решение по исковому заявлению Грицкова Г.Г. к администрации г. Сочи об оспаривании отказа в принятии на учет и включении в списки граждан, нуждающихся в жилых помещениях по кате



Р Е Ш Е Н И Е     

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

7 июня 2012 года     Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующий судья             Ефанов В.А.

при секретаре судебного заседания Горшковой Т.В.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Грицкова Г.Г. к администрации г. Сочи об оспаривании отказа в принятии на учет и включении в списки граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории Инвалиды ВОВ; об обязании принять на учет; об обязании обеспечить жильем,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к администрации г. Сочи, в котором просит суд признать отказ администрации г. Сочи в принятии его на учет и включении в списки граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории «Инвалиды ВОВ» от 18.01.2012 года незаконным; обязать администрацию г. Сочи принять его на учет и включить в список граждан, как нуждающегося в жилом помещении по категории «Инвалиды ВОВ»; обязать администрацию г. Сочи обеспечить его жильем как нуждающегося в улучшении жилищных условий.

В обоснование заявленных требований истцом положено, то обстоятельство, что он, 1926 года рождения, является ветераном Великой Отечественной войны, инвалидом 2-й группы Великой Отечественной войны, в связи с чем, имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством для участников и ветеранов Великой Отечественной войны. 23 июня 2011 г., в качестве меры социальной поддержки ветеранам войны, определенной Указом Президента РФ № 714 от 07.05.08 г., с просьбой поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и обеспечить его жильем он обратился в отдел по ведению учета граждан отдельных категорий департамента городского хозяйства администрации города Сочи с заявлением о принятии на учет и включении в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории «Инвалиды Великой отечественной войны. В конце января 2012 г., он получил ответ из департамента городского хозяйства администрации города Сочи от 23.01.2012 г., исх. № 72/148, с отказом в принятии на учет как нуждающегося в жилом помещении. В мотивировочной части ответа указано, что постановлением администрации города Сочи от 18 января 2012 г. № 33 «Об отказе в принятии на учет и включении Грицкова Г.Г. в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории «Инвалиды Великой Отечественной войны» ему отказано в принятии на учет и включении в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории «Инвалиды Великой Отечественной войны» в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть по мотиву того, что им представлены документы, которые не подтверждают его право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Данный вывод администрацией города Сочи сделан на том основании, что в соответствии с техническим паспортом (инвентарный номер 19369) жилого помещения (квартиры) <адрес> он проживает в составе семьи из двух человек (супруга ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ) в однокомнатной квартире общей площадью 30,9 кв.м., и жилищная обеспеченность на него и члена семьи больше, так называемой учетной нормы, установленной решением Городского Собрания Сочи от 24 июня 2010 года № 51 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления общей площади жилого помещения по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде города Сочи» (с изменениями на 27 января 2011 года) -10 и менее квадратных метров - для граждан, проживающих в отдельных квартирах и жилых домах; -12 и менее квадратных метров - для граждан, проживающих в квартирах (домах) с частичными коммунальными удобствами, секционного или коридорного типа, а также для участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним категорий граждан.Таким образом, по мнению администрации г. Сочи, занимаемая им площадь превышает минимальную учетную норму, необходимую при постановке на учет - 12 кв.м. и менее, установленную решением Городского Собрания города Сочи. Считает данный отказ администрации города Сочи от 18 января 2012 г. № 33 неправомерным, принятым с нарушением норм и требований Конституции РФ, норм федерального законодательства РФ и законодательства субъекта Федерации - Краснодарского края, нарушающим его право на получение меры социальной поддержки, в виде предоставления жилья от государства, как ветерану и инвалиду 2-й группы Великой Отечественной войны, по следующим основаниям. Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в целях создания условий, обеспечивающих их достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. Очередные изменения в указанный Закон внесены Федеральным законом от 29 июня 2009 г. N 135-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" и Федеральным законом от 18 июля 2009 г. N 186-ФЗ "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "О ветеранах". Следует отметить, что само основание и вследствие этого расчет, занимаемой им площади, приведенное в постановлении администрации города Сочи, является неверным и не соответствующим нормам права, а также ЖК РФ, которые определяют признание гражданина нуждающимся в жилом помещении, а также тех лиц, которые могут реализовать данное право. Он и его супруга, на момент подачи заявления в администрацию города Сочи, зарегистрированы в однокомнатной квартире по адресу: <адрес>. Тем не менее, представляется неверным определение того, что он обеспечен жильем надлежаще и в частности, что его жилищная обеспеченность превышает минимальную учетную норму, устанавливаемую решением Городского Собрания Сочи от 24 июня 2010 года № 51 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления общей площади жилого помещения по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде города Сочи» (с изменениями на 27 января 2011 года). Как видно из договора купли-продажи от 08.04.1998 г. собственником вышеуказанной однокомнатной квартиры по адресу: <адрес> является его сын ФИО1. В соответствии со ст. 51 п.п. 1.1. ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилом помещении, признаются граждане, не только проживающие на площади менее установленной учетной нормы, но и граждане, не являющиеся членами семьи собственника жилого помещения. Однако ч. 1 ст. 51 Кодекса не дает ответа на принципиальный для рассматриваемого случая вопрос, кого можно считать членами семьи соответствующего гражданина - только родственников, проживающих совместно с ним, или любых граждан, состоящих в родстве с собственником. Ответ на этот вопрос дается в ст. 31 ЖК РФ, в соответствии с которой список членов семьи собственника жилого помещения установлен и определен. Указанный список носит императивный характер и расширенному толкованию не подлежит; «к членам семьисобственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника» - ч.1. ст. 31 ЖК РФ. Несмотря на то, что он приходиться отцом ФИО1, собственнику помещения, он не ведет с ним совместного хозяйства, у них нет с ним совместного бюджета. Все предметы бытовой обстановки в его <адрес>, являются исключительно его собственностью и собственностью его семьи. Данная однокомнатная квартира же, в которой он проживает, предназначена для его внуков, а не для него. Он не обладал и не обладает самостоятельным правом пользования жилым помещением, так как проживает в квартире, принадлежащей на праве собственности третьим лицам. Рассчитывать на ипотеку и ссуду мне не приходится, поскольку я живу на пенсию. Собственником земельных участков, домовладений и квартир на территории г. Сочи ни он, ни его супруга не являлись и не являются, что подтверждается справкой Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю от 13.04.2010 г. № 495 А/арх., и справкой Отдела по регистрации прав на олимпийские объекты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Управления по Краснодарскому краю за июнь 2011 г. № 5221/5816/6939. Граждане признаются нуждающимися в жилых помещениях, в частности, если размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого указанного в заявлении члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы. Учетная норма площади жилого помещения - это минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности каждого проживающего общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Кроме того, регистрация лица по месту жительства или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи нанимателя жилого помещения. Совокупность приведенных выше обстоятельств позволяют сделать вывод о том, что он не являюсь членом семьи нанимателя квартиры по адресу: <адрес>, не приобрел самостоятельного права пользования указанным жилым помещением, что не порождает для меня каких-либо юридических последствий. Федеральным законом № 327-ФЗ от 29.12.09 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах»», вступившим в силу 04.01.2010 г., введены изменения и дополнения в действующий Указ Президента Российской Федерации от 07.05.08 г. № 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", в отношении предоставления жилья ветеранам Великой Отечественной войны. В частности, в Законе отменено указание на то, что ветераны, вставшие на учет после 01.03.2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с ЖК РФ. Заменено данное положение словами: "Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз".В указанном Федеральном законе подчеркивается, что по отношению к участникам и ветеранам Великой Отечественной войны нормы ЖК РФ, должны применяться избирательно и использоваться в каждом конкретном случае с учетом особенностей сложившейся ситуации. Статьей 14 Федерального закона от 12.01.95 № 5-ФЗ «О ветеранах» установлено, что рассматриваемый нормативный акт имеет целью создание достаточных условий ветеранам, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. Жилые помещения предоставляются инвалидам с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств. Из смысла и правового содержания приведенных выше норм Закона следует, что жилье участникам ВОВ и членом семьи погибших участников ВОВ предоставляется при условии их нуждаемости в нем и согласно ФЗ «О ветеранах» имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Ранее он не обращался с просьбами и требованиями на получение мер социальной поддержки и воспользовался предоставленным законом правом впервые. Реализация субъектами РФ полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов субъектов РФ. Такие законы, согласно ст. 76 (ч.5.) Конституции РФ, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, а в случае противоречия между Федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует Федеральный закон. Согласно пункту 6 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" и части шестой статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" форма предоставления данной меры социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. При этом, подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 и абзацем третьим части третьей статьи 28.2 устанавливалось, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, по обеспечению жильем инвалидов, в том числе инвалидов войны, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на данную меру социальной поддержки, из общей площади жилья 36 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 29.06.2009 N 135-ФЗ). В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 таким органом является Министерство регионального развития Российской Федерации. В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов» (в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 N 30), Федерального закона «О ветеранах» он имею право на указанные меры социальной поддержки, а именно на предоставление жилья общей площадью 36 кв.м. Кроме того, администрацией города Сочи грубо нарушены требования статьи 7 и статьи 8 Закона Краснодарского края от 29 декабря 2008 г. N 1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», (с изменениями и дополнениями, внесенными: Законом Краснодарского края от 04.06.2009 г. № 1760-КЗ; Законом Краснодарского края от 16.07.2010 г. № 2012-КЗ), а также требования части 3 ст.54 ЖК РФ. В частности, в соответствии с п. 12, п. 15 ст.7 и п.4, п.5 ст.8 вышеуказанного Закона Краснодарского края решение главы местной администрации (главы муниципального образования) о принятии или об отказе в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении принимается с учетом составленного уполномоченным органом по учету заключения об отсутствии оснований для принятия гражданина на учет, не позднее чем через тридцать дней с даты представления гражданином в уполномоченный орган по учету заявления о принятии на учет и учетных документов. Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке. Однако, он обратился в администрацию города Сочи 23 июня 2011 года. Постановление администрацией города Сочи вынесено лишь 18 января 2012 года, то есть решение было принято не через тридцать дней с момента подачи заявления и предоставления соответствующих документов, подтверждающих его право на принятии на учет и включении в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории «Инвалиды Великой Отечественной войны», а через семь месяцев. Уведомление об отказе также подготовлено и направлено ему не в течение трех дней, а в течение пяти дней.

