Решение по заявлению Фоменко В.В. об оспаривании разъяснения Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22.12.2000 г. №9263-АИ `О порядке освидетельствования чернобыльцев`



стр. из

дело 2-169/2012

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

г.Сочи                                    

27.01.2012 г.

Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе

председательствующего судьи Качур С.В.,

при секретаре судебного заседания Горбенко К.С.,

с участием заявителя Фоменко В.В.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по заявлению Фоменко В.В. об оспаривании разъяснения Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22.12.2000 г. №9263-АИ "О порядке освидетельствования чернобыльцев",

установил:

Фоменко В.В. обратился в суд с заявлением об обжаловании разъяснения Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22.12.2000 г. №9263-АИ "О порядке освидетельствования чернобыльцев" в части указания "считаем возможным причину инвалидности изменять со дня вынесения заключения межведомственным экспертным Советом".

Свои требования обосновывает тем, что в период с 05.12.1986 г. по 18.02.87 г. принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее ЛПА на ЧАЭС), непосредственно в зоне отчуждения.

28.05.1991 г. ему выдали удостоверение участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС серии "А" №781474.

30.03.1998 г. краевой МСЭ (ВТЭК) проведено освидетельствование и установлена III группа инвалидности с причиной: "общее заболевание". В содействии по поиску необходимых документов и в установлении причинной связи инвалидности с работами по ЛПА на ЧАЭС ему отказано. Рекомендовано самостоятельно готовить документы в межведомственный экспертный Совет по установлению причинной связи заболевания и инвалидности (далее экспертный Совет).

Решением экспертного Совета от 20.09.2002 г. №8 установлено, что заболевание и инвалидность связаны с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (сочетание радиационных факторов с иными вредными факторами).

На дополнительном очном освидетельствовании 26.12.2002 г. городская МСЭ установила причинную связь со дня вынесения заключения экспертным Советом.

Заявитель считает, что причинную связь следовало установить с момента признания его инвалидом без дополнительного очного освидетельствования как того требует п.21 "Положения о признании лица инвалидом", утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 г. №965 "О порядке признания граждан инвалидами", которое действовало до 20.02.2006 г.

Исправить допущенную ошибку и выдать справку о степени утраты профессиональной трудоспособности начальник городской МСЭ ФИО1 отказался. При этом сослался на письмо заместителя министра Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22.12.2000 г. №9263-АИ.

21.04.2011 г. он обратился с заявлением в ФГУ "Главное бюро МСЭ по Краснодарскому краю", а затем 09.06.2011 г. в ФМБА России с просьбой устранить допущенную ошибку. В удовлетворении его просьбы отказали, сославшись на обжалуемый акт Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22.12.2000 г. №9263-АИ с указанием на то, что "учреждениям медико-социальной экспертизы было дано разрешение изменять причину инвалидности … со дня вынесения заключения межведомственным Советом".

Заявитель утверждает, что формулировка п.21 "Положения о порядке признания граждан инвалидами" "…изменяется причина инвалидности без дополнительного очного освидетельствования инвалида…" указывает на то, что причинная связь должна устанавливаться с момента первичного освидетельствования. То есть после вынесения решения экспертным Советом МСЭ должно было в соответствии с п.21 "Положения о порядке признания граждан инвалидами" изменить причину инвалидности с "общего заболевания" на "связанное с аварией на ЧАЭС" без дополнительного очного освидетельствования инвалида, то есть установить причинную связь с момента первичного освидетельствования с одновременным определением степени утраты трудоспособности в процентах.

В доказательство приводит разъяснение Всероссийского Центра экстренной и Радиационной Медицины МЧС России, где указано, что причина инвалидности устанавливается не со дня рассмотрения этого вопроса в экспертном Совете, а с момента признания гражданина инвалидом.

Заявитель считает, что разъяснение Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22.12.2000 г. №9263-АИ в части "считаем возможным причину инвалидности изменять со дня вынесения заключения межведомственным экспертным Советом" противоречит п.21 "Положения о порядке признания граждан инвалидами".

03.11.2011 г. Фоменко В.В. обратился с аналогичным заявлением в Верховный Суд РФ. Определением Верховного суда РФ от 11.11.2011 г. указано на то, что с этим требованием следует обратиться в районный суд в порядке главы 25 ГПК РФ.

В судебном заседании Фоменко В.В. просил обязать ответчика внести изменения в обжалуемый документ: или исключить формулировку "считаем возможным причину инвалидности изменять со дня вынесения заключения межведомственным экспертным Советом"; или, принимая во внимание рекомендательный характер указания, после слов "…экспертным Советом" добавить слова: "по соглашению сторон"; или издать соответствующие разъяснения.

В судебном заседании Фоменко В.В. свои требования поддержал, просил рассмотреть дело по существу с учетом законодательства по состоянию на день установления причинной связи МСЭ - 26.12.2002 г.

Ввиду того, что Министерство Труда и Социального Развития РФ преобразовано Указом Президента РФ от 09.03.2004 г. №314 в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, заинтересованным лицом выступает Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Представитель Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в суд не явился, о дне рассмотрения дела извещен, в письменных возражениях на заявление просит рассмотреть дело в его отсутствие.

В возражениях заинтересованного лица на жалобу в п.1 указывается, что письмо Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22.12.2000 г. №9263-АИ не является по своему статусу нормативным правовым актом, поскольку не проходило государственную регистрацию в Минюсте России, и не было опубликовано в установленном порядке. Оспариваемое письмо издано Минтрудом России в рамках предоставленных ему полномочий.

