решение по иску Первого заместителя прокурора КК - прокурора г. Сочи в интересах РФ и неопределенного круга лиц к ООО «Сочинская Строительная Компания» о признании незаконным бездействия в части принятия мер по обеспечению качества выполняемых работ



Дело № 2-1759/12 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 мая 2012 г.                                                                                                            г. Сочи

Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе председательствующего Курина Ю.В., при секретаре судебного заседания Симованян К.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Первого заместителя прокурора Краснодарского края - прокурора г. Сочи в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Сочинская Строительная Компания» о признании незаконным бездействия в части принятия мер по обеспечению качества выполняемых строительных работ, обеспечения безопасных условий труда и охраны окружающей среды,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Сочи обратился в суд с иском к ООО «Сочинская Строительная Компания» о признании незаконным бездействия в части принятия мер по обеспечению качества выполняемых строительных работ, обеспечения безопасных условий труда и охраны окружающей среды при строительстве объекта «Центр оперативного управления по обеспечению безопасности и правопорядка» и о возложении обязанности на ООО «Сочинская Строительная Компания» по принятию соответствующих мер по устранению выявленных нарушений.

В судебном заседании старший прокурор отдела Управления по надзору за исполнением законодательства в ходе подготовки к Олимпийским играм прокуратуры Краснодарского края (с дислокацией в г.Сочи) Уруймагова Е.Н. исковые требования уточнила и мотивировала их тем, что в соответствии с государственным контрактом от 17.11.2010 , заключенным с ФГБУ «Отраслевой центр мониторинга и развития в сфере инфокоммуникационных технологий», ООО «Сочинская Строительная Компания» выполняет подрядные работы по строительству объекта «Центр оперативного управления по обеспечению безопасности и правопорядка», предусмотренного 11.113 Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 991 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 12.09.2011 № 768). В нарушение действующих требований закона строительно-монтажные работы по объекту ведутся подрядчиком ООО «Сочинская Строительная Компания» с отступлением от проектной документации, получившей положительное заключение ФГУ «Главгосэкспертиза России» от 08.10.2010 и разработанной на ее основе рабочей документации. В частности, проведенной проверкой установлено, что фундаментная плита здания ЦОУ, несущие каркасы зданий Теплоэлектрохладоцентра, КПП-1, КПП-2 возведены не по проекту, при их выполнении затронуты конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей, а также безопасность строительных конструкций. Данные факты свидетельствуют о несоблюдении при строительстве объекта «Центр оперативного управления по обеспечению безопасности и правопорядка» требований ст.ст. 7, 15, 16, 34 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Кроме того, подрядчиком не обеспечивается должное ведение общего журнала работ и специальных журналов учета выполненных работ: журнала постановки высокопрочных болтов №1, журнала бетонных работ №1 (не вносятся сведения о результатах испытаний контрольных образцов бетона, о промежуточной и проектной прочности бетона), журнала ухода за бетоном, журнала работ по монтажу строительных конструкций (не содержат сведений о номера технических паспортов на конструкции), отсутствует журнал выполнения соединений на болтах с контролируемым натяжением. Указанные факты не позволяют обеспечить должный контроль и надзор за качеством выполненных работ. Не соблюдаются ООО «Сочинская Строительная Компания» и нормы экологического законодательства. ООО «Сочинская Строительная Компания» не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение при строительстве объекта «Центр оперативного управления по обеспечению безопасности и правопорядка», не получены паспорта опасных отходов, образованных в результате выполнения строительно-монтажных работ и сопутствующей эксплуатации стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (например, сварочных аппаратов и др.). План-график производственного контроля за соблюдением нормативов предельно-допустимых выбросов в связи с эксплуатацией стационарных источников выбросов вредных загрязняющих веществ при строительстве объекта не разработан, контроль не осуществляется. По этим основаниям просит признать незаконным бездействие ООО «Сочинская Строительная Компания» по принятию мер по обеспечению качества выполняемых строительных работ и обеспечению охраны окружающей среды при строительстве объекта «Центр оперативного управления по обеспечению безопасности и правопорядка» незаконным и обязать ООО «Сочинская Строительная Компания» принять соответствующие меры на устранение выявленных нарушений.

В судебном заседании представитель ООО «Сочинская Строительная Компания» по доверенности Кучерук Ф.Э. уточненные исковые требования признала в полном объеме.

