Решение Именем Российской Федерации г.Сочи 12.03.2012 года Судья Центрального районного суда г.Сочи Краснодарского края Слука В.А., при секретаре Марабян Т.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лобас О. В. к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Сочи о признании права на досрочную пенсию установил: Лобас О. В. обратилась в суд с иском к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Сочи о признании права на досрочную пенсию. Мотивировала свои исковые требования тем, что решением комиссии от 01.12.2011 г. (протокол №44/107) по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - управления пенсионного фонда в г.Сочи ей было отказано в назначении досрочной пенсии по п.п.19, п.1 ст.27 Закона РФ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей. В стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости не включены следующие периоды работы: - с 06.10.1992 г. по 31.05.1993 г. период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет (06.08.1992 г. рождения); Считает решение комиссии неправомерным. Согласно ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В судебном заседании истец в полном объеме поддержала требования по основаниям, изложенным в иске. Представители ответчика - Государственного учрежденияУправления Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г.Сочи - исковые требования не признал и изложил позицию об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца. Выслушав мнение сторон, изучив письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям. Судом были установлены следующие фактические обстоятельства, имеющие значение по делу. Согласно выписке из протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан об отказе в назначении пенсии от 01.12.2011 года № 44/107, Лобас О. В. исключены из специального стажа периоды работы с 14.09.1981 г. по 31.12.1982 г. в должности (Данные изъяты) Деткомбината №18 Производственного объединения «Ждановтяжмаш» Донецкой области; с 01.01.1983 г. по 15.08.1983 г. в должности (Данные изъяты) Деткомбината №18 Производственного объединения «Ждановтяжмаш» Донецкой области; с 03.10.1983 г, по 10.12.1986 г. в должности (Данные изъяты) в детском саде «Цветок Уренгоя»Треста «Уренгойгазстрой»; с 01.07.1987 г. по 16.08.1991 г. в должности (Данные изъяты) МДОУ детского сада №42 г. совхоза «Приморский»; с 06.10.1992 г. по 31.05.1993 г. период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет; с03.04.1995 г. по 24.07.1995 г., в должности (Данные изъяты), (Данные изъяты) в Детском саду №7; с 25.07.1995г. по 31.12.2001г. и с 01.01.2002 г. по 14.10.2002 г.в должности (Данные изъяты) в МДОУ «Детский сад№42» г.Сочи; с 01.07.2010г. по 31.08.2010 г. в должности (Данные изъяты) в МДОУ «Детский сад №83» г.Сочи В соответствии с положениями постановления Конституционного суда РФ от 29.01.2004 г. №2-П при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ за период до 01.01.2002 г. могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования. Это означает, что при исчислении соответствующего стажа применяются правила и нормы Закона РФ от 20.11.90 г. № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и иных нормативных правовых актов, в соответствии с которыми исчислялись общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж до 01.01.2002 г. Продолжительность стажа на указанную дату значения не имеет. Впериодс 03.04.1995 г. по 24.07.1995 г., истец работала в должности (Данные изъяты) и (Данные изъяты) в Детском саду№ 7 г. Сочи. При увольнении в трудовой книжке была сделана запись руководителем учреждения и проставлена печать с указанием наименования учреждения ДДУ№7. По ее запросу на имя заведующей муниципальным дошкольным образовательным бюджетным учреждением детским садом №7 г. Сочи ей была выдана копия устава дошкольного учреждения, утвержденного начальником управления по образованию и науке администрации города Сочи 20.02.1996 г., зарегистрированного постановлением администрации Хостинского района г. Сочи от 06.05.1996 г.Всоответствии с п. 1.1. Устава муниципальное дошкольное образовательное учреждение МГ создано в соответствии с действующим законодательством и является правопреемником по всем правам и обязанностям детского сада№7. В дальнейшем учреждение неоднократно переименовывалось, в настоящее время наименование учреждения - муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад№7 г.Сочи.В связи с изменением наименования, основные цели деятельности дошкольного образовательного учреждения не изменились, оно продолжает реализовывать программы дошкольного образования, обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет(л.д.56, л.д.67-75). В период с25.07.1995 г. по 31.12.2001 г. и с 01.01.2002 г. по 14.10.2002 г. истец работала в должности (Данные изъяты) в МДОУ «Детский сад № 42» г.Сочи на 1,0 ставку. Фактически выполняла должностные обязанности как (Данные изъяты): осуществляла развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы, творческой деятельности воспитанников; участвовала в разработке образовательной программы образовательного учреждения; определяла содержание музыкальных занятий с учетом возраста, подготовленности, индивидуальных и психофизических особенностей воспитанников, используя современные формы, способы обучения, образовательные, музыкальные технологии, достижения мировой и отечественной музыкальной культуры, современные методы оценивания достижений воспитанников; участвовала в организации и проведении массовых мероприятий с воспитанниками в рамках образовательной программы образовательного учреждения (праздники, утренники), обеспечивала их музыкальное сопровождение. Прошла аттестацию по должности «музыкальный руководитель» на первую квалификационную категорию (приказ УОН от 05.12.2001 г. № 619) (л.