В п.2 указано, что мнение заявителя о том, что письмо противоречит Закону РФ от 15.05.1991 г. №1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" основано на неправильном толковании норм материального права.

В п.3 говорится, что в письме Минтрудом России было указано на возможность установления причины инвалидности вследствие катастрофы на ЧАЭС со дня вынесения заключения межведомственного экспертного Совета в связи с тем, что в период с момента вынесения заключения экспертного Совета о наличии причинной связи с воздействием радиационных факторов вследствие аварии на ЧАЭС до установления учреждением МСЭ соответствующей причины инвалидности граждане не могли воспользоваться льготами и преимуществами, предусмотренными Законом РФ от 15.05.1991 г. №1244-1 для лиц, пострадавших вследствие аварии на ЧАЭС.

Далее указывается на то, что п.20 Разъяснения №1, утвержденным Постановлением Минтруда России от 15.04.2003 г. №17 установлено, что причина инвалидности изменяется со дня представления в учреждение МСЭ документов, подтверждающих обстоятельства возникновения увечий, заболеваний, приведших к инвалидности. Указывается на то, что "Положение о признании лица инвалидом" утратило силу и действующим законодательством предусмотрено, что причина инвалидности изменяется с момента представления соответствующих документов.

В п.4 возражений указывается, что в соответствии со ст.2 Федерального закона от 12.02.2001 г. №5-ФЗ право выбора получать ежемесячную денежную выплату, исчисленную исходя из утраченного заработка в зависимости от установленной степени утраты трудоспособности в процентах, либо в твердых размерах в зависимости от установленной группы инвалидности было предоставлено только гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на ЧАЭС до вступления данного закона в силу.

В связи с этим в п.1 Разъяснения указано, что при установлении инвалидности, связанной с аварией на ЧАЭС, лицам, впервые освидетельствованным в федеральных учреждениях МСЭ после вступления в силу Федерального закона от 12.02.2001 г. №5-ФЗ, степень утраты трудоспособности в процентах не определяется.

В п.5 указывается на то, что Решение об установлении причинной связи заболевания и инвалидности Фоменко В.В. было принято Краснодарским экспертным Советом 20.09.2002 г. Действовавшими нормативными актами и действующими в настоящее время законодательством предусмотрено, что причина инвалидности изменяется со дня предоставления в учреждение МСЭ документов, подтверждающих обстоятельства возникновения увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, приведших к инвалидности. Просит суд отказать Фоменко В.В. в удовлетворении требований, предъявленных к Минздравсоцразвития России и рассмотреть дело в отсутствие представителя Минздравсоцразвития России.

Заявитель представил письменный отзыв на возражения заинтересованного лица.

Рассмотрев материалы дела, изучив позиции сторон, суд считает заявление обоснованным.

В силу ст.254 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

На основании ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Письмо Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22.12.2000 г. №9263-АИ "О порядке освидетельствования чернобыльцев" не является по своему статусу нормативным правовым актом, поскольку не проходило государственную регистрацию в Минюсте России, и не было опубликовано в установленном порядке. Оспариваемое письмо издано Минтрудом России в рамках предоставленных ему полномочий и носит рекомендательный характер.

Ссылка на п.20 Разъяснения Минтруда РФ от 15.04.2003 г. №1, утв. Постановлением Минтруда России от 15.04.2003 г. №17, которым установлено, что причина инвалидности изменяется со дня представления в учреждение МСЭ документов, подтверждающих обстоятельства возникновения увечий, заболеваний, приведших к инвалидности неправомерна, так как решение об установлении причинной связи заявителю принято МСЭ 26.12.2002 г., то есть до издания этого Разъяснения.

На день издания оспариваемого письма - 22.12.2000 г. действовало "Положение о признании лица инвалидом", утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 г. №965, из п.21 которого следует, что в случае отсутствия документов о профессиональном заболевании, трудовом увечье, военной травме и других обстоятельствах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, учреждение устанавливает, что причиной инвалидности является общее заболевание, и одновременно оказывает содействие лицу в поиске необходимых документов, после получения которых изменяется причина инвалидности без дополнительного очного освидетельствования инвалида.

Из Указаний Минсоцзащиты от 11.09.1992 г. №1-76-У видно, что Законом под причинной связью развившихся заболеваний и инвалидности лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, понимается связь между наступлением вредных последствий для здоровья указанных лиц и воздействием на них радиационных факторов вследствие чернобыльской катастрофы либо сочетание этих радиационных факторов с иными вредными факторами.

Следовательно, если гражданину установлена инвалидность, то днем наступления вредных последствий правомерно считать день установления инвалидности.

Таким образом, суд определил, что оспариваемое положение Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22.12.2000 г. №9263-АИ "О порядке освидетельствования чернобыльцев" в части "считаем возможным причину инвалидности изменять со дня вынесения заключения межведомственным экспертным Советом" с момента издания до 15.04.2003 г. противоречило действовавшему законодательству.

По этим основаниям требование заявителя суд признает обоснованным.

В соответствии со ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

признать обоснованным заявление Фоменко В.В. об оспаривании разъяснения Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22.12.2000 г. №9263-АИ "О порядке освидетельствования чернобыльцев".

признать незаконным разъяснения Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22.12.2000 г. №9263-АИ "О порядке освидетельствования чернобыльцев" в части указания "считаем возможным причину инвалидности изменять со дня вынесения заключения межведомственным Советом".

обязать Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации устранить допущенные нарушения в течение месяца в указанной выше части.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г.Сочи в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 01.02.2012 г.

Председательствующий