Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 12 апреля 2012 г. г. Сочи Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе председательствующего Курина Ю.В., при секретаре судебного заседания Симованян К.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года к Петанидис Г. Г. об изъятии в собственность Краснодарского края объекта недвижимого имущества, Истец обратился в суд с требованием об изъятии в собственность Краснодарского края для краевых нужд объекта недвижимого имущества - здания блока обслуживания литеры А,а площадью 118,9 кв.м., расположенного по <адрес> в Центральном районе г.Сочи, принадлежащего на праве собственности ответчику, путем перечисления на расчетный счет Петанидис Г.Г. либо на депозит суда денежных средств в сумме <данные изъяты> руб. и возложении обязанности на ответчика по освобождению указанного земельного участка. В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал и мотивировал их тем, что в соответствии с п.1 распоряжения Главы администрации Краснодарского края от 09.09.2011 г. № в собственность РФ для краевых нужд путем прекращения права аренды изъят земельный участок площадью 146 кв.м. с кадастровым номером № <адрес> и путем выкупа изъяты расположенные на нем объекты недвижимого имущества, в том числе и здание блока обслуживания литеры А,а площадью 118,9, принадлежащее на праве собственности ответчику. Указанный земельный участок и расположенные на нем объекты недвижимости попадают в границы размещения олимпийского объекта краевого значения «Автомобильные дороги на улицах <адрес> (проектные и изыскательные работы, реконструкция)» в соответствии с Приказом Министерства регионального развития РФ от 21.07.2011 г. № 99-ОИ. В соответствии с Программой строительства Олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 г. № 991 ответственным исполнителем по указанному олимпийскому объекту является администрация Краснодарского края. В соответствии с требованиями п.18 ст.15 Закона № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года направил ответчику уведомление об изъятии принадлежащего ему объекта недвижимости. На основании п.21 ст. 15 Закона №310-ФЗ ООО «Элит-Оценка» определена выкупная цена принадлежащего ответчику объекта недвижимости, которая составила в общей сумме <данные изъяты> рублей. В связи с изъятием недвижимого имущества, истцом подготовлен проект соглашения с ответчиком, от получения которого он отказался, о чем имеется отметка в протоколе вручения проекта соглашения. До настоящего времени ответчиком проект указанного соглашения не подписан, предложение о внесении изменений в него ответчиком не представлено. Нарушение ответчиком месячного срока на подписание соглашения в связи с изъятием недвижимого имущества препятствует предоставлению земельного участка для строительства олимпийского объекта краевого значения. По этим основаниям просит изъять собственность Российской Федерации для краевых нужд объект недвижимого имущества - здание блока обслуживания литер А, а площадью 118,9 кв.м. расположенный <адрес> в Центральном районе г.Сочи, принадлежащий на праве собственности ответчику, путем перечисления на расчетный счет Петанидис Г.Г. денежных средств в сумме <данные изъяты> руб. либо на депозит суда и возложить обязанность на ответчика по освобождению указанного объекта. В судебном заседании ответчик возражал против удовлетворения заявленных требований в части исчисленной истцом компенсации за изымаемое недвижимое имущество. Пояснил, что ему на праве собственности принадлежит здание блока обслуживания литеры А,а площадью 118,9 кв.м., расположенного <адрес> в Центральном районе г.Сочи. Ответчик пояснил, что получает доход от сдачи в аренду помещений в указном здании и им были представлена истцу договоры аренды с третьими лицами указанного здания. Доказательств передачи истцу указанных договоров аренды он представить не может, как и не может представить сами договоры аренды. Пояснил, что поскольку договоры были заключены на срок менее года, они не были зарегистрированы в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КК. Указал, что в качестве индивидуального предпринимателя он не зарегистрирован, налог с полученные арендной платы он не оплачивал. Договоры аренды принадлежащих ему помещений с третьими лицами он заключил в середине августа 2011 г., а уведомление об изъятии этих помещений он получил в середине сентября 2011 г., после чего все арендаторы расторгли с ним договоры аренды. Полагает, что истец должен исчислить и выплатить ему упущенную выгоду от сдачи в аренду его имущества. Полагает, что подлежащее изъятию его имущество оценено не достоверно и эта оценка не соответствует рыночной стоимости данного имущества. В судебном заседании представитель третьего лица - Управления автомобильных дорог Краснодарского края поддержал исковые требования и просил их удовлетворить в полном объеме, поскольку принадлежащие ответчику объекты недвижимости препятствуют ведению строительства олимпийского объекта. Заслушав доводы сторон и их представителей, исследовав материалы дела и представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с Программой строительства Олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29.12.07 № 991, ответственным исполнителем по указанному олимпийскому объекту является администрация Краснодарского края. Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.08.2009 № 723 утверждена Краевая целевая программа «Обеспечение строительства олимпийских объектов и развития города Сочи, как горноклиматического и бальнеологического курорта», в рамках которой проведено распределение полномочий и ответственности между органами исполнительной власти Краснодарского края и органами местного самоуправления муниципального образования город-курорт Сочи. В соответствии с пунктом 1.10 мероприятий Краевой целевой программы «Обеспечение строительства олимпийских объектов и развития города Сочи, как горноклиматического и бальнеологического курорта» ответственным исполнителем по исполнению указанного мероприятия определено Управление автомобильных дорог Краснодарского края. В силу пункта 1.1. положения о департаменте Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.06.08 № 497 (далее - положение о Департаменте), департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года (далее - Департамент) является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по реализации полномочий Краснодарского края и полномочий Российской Федерации, переданных Краснодарскому краю, по подготовке XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитию города Сочи как горноклиматического курорта Краснодарского края. Согласно пункту 3.21 положения о Департаменте Департамент в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Краснодарского края, осуществляет, в частности, функции по обращению в суд, арбитражный суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов краевого значения. Согласно ст. 15 Федерального закона № 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в период с 1 января 2008 года до 1 января 2014 года на территории Краснодарского края допускаются изъятие земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд в целях размещения олимпийских объектов, а также изъятие земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для нужд субъекта Российской Федерации - Краснодарского края и муниципального образования "Город-курорт Сочи". Согласно требованиям пп. 18, 19 ст. 15 указанного Закона срок уведомления собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов изымаемых земельных участков составляет семь дней со дня принятия решения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов. Решения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества должны быть в течение семи дней со дня их принятия опубликованы в печатном издании, являющемся источником официального опубликования нормативных правовых актов Краснодарского края и муниципального образования "Город-курорт Сочи", и размещены на официальном сайте в сети Интернет Краснодарского края и муниципального образования "Город-курорт Сочи. В силу п. 21 ст. 15 данного Закона в течение семи дней со дня принятия решения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества администрация Краснодарского края заключает договор с оценщиком на проведение оценки изымаемого имущества и убытков, причиненных таким изъятием. Договор о проведении оценки должен содержать обязанность оценщика представить отчет об оценке в течение не более чем 30 дней со дня заключения договора. Отчет об оценке направляется администрацией Краснодарского края лицу, у которого изымается земельный участок и (или) расположенный на нем иной объект недвижимого имущества. Согласно п.22.1 указанная в части 21 настоящей статьи оценка производится на указанный администрацией Краснодарского края в задании на оценку день, который не может более чем на шесть месяцев предшествовать дню, когда правообладателю изымаемых объектов недвижимого имущества была предоставлена возможность ознакомления с проектом соглашения в порядке, предусмотренном частью 24 настоящей статьи. В соответствии с пунктами 24, 25 ст. 15 Закона администрация Краснодарского края осуществляет подготовку проекта соглашения, заключаемого в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, и обеспечивает возможность ознакомления с ним лиц, у которых данные объекты изымаются. Проект соглашения должен быть предоставлен органом, принявшим решение об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, лицу, у которого изымается земельный участок и (или) расположенный на нем иной объект недвижимого имущества. Как следует из материалов дела, нежилое здание блока обслуживания литеры А,а площадью 118,90 кв.м. <адрес> принадлежит на праве собственности Петанидис Г.Г., что подтверждается выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 15.09.2011 г. №. В соответствии с п. 1 распоряжения Главы администрации Краснодарского края от 09.09.2011 г. № в собственность РФ для краевых нужд путем прекращения права аренды изъят земельный участок площадью 146 кв.м. с кадастровым номером № <адрес> и путем выкупа изъяты расположенные на нем объекты недвижимого имущества, в том числе и здание блока обслуживания литер А, а площадью 118,9, принадлежащее на праве собственности ответчику. Указанный земельный участок попадает в границы размещения олимпийского объекта краевого значения «Автомобильные дороги на <адрес> (проектные и изыскательные работы, реконструкция)» в соответствии с Приказом Министерства регионального развития РФ от 21.07.2011 г. № 99-ОИ. В соответствии с требованиями пункта 18 статьи 15 Закона № 310-ФЗ Департамент направил Петанидис Г.Г. уведомление от 16.09.2011 г. № о принятом решении об изъятии принадлежащего ему указанного недвижимого имущества. На основании пункта 21 статьи 15 Закона № 310-ФЗ ООО «Элит-Оценка» проведена оценка рыночной стоимости здания блока обслуживания литер А, а площадью 118,9 кв.м. расположенный по <адрес> в Центральном районе г.Сочи, находящегося в собственности Петанидис Г.Г. Согласно отчету об оценке от 01.10.2011 №, подготовленному ООО «Элит-Оценка»: рыночная стоимость объекта недвижимого имущества - здания блока обслуживания литер А, а площадью 118,9 кв.м. расположенный № в Центральном районе г.Сочи составляет 1 <данные изъяты> рубль; величина убытков, причиненных Петанидис Г.