Решение по исковому заявлению Зрайчикова С.М. об оспаривании отказа департамента имущественных отношений администрации г.Сочи о предоставлении земельного участка в собственность, обязании департамент в семидневный срок заключить договор купли-продажи



По делу № 2-673/12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Сочи                                                                              05 марта 2012 года

Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе: Председательствующего судьи Ващенко Н.П.

при секретаре судебного заседания Коржемановой И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело заявлению Зрайчикова С. М. об оспаривании отказа департамента имущественных отношений администрации города Сочи в предоставлении земельного участка в собственность, обязании департамент имущественных отношений администрации города Сочи в семидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу заключить договор купли-продажи земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Зрайчиков С. М. обратился в суд с заявлением к Департаменту имущественных отношений, в котором просит признать отказ в предоставлении земельного участка в собственность за плату не законным, обязать департамент имущественных отношений администрации города Сочи в семи - дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу заключить договор купли-продажи земельного участка, кадастровый номер , общей площадью 6697 кв.м., земли населенных пунктов, расположенный по адресу Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, п.Лоо, <адрес> с гражданином Зрайчиковым С. М., выкупная стоимость земельного участка 660172,22 рубля (уточненные требования).

В обоснование заявленных требований заявитель приводит следующее.

Зрайчиков С. М. является арендатором земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 6697 кв.м, расположенного по адресу Краснодарский край, г.Сочи, Лазаревский район, п.Лоо, <адрес>, что подтверждается договором о переуступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 25.11.2002 г. . На указанном земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве собственности, что подтверждают свидетельства о государственной регистрации права собственности от 20.12.2011г., свидетельство от 20.12.2011г., свидетельство 23-АИ 860955 от 20.12.2011г., свидетельство о государственной регистрации права собственности от 20.12.2011г., свидетельство от 20.12.2011г.

20.12.2011 года заявитель обратился с заявлением на имя Главы города Сочи с просьбой предоставить земельный участок в собственность за плату с кадастровым номером , общей площадью 6697 кв.м., земли населенных пунктов, расположенный по адресу Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, п.Лоо, <адрес>.

Письмом от 22.01.2012 года Департамент имущественных отношений администрации города Сочи отказывает в предоставлении земельного участка в собственность за плату, мотивируя это тем, что участок относится к особо охраняемым землям, ограниченным в обороте.

Считает отказ незаконным по следующим основаниям.

В силу п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом РФ.

Испрашиваемый земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, порядок использования которой определяется в соответствии с зонированием их территорий (ст. 83 ЗК РФ), что подтверждается кадастровым паспортом.

Доказательств, свидетельствующих о внесении изменений в документы государственного земельного кадастра и в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с переводом спорного земельного участка из категории земель поселений в категорию земли особо охраняемых территорий и объектов в порядке, предусмотренном ст.ст.14, 15 ФЗ № 172-ФЗ от 21.12.2004 года «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», включения его в государственный кадастр в качестве особо охраняемой природной территории, исключенной или ограниченной в установленном законом порядке в обороте, заинтересованным лицом не представлено.

Земли города Сочи поселка Лоо из оборота не изъяты и особый правовой режим для них в установленном законом порядке не установлен, в связи, с чем, отказ в предоставлении спорного земельного участка в собственность за плату противоречит положениям ст.27 Земельного кодекса РФ в связи, с чем ссылка заинтересованного лица на то, что действующее законодательство не предусматривает порядок предоставления в частную собственность земель в составе особо охраняемых природных территорий, является несостоятельной.

В судебном заседании представитель заявителя Бивол Р.В., действующий по доверенности, настаивал на заявленных требованиях, просил удовлетворить их в полном объеме.

В судебном заседании представитель Администрации города Сочи Ахадова Л.Н. действующая по доверенности, считает требования заявителя не законными и не обоснованными, просит суд отказать в удовлетворении заявления, пояснив следующее ответчиком и его представителем неправильно применен расчет выкупной цены земельного участка, администрация города Сочи не возражает в выкупе Зрайчиковым С.М. используемого заявителем на праве аренды земельного участка, считает правильно определена цена к выкупу земельного участка заключением эксперта в сумме 13638970 рублей.

Суд, выслушав стороны по делу, доводы их представителей, исследовав письменные доказательства по делу, в том числе и выводы судебной экспертизы, находит, что оснований к удовлетворению заявленных требований не имеется.