В судебном заседании представитель Сочинского отдела Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Северо-Кавказского управления (Ростехнадзору) пояснил, что практически все ранее выявленные нарушения в части принятия мер по обеспечению качества выполняемых строительных работ, обеспечению безопасных условий труда и охраны окружающей среды ООО «Сочинская Строительная Компания» в настоящее время устранены. Поддержал исковые требований Первого заместителя прокурора Краснодарского края - прокурора г. Сочи.

Заслушав доводы и пояснения представителей сторон, изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Согласно п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и ст. 45 ГПК РФ прокурор в силу действующего процессуального законодательства Российской Федерации полномочен обратиться с заявлением в суд, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Как следует из материалов дела, 17.11.2010 г. между Федеральным агентством связи и ООО «Сочинская Строительная Компания» заключен государственный контракт на выполнение работ по строительству объекта «Центр оперативного управления по обеспечению безопасности и правопорядка (проектные и изыскательные работы, строительство)», в том числе работ по монтажу, настройке и тестированию (включая работы по шефмонтажу) оборудования. Работы должны выполняться в строгом соответствии с проектом, заданием, строительными нормами и правилами РФ, требованиями МОК и с надлежащим качеством.

Строительство данного объекта предусмотрено п. 113 Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 991.

В ходе проведенной проверки установлено, что при выполнении работ по строительству указанного объекта ООО «Сочинская Строительная Компания» допускаются нарушения требований градостроительного, экологического законодательства, законодательства об охране труда.

В силу ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.

В соответствии с ч. 7 ст. 52 ГрК РФ отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или техническим заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В нарушение указанных норм ООО «Сочинская Строительная Компания» ведет строительно-монтажные работы по объекту с отступлением от проектной документации, получившей положительное заключение ФГУ «Главгосэкспертиза России» от ДД.ММ.ГГГГ , и разработанной на ее основе рабочей документации, в частности фундаментная плита здания ЦОУ, несущие каркасы зданий Теплоэлектрохладоцентра, КПП-1, КПП-2 возведены не но проекту, при их выполнении затронуты конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей, а также безопасность строительных конструкций.

ООО «Сочинская Строительная Компания» допущены нарушения технических регламентов: СНиП 12-01-2004 «Организация строительства», РД-11-05-2007 «Порядок ведения общего и специального журнала учета выполненных работ...», в частности, подрядчиком не обеспечивается должное ведение общего журнала работ и специальных журналов учета выполненных работ: журнала постановки высокопрочных болтов № 1, журнала бетонных работ № 1 (не вносятся сведения о результатах испытаний контрольных образцов бетона, о промежуточной и проектной прочности бетона), журнала ухода за бетоном, журнала работ по монтажу строительных конструкций (не содержат сведений о номера технических паспортов на конструкции), отсутствует журнал выполнения соединений на болтах с контролируемым натяжением.

В связи с чем, в нарушение государственного контракта не представляется возможным обеспечить должный контроль и надзор за качеством выполненных работ.

В нарушение ч. 3 ст. 52 ГрК РФ, СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции», СНиП 52-01-2003 «Бетонные и железобетонные конструкции», ГОСТ 13015.0-83, ТУ 400-1-129-89 ООО «Сочинская Строительная Компания» не обеспечивается соответствующее качество работ.

При строительстве КПП-2 нарушены требования, предъявляемые к кирпичной кладке ввиду несоответствия толщины горизонтальных швов; укладке и уплотнению бетона, о чем свидетельствуют поры и раковины на поверхности железобетонной шахты лифта здания ЦОУ, не обеспечена достаточная однородность и плотность бетона; допущена неудовлетворительная сборка и фиксация арматурных сеток, что влечет уменьшение величины защитного слоя бетона; выполнение соединений на болтах с контролируемым натяжением осуществляют рабочие, не прошедшие специальное обучение, подтвержденное соответствующим удостоверением. В проекте производства работ отсутствует технологическая карта на выполнение видов работ по устройству наружных самонесущих стен, а так же внутренних перегородок из кирпичной армированной кладки.

Указанные обстоятельства, установленные в ходе проведенной проверки, подтверждаются справкой государственного инспектора Сочинского отдела строительного надзора Северо-Кавказского управления Ростехнадзора.

ООО «Сочинская Строительная Компания» в ходе строительства указанного объекта были допущены нарушения законодательства об охране труда.

