г.Сочи 31.01.2012 г. Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе председательствующего судьи Качур С.В., при секретаре судебного заседания Горбенко К.С., с участием помощника прокурора Центрального района г.Сочи Чуприна Е.А., представителя администрации г.Сочи Невдах Т.П., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Центрального района г.Сочи о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, установил: Прокурор Центрального района г.Сочи обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации г.Сочи, которым, в редакции уточненных требований, просил признать незаконным бездействие администрации г.Сочи, выразившееся в непринятии к МКУ г.Сочи "Управление капитального ремонта" мер по понуждению принять меры к ООО "Строй-Инвест-Центр" с целью возврата необоснованно выплаченных денежных средств, затраченных на производство капитального ремонта МУЗ г.Сочи "Городская больница №2" и обязать администрацию г.Сочи в установленном законом порядке понудить МКУ г.Сочи "Управление капитального ремонта" принять меры к подрядной организации - ООО "Строй-Инвест-Центр" с целью возврата необоснованно выплаченных денежных средств, затраченных на производство капитального ремонта МУЗ г.Сочи "Городская больница №2". В обоснование требований указал, что прокуратурой Центрального района г.Сочи проведена проверка исполнения бюджетного законодательства при расходовании денежных средств, выделенных для строительства олимпийских объектов и реализации мероприятий по изъятию объектов недвижимого имущества для государственных и муниципальных нужд. Установлено, что на капитальный ремонт муниципального учреждения здравоохранения г.Сочи "Городская больница №2" Перечнем мероприятий краевой целевой программой "Обеспечение строительства олимпийских объектов и развития г.Сочи как горноклиматического и бальнеологического курорта" и Программой строительства олимпийских объектов и развития г.Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 г. №991 в 2010 г. предусмотрено выделение объемов финансирования за счет средств федерального бюджета в 2010 г. в сумме 34354,6 тыс. рублей. Согласно отчетным данным, средства федерального бюджета на капитальный ремонт объекта в 2010 г. выделены в сумме 21651,2 тыс. рублей по кодам бюджетной классификации 918.0910.5310100.067, КОСГУ 225 "Работы, услуги по содержанию имущества", в том числе: бюджетные ассигнования за счет финансирования 2010 года - 3 051,2 тыс. рублей, остаток неиспользованной субсидии федерального бюджета 2009 года -18 600,0 тыс. рублей. Стоимость работ по капитальному ремонту объекта согласно муниципальному контракту от 19.04.2010 г. №159-КР-10, заключенному Управлением капитального ремонта администрации г.Сочи с ООО "Строй-Инвест-Центр", составила 38346,1 тыс. рублей. Финансирование работ определено по мере поступления бюджетных средств. План финансирования на 2010 г. составляет 38346,1 тыс. рублей, в том числе за счет средств: федерального бюджета - 15228,4 тыс. рублей; краевого бюджета - 18502,2 тыс. рублей; бюджета г.Сочи - 4615,5 тыс. рублей. Сроки выполнения работ определены с 19.04.2010 г. по 15.08.2010 г. В ходе проверки проведенной специалистами Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарском крае произведен выборочный контрольный обмер отдельных позиций акта (огрунтовка стен ДВК, шпатлевка стен ДВК, работы по устройству цветников), с сопоставлением объемов фактически выполненных работ за проверяемый период с объемами, указанными в смете и в ф.КС-2. В результате проведенного контрольного обмера установлено несоответствие фактически выполненных Подрядчиком объемов работ данным, отраженными в акте приемки выполненных работ: Так, в акте КС-2 №1 от 15.09.2010 г. указаны работы по шпатлевке стен ДВК в объеме 60 кв.м, фактически данные работы не выполнены. К оплате также предъявлены фактически не выполненные работы по огрунтовке стен глубокого проникновения ДВК в объеме 60 кв.м, по окраске стен ДВК в объеме 60 кв.м. В акт ф.КС-2 №9 от 15.09.2010 г. включены работы по устройству альпинариев и розариев с устройством цветников в количестве 16 шт., фактически выполненные работы отсутствуют. В акте ф.КС-2 №9 от 20.12.2010 г. предъявлены к оплате работы по устройству кровель из оцинкованной стали без настенных желобов в объеме 0,54 кв.м а фактически работы выполнены в объеме 0,16 кв.м. Сумма завышения предъявленных к оплате объемов выполненных работ по объекту "Капитальный ремонт муниципального учреждения здравоохранения г.Сочи "Городская больница №2" составила 41,321 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 33,057 тыс. рублей. В судебном заседании сторона заявителя требования поддержала. Представитель администрации г.Сочи требования не признал, пояснил, что уставом контроль за деятельностью МКУ г.Сочи "Управление капитального ремонта" возложен на других юридических лиц. Изучив позиции лиц, участвующих в деле, материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению. В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В силу ст.254 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. На основании ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Прокуратурой Центрального района г.Сочи проведена проверка исполнения бюджетного законодательства при расходовании денежных средств, выделенных для строительства олимпийских объектов и реализации мероприятий по изъятию объектов недвижимого имущества для государственных и муниципальных нужд. На капитальный ремонт муниципального учреждения здравоохранения г.Сочи "Городская больница №2" Перечнем мероприятий краевой целевой программой "Обеспечение строительства олимпийских объектов и развития г.Сочи как горноклиматического и бальнеологического курорта" и Программой строительства олимпийских объектов и развития г.Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 г. №991 в 2010 г. предусмотрено выделение объемов финансирования за счет средств федерального бюджета в 2010 г. в сумме 34354,6 тыс. рублей. Согласно отчетным данным, средства федерального бюджета на капитальный ремонт объекта в 2010 г. были выделены в сумме 21651,2 тыс. рублей по кодам бюджетной классификации 918.0910.5310100.067, КОСГУ 225 "Работы, услуги по содержанию имущества", в том числе: бюджетные ассигнования за счет финансирования 2010 года - 3 051,2 тыс. рублей, остаток неиспользованной субсидии федерального бюджета 2009 г. - 18600,0 тыс. рублей. Проектно-изыскательские работы на капитальный ремонт объекта выполнены в 2009 г. и оплачены за счет средств бюджета г.Сочи. Подрядная организация ООО "Строй-Инвест-Центр" определена по результатам аукциона. Стоимость работ по капитальному ремонту объекта согласно муниципальному контракту от 19.04.2010 г. №159-КР-10, заключенному Управлением капитального ремонта администрации города Сочи с ООО "Строй-Инвест-Центр", составила 38346,1 тыс. рублей. Финансирование работ определено по мере поступления бюджетных средств. План финансирования на 2010 г. составляет 38346,1 тыс. рублей, в том числе за счет средств: федерального бюджета - 15228,4 тыс. рублей; краевого бюджета - 18502,2 тыс. рублей; бюджета г.Сочи - 4615,5 тыс. рублей. Сроки выполнения работ определены с 19.04.2010 г. по 15.08.2010 г. Согласно ведомости объемов работ на объекте необходимо выполнение следующих видов работ: ремонт кровли, полов, внутреннюю отделку машинного отделения, 2, 3, 4, 5 этажей, цокольного этажа, ремонт лестницы, фасада, ремонт вентиляционной системы, пуско-наладочные работы системы кондиционирования, ремонт системы водоснабжения и канализации, системы отопления с заменой радиаторов, ремонт электроснабжения, монтаж системы палатной сигнализации, охранно-пожарной сигнализации, благоустройство и озеленение. Фактически, согласно актам выполненных работ (ф.КС-2), работы подрядной организацией начаты 01.06.2010 г., то есть с отсрочкой выполнения работ 42 календарных дня, и окончены 18.08.2010 г. За указанный период стоимость выполненных работ составила 38346,1 тыс. рублей, что соответствует стоимости контракта. Вместе с тем, акт №1 сдачи-приемки результатов ремонтных работ, подписан сторонами 15.09.2010 г., через месяц после оформления актов ф.КС-2. Акт подписан всеми сторонами муниципального контракта, а также МУЗ г.Сочи "Городская больница №2". В октябре 2010 г. работы по капитальному ремонту объекта МУЗ г.Сочи "Городская больница №2" вновь выставлены на аукцион. Победителем конкурсных процедур вновь определена подрядная организация ООО "Строй-Инвест-Центр", с которой Управлением капитального ремонта заключен муниципальный контракт от 10.11.2010 г. №237-КР-10. Стоимость работ определена в сумме 43009,5 тыс. рублей, план финансирования на 2010 г. - 9416,6 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 4133,2 тыс. рублей, средства краевого бюджета - 4058,3 тыс. рублей, средства местного бюджета - 1225,0 тыс. рублей. Сроки выполнения работ определены с 10.11.2010 г. по 20.12.2010 г. или 40 дней. Согласно ведомости объемов работ, на объекте предусмотрено выполнение следующие виды работ: ремонт кровли, замена оконных и дверных блоков, ремонт полов, внутренняя отделка (без указания помещений), ремонт системы водоснабжения и канализации, отопления, электроснабжения, вентиляции, монтаж пожарной сигнализации, благоустройство, система кондиционирования. Подрядчиком ремонтные работы согласно актам выполненных работ (ф.КС-2) начаты 11.11.2010 г. и окончены 20.12.2010 г. Акт №01 от 20.12.2010 г. о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств, который подписан и скреплен печатями всех сторон, а также МУЗ г.Сочи "Городская больница №2". Подрядчиком предъявлено к оплате согласно справкам о стоимости выполненных работ и затрат (ф.