К делу №2-1514/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 13 апреля 2012 года г. Сочи Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского района в составе: при секретаре судебного заседания Сарецян К.В. с участием: прокурора Брацлавской О.В., представителя администрации г. Сочи по доверенности Недвах Т.А. рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда г. Сочи гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Сочи в интересах Козиновой Г.А. к администрации г. Сочи и администрации Краснодарского края о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма жилой площадью не ниже установленных норм УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Сочи в интересах Козиновой Г.А. обратился в суд с иском к администрации г. Сочи и администрации Краснодарского края о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма жилой площадью не ниже установленных норм. Свои требования обосновывает тем, что прокуратурой города проведена проверка по обращению Козиновой Г.А. о защите нарушенных жилищных прав в части непредоставления ей жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки установлено, что решением Лазаревского районного суда г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ мать Козинова Е.А. лишена родительских прав в отношении дочери Козиновой Г.А., ДД.ММ.ГГГГ. Сведения об отце внесены в запись акта о рождении Козиновой Г.А. на основании заявления матери. Распоряжением главы администрации Лазаревского района г. Сочи № от ДД.ММ.ГГГГ над малолетней Козиновой Г.А. учреждена опека, опекуном назначена бабушка Ключко А.Д. За Козиновой Г.А. сохранено право на жилую площадь по адресу: г. Сочи, <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ в результате пожара по <адрес> сгорели одноэтажный барак на 13 семей, два рядом стоящих жилых вагончика. С ДД.ММ.ГГГГ Козинова Г.А. фактически проживает в однокомнатной квартире <адрес>, площадью 13,8 кв. м., совместно с Ключко А.Д., Ключко В.В., Ключко Д.В.. Ключко Н.Д. Согласно сведений Филиала ГУП Краснодарского края «Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ» по городу Сочи, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Козинова Г.А. объектов недвижимого имущества на праве собственности не имеет. Козинова Г.А. обучалась в МОБУ гимназия № 76 г. Сочи. Образовательное учреждение окончила в ДД.ММ.ГГГГ. При прекращении опеки (попечительства), по окончании обучения жилым помещением во внеочередном порядке обеспечена не была. Постановлением главы администрации г. Сочи № от ДД.ММ.ГГГГ она принята на учет и включена в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей». В настоящее время состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях по городу Сочи под номером 59. Прокурор г. Сочи обратился в Центральный районный суд гор. Сочи с исковым заявлением в интересах Козиновой Г.А. к администрации г. Сочи и администрации Краснодарского края о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма жилой площадью не ниже установленных норм. В судебном заседании прокурор Брацлавская О.В. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить их по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Козинова Г.А. поддерживала заявление прокурора, просила удовлетворить его в полном объеме, пояснив, что в настоящее время она проживает с бабушкой, другой жилой площади не имеет. Представитель ответчика - администрации г. Сочи Недвах Т.П., действующая на основании доверенности, исковые требования прокурора признала частично, при этом суду пояснила, что согласно статье 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью, не ниже установленных социальных норм. Администрация города Сочи не оспаривает право Козиновой Г.А. на обеспечение жилой площадью во внеочередном порядке, она поставлен на такой учет. Однако жилое помещение ей будет предоставлено согласно времени постановки на учет по списку детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях по городу Сочи, в противном случае будут нарушены права других детей-сирот. На 2012 год Краевым бюджетом предусмотрено на приобретение жилых помещений детям-сиротам на сумму <данные изъяты> руб. Представитель ответчика - администрации Краснодарского края, надлежаще и своевременно извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, ходатайство об отложении дела либо о рассмотрении дела в его отсутствие, в суд не направил, в связи с чем суд в соответствии со ст.167 ч.4 ГПК РФ считает возможным рассмотреть данное дело в его отсутствие. Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения участников процесса, их доводы и возражения, суд удовлетворяет исковые требования частично по следующим основаниям. Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. В материалах дела имеется обращение Козиновой Г.А. к прокурору г. Сочи о защите его жилищных прав (л.д.7), следовательно, обращение прокурора с иском в суд в интересах Козиновой Г.А. соответствует требованиям закона. Как следует из материалов дела, решением Лазаревского районного суда гор.Сочи от ДД.ММ.ГГГГ мать Козиновой Г.А. - Козинова Е.А. лишена родительских прав в отношении Козиновой Г.А. Решение суда вступило в законную силу (л.д.12-13). Распоряжением администрации Лазаревского района гор.Сочи № от ДД.ММ.ГГГГ над малолетней Козиновой Г.А. была установлена опека, опекуном назначена бабушка - Клочко А.Д. (л.д.14-15). В ДД.ММ.ГГГГ Козинова Г.А. поступила в государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональн0е училище № Краснодарского края, где обучается по настоящее время (л.д.17). На основании Постановлением администрации гор.Сочи № от ДД.ММ.ГГГГ Козинова Г.А. принята на учет и включена в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по городу Сочи под номером 59 (л.д.20,42-43). В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением. С 1 января 2005 года в соответствии с Федеральным Законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ полномочия в части обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы субъектам РФ. Согласно ст.