Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19 марта 2012 г. г. Сочи Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе председательствующего Курина Ю.В., при секретаре судебного заседания Симованян К.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Мезон Г. С. об оспаривании отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в государственной регистрации права аренды на земельный участок, У С Т А Н О В И Л: Мезон Г.С. оспорил в суд решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 19.12.2011 г. об отказе в государственной регистрации заключенного между ним и муниципальным образованием город-курорт Сочи договора № от 02.08.2011 г. о предоставлении в пользование на условиях аренды земельного участка № площадью 632 кв.м., с видом разрешенного использования «индивидуальное жилищное строительство», с кадастровым номером №, расположенного <адрес> в Центральном районе г. Сочи. В судебном заседании заявитель требования поддержал и мотивировал их тем, что он является членом ПЖСК «<данные изъяты>». 02.08.2011 г. между ним и муниципальным образованием город-курорт Сочи в лице департамента имущественных отношений администрации г.Сочи заключен договор № о предоставлении в пользование на условиях аренды земельного участка № площадью 632 кв.м., с видом разрешенного использования индивидуальное жилищное строительство, с кадастровым номером №, расположенного <адрес> в Центральном районе г. Сочи. В 2008 г.- 2009 г. согласован план границ данного земельного участка в установленном законом порядке. 02.08.2011 г. заявитель обратился с заявлением в УФРС Центрального района г.Сочи о государственной регистрации договора аренды. В государственной регистрации договора было отказано, по тем основаниям, что заявителем не представлены документы, подтверждающие право собственности на объекты недвижимости, расположенные на данном земельном участке, и заявителю предоставлен земельный участок без проведения предварительных торгов, конкурсов, аукционов в соответствии со ст. 38 ЗК РФ. Спорный земельный участок находится в муниципальной собственности, в связи с чем администрация г. Сочи заключила договор аренды с заявителем на законных основаниях. Полагает, что все необходимые документы для государственной регистрации указанного договора им представлены. По этим основаниям просит признать незаконными решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 19.12.2011 г. об отказе в государственной регистрации договора № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в пользование на условиях аренды земельного участка № площадью 632 кв.м., с видом разрешенного использования индивидуальное жилищное строительство, с кадастровым номером №, расположенного <адрес> в Центральном районе г. Сочи, и обязать регистрационный орган осуществить государственную регистрацию права аренды заявителя на спорный земельный участок. В судебном заседании представитель заинтересованного лица Центрального отдела г.Сочи Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил, что в государственной регистрации представленных заявителем документов было отказано по следующим основаниям. Постановлением Главы администрации Центрального района г.Сочи от 07.05.2010 г. № земельный участок №, расположенный в <адрес> г. Сочи предоставлен заявителю в аренду для индивидуального жилищного строительства. Указанный участок сформирован из состава земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 52 718 кв.м., ранее предоставленного ПЖСК «<данные изъяты>» в аренду на основании договора аренды № от 15.01.2007 г. для строительства индивидуальной жилой застройки, срок действия которого истек 01.04.2010 г. На вновь созданные земельные участки, образованные из состава данного земельного участка, муниципальное образование город-курорт Сочи зарегистрировало право собственности. Земельный участок № находится в муниципальной собственности. Исключительное право на приобретение права аренды земельного участка имеют граждане - собственники зданий, строений, сооружений. Заявителем не представлены документы, подтверждающие наличие у него права собственности на объект недвижимого имущества, расположенный на данном земельном участке. Следовательно, продажа права на заключение договора аренды земельного участка, в соответствии с действующим законодательством должна производиться на аукционах либо публикацией сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка. По этим основаниям заявителю было предложено устранить выявленные недостатки. Поскольку указанные недостатки заявителем в установленный срок устранены не были, последнему было отказано в проведении государственной регистрации заключенного им договора аренды спорного земельного участка. Заслушав доводы и возражения сторон, изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Как видно из материалов дела, заявитель является членом ПЖСК «<данные изъяты>». Постановлением Главы администрации Центрального района г.Сочи от 24.06.94 г. № зарегистрировано ЖСТ «<данные изъяты>», утвержден Устав и список членов. Постановлениями администрации г.Сочи от 17.12.1999 г. №, от 15.03.2005 г. №, от 22.12.2006 г. № ПЖСК «<данные изъяты>» предоставлен земельный участок для разработки на нем проекта квартала смешанной жилой застройки <адрес>. Распоряжением Главы администрации Центрального района г. Сочи от 07.05.2010 г. № заявителю предоставлен в аренду в ПЖСК «<данные изъяты>» <адрес> в г. Сочи земельный участок № площадью 632 кв.м. с кадастровым номером № для индивидуального жилищного строительства. 02.08.2011 г. между заявителем и муниципальным образованием город-курорт Сочи в лице департамента имущественных отношений администрации г.