К делу № 2-264/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 15 февраля 2012 года г. Сочи Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Ефанова В.А. при секретаре Ващенко А.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Пиховкина А.П. к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Сочи КК о признании права на досрочную трудовую пенсию, УСТАНОВИЛ: Пиховкин А.П. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Сочи КК о признании права на досрочную трудовую пенсию. В обоснование своих требований истец в иске указал, что он обратился в Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Сочи с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности более 32 лет. С 01.01.2002 г. согласно п. 1 ст. 1 ФЗ от 17.12.2001 г № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с указанным Федеральным законом. Выпиской из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ-УПФР в Центральном районе г. Сочи № 41/9 от 01.11.2011 г. ему было отказано в досрочной пенсии в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ от 17.12.2011 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». На основании вышеуказанной статьи право на досрочную пенсию по старости имеют лица, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, не зависимо от их возраста. Основанием к отказу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по вышеуказанной статье явилось то, что наименование учреждения не предусмотрено Постановлением правительства РФ от 22.09.1999 г. №1066 «Об утверждении списка должностей работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. И постановлением правительства РФ от 29.10.2002 г. №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктом 20 пунктом 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и правила исчисления периода работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с подпунктом 20 пунктом 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Однако ранее действовавшее законодательство, в частности статья 80 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» не содержало требование о том, чтобы лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения осуществлялось лишь в государственных или муниципальных учреждениях. Назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях здравоохранения, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. Работая в указанном выше санатории, она имела все основания предполагать, что время работы в данном учреждении будет зачислено в специальный стаж, дающий право на льготную пенсию в соответствии с Законом РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавшим на тот момент. Таким образом, в соответствии с позицией, высказанной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 3 июня 2004 года №11-П до установления надлежащего правого регулирования при обращении лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения за назначением трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста и решении вопроса о наличии у них стажа, дающего право на досрочное назначение такой пенсии, периоды их работы в названных учреждениях, не являющихся государственными (муниципальными), должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности, определенный в подпункте 11 п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». Следовательно, деятельность, осуществляемая им в должности врача дерматовенеролога в ООО «Санаторий «Заполярье» в периоды с 14.01.1991 г. по 07.12.1997 г. Объединение «Санаторно-агростроительный комплекс «Заполярье» Норильского горнометаллургического комбината им. А.П. Завенягина сокращено - «САСК «Заполярье» с 10.12.1997 г. по 14.10.2001 г. филиал открытого акционерного общества «Норильский комбинат - многоотраслевое производственное объединение «Заполярье» сокращенно - филиал АО «НГМК» МПО «Заполярье», с 20.10.2001 по 31.03.2005 г филиал открытого акционерного общества «Горно-металлургическая компания «Норильский Никель» - многоотраслевое объединение «Заполярье» - сокращенно филиал ОАО «ГМК» Норильский Никель МПО «Заполярье» с 01.04.2005 по 31.12.2009 г - ООО «Санаторий «Заполярье» подлежит включению в специальный стаж дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ от 17.12.2001 г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ», по сколько наименование учреждения само по себе не предопределяет различие в условиях и характере профессиональной деятельности в указанной должности. Решение Комиссии по рассмотрению вопроса в реализации пенсионных прав граждан об отказе в назначении пенсии ограничивает конституционные права на социальное обеспечение и тем самым нарушает предписание части 1 и 2 статьи 19 и части 1 и 2 статьи 39 и части 2 и 3 статьи 55 Конституции РФ. В судебном заседании истец в полном объеме поддержал исковые требования, просил суд их удовлетворить. Представитель ответчика - Управления пенсионного фонда РФ в Центральном районе города Сочи, исковые требования не признал и изложил позицию об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца, которые аналогичны изложенным в отказе комиссии отдела назначения и перерасчета пенсий. Выслушав мнение сторон, изучив письменные материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям. Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует ч. 2 ст. 39 Конституции РФ, законодатель определяет и порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу ч.1 ст. 15 Конституции РФ он обязан исходить из верховенства Конституции РФ и высшей юридической силы ее принципов и норм. Согласно ст.ст. 1,2 Трудового Кодекса РФ, общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ - основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ним отношений, признаются свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности, равенство прав и возможностей работников. В соответствии со ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Статья 41 (ч.1) Конституции РФ закрепляет право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. В Российской Федерации принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая, укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. В соответствии с указанными Конституционными положениями Федеральным законом от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в качестве правового основания для пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, предусматривается длительное выполнение определенной профессиональной деятельности, в частности устанавливается право на получение пенсии за выслугу лет (особый вид специального трудового стажа) в связи с длительной подземной, другой работой с особо вредными и тяжелыми условиями труда, а также некоторой иной профессиональной деятельностью. По смыслу ст.