ст. 2, 5 Закона Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ N 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» лицам, указанным в ст. 1 Закона, дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение обеспечиваются путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Указанным лицам могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством РФ порядке государственными полномочиями Краснодарского края по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями. В соответствии со ст. 1 Закона Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ N 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы», Приложением 1 к указанному закону органы местного самоуправления города-курорта Сочи наделены отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья, не освобождает администрацию края от обязанности по финансированию дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В судебном заседании установлено, истец, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечена во внеочередном порядке жилым помещением ввиду отсутствия надлежащего финансирования мер социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Такое положение нарушает ее права, предусмотренные ст. 40 Конституции РФ, ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По указанным основаниям суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных прокурором исковых требований и возложении обязанности на администрацию Краснодарского края и администрацию г. Сочи предоставить Козиновой Г.А. вне очереди жилое помещение по договору социального найма жилой площадью не ниже установленных норм. Однако при этом суд не может согласиться с доводом прокурора г. Сочи о том, что, исходя из буквального понимания требований ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список вне очередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий, что нашло свое подтверждение в Обзоре практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Бюллетень Верховного Суда РФ, 2008, N 10). Суд соглашается с доводами представителя Администрации гор.Сочи о том, что предоставление истцу жилого помещения не ниже установленных норм должно производиться с учетом очередности, установленной в муниципальном списке граждан указанной категории, нуждающихся в жилых помещениях, поскольку указанные доводы основаны на законе. К такому выводу суд пришел на основании того, что Постановлением Главы администрации (губернатором) Краснодарского края от 30.07.2009 года № 653 установлен Порядок предоставления жилых помещений указанной категории лиц. В соответствии с указанным порядком, граждане - претенденты на получение жилого помещения по договору социального найма включаются в соответствующий Список согласно очередности, установленной в муниципальном списке г. Сочи граждан указанной категории, нуждающихся в жилых помещениях. Из Определения Верховного Суда Российской Федерации от 14.07.2010 г. № 18-Г10-19 по жалобе гр. Демидовой Е.П. на решение Краснодарского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ следует, что согласно ч.1 ст.253 ГПК РФ, нормативный правовой акт (предусмотренный Постановлением Главы администрации Краснодарского края от 30.07.2009 года № 653 Порядок предоставления жилых помещений указанной категории лиц) не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, необходимость формирования такого списка граждан-претендентов обусловлена также целью предотвращения произвольного усмотрения предоставления жилых помещений в связи с отсутствием свободных жилых помещений и необходимости определения времени возникновения права и последовательности соответствующих действий. Законом Краснодарского края от 29.12.2008 N 1654-КЗ (ред. от 04.10.2011) "Об утверждении краевой целевой программы "Дети Кубани" на 2009 - 2013 годы" утверждена краевая целевая программа "Дети Кубани" на 2009 - 2013 годы, в соответствии с которой объемы и источники финансирования Программы составляют: всего на 2009 - 2013 годы - <данные изъяты> тысяч рублей, в том числе на: 2009 год - <данные изъяты> тысячи рублей; 2010 год - <данные изъяты> тысячи рублей; 2011 год - <данные изъяты> тысячи рублей; 2012 год - <данные изъяты> тысячи рублей; 2013 год - <данные изъяты> тысячи рублей; в том числе из средств краевого бюджета - <данные изъяты> тысячи рублей, в том числе на: 2009 год - <данные изъяты> тысячи рублей; 2010 год - <данные изъяты> тысячи рублей; 2011 год - <данные изъяты> тысячи рублей; 2012 год - <данные изъяты> тысячи рублей; 2013 год - <данные изъяты> тысячи рублей; федерального бюджета - <данные изъяты> тысячи рублей, в том числе на: 2011 год - <данные изъяты> тысячи рублей; 2012 год - <данные изъяты> тысячи рублей; 2013 год - <данные изъяты> тысячи рублей. Контроль за выполнением Программы возложен на администрацию Краснодарского края. Согласно уведомления, в соответствии с Законом Краснодарского края от 20.12.2011 года №2404-КЗ «О краевом бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» на указанные нужды перечислено <данные изъяты> руб. на 2012 г. (л.д.421. На основании изложенного, предоставление Козиновой Г.А. жилого помещения должно производиться в соответствии с муниципальным списком граждан указанной категории, нуждающихся в жилых помещениях, в рамках программы «Дети Кубани» на 2009-2013 г.г. В силу действующего законодательства прокурор и ответчики освобождены от уплаты государственной пошлины (п.9 ч.1 ст.333.36 и п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса РФ). На основании ст. 103 Гражданского процессуального Кодекса РФ в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, а также мировым судьей в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковые требования прокурора г. Сочи в интересах Козиновой Г.А. к администрации г. Сочи и администрации Краснодарского края о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма жилой площадью не ниже установленных норм - удовлетворить в части. Обязать администрацию Краснодарского края и администрацию г. Сочи предоставить Козиновой Г.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения вне очереди изолированное, пригодное для постоянного проживания граждан, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, площадью не ниже установленных социальных норм в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по муниципальному образованию город Сочи в рамках реализации программы «Дети Кубани» на 2009-2013 гг. Мотивированное решение в соответствии со ст.199 ГПК РФ составлено 16 апреля 2012 года. Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Центральный районный суд г. Сочи в течение месяца. Председательствующий: судья - А.И.Афонькина
председательствующего судьиАфонькиной А.И.