Решение Именем Российской Федерации г.Сочи 13.03.2012 года Судья Центрального районного суда г.Сочи Краснодарского края Слука В.А., при секретаре Марабян Т.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стенькиной С. В. к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Сочи о признании права на досрочную пенсию, установил: Стенькина С. В. обратилась в суд с иском к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Сочи о признании права на досрочную пенсию. Мотивировала свои исковые требования тем, что решением комиссии от 30.12.2011 г. (протокол №48/63) по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - управления пенсионного фонда в г. Сочи ей было отказано в назначении досрочной пенсии по п.п.19, п.1 ст.27 Закона РФ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей. В стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости не включены следующие периоды работы: - с 01.09.2000г. по 31.08.2001г. - в должности (Данные изъяты) в МДОУ Детский сад №36» г.Сочи, при условии выполнения нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку (1.00) заработной платы. Считает, что решение комиссии неправомерно. Согласно ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В судебном заседании истец в полном объеме поддержала требования по основаниям, изложенным в иске. Представители ответчика Государственного учрежденияУправления Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г.Сочи - исковые требования не признал и изложил позицию об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца. Выслушав мнение сторон, изучив письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в части, по следующим основаниям. Судом были установлены следующие фактические обстоятельства, имеющие значение по делу. Согласно выписке из протокола заседания от 30.12.2011 г. (протокол №48/63) Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - управления пенсионного фонда в г. Сочи истцу было отказано в назначении досрочной пенсии, в стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости не включены следующие периоды работы: - с 01.09.2000г. по 31.08.2001г. - в должности (Данные изъяты) в МДОУ Детский сад №36» г.Сочи, при условии выполнения нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку (1.00) заработной платы. В периодс 05.04.1993 г. по27.01.1996 г. истец находилась в отпуске по уходу за ребенком. С 1 января 2002 года был введен в действие Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии. В соответствии со статьей 31 данного Федерального закона с этой даты утрачивают силу Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, ему не противоречащей. Ранее действующий Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в ст. 80 предусматривал право на пенсию в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей при выслуге не менее 25 лет. Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в ст. 11 установил определенные ограничения, а именно: «в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, засчитываются период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности». Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Правовая позиция, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года, конкретизирована в Определении от 5 ноября 2002 года по жалобе гражданина Ю.И.Спесивцева на нарушение его конституционных прав положениями статей 12 и 133.1 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, у таких граждан сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. В соответствии с положениями постановления Конституционного суда РФ от 29.01.2004 № 2-П при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ за период до 01.01.2002 могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования. Это означает, что при исчислении соответствующего стажа применяются правила и нормы Закона РФ от 20.11.90 № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и иных нормативных правовых актов, в соответствии с которыми исчислялись общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж до 01.01.2002. Продолжительность стажа на указанную дату значения не имеет. На основании изложенного, суд считает возможным включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью период нахождения в отпуске истца по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет,с 05.04.1993 г. по 27.07.1994 г. В муниципальном дошкольном образовательном учреждении детском саду №36 истец работала с 15.07.1992 г. по 07.10.2008 г. За период ее работы в детском саду № 36, неоднократно менялось его наименование: детский сад №36, дошкольное образовательное учреждение №36, муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №36.(л.д. 13-20). Отказывая в назначении пенсии Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Сочи не учло, что федеральное законодательство не установило ограничительные условия на социальное обеспечение по выслуге лет граждан, работающих в сфере образования, и досрочная трудовая пенсия по старости назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждения, с которыми истец состояла в трудовых отношениях. В целях обеспечения правильного применения положения Федерального закона от 17 декабря 2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении от 20.12.2005г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» дал следующие разъяснения: п. 9. «В случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.)». Согласно ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует ч.2 ст.39 Конституции РФ, федеральный законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу ч.1 ст.15 Конституции РФ он обязан исходить из верховенства Конституции РФ и высшей юридической силы ее принципов и норм. Согласно ст.ст.1,2 Трудового Кодекса РФ и исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ним отношений признаются свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности.. . равенство прав и возможностей работников. В соответствии со ст.19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Ст.43 (ч.1) Конституции РФ закрепляет право каждого на образование. Данное конституционное право, как и свобода выбора образовательного учреждения обеспечиваются, в частности, вытекающими из ст.37 Конституции РФ гарантиями защиты конституционных прав педагогов в сфере труда, запретом на дискриминацию в сфере образования, а также государственными стандартами образования и подготовки педагогических кадров (ст.43 ч.5 Конституции РФ). Действие законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, причем закон не содержит каких-либо ограничений в статусе и правах ни обучающихся в этих образовательных учреждениях, ни работников. В соответствии с указанными конституционными положениями Федеральным законом "О трудовых пенсиях в РФ"в качестве правового основания для пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан предусматривается длительное выполнение определенной профессиональной деятельности, в частности устанавливается право на получение пенсии за выслугу лет (особый вид специального трудового стажа) в связи с длительной подземной, другой работой с особо вредными и тяжелыми условиями труда, а также некоторой иной профессиональной деятельностью. По смыслу статей 2,3,27,28 Федерального Закона во взаимосвязи с другими его положениями, право на получение пенсии за выслугу лет законодатель связывает не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда. Законом "Об образовании", ст.12, образовательным учреждением является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными. Действие законодательства РФ в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории РФ независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности. В соответствии с положением ст.55 Закона "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет. Закрепляя права, социальные гарантии и льготы работников образовательных учреждений, этот Закон не связывает возможность их реализации с организационно-правовыми формами и названиями образовательных учреждений. Соответственно, пп.19 п.1 ст.27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ" предусматривает назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. Из данного Закона "О трудовых пенсиях в РФ" вытекает, что Правительство РФ наделяется полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения этой категории работников и по своему усмотрению устанавливать их пенсионные права, вводить дополнительные по сравнению с Законом ограничения права на пенсионное обеспечение за выслугу лет. Постановление Правительства РФ "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений", с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 сузило сферу действия Закона "Об образовании" и закона "О трудовых пенсиях в РФ", нарушает право граждан на пенсию в связи с педагогической деятельностью и не может быть основанием для отказа в начислении пенсии. То же самое Конституционный суд РФ отразил в Определении от 06.12.2001 года № 310-0 "По запросу Законодательного собрания Тверской области о проверке конституционности пунктов 2 и 3 Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей". Таким образом, законодатель в соответствии с положениями пп.19 п.1 ст.27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ" некоторые категории педагогических работников поставил в неравные условия, так как ограничил их в своих пенсионных правах, в том числе в праве на зачет трудового стажа для выплаты пенсии за выслугу лет независимо от принадлежности учебного заведения, что означает нарушение указанных выше конституционных принципов и норм федерального законодательства. В силу ст.ст.4 (ч.2) и 15 (ч.1,4) Конституции РФ Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции России, таким образом, правоприменитель обязан руководствоваться принципом Верховенства Конституции РФ. Суд отказывает в удовлетворении исковых требований в части включения периода работы в специальный стаж с 01.09.2000г. по 31.08.2001г. - в должности (Данные изъяты) в МДОУ Детский сад №36» г.Сочи, так как согласно выписке из протокола заседания от 30.12.2011 г. (протокол №48/63) по справке уточняющей особый характер работ № 14 от 19.12.2011г. норма рабочего времени (педагогической ли учебной нагрузки) за вышеуказанный период составила меньше 1 ставки 0,85). Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12 сентября 1999 года № 1067, установлено, что с 01.09.2000г. работа в должностях, предусмотренных Списком должностей, работа в которых (засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, включается в выслугу при условии выполнения нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку (1.00) заработной платы. Истец не представила суду каких либо доказательств опровергающих неправомерность исключения из специального стажа данного периода работы. С учетом вышеизложенного, специальный трудовой стаж истца, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью составляет 25 лет 8 месяцев 4 дня. Представленные доказательства по делу объективно свидетельствуют о том, что истцом в соответствии со ст. ст. 56, 60 ГПК РФ представлены в совокупности доказательства, подтверждающие в части состоятельность ее исковых требований, заявленные исковые требования ответчиком и материалами дела опровергнуты в части. На основании вышеизложенного и учитывая установленные в судебном заседании фактические обстоятельства имеющие существенное значение для разрешения данного дела, суд полагает возможным удовлетворить заявленные исковые требования в части. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Удовлетворить в части исковые требования Стенькиной С. В. к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Сочи о признании права на досрочную пенсию. Признать за Стенькиной С. В. право на досрочную пенсию по старости, обязать комиссию по назначению пенсии управления пенсионного фонда РФ в г. Сочи засчитать в специальный стаж дающий право на досрочную пенсию периоды работы с 05.04.1993 г. по 27.04.1994 г. период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. С 17.04.1996 г. по 23.03.2000 года в должности (Данные изъяты) в МОУ «Дошкольное образовательное учреждение № 36» г. Сочи. Назначить досрочную пенсию по старости с момента обращения с соответствующим заявлением в Пенсионный фонд,с 04.10.2011 г. В удовлетворении остальной части исковых требований отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г.Сочи в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Мотивированное решение составлено 14.03.2012 года. Председательствующий: