизненного наследуемого владения, безвозмездного срочного пользования, аренды, их изъятие для размещения олимпийских объектов, осуществляется путем прекращения этих прав. Для прекращения прав аренды или безвозмездного срочного пользования в связи с изъятием земельных участков в целях размещения олимпийских объектов, за исключением земельных участков, на которых расположены иные объекты недвижимого имущества, гражданам и юридическим лицам в течение двух рабочих дней со дня принятия решения об изъятии земельных участков администрацией Краснодарского края или федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на распоряжение федеральным имуществом (в отношении земельных участков, находящихся на территории Сочинского национального парка), направляется уведомление о расторжении договора аренды или безвозмездного срочного пользования в одностороннем порядке в связи с изъятием земельных участков в целях размещения олимпийских объектов, содержащее условие о том, что действие договора прекращается в течение пяти дней со дня получения указанного уведомления. Уведомление о расторжении договора аренды или безвозмездного срочного пользования в одностороннем порядке в связи с изъятием земельных участков в целях размещения олимпийских объектов подтверждает прекращение соответствующих прав указанных лиц и является основанием для государственной регистрации прекращения данных прав. При этом размер убытков, подлежащих возмещению, определяется на день принятия решения об изъятии земельного участка.(в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 379-ФЗ, от 30.07.2010 N 242-ФЗ)

Для определения рыночной стоимости земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, изымаемых в целях размещения олимпийских объектов федерального значения, а также убытков, подлежащих возмещению правообладателям указанных объектов недвижимого имущества в связи с их изъятием, после принятия решения об изъятии указанных объектов недвижимого имущества администрация Краснодарского края совместно с Корпорацией заключает договор с оценщиком на проведение оценки указанных объектов недвижимого имущества и убытков, причиненных таким изъятием. (часть двадцать первая в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 311-ФЗ)

Положения частей 22, 22.1, 23 статьи 15 применяются в отношении договоров на проведение оценки земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, изымаемых в целях размещения олимпийских объектов, и убытков, причиненных таким изъятием, заключенных до дня вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 N 311-ФЗ (часть 4 статьи 11 Федерального закона от 30.12.2008 N 311-ФЗ).

Согласно статьи 22 договор о проведении указанной в части 21 настоящей статьи оценки должен содержать обязанность оценщика представить отчет об оценке в течение не более чем 30 дней со дня заключения договора, а также обязанность Корпорации оплатить стоимость работ по оценке.

22.1. Указанная в части 21 настоящей статьи оценка производится на указанный администрацией Краснодарского края в задании на оценку день, который не может более чем на шесть месяцев предшествовать дню, когда правообладателю изымаемых объектов недвижимого имущества была предоставлена возможность ознакомления с проектом соглашения в порядке, предусмотренном частью 24 настоящей статьи.

(часть двадцать вторая.1 введена Федеральным законом от 30.12.2008 N 311-ФЗ, в ред. Федерального закона от 30.07.2010 N 242-ФЗ)

Статьей 25 установлено, что соглашение, заключаемое в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов, должно содержать: (в ред. Федерального закона от 30.07.2010 N 242-ФЗ)

1) выкупную цену земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в случае, если земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества находятся в частной собственности;

2) размер убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием;

На основании отчета об оценке от 12.08.2011 № 0-11-023, подготовленного независимым оценщиком ООО «Юг-Регион-Оценка», Частью 1 - определен размер рыночной стоимости права аренды на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402040:219 площадью 397 кв.м по адресу: (Адрес) и расположенных на нем иных объектов недвижимого имущества, в том числе Частью 2 - заключение о размере убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием.

В составе убытков согласно заданию по определению размера убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием входят убытки, причиненные правообладателям земельного участка (земли населенных пунктов) с кадастровым номером 23:49:0402040:219 площадью 397 кв. м, расположенный по адресу: (Адрес), результаты оценки которого отражены в отчете об оценке № О-11-023 от 12.08.2011 г.

Объектом оценки в данном Заключении является размер упущенной выгоды в составе убытков, причиненных правообладателям земельного участка (земли населенных пунктов) с кадастровым номером 23:49:0402040:219 площадью 397 кв. м, расположенный по адресу: (Адрес), в связи с изъятием земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости.

Заключение о размере убытков - упущенной выгоды, подлежащих возмещению в связи с изъятием (Дополнение к отчету об оценке № О-11-023 от 12.08.2011г.) является неотъемлемой частью отчета об оценке № 0-11-023 от 12.08.2011 г.

В результате проведенных расчетов Оценщик пришел к заключению, что размер упущенной выгоды в составе убытков, причиненных правообладателям земельного участка (земли населенных пунктов) с кадастровым номером 23:49:0402040:219 площадью 397 кв. м, расположенный по адресу: (Адрес), в связи с изъятием, по состоянию на 03.08.2011 г. составляет: 943 860 (девятьсот сорок три тысячи восемьсот шестьдесят) рублей.

Представленные доказательства по делу объективно свидетельствуют о том, что заявителем в соответствии со ст. ст. 56, 60 ГПК РФ представлены в совокупности доказательства, подтверждающие состоятельность его требований, заявленные требования материалами дела и представителями Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года и ГК «Олимпстрой» в судебном заседании не опровергнуты.

На основании вышеизложенного и учитывая установленные в судебном заседании фактические обстоятельства имеющие существенное значение для разрешения данного дела, суд полагает возможным удовлетворять заявленные требования.

В соответствии со ст.3 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», суды рассматривают жалобы на любые действия (решения), нарушающие права и свободы граждан, кроме действий (решений), проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ, а также действий (решений), в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования.

В соответствии со ст.254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст.255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Статьей 258 ГПК РФ установлено, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд

                                                                      решил:

Заявленные требования Коваль А.А., Коваль Г.З., Куркиной Г.А. об оспаривании действия органа государственной власти (должностного лица) - удовлетворить.

Признать действия Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года в части отказа во включении размера упущенной выгоды в состав убытков подлежащих возмещению в связи с изъятием дома и земельного участка расположенного по адресу (Адрес) - незаконными и необоснованными.

Обязать Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года включить сумму упущенной выгоды в размере 943 860 рублей в состав убытков подлежащих возмещению в связи с изъятием дома и земельного участка расположенного по адресу (Адрес).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г. Сочи в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 14 февраля 2012 года.

Председательствующий: