решение по иску администрации города Сочи к Денисову Д.В. о сносе самовольно возведенного строения



Дело № 2-598/12

                

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 марта 2012 г.                                                             г. Сочи

Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе председательствующего Курина Ю.В., при секретаре судебного заседания Симованян К.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации города Сочи к Д.у Д. В. о сносе самовольно возведенного строения,

УСТАНОВИЛ:

Администрация г. Сочи обратилась в суд с требованием к ответчику о сносе самовольно возведенного двухэтажного объекта капитального строительства размерами в плане 12,00х18,00 м., расположенного на земельном участке № 128 площадью 733 кв.м. с кадастровым номером в <адрес> Центральном районе г.Сочи.

В судебном заседании представитель истца доверенности Ахадова Л.Н. заявленные требования поддержала и мотивировала их тем, что ответчику на праве собственности принадлежит земельный участок <адрес> в Центральном районе г.Сочи. В соответствии с актом обследования от 02.12.2011 г., составленным МУ «Земельная инспекция города Сочи», на указанном земельном участке ответчиком в отсутствие разрешения на строительство возводится объект капитального строительства размерами в плане 12,00х18,00 м., на момент обследования велось строительство второго этажа. В силу ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Полномочиями по выдаче разрешения на строительство в силу п. 6 ст. 51 ГрК РФ обладают органы местного самоуправления, в частности на территории города Сочи - Управление архитектуры и градостроительства администрации города Сочи. Ответчик за получением разрешения на строительство (реконструкцию) спорного объекта недвижимости в администрацию города Сочи не обращался. Самовольное строительство нарушает нормы земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, и градостроительные нормы, регулирующие проектирование и строительство, в связи с чем лицо, осуществившее самовольную постройку, не является законным владельцем. В силу ч.2 ст. 222 ГК РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет. По этим основаниям просит обязать ответчика осуществить снос самовольно возведенного двухэтажного объекта капитального строительства размерами в плане 12,00х18,00 м., расположенного на земельном участке площадью 733 кв.м. с кадастровым номером в <адрес> Центральном районе г.Сочи.

В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Попова А.А. возражала против удовлетворения заявленных исковых требований по тем основаниям, чтоответчику на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 733 кв.м. с кадастровым номером , относящийся к категории земель «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования для жилищного строительства. В границах данного земельного участка ответчиком возводится объект индивидуального жилищного строительства, строительно-монтажные работы еще не завершены, здание не эксплуатируется. Согласно техническому паспорту указанный объект представляет собой незавершенное строительством трехэтажное строение, общей площадью 702.3 кв.м., число этажей надземной части - 1, число этажей подземной части (цокольных) - 2. Для государственной регистрации права собственности на объект индивидуального жилищного строительства, расположенный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, не требуется наличие разрешения на строительство органа местного самоуправления. Согласно ч. 1 ст. 25.3 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 № 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. В силу части 3 статьи 48 ГрК объектом индивидуального жилищного строительства является отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи, и при его строительстве не требуется осуществление подготовки проектной документации. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки). Таким образом, учитывая тот факт, что ответчиком создается именно объект индивидуального жилищного строительства, он имеет право зарегистрировать право собственности на возводимое им строение. Следовательно, вывод истца о том, что лицо, осуществившее самовольную постройку, не является законным владельцем, противоречит действующему законодательству, поскольку законность права собственности и владения возникает после регистрации права застройщика на строение, и такая регистрация возможна без наличия разрешения на строительство. В силу ч.3 ст.222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан. Согласно приложенному заключению специалиста от 11.03.2012 незавершенный строительством жилой трехэтажный дом соответствует всем градостроительным и строительным нормам и правилам, противопожарным и санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к жилым и нежилым строениям, требованиям к строительству в сейсмических районах, правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, в том числе градостроительному регламенту с учетом расположения земельного участка в соответствующей зоне. Специалист также определил, что строение возведено в правомерных границах земельного участка с кадастровым номером Из выводов специалиста следует, что исследованный объект недвижимости - объект незавершенного строительства, расположенный по адресу г. Сочи, Центральный район, <адрес> не препятствует соседним домовладельцам в пользовании ими своими строениями и земельными участками, не нарушает прав и законных интересов других лиц, в том числе муниципального образования, а также не создает угрозу жизни и здоровью граждан. В соответствии с п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" признание права собственности на самовольную постройку возможно при том условии, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. Кроме того, сохранение самовольной постройки не должно нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц и создавать угрозу жизни и здоровью граждан. Ответчиком предпринимались меры, направленные на легализацию возводимого строения. Он обращался в администрацию Центрального района г. Сочи за выдачей разрешения на строительство. Администрацией Центрального района г. Сочи ему было отказано в связи с тем, что ответчик не представил градостроительный план его земельного участка. В соответствии с ч. 7 ст. 51 ГрК РФ для принятия решения о выдаче разрешения на строительство капитального строения необходим кроме прочих документов градостроительный план земельного участка, который выдается органом местного самоуправления. В связи с этим, до начала строительства в мае 2011 года ответчик обратился в администрацию Центрального района города Сочи за получением градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером . Одновременно он просил выдать ему разрешение на строительство индивидуального жилого дома. Администрация Центрального района города Сочи ответом от 24.06.2011 отказала в выдаче градостроительного плана, сославшись на несуществующие препятствия, связанные с неактуальностью находящихся в администрации сведений о земельном участке. Ответчику было рекомендовано обратиться в Росреестр для внесения изменений в государственный кадастр недвижимости. Однако, никаких изменений подобного рода не требовалось, поскольку еще 17.03.2011 года ФГУ «Земельная кадастровая палата» был выдан кадастровый паспорт, содержащий сведения об актуальном кадастровом номере земельного участка () и о предыдущем кадастровом номере, подлежащем снятию с кадастрового учета (). Градостроительный план ответчику был выдан лишь в ноябре 2011 года, тогда же он повторно обратился в администрацию Центрального района города Сочи за получением разрешения на строительство. В ответе от 02.12.2011 администрация Центрального района г. Сочи отказала в выдаче разрешения на строительство в связи с ведением самовольного строительства жилого дома. В статье 51 ГрК РФ содержится исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство. Обстоятельства, связанные с началом строительства, не являютсязаконным основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. Полагает, что сохранение возводимого ответчиком объекта индивидуального жилищного строительства не противоречит статье 222 ГК РФ. По этим основаниям просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В судебное заседание представитель третьего лица Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года не явился, о времени и месте рассмотрения данного дела извещен надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении данного дела в его отсутствие, указал, что согласно схеме расположения земельный участок площадью 733 кв.м. с кадастровым номером в <адрес> Центральном районе г.Сочи не подлежит изъятию в целях размещения олимпийского объекта.

