г.Сочи 31.01.2012 г. Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе председательствующего судьи Качур С.В., при секретаре судебного заседания Горбенко К.С., с участием помощника прокурора Центрального района г.Сочи Чуприна Е.А., представителя администрации г.Сочи Невдах Т.П., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Центрального района г.Сочи о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, установил: Прокурор Центрального района г.Сочи обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации г.Сочи, которым, в редакции уточненных требований, просил признать незаконным бездействие администрации г.Сочи, выразившееся в непринятии к МКУ г.Сочи "Управление капитального ремонта" мер по понуждению принять меры к ООО "СтройОптиум" с целью возврата необоснованно выплаченных денежных средств, затраченных на производство капитального ремонта МУЗ г. Сочи "Городская поликлиника № 1" и обязать администрацию г.Сочи в установленном законом порядке понудить МКУ г.Сочи "Управление капитального ремонта" принять меры к подрядной организации - ООО "СтройОптиум" с целью возврата необоснованно выплаченных денежных средств, затраченных на производство капитального ремонта МУЗ г. Сочи "Городская поликлиника № 1". В обоснование требований указал, что прокуратурой Центрального района г.Сочи проведена проверка исполнения бюджетного законодательства при расходовании денежных средств, выделенных для строительства олимпийских объектов и реализации мероприятий по изъятию объектов недвижимого имущества для государственных и муниципальных нужд. Установлено, что на капитальный ремонт муниципального учреждения здравоохранения г.Сочи "Городская поликлиника №1", г.Сочи, ул.Донская, 62 (включая проектно-изыскательные работы) Перечнем мероприятий краевой целевой программой "Обеспечение строительства олимпийских объектов и развития г.Сочи как горноклиматического и бальнеологического курорта" и Программой строительства олимпийских объектов и развития г.Сочи как горноклиматического курорта, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 г. № 991 в 2010 году предусмотрено финансирование в сумме 7861,0 тыс. рублей. Согласно отчетным данным указанный объем финансирования был выделен в полном объеме, бюджетные ассигнования утверждены по кодам бюджетной классификации расходов: 918.0910.3510100.067, КОСГУ 225 "Работы, услуги по содержанию имущества". В ходе выборочной проверки предоставленных документов, осмотром состава и характера выполненных работ, проведенных специалистами Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарском крае, установлено несоответствие объемов работ, указанных в актах формы КС-2 по сравнению с фактически выполненными работами, в том числе: завышена площадь по отбивке штукатурки на 102 кв.м, огрунтовки фасадов - на 156 кв.м, шпатлевки фасада - на 156 кв.м, окраски фасадов с земли и лесов - на 156 кв.м, площадь дверных блоков - на 50 кв.м, площадь очистки поверхностей фасадов - на 820 кв.м. Общая сумма завышения стоимости выполненных работ по капитальному ремонту объекта составила 141,02 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - на 64,869 тыс. рублей. В судебном заседании сторона заявителя требования поддержала. Представитель администрации г.Сочи требования не признал, пояснил, что уставом контроль за деятельностью МКУ г.Сочи "Управление капитального ремонта" возложен на других юридических лиц. Изучив позиции лиц, участвующих в деле, материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению. В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В силу ст.254 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. На основании ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Прокуратурой Центрального района г.Сочи по заданию прокуратуры Краснодарского края проведена проверка исполнения бюджетного законодательства при расходовании денежных средств, выделенных для строительства олимпийских объектов и реализации мероприятий по изъятию объектов недвижимого имущества для государственных и муниципальных нужд. Установлено, что на капитальный ремонт муниципального учреждения здравоохранения г.Сочи "Городская поликлиника №1", г.Сочи, ул.Донская, 62 (включая проектно-изыскательные работы) Перечнем мероприятий краевой целевой программой "Обеспечение строительства олимпийских объектов и развития г.Сочи как горноклиматического и бальнеологического курорта" и Программой строительства олимпийских объектов и развития г.Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 г. №991 в 2010 г. предусмотрено финансирование в сумме 7861,0 тыс. рублей. Согласно отчетным данным указанный объем финансирования был выделен в полном объеме, бюджетные ассигнования утверждены по кодам бюджетной классификации расходов: 918.0910.3510100.067, КОСГУ 225 "Работы, услуги по содержанию имущества". Проектно-изыскательские работы выполнялись в 2009 г. После завершения проектно-изыскательских работ на основании конкурсных процедур определена подрядная организация ООО "СтройОптиум", с которой Управлением капитального ремонта администрации г.