Сочи заключен договор № о предоставлении в пользование на условиях аренды земельного участка № площадью 632 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного в ПЖСК «<данные изъяты>» по <адрес> в Центральном районе г. Сочи. В силу ст. 26 ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества. С заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества. 15.11.2011 г. заявитель обратился с заявлением в УФРС Центрального района г.Сочи о государственной регистрации договора аренды № от 02.08.2011 г. 19.12.2011 г. отказано в государственной регистрации права аренды заявителя на данный земельный участок в связи с нарушением ст. 18 ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ. В силу ст. 18 указанного закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим ФЗ, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц. Как видно из материалов дела, распоряжением Главы администрации Центрального района г.Сочи от 07.05.2010 г. № заявителю предоставлен в аренду земельный участок № в ПЖСК «<данные изъяты>» по <адрес> в Центральном районе г.Сочи, для индивидуального жилищного строительства. Указанный земельный участок сформирован из состава земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:0012 общей площадью 52 718 кв.м., ранее предоставленного постановлением Главы администрации г.Сочи от 15.03.2005 г. № ПЖСК «<данные изъяты>» в аренду для строительства индивидуальной жилой застройки с объектами инженерной инфраструктуры общего пользования. 15.02007 г. на основании указанного постановления № между ПЖСК «<данные изъяты>» и муниципальным образованием город-курорт Сочи заключен договор аренды № указанного земельного участка, срок действия которого истек 01.04.2010 г. Предоставленный в аренду ПЖСК «<данные изъяты>» земельный участок общей площадью 52 718 кв.м. был разделен на самостоятельные земельный участки, право собственности на которые было зарегистрировано за муниципальным образованием город-курорт Сочи. 27.07.2010 г. зарегистрировано право собственности муниципального образования город-курорт Сочи на земельный участок общей площадью 632 кв.м., с кадастровым номером № расположенный в ПЖСК «<данные изъяты>» по <адрес> в Центральном районе г.Сочи, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права №. В силу п.1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Как видно из материалов дела и признано сторонами, на спорном земельном участке отсутствуют какие-либо здания, строения, сооружения, принадлежащие на праве собственности заявителю, следовательно, при заключении договора аренды на данный земельный участок необходимо руководствоваться правилами, установленными в ст. 30.1 ЗК РФ. В соответствии со ст. 30.1 ЗК РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду. Продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах. Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления может принять решение о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте в сети "Интернет". В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка. В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка. На основании ст. 38 ЗК РФ предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка. В качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. В качестве организатора торгов (конкурсов, аукционов) выступает собственник или действующая на основании договора с ним специализированная организация. Собственник земельного участка определяет форму проведения торгов (конкурсов, аукционов), начальную цену предмета торгов (конкурсов, аукционов) и сумму задатка. В данном случае орган местного самоуправления г. Сочи нарушил установленный земельным законодательством порядок предоставления спорного земельного участка, в связи с чем оформленные данным органом документы, устанавливающие наличие у заявителя права на спорный земельный участок, не соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации. В силу требований ст. 18 Закона РФ «О Государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Поскольку представленные заявителем в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, документы, устанавливающие возникновение у него права на спорный земельный участок, не соответствовали требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и не отражали информацию, необходимую для государственной регистрации прав заявителя на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав, государственный регистратор обоснованно, в пределах предоставленных ему полномочий, приостановил совершение регистрационных действий в отношении данного земельного участка до устранения выявленных недостатков и данное приостановление не нарушило прав и законных интересов заявителя. В связи с тем, что заявителем либо органом местного самоуправления, заключившими договор аренды спорного земельного участка, в установленный государственным регистратором срок не были устранены причины, послужившие основанием для приостановления регистрации данного договора аренды, последним было обоснованно отказано в осуществлении государственной регистрации данной сделки. В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ Р Е Ш И Л: В удовлетворении заявления Мезон Г. С. об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации договора № от 02.08.2011 г. о предоставлении в пользование на условиях аренды земельного участка № площадью 632 кв.м., с видом разрешенного использования индивидуальное жилищное строительство, с кадастровым номером №, расположенного в ПЖСК «<данные изъяты>» по <адрес> в Центральном районе г. Сочи - отказать. Апелляционная жалоба на решение может быть подана в Мотивированное решение составлено 21.03.21012 г. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ: Согласовано 26.03.12 Судья Курин Ю.В.
Центральный районный суд г. Сочи в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.