В соответствии со ст. 211 Трудового кодекса РФ Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

При проведении проверки было установлено, что ООО «Сочинская Строительная Компания» не соблюдаются требования ст.ст. 212, 214, 219, 221 и 225 Трудового кодекса Российской Федерации и СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования», в частности, не обеспечены соответствующим требованиям охраны труда условия труда на рабочем месте; рабочие места не подготовлены для обеспечения безопасного производства работ: на границах зон постоянно действующих опасных производственных факторов (перепад по высоте более 1,3м) не установлены защитные (сигнальные) ограждения; не отвечают предъявляемым требованиям средства подмащивания; металлические строительные леса не заземлены до начала работ, не оборудованы лестницами для подъема и спуска работников; пожарный щит не укомплектован; не соблюдаются требования к эксплуатации газовых баллонов, сварочного аппарата; не обеспечено применение работниками средств индивидуальной защиты; не со всеми работниками проведены стажировка и инструктаж на рабочем месте.

Данные выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 31.10.2011 г. Государственной инспекции труда в Краснодарском крае.

ООО «Сочинская Строительная Компания» в ходе строительства указанного объекта были допущены нарушения норм экологического законодательства.

В силу требований ст. 37 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды.

Статьей 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» на юридических лиц, имеющих стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, возложены обязанности обеспечения проведения инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработки предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; осуществления учета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников; обеспечения своевременного вывоза загрязняющих атмосферный воздух отходов с соответствующей территории объекта хозяйственной и иной деятельности на специализированные места складирования или захоронения таких отходов; соблюдения иных требований охраны атмосферного воздуха.

В целях предотвращения негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду в соответствии со ст.ст. 22, 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» для стационарных, передвижных и иных источников воздействия устанавливаются нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

Для определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, оценки состояния атмосферного воздуха в силу ст.ст. 11, 12 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, подлежат государственному учету в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со ст. 21 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха». В целях реализации данного положения ст. 22 названного Закона юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны на проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников.

В силу требований ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 28 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» негативное воздействие на окружающую среду, в том числе атмосферный воздух, является платным. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации. Внесение платы не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.

Дополнительным соглашением от 05.05.2011 № 1 к государственному контракту от 17.11.2010 на ООО «Сочинская Строительная Компания», как лица, осуществляющего хозяйственную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, возложена обязанность по соблюдению вышеперечисленных требований законов.

Вместе с тем, ООО «Сочинская Строительная Компания» проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение при строительстве объекта «Центр оперативного управления по обеспечению безопасности и правопорядка» на момент проведения проверки не был разработан.

ООО «Сочинская Строительная Компания» не получены паспорта опасных отходов, образованных в результате выполнения строительно-монтажных работ и сопутствующей эксплуатации стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

План-график производственного контроля за соблюдением нормативов предельно-допустимых выбросов в связи с эксплуатацией стационарных источников выбросов вредных загрязняющих веществ при строительстве объекта не разработан, контроль не осуществляется.

При установленных судом обстоятельствах, сложившаяся на момент проведения проверки ситуация при строительстве объекта «Центр оперативного управления по обеспечению безопасности и правопорядка» являлась недопустимой и требовала принятия комплекса мер, направленных на устранение допущенных нарушений, в том числе мер по обеспечению качества выполняемых работ, надлежащему ведению необходимой исполнительной документации, обеспечению безопасных условий труда, получению нормирующей и разрешительной документации в сфере охраны окружающей среды и атмосферного воздуха.

В связи с тем, что в ходе рассмотрения данного дела часть выявленных нарушений ответчиком была устранена, истцом были уточнены заявленные требования, которые были признаны представителем ответчика в полном объеме.

Поскольку судом установлено, что ответчиком при осуществлении строительства олимпийского объекта были допущены нарушения градостроительного, экологического законодательства, законодательства об охране труда, что является нарушением прав и законных интересов неопределенного круга лиц, что может повлечь негативное воздействие на окружающую среду, суд считает заявленные прокурором требования подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Первого заместителя прокурора Краснодарского края - прокурора г. Сочи в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Сочинская Строительная Компания» о признании незаконным бездействия в части принятия мер по обеспечению по обеспечению качества выполняемых строительных работ и охраны окружающей среды при строительстве объекта «Центр оперативного управления по обеспечению безопасности и правопорядка» удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ООО «Сочинская Строительная Компания», выразившееся в непринятии мер к обеспечению качества выполняемых работ, получение нормирующей документации в сфере охраны окружающей среды и атмосферного воздуха при строительстве объекта «Центр оперативного управления по обеспечению безопасности и правопорядка», и обязать ООО «Сочинская Строительная Компания» устранить выявленные нарушения в полном объеме.

Апелляционная жалоба на решение может быть подана в
Центральный районный суд г. Сочи в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:

Согласовано 21.05.2012

Судья Курин Ю.В.