ст. 2-3, 27-28 Федерального Закона во взаимосвязи с другими его положениями, право на получение пенсии за выслугу лет законодатель связывает не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда. Из записей в трудовой книжке установлено, что Пиховкин А.П. с 25.10.1982 года по 13.12.2011 год, работал в должности врача в ООО «Санаторий «Заполярье», объединение «Санаторно-агростроительный комплекс «Заполярье» Норильского горнометаллургического комбината им. А.П. Завенягина сокращено - «САСК «Заполярье», филиале открытого акционерного общества «Норильский комбинат - многоотраслевое производственное объединение «Заполярье» сокращенно - филиал АО «НГМК» МПО «Заполярье», филиале открытого акционерного общества «Горно-металлургическая компания «Норильский Никель» - многоотраслевое объединение «Заполярье» - сокращенно филиал ОАО «ГМК» Норильский Никель МПО «Заполярье», ООО «Санаторий «Заполярье». Весь указанный период времени он проработал в медицинских учреждениях, тем самым осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. Фактически указанные организации меняли лишь название, однако его обязанности не менялись. В силу подпункта 20 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173 «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего ФЗ, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Пункт 1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях» закрепляет условия сохранения приобретенного гражданами на основании законодательства действующего до вступления этого закона в силу, права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц с особыми условиями труда. Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях». До вступления в законную силу ФЗ № 173 пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось Списком профессий и должностей работников здравоохранения, чья работа дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением СМ РСФСР от 6 сентября 1991 года №464, Списком должностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1066 (в редакции от 19 февраля 2001 года № 130). В связи с этим, периоды работы до 1 января 2002 года исчисляются с применением льготного порядка предусмотренного этими нормативными актами. На основании п. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.99г. №1066, в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком от 06.09.91г. № 464, после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами от 22.09.99г. № 1066. Истец обратился в УПФР по вопросу досрочного назначения трудовой пенсии по старости, однако в назначении досрочной пенсии ему было отказано, что подтверждается выпиской из протокола от 01.11.2011 г. № 41/9. Комиссия УПФР, отказывая в досрочном назначении пенсии, исключила из специального стажа истца период работы: с 14.01.1991 года по 02.09.2011 года; Данный отказ является не законным по следующим основаниям. Так в целях обеспечения правильного применения положения Федерального закона от 17 декабря 2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» дал следующие разъяснения: п. 9. «В случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.)». В период времени с 25.10.1982 года по 13.12.2011 год, истец работал в должности врача в ООО «Санаторий «Заполярье», объединение «Санаторно-агростроительный комплекс «Заполярье» Норильского горнометаллургического комбината им. А.П. Завенягина сокращено - «САСК «Заполярье», филиале открытого акционерного общества «Норильский комбинат - многоотраслевое производственное объединение «Заполярье» сокращенно - филиал АО «НГМК» МПО «Заполярье», филиале открытого акционерного общества «Горно-металлургическая компания «Норильский Никель» - многоотраслевое объединение «Заполярье» - сокращенно филиал ОАО «ГМК» Норильский Никель МПО «Заполярье», ООО «Санаторий «Заполярье» непосредственно осуществлял лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. В период времени с 14.01.1991 года по 13.12.2011 год истец работал в ООО «Санаторий «Заполярье» в должности дерматовенеролога. Как следует из представленных суду доказательств, а именно копии трудовой книжки, сведений о трудовом стаже, справок, расписки. В указанные периоды истец непосредственно осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, что так же следует из должностных инструкций. Таким образом, указанные обстоятельства не могут являться основанием для ущемления пенсионных прав истца. В соответствии с пунктом 1 статьи 19 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Так как с заявлением о назначении пенсии Пиховкин А.П. обратился в УПФР 02.09.2011 г., в силу ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» пенсия должна быть назначена именно с этого времени. С учетом изложенного, оснований для отказа истцу в иске, суд не усматривает. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление Пиховкина А.П. к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Сочи КК о признании права на досрочную трудовую пенсию, удовлетворить. Признать отказ комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, Управления Пенсионного фонда РФ в г. Сочи в назначении Пиховкину А.П. досрочной трудовой пенсии по старости незаконным. Обязать комиссию по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан засчитать специальный стаж работы Пиховкина А.П. период с 14.02.1991 года по 02.09.2011 года. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сочи КК произвести Пиховкину А.П. досрочное назначение трудовой пенсии по старости с момента первоначального обращения, то есть с 02.09.2011 года. Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья: В.А. Ефанов Мотивированный текст решения изготовлен 17.02.2012 года.