К такому выводу суд пришел по следующим основаниям.

Как следует из представленных суду доказательств, заявитель по делу на законных основаниях владеет объектами незавершенного строительства с различной степенью готовности, расположенных на земельном участке по адресу Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, п.Лоо, <адрес>. При этом, права Зрайчикова С.М. на здания подтверждаются свидетельствами о государственной регистрации права собственности (л.д.31-35).

Испрашиваемый в собственность земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, п.Лоо, <адрес>, находится у заявителя на праве аренды, что подтверждается договором о переуступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 25.11.2002 г. (л.д.18-20).

Заявитель, обратившись в суд с настоящим заявлением, полагает, что имеет право на приобретение в собственность земельного участка в силу норм ст. 36 Земельного кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.

Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в статье 36 ЗК РФ, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. В месячный срок со дня поступления указанного заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Правомерным основанием для отказа в приобретении в собственность земельных участков, на которых расположены принадлежащие собственникам объекты недвижимого имущества, служит то обстоятельство, что земельный участок ограничен в обороте, федеральным законом установлен запрет на его приватизацию.

В соответствии с частью 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов ограничиваются в обороте, а в соответствии с частью 2 указанной статьи не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. К числу земель особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (статья 96 Кодекса).

Запрет на предоставление в собственность земель особо охраняемых территорий и объектов установлен пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". Такой же запрет установлен и статьей 58 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

В силу пункта 7 статьи 2 и пункта 4 статьи 31, пунктов 2 и 3 статьи 32 Федерального закона от 14.03.1995 N 33 "Об особо охраняемых природных территориях", статьи 1 и пункта 2 статьи 3, пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 23.02.1995 N 26 "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны. Границы оздоровительных местностей и курортов федерального значения утверждаются Правительством Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 N 591-р, принятым в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06.07.1994 N 1470 "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей", курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов г. Анапы, г. Геленджика и г. Сочи признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение.

Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером относится ко второй зоне санитарной охраны курорта, следовательно, относится к землям, ограниченным в обороте.

Кроме того, судом установлено, что испрашиваемый земельный участок относится к зоне «Ж2» - малоэтажная застройка коттеджного и блокированного типа 15 метров. Данное обстоятельство также подтверждает невозможность его предоставления в собственность, поскольку согласно Правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденным Решением Городского Собрания от 12.12.2011 №210, разрешенное использование земельного участка в данной зоне не предполагает размещение комплексов производственных, складских баз.

Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исключительное право на выкуп таких земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставлено лицам, имеющим в собственности на этих участках здания, строения, сооружения.

Хотя в данной статье не названы объекты незавершенного строительства, применение порядка выкупа земельных участков под названными объектами возможно в случаях, прямо указанных в законе. К таким случаям, в частности, относится приватизация объектов незавершенного строительства в силу положений пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в силу положений пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".

К настоящему делу данные случаи не относятся.

Применение порядка выкупа земельных участков под объектами незавершенного строительства возможно в случаях, прямо указанных в законе, а при предоставлении земельного участка в аренду для целей строительства применение положений статьи 36 ЗК РФ к объектам незавершенного строительства исключается в связи с тем, что в отличие от зданий, строений или сооружений они не могут быть использованы в соответствии с их назначением до завершения строительства и ввода их в эксплуатацию.

Для рассмотрения дела была назначена судебная земельно-оценочная экспертиза, по результатам которой, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 6697 кв.м., земли населенных пунктов, по адресу: Сочи, п.Лоо, <адрес> составляет 13 638 970 рублей.

Исходя из этого, выкупная стоимость земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 6697 кв.м определенная заявителем в размере 660172,22 рубля является не обоснованной и не подлежащей применению.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что отказ администрации в предоставлении земельного участка соответствует закону, основан на материалах дела и приведенных нормах права.

Учитывая вышеизложенное и, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Зрайчикова С. М. об оспаривании отказа департамента имущественных отношений администрации города Сочи в предоставлении земельного участка в собственность, обязании департамент имущественных отношений администрации города Сочи в семидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу заключить договор купли-продажи земельного участка - оказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г. Сочи в течение одного месяца, со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий:                    Н.П. Ващенко

Мотивированное решение изготовлено судом 9 марта 2012 г.