Г. изъятием составляет <данные изъяты> руб. Департаментом Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года подготовлен проект соглашения с Петанидис Г.Г., пунктом 2 статьи 2 которого ответчику предусмотрена выплата в размере <данные изъяты> рублей. Ответчик отказался от получения проекта указанного соглашения для ознакомления и последующего принятия решения, что подтверждается отметкой, сделанной в протоколе вручения проектов соглашения правообладателю, у которого в целях строительства олимпийских объектов подлежит изъятию земельный участок и (или) расположенные на нем иные объекты недвижимости. До настоящего времени ответчиком соглашение не подписано, предложения о внесении каких-либо изменений в соглашение не представлены. В соответствии с пунктом 31 статьи 15 Федерального закона № 310-ФЗ в случае, если соглашение не заключено в течение месяца со дня, когда лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества, предоставлена возможность ознакомиться с проектом такого соглашения, администрация Краснодарского края вправе обратиться в суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, о прекращении соответствующих прав лиц, являющихся собственниками земельных участков, предназначенных для размещения олимпийских объектов федерального значения, а также прав на расположенные на них объекты недвижимого имущества и об освобождении указанных объектов недвижимого имущества. Нарушение ответчиком месячного срока на подписание соглашения в связи с изъятием недвижимого имущества препятствует предоставлению земельного участка Управлению автомобильных дорог Краснодарского края для строительства олимпийского объекта. Доводы ответчика о недостоверности определенного в отчете об оценке размера компенсации его убытков, в частности о недостоверности исчисленной стоимости подлежащего изъятию его имущества и необоснованном отказе истца от исчисления и выплаты ему упущенной выгоды от сдачи его имущества в аренду на возмездной основе третьим лицам, является несостоятельными и опровергаются материалами дела. Ответчиком не представлено истцу и суду доказательств осуществления им предпринимательской деятельности с использованием подлежащего изъятию здания, не представлены договоры аренды принадлежащих ему помещений и какие-либо финансовые документы, подтверждающие получение им доходов от сдачи здания в аренду, в связи с чем истцом правомерно отказано ответчику в исчислении упущенной выгоды. Данные обстоятельства принимались во внимание специалистами Оценочной компании «Элит-Оценка» при составлении отчета об оценке подлежащего изъятию имущества ответчика и заключения о величине убытков в связи с изъятием. Ответчиком Петанидис Г.Г. не представлено суду доказательств того, что оценка стоимости подлежащих изъятию объектов недвижимого имущества, произведенная Оценочной компанией «Элит-Оценка», является необъективной, либо существенно заниженной, либо имеющей иные пороки, влекущие признание отчета об оценке рыночной стоимости спорного объекта недействительным. Как следует из материалов дела рабочей группой Национального совета по оценочной деятельности проведена проверка и составлена рецензия на Отчет об определении рыночной стоимости подлежащего изъятию имущества ответчика, согласно выводам которой полученное значение стоимости изымаемых объектов соответствует ценовому диапазону для данной ценовой зоны; нарушений алгоритма оценки не зафиксировано. Оценочная компания «Элит-Оценка» прошла соответствующий конкурсный отбор и имеет профессиональную аккредитацию. При данных обстоятельствах объект недвижимого имущества - здание блока обслуживания литеры А,а площадью 118,9 кв.м., расположенного <адрес> в Центральном районе г.Сочи и принадлежащего на праве собственности ответчику, подлежит изъятию в собственность Краснодарского края путем выкупа у собственника и перечисления на его расчетный счет денежных средств в соответствии с отчетом об оценке от 01.10.2011 №, подготовленным ООО «Элит-Оценка». По этим же основаниям право собственности ответчика на принадлежащее ему здание блока обслуживания литеры А,а площадью 118,9 кв.м. <адрес> в Центральном районе г.Сочи подлежит прекращению, а на ответчика должна быть возложена обязанность по освобождению данного объекта. Согласно пункту 33 статьи 15 Федерального закона № 310-ФЗ решение суда об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов подлежит немедленному исполнению Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Изъять для краевых нужд в собственность Краснодарского края принадлежащее на праве собственности Петанидис Г. Г.чу нежилое здание блока обслуживания литеры А,а площадью 118,9 кв.м., расположенное по адресу: г.Сочи, <адрес> путем перечисления Управлением автомобильных дорог Краснодарского края денежных средств в сумме <данные изъяты> руб. на банковский счет Петанидис Г. Г.ча либо перечисления указанной суммы на депозит суда в случае отказа Петанидис Г. Г.ча от получения данных денег. Обязать Управление автомобильных дорог Краснодарского края перечислить в течение семи дней на банковский счет Петанидис Г. Г.ча денежные средства в сумме <данные изъяты> рубля. Прекратить право собственности Петанидис Г. Г.ча на нежилое здание блока обслуживания литеры А,а площадью 118,9 кв.м., расположенное по адресу: г.Сочи, <адрес> и обязать Петанидис Г. Г.ча в течении десяти дней с момента зачисления денежных средств на его банковский счет освободить данный объект. Обратить данное решение суда к немедленному исполнению. Апелляционная жалоба на решение может быть подана в Мотивированное решение составлено судом 13.04.2012 г. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ: Согласовано 16.04.2012 Судья Курин Ю.В.
Центральный районный суд г. Сочи в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.