д.42-43). Истец с 01.07.2010 г. по 31.08.2010 г. работала в должности (Данные изъяты) в МДОУ Детском саду № 83 г.Сочи (л.д. 64-66), так как в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп.19, п.1 ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781, работа в должности (Данные изъяты) в муниципальном дошкольном образовательном учреждении засчитывается в стаж при наличии факта самой работы по указанной должности с нагрузкой 1 ставка, а не нормативные акты, регулирующие порядок назначения льготной пенсии по старости, которые ухудшают ее положение в области пенсионного обеспечения, а потому применению не подлежат. Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", в котором указание на должность музыкального руководителя отсутствовала, был утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР 6 сентября 1991 года, т.е. позже периода ее работы на неполную ставку. Пунктом 3 вышеназванного Постановления, за другими педагогическими работниками сохранялись условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", и лишь с 1 октября 1993 года указанный пункт был признан утратившим силу. В периодс 06.10.1992 г. по 31.05.1993 г. истица находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. С 1 января 2002 года был введен в действие Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии. В соответствии со статьей 31 данного Федерального закона с этой даты утрачивают силу Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, ему не противоречащей. Ранее действующий Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в ст. 80 предусматривал право на пенсию в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей при выслуге не менее 25 лет. Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в ст. 11 установил определенные ограничения, а именно: «в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, засчитываются период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности». Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Правовая позиция, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года, конкретизирована в Определении от 5 ноября 2002 года по жалобе гражданина Ю.И.Спесивцева на нарушение его конституционных прав положениями статей 12 и 133.1 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, у таких граждан сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права. С 14.09.1981 г. по 15.08.1983 г. истец работала в Детском комбинате №18 Производственного объединения «Ждановтяжмаш» в должности (Данные изъяты) и (Данные изъяты) после окончания Азовского педагогического училища (24-32). Указанные периоды работы подлежат зачету в педагогический стаж в соответствии с Постановлением Совета МинистровСССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", которое действовало в вышеприведенные периоды ее работы и которое в качестве лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений предусматривало объединенные ясли - сады (п. 1 раздела 2 Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет - Приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397). Объединенные ясли-сады и детский комбинат являются одним и тем же учреждением, поскольку в соответствии с общесоюзным классификатором "Отрасли народного хозяйства", утвержденным Госкомстатом СССР, Госпланом СССР, Госстандартом СССР 1 января 1976 г., дошкольное воспитание предусматривалось, в том числе, в детских ясли - садах (комбинатах). С 03.10.1983 г. по 10.12.1986 г. истец работала в должности (Данные изъяты) в детском саду «Цветок Уренгоя»((л.д.33-37). Постановлением Минтруда России от 23 июня 2003 г. № 39 установлено тождество наименования должности "(Данные изъяты)" наименованию должности "(Данные изъяты)", которое предусмотрено в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781. Поэтому отказ в зачете данного периода в специальный стаж также неправомерен. С 01.07.1987г. по 16.08.1991 г.истец работала в должности (Данные изъяты) в МДОУ детском саду № 42 совхоза «Приморский»(л.д.42-51). В указанный период работы нагрузка составляла 0,75 ставки. При определении стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости следует руководствоваться Перечнем учреждений и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 и разъяснениями Госкомтруда СССР от 17 мая 1960 года № 19, поскольку указанные акты предусматривали включение работы в должности музыкального руководителя в льготный стаж без каких-либо условий относительно нормы выработки, а последующие условии предоставления сведений персонифицированного учета учреждением, с которым она состояла в трудовых отношениях. Кроме того, обязанность предоставления сведений лежит на образовательном учреждении, а не на работнике. В соответствии со справкой выданной ей заведующей МДОБУ детским садом № 83 г.Сочи от 28.09.2011г. № 7, она работала в указанный период в должности (Данные изъяты) на 1,0 ставку(л.д.63).. Согласно ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует ч.2 ст.39 Конституции РФ, федеральный законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу ч.1 ст.15 Конституции РФ он обязан исходить из верховенства Конституции РФ и высшей юридической силы ее принципов и норм. Согласно ст.