Заслушав доводы и возражения сторон, изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на основании договора купли-продажи от 02.11.2010 г. Денисову Д.В. принадлежит земельный участок с разрешенным использованием для жилищного строительства площадью 773 кв.м. с кадастровым номером <адрес> Центральном районе г.Сочи, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права .

В соответствии с актом обследования от 02.12.2011 г., составленным МУ «Земельная инспекция города Сочи», на указанном земельном участке ответчиком в отсутствие разрешения на строительство возводится объект капитального строительства размерами в плане 12,00х18,00 м., на момент обследования велось строительство второго этажа.

Согласно справке от 07.02.2012 г., представленной департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г.Сочи, принадлежащий ответчику земельный участок расположен в зоне «Ж-2» - зона малоэтажной жилой застройки коттеджного и блокированного типа до 4 этажей.

По данным технического паспорта спорного строения по состоянию на 02.03.2012 г. на принадлежащем ответчику земельном участке расположен объект незавершенного строительства литер «А» общей площадью 702,3 кв.м., число этажей надземной части - 1, число этажей подземной части - 2, готовность - 41%.

Из материалов дела и пояснений сторон следует, что ответчик осуществляет строительство спорного объекта без разрешения исполнительного органа местного самоуправления.

Доводы представителя ответчика о том, что последний принял исчерпывающие меры к получению разрешения на строительства не соответствуют материалам дела, в связи с чем отвергаются судом.

Из пояснений представителя ответчика следует, что последний приступил к строительству спорного объекта в мае 2011 г.

Из ответа администрации Центрального района города Сочи от 14.06.2011 г. на обращение ответчика по вопросу выдачи градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером <адрес> следует, что в соответствии с порядком подготовки и утверждения градостроительных планов земельных участков, утвержденным распоряжением Главы города Сочи от 04.06.2009г. предоставлен кадастровый паспорт земельного участка, в графе 18.3 которого указано, что участок с кадастровым номером подлежит ликвидации. Согласно статье 3 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти. Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009г. № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» предусматривается, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет следующие полномочия: - государственный кадастровый учет недвижимого имущества; ведение государственного кадастра недвижимости. В связи с тем, что не были внесены изменения в государственный кадастр недвижимости, возникают сомнения относительно легитимности указанного земельного участка. Учитывая вышеизложенное необходимо внести соответствующие изменения в данные кадастрового учета указанного земельного участка и предоставить обновленный кадастровый паспорт. В связи с этим администрация Центрального района города Сочи отказала ответчику в выдаче градостроительного плана земельного участка до устранения вышеуказанных замечаний.

В силу требований ст. 51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка;

3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

Судом установлено, что ответчик не принял надлежащих мер к получению разрешения на строительство спорного объекта.