В судебном заседании представитель истца настаивал на удовлетворении требований, пояснил, что отказ администрации города Сочи неправомерный, принятый с нарушением норм и требований Конституции РФ, норм федерального законодательства РФ и законодательства субъекта Федерации - Краснодарского края, нарушающим право Грицкова Г. Г.на получение меры социальной поддержки, в виде предоставления жилья от государства, как ветерану и инвалиду 2-й группы Великой Отечественной войны. Один лишь факт регистрации проживания заявителя в квартире, принадлежащей его сыну ФИО1, не является основанием для признания Грицкова Г.Г. членом его семьи. Только ФИО1, наделен правомочиями владения, пользования и распоряжения своей квартирой. Распределение права, на жилую площадь исходя из количества зарегистрированных лиц в данной квартире и привязка к ним учетной нормы жилья, как это сделала администрация города Сочи, является необоснованным. Данное положение нашло подтверждение в разъяснении обзора законодательства и судебной практики ВС РФ за первый квартал 2007 года, утвержденном Постановлением Президиума ВС РФ от 30.05.2007 года, где указано, что один лишь факт регистрации в квартире, принадлежащей на праве собственности родственникам, без учета, иных обстоятельств, имеющих существенное значение, не может являться основанием для отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Предстаивтель администрации г. Сочи в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, пояснив, что постановлением администрации города Сочи от 18 января 2012 г. № 33 «Об отказе в принятии на учет и включении Грицкова Г.Г. в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории «Инвалиды Великой Отечественной войны» отказано в принятий на учет и включении в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории «Инвалиды Великой Отечественной войны» в соответствии с пунктом 2 части 1статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть потому, что Грицковым Г.Г. представлены документы, которые неподтверждает его право состоять па учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Основанием для отказа послужили представленные Грицковым Г.Г. документы, из которых следовало, что он имеет жилую площадь больше учетной нормы, установленной в г. Сочи, а значит, не является нуждающимся в жилищном помещении, на основании ст.51 ЖКРФ.