ст.1,2 Трудового Кодекса РФ и исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ним отношений признаются свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности.. . равенство прав и возможностей работников. В соответствии со ст.19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Ст.43 (ч.1) Конституции РФ закрепляет право каждого на образование. Данное конституционное право, как и свобода выбора образовательного учреждения обеспечиваются, в частности, вытекающими из ст.37 Конституции РФ гарантиями защиты конституционных прав педагогов в сфере труда, запретом на дискриминацию в сфере образования, а также государственными стандартами образования и подготовки педагогических кадров (ст.43 ч.5 Конституции РФ). Действие законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, причем закон не содержит каких-либо ограничений в статусе и правах ни обучающихся в этих образовательных учреждениях, ни работников. В соответствии с указанными конституционными положениями Федеральным законом "О трудовых пенсиях в РФ"в качестве правового основания для пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан предусматривается длительное выполнение определенной профессиональной деятельности, в частности устанавливается право на получение пенсии за выслугу лет (особый вид специального трудового стажа) в связи с длительной подземной, другой работой с особо вредными и тяжелыми условиями труда, а также некоторой иной профессиональной деятельностью. По смыслу статей 2,3,27,28 Федерального Закона во взаимосвязи с другими его положениями, право на получение пенсии за выслугу лет законодатель связывает не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда. Законом "Об образовании", ст.12, образовательным учреждением является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными. Действие законодательства РФ в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории РФ независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности. В соответствии с положением ст.55 Закона "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет. Закрепляя права, социальные гарантии и льготы работников образовательных учреждений, этот Закон не связывает возможность их реализации с организационно-правовыми формами и названиями образовательных учреждений. Соответственно, пп.19 п.1 ст.27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ" предусматривает назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. Из данного Закона "О трудовых пенсиях в РФ" вытекает, что Правительство РФ наделяется полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения этой категории работников и по своему усмотрению устанавливать их пенсионные права, вводить дополнительные по сравнению с Законом ограничения права на пенсионное обеспечение за выслугу лет. Постановление Правительства РФ "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений", с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 сузило сферу действия Закона "Об образовании" и закона "О трудовых пенсиях в РФ", нарушает право граждан на пенсию в связи с педагогической деятельностью и не может быть основанием для отказа в начислении пенсии. То же самое Конституционный суд РФ отразил в Определении от 06.12.2001 года № 310-0 "По запросу Законодательного собрания Тверской области о проверке конституционности пунктов 2 и 3 Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей". Таким образом, законодатель в соответствии с положениями пп.19 п.1 ст.27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ" некоторые категории педагогических работников поставил в неравные условия, так как ограничил их в своих пенсионных правах, в том числе в праве на зачет трудового стажа для выплаты пенсии за выслугу лет независимо от принадлежности учебного заведения, что означает нарушение указанных выше конституционных принципов и норм федерального законодательства. В силу ст.ст.4 (ч.2) и 15 (ч.1,4) Конституции РФ Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции России, таким образом, правоприменитель обязан руководствоваться принципом Верховенства Конституции РФ. Представленные доказательства по делу объективно свидетельствуют о том, что истцом в соответствии со ст. ст. 56, 60 ГПК РФ представлены в совокупности доказательства, подтверждающие состоятельность ее исковых требований, заявленные исковые требования ответчиком и материалами дела не опровергнуты. На основании вышеизложенного и учитывая установленные в судебном заседании фактические обстоятельства имеющие существенное значение для разрешения данного дела, суд полагает возможным удовлетворить заявленные исковые требования. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Удовлетворить исковые требования Лобас О. В. к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Сочи о признании права на досрочную пенсию. Признать за Лобас О. В. право на досрочную пенсию по старости, обязать комиссию по назначению пенсии управления пенсионного фонда РФ в г. Сочи засчитать в специальный стаж дающий право на досрочную пенсию периоды работы с 14.09.1981 г. по 31.12.1982 г. в должности (Данные изъяты) Деткомбината №18 Производственного объединения «Ждановтяжмаш» Донецкой области; с 01.01.1983 г. по 15.08.1983 г. в должности (Данные изъяты) Деткомбината №18 Производственного объединения «Ждановтяжмаш» Донецкой области; с 03.10.1983 г, по 10.12.1986 г. в должности (Данные изъяты) в детском саде «Цветок Уренгоя»Треста «Уренгойгазстрой»; с 01.07.1987 г. по 16.08.1991 г. в должности (Данные изъяты) МДОУ детского сада №42 г. совхоза «Приморский»; с 06.10.1992 г. по 31.05.1993 г. период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет; с03.04.1995 г. по 24.07.1995 г., в должности (Данные изъяты), (Данные изъяты) в Детском саду №7; с 25.07.1995г. по 31.12.2001г. и с 01.01.2002 г. по 14.10.2002 г.в должности (Данные изъяты) в МДОУ «Детский сад№42» г.Сочи; с 01.07.2010г. по 31.08.2010 г. в должности (Данные изъяты) в МДОУ «Детский сад №83» г.Сочи Назначить досрочную пенсию по старости с момента обращения с соответствующим заявлением в Пенсионный фонд,с 19.09.2011 г. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г.Сочи в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Мотивированное решение составлено 13.03.2012 года. Председательствующий: