г.Сочи 31.01.2012 г. Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе председательствующего судьи Качур С.В., при секретаре судебного заседания Горбенко К.С., с участием помощника прокурора Центрального района г.Сочи Чуприна Е.А., представителя администрации г.Сочи Невдах Т.П., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Центрального района г.Сочи о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, установил: Прокурор Центрального района г.Сочи обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации г.Сочи, которым, в редакции уточненных требований, просил признать незаконным бездействие администрации г.Сочи, выразившееся в непринятии к МКУ г.Сочи "Управление капитального ремонта" мер по понуждению принять меры к ООО "Пегас" с целью возврата необоснованно выплаченных денежных средств, затраченных на производство капитального ремонта муниципального учреждения дополнительного образования спортивной направленности "Комплексная специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва №2" и обязать администрацию г.Сочи в установленном законом порядке понудить МКУ г.Сочи "Управление капитального ремонта" принять меры к подрядной организации - ООО "Пегас" с целью возврата необоснованно выплаченных денежных средств, затраченных на производство капитального ремонта муниципального учреждения дополнительного образования спортивной направленности "Комплексная специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва №2". В обоснование требований указал, что прокуратурой Центрального района г.Сочи проведена проверка исполнения бюджетного законодательства при расходовании денежных средств, выделенных для строительства олимпийских объектов и реализации мероприятий по изъятию объектов недвижимого имущества для государственных и муниципальных нужд. Установлено, что на капитальный ремонт спортивного зала муниципального учреждения дополнительного образования спортивной направленности "Комплексная специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва №2" (включая проектно-изыскательские работы) Перечнем мероприятий краевой целевой программой "Обеспечение строительства олимпийских объектов и развития г.Сочи как горноклиматического и бальнеологического курорта" и Программой строительства олимпийских объектов и развития г.Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 г. №991 в 2010 г. предусмотрено выделение объемов финансирования за счет средств федерального бюджета в 2010 г. в сумме 4000,0 тыс.рублей. Согласно отчетным данным, указанное финансирование работ выделено в полном объеме по коду бюджетной классификации расходов: 918.0709.3510100.022. КОСГУ225 "Работы, услуги по содержанию имущества". Работы по капитальному ремонту спортивного зала МУ дополнительного образования спортивной направленности "Комплексная специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва №2" были начаты в конце 2010 г. на основании заключенного 17.12.2010 г. между Управлением капитального ремонта администрации г.Сочи и подрядчиком ООО "Пегас" муниципального контракта №263-КР-10. Стоимость контракта составила 4827,67 тыс. рублей, срок выполнения работ установлен с 17.12.2010 г. по 20.12.2010 г., или 4 календарных дня. Согласно акту выполненных работ (ф.КС-2) №1 от 20.12.2010 г. и справки о стоимости выполненных работ и затрат (ф.КС-3) №1 от 20.12.2010 г. капитальный ремонт объекта был выполнен в полном объеме, стоимость работ составила 4827,67 тыс. рублей. Проведенным специалистами Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарском крае выборочным контрольным обмером выполненных ремонтных работ по отдельным позициям акта №1 от 20.12.2010 г. о приемке выполненных работ на сумму 4827,67 тыс. рублей и оплаченных за счет субсидии из федерального бюджета на сумму 4000,0 тыс. рублей установлено несоответствие фактически выполненных объемов работ данным, отраженным в акте о приемке выполненных работ: завышение объема работ по обеспыливанию, очистке, обезжириванию поверхности кровли, смене существующих рулонных кровель площадью 53 кв.м, установке и разборке инвентарных лесов площадью 29,6 кв.м, устройству покрытия из ламината площадью 9,5 кв.м. В результате, предъявленные к оплате объемы работ завышены на общую сумму 121,192 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 100,586 тыс. рублей. В судебном заседании сторона заявителя требования поддержала. Представитель администрации г.Сочи требования не признал, пояснил, что уставом контроль за деятельностью МКУ г.Сочи "Управление капитального ремонта" возложен на других юридических лиц. Изучив позиции лиц, участвующих в деле, материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению. В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В силу ст.254 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. На основании ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Прокуратурой Центрального района г.Сочи проведена проверка исполнения бюджетного законодательства при расходовании денежных средств, выделенных для строительства олимпийских объектов и реализации мероприятий по изъятию объектов недвижимого имущества для государственных и муниципальных нужд. На капитальный ремонт спортивного зала муниципального учреждения дополнительного образования спортивной направленности "Комплексная специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва №2" (включая проектно-изыскательские работы) Перечнем мероприятий краевой целевой программой "Обеспечение строительства олимпийских объектов и развития г.Сочи как горноклиматического и бальнеологического курорта" и Программой строительства олимпийских объектов и развития г.Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 г. №991 в 2010 г. предусмотрено выделение объемов финансирования за счет средств федерального бюджета в 2010 г. в сумме 4000,0 тыс.