Решение по заявлению прокурора Центрального района г.Сочи о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления



РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

г.Сочи                                    

05.06.2012 г.

Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе

председательствующего судьи Качур С.В.,

при секретаре судебного заседания Горбенко К.С.,

с участием помощника прокурора Центрального района г.Сочи Чуприна Е.А.,

представителя администрации г.Сочи Невдах Т.П.,

представителя администрации Центрального района г.Сочи Довгаль И.М.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Центрального района г.Сочи о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,

установил:

Прокурор Центрального района г.Сочи просит суд признать незаконным бездействие администрации г.Сочи, администрации Центрального района г.Сочи в части непринятия мер по устранению недостатков в эксплуатационном состоянии дороги по улице Гагарина в Центральном районе г.Сочи, обязать администрацию г.Сочи, администрацию Центрального района г.Сочи принять меры по устранению недостатков в эксплуатационном состоянии дороги по ул.Гагарина в Центральном районе г.Сочи и решение суда обратить к немедленному исполнению.

В обоснование указывает, что Прокуратурой Центрального района г.Сочи проведена проверка по обращению начальника ОГИБДД УВД по г.Сочи по вопросу соблюдения законодательства, регламентирующего вопросы безопасности дорожного движения по ул.Гагарина в Центральном районе г.Сочи.

В ходе проверки установлено, что 12.02.2012 г. в районе д.9 по ул.Гагарина в г.Сочи, на пешеходном переходе произошло дорожно-транспортное происшествие, в котором пострадал пешеход.

При оформлении дорожно-транспортного происшествия установлено, что сопутствующим дорожным фактором явились недостатки в эксплуатационном состоянии улично-дорожной сети.

Так, согласно акта выявленных недостатков содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 13.02.2012 г., составленного госинспектором дорожного надзора штаба полка ДПС ГИБДД ГУВД по Краснодарскому краю Слабченко ГА., в нарушение п.4.2.2, 4.2.3 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения" износ разметки 1.14.1 "Пешеходный переход" составил более 50%; отсутствует сопряжение пешеходного перехода с тротуаром, что организовывает движение пешеходов по проезжей части дороги; расположение в нарушение ч.1 п.6.1 ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения" рекламного щита с дорожным знаком.

В связи с нахождением указанных дорог на балансе Управления автомобильных дорог администрации г.Сочи, 13.02.2012 г., ОГИБДД УВД по г.Сочи, управлению было выдано представление на устранение выявленных недостатков.

По итогам контрольной проверки, было установлено проведение работ лишь по ликвидации рекламного щита и нанесения дорожной разметки.

Проведенным, 17.05.2012 г. повторным обследованием установлено, что Управлением автомобильных дорог администрации г.Сочи меры по устранению недостатков в эксплуатационном состоянии дороги по ул.Гагарина приняты не были, что подтверждается актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 17.05.2012 г. составленным госинпектором дорожного надзора батальона ДПС ГИБДД УВД по г.Сочи Левченко Л.В.

Так, согласно акта, на участке дороги в районе дома №9 по ул.Гагарина в г.Сочи на обустроенном пешеходном переходе не обеспечена видимость дорожного знака 5.19.2, отсутствует сопряжение пешеходного перехода с тротуаром, что организовывает движение пешеходов по проезжей части дороги; в нарушение ч.1 п.6.1 ГОСТ Р 52044-2003 совместно со знаком 5.19 установлена наружная реклама.

В судебном заседании сторона заявителя требования поддержала.

Представитель администрации г.Сочи требования не признал, пояснил, что заявитель ссылается на неутвержденные ГОСТы.

Представитель администрации Центрального района г.Сочи требования не признал, указал, что в случае удовлетворения требований прокурора будет иметь место нецелевой расходование бюджетных средств.

Изучив позиции лиц, участвующих в деле, материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ст.254 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

На основании ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Согласно ч.1, ч.2, ч.4 ст.24 Федерального закона от 10.12.1995 г. №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" права граждан на безопасные условия движения по дорогам РФ гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства РФ о безопасности дорожного движения и международных договоров РФ. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.

Согласно ст.2 Закона Краснодарского края от 01.04.2004 г. № 679-КЗ "Об установлении границ муниципального образования город-курорт Сочи и наделении его статусом городского округа" муниципальное образование город-курорт Сочи наделено статусом городского округа.         

Автомобильная дорога, на которой выявлены недостатки эксплуатации, относится в соответствии с ч.11 ст.5 Федерального закона от 08.11.2007 г. №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" к автомобильным дорогами общего пользования местного значения городского округа.

Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 г. №131-ФЗ, ст.16, к вопросам местного значения городского округа отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

Согласно ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 г. №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.

Согласно ст.3 Устава муниципального образования город-курорт Сочи, принятым Решением Городского Собрания Сочи от 29.07.2010 г. №92, г.Сочи как объект административно-территориального устройства Краснодарского края состоит из административно-территориальных единиц, включающих в себя Центральный район. Правовое положение, полномочия, порядок деятельности территориальных единиц г.Сочи регулируются законодательством.

В соответствии со ст.24 Устава муниципального образования город-курорт Сочи в структуру органов местного самоуправления г.Сочи входит администрация г.Сочи как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования город-курорт, который обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и финансируется исключительно за счет собственных доходов бюджета г.Сочи, наделяется в соответствии со ст.38 полномочиями по решению вопросов местного значения, а также осуществляет бюджетные полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения (ст.39).

Уставом муниципального образования город-курорт Сочи, его ст.42, к полномочиям администрации г.Сочи в области использования автомобильных дорог, осуществления дорожной деятельности отнесено в том числе осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г.Сочи, осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждения нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Решением Городского Собрания Сочи от 22.09.2011 г. №157 утверждено "Положение об управлении автомобильных дорог администрации г.Сочи", которое в силу п.1.9 обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс (смету), счета, п.2.2 осуществляет полномочия главного распорядителя и получателя бюджетных средств г.Сочи.

В соответствии с Решением Городского собрания Сочи от 26.04.2007 г. №38 "О включении в состав имущества казны города Сочи автомобильных дорог общего пользования (улично-дорожной сети)" с изменениями, внесенными решением Городского собрания Сочи 20.06.07 № 94 автомобильные дороги общего пользования (улично-дорожная сеть), в том числе ул.Гагарина, расположенная в границах муниципального образования город-курорт Сочи, включена в реестр объектов муниципальной собственности г.Сочи в составе имущества казны г.Сочи. Учитывая, что выделение средств из городского бюджета на содержание автомобильных дорог производится администрациям районов г.Сочи, контроль за техническим состоянием автомобильных дорог общего пользования (улично-дорожной сети) возложен на Дирекции заказчиков районов г.Сочи.

В соответствии со ст.ст.209-210 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Согласно ст.215 ГК РФ от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

В соответствии со ст.13 Федерального закона от 08.11.2007 г. №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и т.д.

Прокуратурой Центрального района г.Сочи проведена проверка, по обращению начальника ОГИБДД УВД по г.Сочи, по вопросу соблюдения законодательства регламентирующего вопросы безопасности дорожного движения по ул.Гагарина в Центральном районе г. Сочи.

В ходе проверки установлено, что 12.02.2012 г. в районе д.9 по ул.Гагарина в г.Сочи, на пешеходном переходе произошло дорожно-транспортное происшествие, в котором пострадал пешеход.

При оформлении дорожно-транспортного происшествия установлено, что сопутствующим дорожным фактором явились недостатки в эксплуатационном состоянии улично-дорожной сети.

Согласно акта выявленных недостатков содержания дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 13.02.2012 г., в нарушение п.4.2.2, 4.2.3 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения" износ разметки 1.14.1 "Пешеходный переход" составил более 50%; отсутствует сопряжение пешеходного перехода с тротуаром, что организовывает движение пешеходов по проезжей части дороги; расположение в нарушение ч.1 п.6.1 ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения" рекламного щита с дорожным знаком.

В связи с нахождением указанных дорог на балансе Управления автомобильных дорог администрации г.Сочи, 13.02.2012 г. ОГИБДД УВД по г.Сочи Управлению выдано представление на устранение выявленных недостатков.

Как указывает заявитель, по итогам контрольной проверки, установлено проведение работ лишь по ликвидации рекламного щита, нанесения дорожной разметки.

16.04.2012 г., в отношении начальника Управления был составлен протокол по ч.1 ст. 9.5 КоАП РФ за невыполнение в срок представления.

Проведенным 17.05.2012 г. повторным обследованием установлено, что Управлением автомобильных дорог администрации г.Сочи меры по устранению недостатков в эксплуатационном состоянии дороги по ул.Гагарина приняты не были, что подтверждается актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 17.05.2012 г.

Согласно акта, на участке дороги в районе дома №9 по ул.Гагарина в г. Сочи на обустроенном пешеходном переходе не обеспечена видимость дорожного знака 5.19.2, отсутствует сопряжение пешеходного перехода с тротуаром, что организовывает движение пешеходов по проезжей части дороги, в нарушение ч.1 п.6.1 ГОСТ Р 52044-2003 совместно со знаком 5.19. установлена наружная реклама.

Суд приходит к выводу, что содержание дороги по ул.Гагарина в районе д.9 в г.Сочи, осуществляется в нарушение ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", а также ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения", что снижает уровень безопасности дорожного движения, противоречит требованиям Федерального закона от 10.12.1995 г. №196-ФЗ.

Таким образом, бездействие администрации г. Сочи, администрации Центрального района г.Сочи в части непринятия мер по устранению недостатков дороги по улице Гагарина нарушают права граждан на свободное и безопасное передвижение в пределах муниципального образования города-курорта Сочи как участников дорожного движения.

Ссылка стороны ответчика на недействующий ГОСТ не обоснована, поскольку "ГОСТ Р 50597-93. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утв. Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 г. №221, "ГОСТ Р 52044-2003. Государственный стандарт Российской Федерации. Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения", введенный в действие Постановлением Госстандарта РФ от 22.04.2003 г. №124-ст, применяются в обязательном порядке в части требований ст.46 Федерального закона от 27.12.2002 г. №184-ФЗ "О техническом регулировании", как соответствующий целям защиты жизни или здоровья граждан.

В соответствии с ч.1 ст.212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

Учитывая то обстоятельство, что органом местного самоуправления не обеспечивается путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, в результате чего при эксплуатация дорог местного значения управлении создает опасность для жизни и здоровья участников дорожного движения, суд считает необходимым обратить решение суда к немедленному исполнению.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

признать незаконным бездействие администрации г.Сочи, администрации Центрального района г.Сочи в части непринятия мер по устранению недостатков в эксплуатационном состоянии дороги по улице Гагарина в Центральном районе г.Сочи.

обязать администрацию г.Сочи, администрацию Центрального района г.Сочи принять меры по устранению недостатков в эксплуатационном состоянии дороги по ул.Гагарина в Центральном районе г.Сочи.

Решение суда обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г.Сочи в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 09.06.2012 г.

Председательствующий