Решение по заявлению прокурора Центрального района г.Сочи о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления



стр. из

дело 2-278/2012

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

г.Сочи                                    

31.01.2012 г.

Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе

председательствующего судьи Качур С.В.,

при секретаре судебного заседания Горбенко К.С.,

с участием помощника прокурора Центрального района г.Сочи Чуприна Е.А.,

представителя администрации г.Сочи Невдах Т.П.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Центрального района г.Сочи о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,

установил:

Прокурор Центрального района г.Сочи обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации г.Сочи, которым, в редакции уточненных требований, просил признать незаконным бездействие администрации г.Сочи, выразившееся в непринятии к МКУ г.Сочи "Управление капитального ремонта" мер по понуждению принять меры к ООО "Стройпремиум" с целью возврата необоснованно выплаченных денежных средств, затраченных на производство капитального ремонта МОУ ДОД г.Сочи "Детская художественная школа №1" и обязать администрацию г.Сочи в установленном законом порядке понудить МКУ г.Сочи "Управление капитального ремонта" принять меры к подрядной организации - ООО "Стройпремиум" с целью возврата необоснованно выплаченных денежных средств, затраченных на производство капитального ремонта МОУ ДОД г.Сочи "Детская художественная школа №1".

В обоснование требований указал, что прокуратурой Центрального района г.Сочи проведена проверка исполнения бюджетного законодательства при расходовании денежных средств, выделенных для строительства олимпийских объектов и реализации мероприятий по изъятию объектов недвижимого имущества для государственных и муниципальных нужд.

Установлено, что на капитальный ремонт муниципального учреждения дополнительного образования детей г.Сочи "Детская художественная школа №1" (включая проектно-изыскательские работы) Перечнем мероприятий краевой целевой программой "Обеспечение строительства олимпийских объектов и развития г.Сочи как горноклиматического и бальнеологического курорта" и Программой строительства олимпийских объектов и развития г.Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 г. №991 в 2010 г. предусмотрено выделение объемов финансирования за счет средств федерального бюджета в сумме 87361,8 тыс. рублей.

Согласно учетным данным, указанный объем финансирования выделен в полном объеме.

Бюджетные     ассигнования     утверждены     по     кодам     бюджетной классификации расходов 918.0709.3510100.022, КОСГУ225 "Работы, услуги, по содержанию имущества".

Работы по капитальному ремонту объекта были начаты в 2010 г. на основании заключенного между Управлением капитального ремонта администрации г.Сочи и подрядной организацией ООО "Стройпремиум" муниципального контракта от 04.05.2010 г. №165КР-10.

Проведенным специалистами Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарском крае выборочным контрольным обмером выполненных ремонтных работ по отдельным позициям акта о приемке выполненных работ ф.КС-2 и оплаченных за счет субсидии из федерального бюджета установлено завышение объемов по следующим позициям актов ф.2: отбивка штукатурки - на 82 кв.м, штукатурка стен - на 82 кв.м, окраска стен - на 82 ев.м, монтаж конструкций дверей - на 0,255 тн.

В судебном заседании сторона заявителя требования поддержала.

Представитель администрации г.Сочи требования не признал, пояснил, что уставом контроль за деятельностью МКУ г.Сочи "Управление капитального ремонта" возложен на других юридических лиц.

Изучив позиции лиц, участвующих в деле, материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ст.254 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

На основании ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Прокуратурой Центрального района г.Сочи проведена проверка исполнения бюджетного законодательства при расходовании денежных средств, выделенных для строительства олимпийских объектов и реализации мероприятий по изъятию объектов недвижимого имущества для государственных и муниципальных нужд.

На капитальный ремонт муниципального учреждения дополнительного образования детей г.Сочи "Детская художественная школа №1" (включая проектно-изыскательские работы) Перечнем мероприятий краевой целевой программой "Обеспечение строительства олимпийских объектов и развития г.Сочи как горноклиматического и бальнеологического курорта" и Программой строительства олимпийских объектов и развития г.Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 г. №991 в 2010 г. предусмотрено выделение объемов финансирования за счет средств федерального бюджета в сумме 87361,8 тыс. рублей.