рублей. Согласно отчетным данным, указанное финансирование работ выделено в полном объеме по коду бюджетной классификации расходов: 918.0709.3510100.022. КОСГУ225 "Работы, услуги по содержанию имущества". Работы по капитальному ремонту спортивного зала МУ дополнительного образования спортивной направленности "Комплексная специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва №2" начаты в конце 2010 г. на основании заключенного 17.12.2010 г. между Управлением капитального ремонта администрации г.Сочи и подрядчиком ООО "Пегас" муниципального контракта №263-КР-10. Стоимость контракта составила 4827,67 тыс. рублей. Финансирование работ определено графиком финансирования, в том числе по уровням бюджетов: средства федерального бюджета - 4000,0 тыс. рублей, краевого бюджета -744,903 тыс. рублей, местного бюджета - 82,767 тыс. рублей. Срок выполнения работ установлен с 17.12.2010 г. по 20.12.2010 г. или 4 календарных дня. Согласно акту выполненных работ (ф.КС-2) №1 от 20.12.2010 г. и справки о стоимости выполненных работ и затрат (ф.КС-3) №1 от 20.12.2010 г. капитальный ремонт объекта был выполнен в полном объеме, стоимость работ составила 4827,67 тыс. рублей. По результатам выполненных работ подписаны акт №1 сдачи-приемки результатов работ от 20.12.2010 г., акт №1 от 15.08.2010 г. о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (ф.ОС-3), кроме того ф.ОС-3 подписана представителем и скреплена печатью МУ ДО СН "Комплексная специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва №2". Акты утверждены Управлением капитального ремонта администрации г.Сочи. Расчеты с подрядной организацией произведены частично на сумму 4082,767 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета -4000 тыс. рублей, местного бюджета - 82,767 тыс. рублей. По данным бюджетного учета по состоянию на 01.01.2011 г. за подрядчиком ООО "Пегас" числится кредиторская задолженность в сумме 744,903 тыс. рублей за счет средств краевого бюджета. За счет выделенной в 2010 г. из федерального бюджета субсидии в сумме 4000,0 тыс. рублей с подрядной организаций расчеты произведены в полном объеме. Задолженности по расчетам за счет средств федерального бюджета в учетных данных Управления капитального ремонта администрации г.Сочи отсутствует, новые муниципальные контракты на капитальный ремонт объекта не заключались. Проведенным специалистами Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарском крае выборочным контрольным обмером выполненных ремонтных работ по отдельным позициям акта №1 от 20.12.2010 г. о приемке выполненных работ на сумму 4827,67 тыс. рублей и оплаченных за счет субсидии из федерального бюджета на сумму 4000,0 тыс. рублей установлено несоответствие фактически выполненных объемов работ данным, отраженным в акте о приемке выполненных работ: завышение объема работ по обеспыливанию, очистке, обезжиривание поверхности кровли, смене существующих рулонных кровель площадью 53 кв.м, установке и разборке инвентарных лесов площадью 29,6 кв.м, устройству покрытия из ламината площадью 9,5 кв.м. В результате, предъявленные к оплате объемы работ завышены на общую сумму 121,192 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 100,586 тыс.рублей. В соответствии со ст.307, ст.309 ГК РФ обязательства, возникающие из договора, должны исполняться надлежащим образом. В соответствии со ст.34, ст.38 Бюджетного кодекса РФ участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств; целевой характер бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. Согласно Устава МКУ г.Сочи "Управление капитального ремонта" оно является юридическим лицом (п.1.7) и несет ответственность за нарушение обязательств (п.5.5), а учредитель учреждения (администрация г.Сочи, п.1.4) в лице департамента строительства в части определения структуры, целей и задач (абз.3 п.1.5) осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности, состояния бухгалтерского учета и отчетности, координирует проведение проверок (п.4.1.2). Между тем, п.6.1 "Положения о департаменте строительства администрации г.Сочи", утв. Решением Городского Собрания Сочи от 30.09.2008 г. №205 определяет, что контроль за деятельностью Департамента строительства, как отраслевого (функционального) органа администрации г.Сочи, осуществляют администрация г.Сочи Таким образом, именно администрацией г.Сочи до настоящего времени не принято никаких мер по возвращению в бюджет необоснованно выплаченных подрядчику, осуществлявшему капитальный ремонт МУ ДО СН "Комплексная специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва №2" средств в сумме 121,192 тыс. рублей, в том числе средств федерального бюджета - 100,586 тыс.рублей. Вышеизложенное свидетельствует о ненадлежащем исполнении администрацией г.Сочи установленных ст.269 Бюджетного кодекса РФ полномочий по осуществлению финансового контроля в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств. Таким образом, непринятие администрацией г.Сочи мер по понуждению ООО "Пегас" к возвращению в бюджет г.Сочи необоснованно выплаченных субсидий влечет нарушение отношений, возникающих между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга. В соответствии со ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд решил: признать незаконным бездействие администрации г.Сочи, выразившееся в непринятии к МКУ г.Сочи "Управление капитального ремонта" мер по понуждению принять меры к ООО "Пегас" с целью возврата необоснованно выплаченных денежных средств, затраченных на производство капитального ремонта муниципального учреждения дополнительного образования спортивной направленности "Комплексная специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва №2". обязать администрацию г.Сочи в установленном законом порядке понудить МКУ г.Сочи "Управление капитального ремонта" принять меры к подрядной организации - ООО "Пегас" с целью возврата необоснованно выплаченных денежных средств, затраченных на производство капитального ремонта муниципального учреждения дополнительного образования спортивной направленности "Комплексная специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва №2". Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г.Сочи в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме. Мотивированное решение составлено 03.02.2012 г. Председательствующий