КС-3) 43009,5 тыс. рублей, то есть в сумме контракта. Оплата за выполненные работы произведена в сумме 8654,9 тыс. рублей, в том числе за счет средств: федерального бюджета - 3371,6 тыс. рублей, краевого бюджета - 4058,3 тыс. рублей, местного бюджета - 1224,9 тыс. рублей. Общая стоимость выполненных объемов работ по обоим контрактам составила 81355,6 тыс. рублей, оплачено подрядной организации в 2010 г. 47071,1 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета- 18600,0 тыс. рублей, средства краевого бюджета - 22560,5 тыс. рублей, средства местного бюджета - 5910,6 тыс. рублей. Согласно данным бюджетного учета, по состоянию на 01.01.2011 г. задолженность Управления капитального ремонта по расчетам с подрядчиком ООО "Строй-Инвест-Центр" составляла 34354,6 тыс. рублей, что подтверждено актом сверки взаимных расчетов на указанную дату. В 2011 г. к муниципальному контракту №237-КР-10 от 10.11.2010 г. заключены два дополнительных соглашения. Предметом дополнительного соглашения от 15.04.2011 г. №02/237-КР-10 план финансирования на 2011 г. утвержден в сумме 34354,6 тыс. рублей, то есть в сумме числящейся задолженности по расчетам 2010 г. В ходе проверки проведенной специалистами Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарском крае произведен выборочный контрольный обмер отдельных позиций акта (огрунтовка стен ДВК, шпатлевка стен ДВК, работы по устройству цветников), с сопоставлением объемов фактически выполненных работ за проверяемый период с объемами, указанными в смете и в ф.КС-2. Контрольный обмер произведен с использованием измерительных приборов, принадлежащих Подрядчику. В результате проведенного контрольного обмера установлено несоответствие фактически выполненных Подрядчиком объемов работ данным, отраженными в акте приемки выполненных работ: Так, в акте КС-2 №1 от 15.09.2010 г. указаны работы по шпатлевке стен ДВК в объеме 60 кв.м, фактически данные работы не выполнены. К оплате также предъявлены фактически не выполненные работы по огрунтовке стен глубокого проникновения ДВК в объеме 60 кв.м, по окраске стен ДВК в объеме 60 кв.м. В акт ф.КС-2 №9 от 15.09.2010 г. включены работы по устройству альпинариев и розариев с устройством цветников в количестве 16 шт., фактически выполненные работы отсутствуют. В акте ф.КС-2 №9 от 20.12.2010 г. предъявлены к оплате работы по устройству кровель из оцинкованной стали без настенных желобов в объеме 0,54 кв.м, а фактически работы выполнены в объеме 0,16 кв.м. Сумма завышения предъявленных к оплате объемов выполненных работ по объекту "Капитальный ремонт муниципального учреждения здравоохранения г.Сочи "Городская больница №2" составила 41,321 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 33,057 тыс. рублей. В соответствии со ст.307, ст.309 ГК РФ обязательства, возникающие из договора, должны исполняться надлежащим образом. В соответствии со ст.34, ст.38 Бюджетного кодекса РФ участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств; целевой характер бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. Согласно Устава МКУ г.Сочи "Управление капитального ремонта" оно является юридическим лицом (п.1.7) и несет ответственность за нарушение обязательств (п.5.5), а учредитель учреждения (администрация г.Сочи, п.1.4) в лице департамента строительства в части определения структуры, целей и задач (абз.3 п.1.5) осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности, состояния бухгалтерского учета и отчетности, координирует проведение проверок (п.4.1.2). Между тем, п.6.1 "Положения о департаменте строительства администрации г.Сочи", утв. Решением Городского Собрания Сочи от 30.09.2008 г. №205 определяет, что контроль за деятельностью Департамента строительства, как отраслевого (функционального) органа администрации г.Сочи, осуществляют администрация г.Сочи Таким образом, именно администрацией г.Сочи до настоящего времени не принято никаких мер по возвращению в бюджет необоснованно выплаченных подрядчику, осуществлявшему капитальный ремонт МУЗ г.Сочи "Городская больница №2" средств в сумме 41,321 тыс. рублей, в том числе средств федерального бюджета - 33,057 тыс. рублей. Вышеизложенное свидетельствует о ненадлежащем исполнении администрацией г.Сочи установленных ст.269 Бюджетного кодекса РФ полномочий по осуществлению финансового контроля в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств. Таким образом, непринятие администрацией г.Сочи мер по понуждению ООО "Строй-Инвест-Центр" к возвращению в бюджет г.Сочи необоснованно выплаченных субсидий влечет нарушение отношений, возникающих между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга. Направление претензионного письма подрядчику, датированное 29.10.2011 г. и отправленное только 16.11.2011 г. не свидетельствует о надлежащем контроле администрации г.Сочи за деятельностью ее отраслевых органов. В соответствии со ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд решил: признать незаконным бездействие администрации г.Сочи, выразившееся в непринятии к МКУ г.Сочи "Управление капитального ремонта" мер по понуждению принять меры к ООО "Строй-Инвест-Центр" с целью возврата необоснованно выплаченных денежных средств, затраченных на производство капитального ремонта МУЗ г.Сочи "Городская больница №2". обязать администрацию г.Сочи в установленном законом порядке понудить МКУ г.Сочи "Управление капитального ремонта" принять меры к подрядной организации - ООО "Строй-Инвест-Центр" с целью возврата необоснованно выплаченных денежных средств, затраченных на производство капитального ремонта МУЗ г.Сочи "Городская больница №2". Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г.Сочи в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме. Мотивированное решение составлено 03.02.2012 г. Председательствующий