Сочи был заключен муниципальный контракт от 07.12.2009 г. №72-КР-09-10 на сумму 16955,2 тыс. рублей. Срок выполнения работ был определен с 07.12.2009 г. по 01.09.2010 г., план финансирования на 2009 г. утвержден в объеме 2813,6 тыс. рублей. К указанному контракту принято два дополнительных соглашения, одним из которых (от 24.12.2009 г. №01/72-КР-09) план финансирования расходов на 2009 г. за счет субсидии из федерального бюджета увеличен до суммы 5613,6 тыс. рублей, вторым (от 20.05.2010 г. №02/72-КР-09-10) - определено финансирование работ в 2010 г. в сумме 9826,3 тыс. рублей, в том числе: федеральный бюджет - 7861,0 тыс. рублей (80%); краевой бюджет - 1768,7 тыс. рублей (18%); бюджет г.Сочи - 196,5 тыс. рублей (2%). Согласно акту сверки взаимных расчетов, составленному между Управлением капитального ремонта администрации г.Сочи и ООО "СтройОптиум", по состоянию на 01.01.2010 г. работы по первому этапу заключенного в 2009 г. контракта выполнены в объеме 7128,9 тыс. рублей, и оплачены в полном объеме. Взаимной задолженности согласно акту сверки между сторонами не числится. Согласно актам выполненных работ (ф.КС-2) работы по контракту продолжились с 01.01.2010 г. и окончены 30.08.2010 г. Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств подписан всеми сторонами, включая МУЗ г.Сочи "Городская поликлиника №1", без замечаний. Общая стоимость выполненных работ составила 9826,3 тыс. рублей, что соответствует сумме второго этапа финансирования работ. Расчеты с подрядной организацией произведены в полном объеме, в том числе за счет средств федерального бюджета перечислено 7861,0 тыс. рублей, краевого - 1744,2 тыс. рублей, местного - 221,1 тыс. рублей. В подтверждение обоснованности и целесообразности расходования средств проверке предоставлены: дефектные акты, муниципальный контракт, локальные сметные расчеты, акты формы КС-2, справки формы КС-3, счета на оплату и платежные документы. В ходе выборочной проверки предоставленных документов, осмотром состава и характера выполненных работ, проведенных специалистами Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарском крае, установлено несоответствие объемов работ, указанных в актах формы КС-2 по сравнению с фактически выполненными работами, в том числе: завышена площадь по отбивке штукатурки на 102 кв.м, огрунтовки фасадов - на 156 ев.м, шпатлевки фасада - на 156 кв.м, окраски фасадов с земли и лесов - на 156 кв.м, площадь дверных блоков - на 50 кв.м, площадь очистки поверхностей фасадов - на 820 кв.м. Общая сумма завышения стоимости выполненных работ по капитальному ремонту объекта составила 141,02 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - на 64,869 тыс. рублей. В соответствии со ст.307, ст.309 ГК РФ обязательства, возникающие из договора, должны исполняться надлежащим образом. В соответствии со ст.34, ст.38 Бюджетного кодекса РФ участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств; целевой характер бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. Согласно Устава МКУ г.Сочи "Управление капитального ремонта" оно является юридическим лицом (п.1.7) и несет ответственность за нарушение обязательств (п.5.5), а учредитель учреждения (администрация г.Сочи, п.1.4) в лице департамента строительства в части определения структуры, целей и задач (абз.3 п.1.5) осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности, состояния бухгалтерского учета и отчетности, координирует проведение проверок (п.4.1.2). Между тем, п.6.1 "Положения о департаменте строительства администрации г.Сочи", утв. Решением Городского Собрания Сочи от 30.09.2008 г. №205 определяет, что контроль за деятельностью Департамента строительства, как отраслевого (функционального) органа администрации г.Сочи, осуществляет администрация г.Сочи. Таким образом, именно администрацией г.Сочи до настоящего времени не принято никаких мер по возвращению в бюджет необоснованно выплаченных подрядчику, осуществлявшему капитальный ремонт МУЗ г.Сочи "Городская поликлиника №1" средств в сумме 141,02 тыс. рублей, в том числе за средств федерального бюджета - 64,869 тыс. рублей. Вышеизложенное свидетельствует о ненадлежащем исполнении администрацией г.Сочи установленных ст.269 Бюджетного кодекса РФ полномочий по осуществлению финансового контроля в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств. Таким образом, непринятие администрацией г.Сочи мер по понуждению ООО "Строительная компания "Строй дизайн" к возвращению в бюджет г.Сочи необоснованно выплаченных субсидий влечет нарушение отношений, возникающих между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга. Переписка с подрядчиком не свидетельствует о надлежащем контроле администрации г.Сочи за деятельностью ее отраслевых органов. В соответствии со ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд решил: признать незаконным бездействие администрации г.Сочи, выразившееся в непринятии к МКУ г.Сочи "Управление капитального ремонта" мер по понуждению принять меры к ООО "СтройОптиум" с целью возврата необоснованно выплаченных денежных средств, затраченных на производство капитального ремонта МУЗ г. Сочи "Городская поликлиника № 1". обязать администрацию г.Сочи в установленном законом порядке понудить МКУ г.Сочи "Управление капитального ремонта" принять меры к подрядной организации - ООО "СтройОптиум" с целью возврата необоснованно выплаченных денежных средств, затраченных на производство капитального ремонта МУЗ г. Сочи "Городская поликлиника № 1". Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г.Сочи в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме. Мотивированное решение составлено 03.02.2012 г. Председательствующий