Представитель Департамента городского хозяйства администрации г. Сочи в судебное заседание не явился, о времени и месте, которого был извещен надлежаще, причины неявки суду неизвестны.

Суд, выслушав лиц участвующих в судебном заседании, изучив материалы дела, считает, что иск не подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.

Как установлено из материалов дела Грицков Г.Г. 1926 года рождения, является ветераном Великой Отечественной войны, инвалидом 2-й группы Великой Отечественной войны, в связи с чем, имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством для участников и ветеранов Великой Отечественной войны, согласно действующему законодательству.

Истец обратился в администрацию г. Сочи с заявлением о принятии на учет и включении в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории «Инвалиды Великой отечественной войны.

В соответствии с техническим паспортом (инвентарный номер 19369) жилого помещения (квартиры) <адрес> истец проживает в составе семьи из двух человек (супруга ФИО2, 1927 года рождения) в однокомнатной квартире общей площадью 30,9 кв.м.

В конце января 2012 г. истец получил ответ из департамента городского хозяйства администрации города Сочи от 23.01.2012 г., исх. № 72/148, с отказом в принятии на учет как нуждающегося в жилом помещении.

В мотивировочной части ответа указано, что постановлением администрации города Сочи от 18 января 2012 г. № 33 «Об отказе в принятии на учет и включении Грицкова Г.Г. в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории «Инвалиды Великой Отечественной войны» ему отказано в принятии на учет и включении в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории «Инвалиды Великой Отечественной войны» в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть по мотиву того, что им представлены документы, которые не подтверждают его право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях.

Согласно ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Согласно ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Решением Городского Собрания Сочи от 24 июня 2010 года № 51 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления общей площади жилого помещения по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде города Сочи» установлена нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, что 10 и менее квадратных метров - для граждан, проживающих в отдельных квартирах и жилых домах; -12 и менее квадратных метров - для граждан, проживающих в квартирах (домах) с частичными коммунальными удобствами, секционного или коридорного типа, а также для участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним категорий граждан.

Согласно ст. 21 ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Как следует из указанного выше, Грицков Г.Г. обратился в администрацию после 1.01.2005 года, следовательно, он должен обеспечиваться жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно ст. 49, 50, 51 ЖК РФ.

При таких обстоятельствах постановление от 18.01.2012 года было вынесено в строгом соответствии с действующими нормами законодательства.

Кроме этого не нашли своего подтверждения доводы истца, о том, что он не является членом семьи своего сына.

Так согласно ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.

Истец не отрицает того факта, что собственником квартиры, в которой он проживает - является его сын, следовательно сын истца разрешив проживать в принадлежащем ему жилом помещении фактически подтверждает факт семейных отношений, и тем самым считает своего отца Грицкова Г.Г. членом семьи.

Так же не может служить категоричным, то обстоятельство, что заявление Грицкова Г.Г. о постановки на учет рассматривалось свыше установленных законом сроков, так как данное обстоятельство может лишь указывать на незаконное бездействие органа полномочного рассматривать данные вопросы.

При таких обстоятельствах нет оснований для удовлетворения иска.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления Грицкова Г.Г. к администрации г. Сочи об оспаривании отказа в принятии на учет и включении в списки граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории Инвалиды ВОВ; об обязании принять на учет; об обязании обеспечить жильем, отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Председательствующий судья

Мотивированное решение изготовлено и подписано судьей 9.06.2012 года.