Согласно учетным данным, указанный объем финансирования выделен в полном объеме. Для осуществления расчетов за выполнение ремонтных работ по капитальному ремонту указанного объекта также выделены неиспользованные средства федерального бюджета 2009 г. в сумме 1680,0 тыс. рублей.

Бюджетные     ассигнования     утверждены     по     кодам     бюджетной классификации расходов 918.0709.3510100.022, КОСГУ225 "Работы, услуги, по содержанию имущества".

Работы по капитальному ремонту объекта были начаты в 2010 г. на основании заключенного между Управлением капитального ремонта администрации г.Сочи и подрядной организацией ООО "Стройпремиум" муниципального контракта от 04.05.2010 г. №165КР-10. Стоимость контракта составила 50287,07 тыс. рублей; срок выполнения работ определен с 04.05.2010 г. по 15.08.2010 г. или 101 день.

В день заключения контракта по соглашению сторон с подрядчиком заключено дополнительное соглашение №01/165-КР-10 от 04.05.2010 г., предметом которого предусмотрен план финансирования на 2010 г.

Согласно актам выполненных работ (ф.КС-2) и справкам о стоимости выполненных работ и затрат (ф.КС-3) капитальный ремонт выполнен на сумму 50067,479 тыс. рублей.

По результатам выполненных ремонтных работ подписаны акт сдачи-приемки результатов работ №1 от 01.10.2010 г. и акт №1 от 01.10.2010 г. о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (ф.ОС-3), акты утверждены Управлением капитального ремонта; акт ф.ОС-3 подписан директором и скреплен печатью "Детская художественная школа №1".

Расчеты с подрядчиком произведены в сумме 50067,479 тыс. рублей, то есть в предъявленном объеме, в том числе за счет средств: федерального бюджета - 40440,0 тыс. рублей, краевого бюджета - 9106,9 тыс. рублей, местного бюджета - 520,5 тыс. рублей.

По данным бюджетного учета по состоянию на 01.01.2011 г. кредиторской задолженности по расчетам с ООО "Стройпремиум" по контракту №165-КР-10 от 04.05.2010 г. не числится.

В 2010 г. объект "Капитальный ремонт МОУ ДОД г.Сочи "Художественная школа №1" вновь выставляется на конкурс. Победителем аукциона вновь определен ООО "Стройпремиум", с которым заключен муниципальный контракт от 11.10.2010 г. №235-КР-10. Стоимость контракта составила 60815,6 тыс. рублей; срок выполнения работ установлен с 11.10.2010 г. по 13.01.2011 г. или 90 календарных дней.

Согласно актам выполненных работ (ф.КС-2) и справкам о стоимости выполненных работ и затрат (ф.КС-3) капитальный ремонт объекта выполнен в полном объеме, стоимость работ составила 60815,6 тыс. рублей, то есть в объеме, определенном контрактом.

По результатам выполненных работ подписаны акт сдачи-приемки результатов работ №1 от 01.10.2010 г. и акт №1 от 01.10.2010 г. о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (ф.ОС-3), оба акта утверждены Управлением капитального ремонта. Акт ф.ОС-3 подписан директором и скреплен печатью "Детская художественная школа №1".

Расчеты с подрядчиком произведены в сумме 60 14,921 тыс. рублей, в том числе за счет средств: федерального бюджета - 48601,8 тыс. рублей, краевого бюджета- 11548,1 тыс. рублей, местного бюджета - 665,0 тыс. рублей. Таким образом, по двум перечисленным выше муниципальным контрактам подрядчиком ООО "Стройпремиум" в 2010 г. выполнены работы по капитальному ремонту МОУ ДОД г.Сочи "Детская художественная школа №1" на сумму 110882,1 тыс. рублей.

Расчеты с подрядчиком произведены на сумму 110882,4 тыс. рублей, в том числе за счет средств: федерального бюджета - 89041,8 тыс. рублей, краевого бюджета - 20665,0 тыс. рублей, местного бюджета - 1185,6 тыс. рублей.