Из ответа администрации Центрального района города Сочи от 02.12.2011 г. на обращение ответчика по вопросу выдачи разрешения на строительство индивидуального жилого дома в <адрес> участок в Центральном районе города Сочи следует, что в соответствии с актом обследования земельного участка от 01.12.2011 года управлением муниципального земельного контроля администрации города Сочи установлено, что на указанном земельном участке возводится объект капитального строительства размерами в плане 12,0 х 18,0 метров, на момент обследования строительство указанного объекта находилось в стадии возведения второго этажа. Ответчиком в нарушение ч.2 ст. 51 ГрК РФ без разрешения на строительство осуществлено строительство вышеуказанного объекта. В соответствии с постановлением Главы города Сочи от 27.07.2009 года № 259 «Об утверждении положения о городской межведомственной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории города Сочи», согласно п.4.4 ответчику необходимо обратиться к секретарю вышеуказанной комиссии. Учитывая вышеизложенное, ответчику отказано в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома <адрес>, участок в Центральном районе города Сочи.

В соответствии с п. 1 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260). Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке.

Последствия самовольной постройки, произведенной собственником на принадлежащем ему земельном участке, определяются статьей 222 настоящего Кодекса.

По смыслу п. 2 ст. 260 ГК РФ пользование земельным участком может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.

Согласно пункту 1 статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для данных целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

В силу статьи 2 ГрК РФ градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам, соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранением объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.

В соответствии со статьей 51 ГрК РФ, а также статьей 3 Федерального закона "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. К заявлению о выдаче разрешения в обязательном порядке должны прилагаться правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации, а также иные предусмотренные статьей 51 ГрК РФ документы.

При установленных судом обстоятельствах возведенное ответчиком спорное строение отвечает всем признакам самовольного строительства.

При разрешении данного спора суд принимает во внимание правовую позицию, изложенную в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», согласно которой судам следует устанавливать, допущены ли при возведении самовольной постройки существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан; необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.

Из пояснений представителя ответчика следует, что последний приступил к строительству спорного строения в мае 2011 г.

После начала самовольного строительства ответчик обратился в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, необходимого для получения разрешения на строительство.

В июне 2011 г. ответчику органом местного самоуправления было обоснованно отказано в выдаче градостроительного плана поскольку кадастровый паспорт земельного участка, на котором по заявлению ответчика предполагалось ведение строительства, содержал сведения о ликвидации данного земельного участка.

Ответчик не исполнил требование органа местного самоуправления в части внесения изменений в данные кадастрового учета земельного участка, не получил градостроительный план, необходимый для получения разрешения на строительство индивидуального жилого дома, и в декабре 2011 г. ответчик обратился в администрацию Центрального района г.Сочи с заявлением о выдаче разрешения на строительство уже возводимого им самовольно объекта.

Органом местного самоуправления ответчику было обоснованно отказано в выдаче разрешения на строительство в связи с непредставлением градостроительного плана земельного участка, как того требует п. 7 ст. 51 ГрК РФ.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ответчик не принял надлежащих мер к получению разрешения на строительство спорного объекта, поскольку к его заявлению не была приложена документация, необходимая в соответствии с градостроительным законодательством для выдачи разрешения на строительство, в связи с чем ему было обоснованно в этом отказано органом местного самоуправления.

При установленных обстоятельствах суд расценивает поведение ответчика как недобросовестное, поскольку последний не предпринял всех требуемых от него законом мер к получению разрешения на строительство как до начала строительства спорного объекта, так и во время проведения строительно-монтажных работ (поскольку не была приложена необходимая градостроительная документация), в связи с чем сохранение самовольного строения противоречит положениям статьи 222 ГК РФ и статьи 51 ГрК РФ.

Доводы представителя ответчика на заключение специалиста от 11.03.2012 г. о том, что спорный объект располагается в правомерных границах земельного участка ответчика, соответствует строительным нормам и не создает угрозу жизни и здоровью граждан не имеет юридического значения для разрешения данного спора, поскольку спорный объект возведен ответчиком самовольно при грубом нарушении градостроительных норм и правил.

При установленных судом обстоятельствах, поскольку ответчик не предпринял всех требуемых от него добросовестных действий для получения разрешения на строительство, возведенное ответчиком спорное строение является самовольной постройкой и ответчик не может приобрести на него права собственности, в связи с чем на ответчика должна быть возложена обязанность по осуществлению его сноса.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования администрации города Сочи к Д.у Д. В. о сносе самовольно возведенного строения удовлетворить.

Обязать Д.а Д. В. в течение 30 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу своими силами и за счет собственных средств осуществить снос самовольно возведенного объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке площадью 733 кв.м. с кадастровым номером <адрес> в Центральном районе г.Сочи.

В случае, если Д. Д. В. добровольно не исполнит данное решение в течение установленного срока, данные действия подлежат исполнению в принудительном порядке со взысканием с Д.а Д. В. понесенных расходов.

Апелляционная     жалоба     на     решение     может     быть     подана в Центральный районный суд г. Сочи в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено судом 16.03.2012 г.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:

Согласовано 20.03.2012

Судья Курин Ю.В.