г.Сочи 31.01.2012 г. Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе председательствующего судьи Качур С.В., при секретаре судебного заседания Горбенко К.С., с участием помощника прокурора Центрального района г.Сочи Чуприна Е.А., представителя администрации г.Сочи Невдах Т.П., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Центрального района г.Сочи о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, установил: Прокурор Центрального района г.Сочи обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации г.Сочи, которым, в редакции уточненных требований, просил признать незаконным бездействие администрации г.Сочи, выразившееся в непринятии к МКУ г.Сочи "Управление капитального ремонта" мер по понуждению принять меры к ООО "Строительная компания "Строй дизайн" с целью возврата необоснованно выплаченных денежных средств, затраченных на производство капитального ремонта муниципального учреждения г. Сочи "Спортивно-методический центр" и обязать администрацию г.Сочи в установленном законом порядке понудить МКУ г.Сочи "Управление капитального ремонта" принять меры к подрядной организации - ООО "Строительная компания "Строй дизайн" с целью возврата необоснованно выплаченных денежных средств, затраченных на производство капитального ремонта муниципального учреждения г. Сочи "Спортивно-методический центр". В обоснование требований указал, что прокуратурой Центрального района г.Сочи проведена проверка исполнения бюджетного законодательства при расходовании денежных средств, выделенных для строительства олимпийских объектов и реализации мероприятий по изъятию объектов недвижимого имущества для государственных и муниципальных нужд. Установлено, что на капитальный ремонт капитальный ремонт спортивных площадок муниципального учреждения г.Сочи "Спортивно-методический центр" Перечнем мероприятий краевой целевой программой "Обеспечение строительства олимпийских объектов и развития г.Сочи как горноклиматического и бальнеологического курорта" и Программой строительства олимпийских объектов и развития г.Сочи как горноклиматического курорта, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 г. №991 в 2010 г. предусмотрено выделение объемов финансирования за счет средств федерального бюджета в 2010 г. в сумме 4633,0 тыс. рублей. Согласно отчетным данным, указанное финансирование выделено в полном объеме. Для осуществления расчетов за выполнение работ по капитальному ремонту объекта также были выделенные неиспользованные в 2009 г. средства федерального бюджета в сумме 182,0 тыс. рублей. Финансирование расходов осуществлялось по кодам бюджетной классификации 918.0709.3510100.022.КОСГУ225 "Работы, услуги по содержанию имущества". Работы по капитальному ремонту Объекта были начаты в 2010 г. на основании заключенного между Управлением капитального ремонта администрации г.Сочи и ООО "Строительная компания "Строй дизайн" муниципального контракта от 28.04.2010 г. №158-КР-ПИР-10. Стоимость контракта составила 5973,35 тыс. рублей. Финансирование работ согласно плану финансирования. Срок выполнения работ установлен с 28.04.2010 г. по 15.08.2010 г., или 107 календарных дня. Проведенным специалистами Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарском крае выборочным контрольным обмером выполненных ремонтных работ по отдельным позициям актов о приемке выполненных работ (ф. КС-2) и справкам о стоимости выполненных работ и затрат (ф.КС-3) установлено завышение объемов работ по изготовлению секций ограждений в количестве 0,177 т (акты № 2 от 29.09.2010 г. (поз.5,14), 3 от 21.12.2010 г. (поз.8-11,19,20,28-32, 38-41) на сумму 159,581 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета в сумме 126,741 тыс. рублей. В судебном заседании сторона заявителя требования поддержала. Представитель администрации г.Сочи требования не признал, пояснил, что уставом контроль за деятельностью МКУ г.Сочи "Управление капитального ремонта" возложен на других юридических лиц. Изучив позиции лиц, участвующих в деле, материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению. В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В силу ст.254 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. На основании ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Прокуратурой Центрального района г.Сочи по заданию прокуратуры Краснодарского края проведена проверка исполнения бюджетного законодательства при расходовании денежных средств, выделенных для строительства олимпийских объектов и реализации мероприятий по изъятию объектов недвижимого имущества для государственных и муниципальных нужд. Установлено, что на капитальный ремонт капитальный ремонт спортивных площадок муниципального учреждения г.Сочи "Спортивно-методический центр" Перечнем мероприятий краевой целевой программой "Обеспечение строительства олимпийских объектов и развития г.Сочи как горноклиматического и бальнеологического курорта" и Программой строительства олимпийских объектов и развития г.Сочи как горноклиматического курорта, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 г. №991 в 2010 г. предусмотрено выделение объемов финансирования за счет средств федерального бюджета в 2010 г. в сумме 4633,0 тыс. рублей. Согласно отчетным данным, указанное финансирование выделено в полном объеме. Для осуществления расчетов за выполнение работ по капитальному ремонту объекта также были выделенные неиспользованные в 2009 г. средства федерального бюджета в сумме 182,0 тыс. рублей. Финансирование расходов осуществлялось по кодам бюджетной классификации 918.0709.3510100.022.КОСГУ225 "Работы, услуги по содержанию имущества". Работы по капитальному ремонту Объекта были начаты в 2010 г. на основании заключенного между Управлением капитального ремонта администрации города Сочи и ООО "Строительная компания "Строй дизайн" муниципального контракта от 28.04.2010 г. №158-КР-ПИР-10. Стоимость контракта составила 5973,35 тыс. рублей. Финансирование работ согласно плану финансирования. Срок выполнения работ установлен с 28.04.2010 г. по 15.08.2010 г., или 107 календарных дня. В ходе проведения ремонтных работ по соглашению сторон с подрядчиком было заключены дополнительные соглашения: - 01/158-КР-ПИР-10 от 05.05.2010 г., предметом которого произведено уменьшение стоимости договорной цены контракта на сумму 138,55 тыс. рублей, общая стоимость работ, подлежащих выполнению, составила - 5834 тыс. рублей. - 02/158-КР-ПИР-10 от 24.06.2010 г., предметом которого внесены изменения в реквизиты подрядчика; - 03/158-Кр-ПИР-Ю от 25.11.2010 г. (спустя 100 календарных дней после окончания срока выполнения работ, определенных контрактом), предметом которого вновь уменьшена стоимость договорной цены контракта без уменьшения объемов работ на сумму 54,944 тыс. рублей, новая стоимость контракта составила 5779,856 тыс.рублей, срок выполнения работ продлен с 28.04.2010 г. по 21.12.2010 г. По результатам выполненных работ Управлением капитального ремонта администрации г.Сочи подписаны акт №1 сдачи-приемки результатов работ от 21.12.2010 г. и акт 00001 от 21.12.2010 г. о приемке-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (ф.ОС-3), кроме того подписан директором МУ ФК и С г.Сочи "Спортивно-методический центр". Общая стоимость работ, согласно справкам (ф.КС-3) о стоимости выполненных работ и затрат и актам выполненных работ (ф.КС-2), составила 5779,856 тыс. рублей или 100 % контракта с учетом внесенных изменений. Расчеты с подрядной организацией произведены частично на сумму 2208,932 тыс. рублей или на 38,2 % от стоимости контракта, в том числе за счет средств федерального бюджета - 1754,363 тыс. рублей, средств краевого бюджета - 409,468 тыс. рублей, средств местного бюджета - 45,1 тыс. рублей. По состоянию на 01.01.2011 г. согласно данным бюджетного учета кредиторская задолженность по расчетам с ООО "СК "СтройДизайн" числится в сумме 3570,924 тыс. рублей. Управлением капитального ремонта администрации г.Сочи по соглашению сторон с подрядчиком после сдачи выполненных объемов работ (21.12.2010 г.) были заключены еще три дополнительных соглашения: - 04/158-КР-10 от 11.01.2011 г., предметом которого были внесены изменения реквизитов в контракт: МУ г.Сочи "Горстройзаказчик" переименован в МКУ г.Сочи "Горстройзаказчик"; - 05/158-КР-10 от 11.01.2011 г., предметом которого план финансирования на 2011 г. составляет 3570,924 тыс. рублей, в том числе остатки средств 2010 г., из них средства федерального бюджета - 2867,124 тыс. рублей, краевого бюджета - 668,7 тыс. рублей, местного бюджета - 35,1 тыс. рублей; - 06/158-КР-ПИР-10 от 11.03.2010 г., предметом которого в контракт внесены дополнения, которыми при оплате Заказчик в праве удержать 10% от цены контракта. За счет выделенной в 2010 г. субсидии с учетом неиспользованного остатка 2009 г. в сумме 4815,0 тыс. рублей расчеты с подрядными организациями были осуществлены на сумму 1754,363 тыс. рублей или на 36,4%. Задолженность по расчетам за счет средств федерального бюджета в учетных данных Управления капитального ремонта составляет 2867,124 тыс. рублей. Потребность в использовании указанного остатка, выделенной из федерального бюджета субсидии в 2011 г. подтверждена Минрегионом Российской Федерации. Проведенным специалистами Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарском крае выборочным контрольным обмером выполненных ремонтных работ по отдельным позициям актов о приемке выполненных работ (ф.КС-2) и справкам о стоимости выполненных работ и затрат (ф.КС-3) установлено завышение объемов работ по изготовлению секций ограждений в количестве 0,177 т (акты №2 от 29.09.2010 г. (поз.5,14), 3 от 21.12.2010 г. (поз.8-11,19,20,28-32, 38-41) на сумму 159,581 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета в сумме 126,741 тыс.рублей. В соответствии со ст.307, ст.309 ГК РФ обязательства, возникающие из договора, должны исполняться надлежащим образом. В соответствии со ст.34, ст.38 Бюджетного кодекса РФ участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств; целевой характер бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. Согласно Устава МКУ г.Сочи "Управление капитального ремонта" оно является юридическим лицом (п.1.7) и несет ответственность за нарушение обязательств (п.5.5), а учредитель учреждения (администрация г.Сочи, п.1.4) в лице департамента строительства в части определения структуры, целей и задач (абз.3 п.1.5) осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности, состояния бухгалтерского учета и отчетности, координирует проведение проверок (п.4.1.2). Между тем, п.6.1 "Положения о департаменте строительства администрации г.Сочи", утв. Решением Городского Собрания Сочи от 30.09.2008 г. №205 определяет, что контроль за деятельностью Департамента строительства, как отраслевого (функционального) органа администрации г.Сочи, осуществляет администрация г.Сочи. Таким образом, именно администрацией г.Сочи до настоящего времени не принято никаких мер по возвращению в бюджет необоснованно выплаченных подрядчику, осуществлявшему капитальный ремонт МУ г.Сочи "Спортивно-методический центр" средств в сумме 159,581 тыс. рублей, в том числе средств федерального бюджета в сумме 126,741 тыс. рублей. Вышеизложенное свидетельствует о ненадлежащем исполнении администрацией г.Сочи установленных ст.269 Бюджетного кодекса РФ полномочий по осуществлению финансового контроля в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств. Таким образом, непринятие администрацией г.Сочи мер по понуждению ООО "Строительная компания "Строй дизайн" к возвращению в бюджет г.Сочи необоснованно выплаченных субсидий влечет нарушение отношений, возникающих между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга. Переписка с подрядчиком не свидетельствует о надлежащем контроле администрации г.Сочи за деятельностью ее отраслевых органов. В соответствии со ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд решил: признать незаконным бездействие администрации г.Сочи, выразившееся в непринятии к МКУ г.Сочи "Управление капитального ремонта" мер по понуждению принять меры к ООО "Строительная компания "Строй дизайн" с целью возврата необоснованно выплаченных денежных средств, затраченных на производство капитального ремонта муниципального учреждения г. Сочи "Спортивно-методический центр". обязать администрацию г.Сочи в установленном законом порядке понудить МКУ г.Сочи "Управление капитального ремонта" принять меры к подрядной организации - ООО "Строительная компания "Строй дизайн" с целью возврата необоснованно выплаченных денежных средств, затраченных на производство капитального ремонта муниципального учреждения г. Сочи "Спортивно-методический центр". Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г.Сочи в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме. Мотивированное решение составлено 03.02.2012 г. Председательствующий