По данным бюджетного учета по состоянию на 01.01.2011 г. кредиторская задолженность по контракту №235-КР-10 от 11.10.2010 г. по расчетам с подрядчиком ООО "Стройпремиум" числится в сумме 0,7 тыс. рублей.

Утвержденная в 2010 г. субсидия федерального бюджета с учетом неиспользованного остатка в сумме 89041,8 тыс. рублей использована на расчеты за предъявленные работы в полном объеме. Задолженность по расчетам за счет средств федерального бюджета в учетных данных Управления капитального ремонта администрации г.Сочи отсутствует.

Проведенным специалистами Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарском крае выборочным контрольным обмером выполненных ремонтных работ по отдельным позициям акта о приемке выполненных работ ф.КС-2 и оплаченных за счет субсидии из федерального бюджета установлено завышение объемов по следующим позициям актов ф.2: отбивка штукатурки - на 82 кв.м, штукатурка стен - на 82 кв.м, окраска стен - на 82 кв.м, монтаж конструкций дверей - на 0,255 тн.

В результате завышения объемов выполненных работ по указанным позициям, Управлением капитального ремонта администрации г.Сочи неправомерно перечислено средств подрядной организации на общую сумму 115,554 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 92,443 тыс. рублей.

В соответствии со ст.307, ст.309 ГК РФ обязательства, возникающие из договора, должны исполняться надлежащим образом.

В соответствии со ст.34, ст.38 Бюджетного кодекса РФ участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств; целевой характер бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно Устава МКУ г.Сочи "Управление капитального ремонта" оно является юридическим лицом (п.1.7) и несет ответственность за нарушение обязательств (п.5.5), а учредитель учреждения (администрация г.Сочи, п.1.4) в лице департамента строительства в части определения структуры, целей и задач (абз.3 п.1.5) осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности, состояния бухгалтерского учета и отчетности, координирует проведение проверок (п.4.1.2).

Между тем, п.6.1 "Положения о департаменте строительства администрации г.Сочи", утв. Решением Городского Собрания Сочи от 30.09.2008 г. №205 определяет, что контроль за деятельностью Департамента строительства, как отраслевого (функционального) органа администрации г.Сочи, осуществляют администрация г.Сочи

Таким образом, именно администрацией г.Сочи до настоящего времени не принято никаких мер по возвращению в бюджет необоснованно выплаченных подрядчику, осуществлявшему капитальный ремонт МОУ ДОД г.Сочи "Детская художественная школа №1" средств в сумме 115,554 тыс. рублей, в том числе средств федерального бюджета - 92,443 тыс. рублей.

Вышеизложенное свидетельствует о ненадлежащем исполнении администрацией г.Сочи установленных ст.269 Бюджетного кодекса РФ полномочий по осуществлению финансового контроля в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств.

Таким образом, непринятие администрацией г.Сочи мер по понуждению ООО "Стройпремиум" к возвращению в бюджет г.Сочи необоснованно выплаченных субсидий влечет нарушение отношений, возникающих между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга.

Представленная копия платежного поручения о возврате денежных средств не свидетельствует о принятых администрацией г.Сочи мерах, поскольку в платежном поручении в поле "назначение платежа" ссылка на основания перечисления денежных средств не совпадает с основанием - акт проверки от 31.08.2011 г.

В соответствии со ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

признать незаконным бездействие администрации г.Сочи, выразившееся в непринятии к МКУ г.Сочи "Управление капитального ремонта" мер по понуждению принять меры к ООО "Стройпремиум" с целью возврата необоснованно выплаченных денежных средств, затраченных на производство капитального ремонта МОУ ДОД г.Сочи "Детская художественная школа №1".

обязать администрацию г.Сочи в установленном законом порядке понудить МКУ г.Сочи "Управление капитального ремонта" принять меры к подрядной организации - ООО "Стройпремиум" с целью возврата необоснованно выплаченных денежных средств, затраченных на производство капитального ремонта МОУ ДОД г.Сочи "Детская художественная школа №1".

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г.Сочи в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 03.02.2012 г.

Председательствующий