Дело № 2- 2807/12 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Сочи 3 июля 2012 года Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе: председательствующего Ващенко Н.П., при секретаре Коржемановой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Фролкина В. С. об обжаловании отказа в присвоении офицерского звания и призыва на военную службу, УСТАНОВИЛ: Фролкин В. С. в период с 2005 по 2010 г.г. проходил обучение в Южно-Российском государственном техническом университете (Новочеркасском политехническом институте) на факультете информационных технологий и управления. В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 06.03.2008 г. № 275-р Южно-Российский государственный технический университет входит в перечень высших учебных заведений, при которых созданы факультеты военного обучения. На основании Контракта об обучении по программе подготовке офицеров запаса на военном факультете от 16.02.2007 г., заявитель был принят на факультет военного обучения по программе военной подготовки офицеров запаса по военно-учетной специальности 121000 - «применение смешанных подразделений, частей и соединений связи (кроме подразделений и частей связи и радиотехнического обеспечения авиации). В соответствии с вышеуказанными Контрактом Министерство обороны РФ обязывалось в случае успешного завершения обучения по программе подготовки офицеров запаса на военном факультете при данном учебном заведении одновременно с зачислением в запас присвоить воинское звание офицера. В период своего обучения в высшем учебном заведении, из-за несвоевременной защиты диплома, Фролкин В.С. был отчислен из университета на основании Приказа от 19.07.2010 г., но в дальнейшем восстановлен в число студентов, после успешной защиты диплома на основании Приказа от 02.12.2010 г. Приказом от 28.01.2011 г. № заявитель был отчислен из университета, как студент окончивший университет в соответствии с Государственным образовательным стандартом и учебным планом специальности 23020165 Информационные системы и технологии. Кроме того, справкой университета от 17.03.2011 г. подтверждено, что Фролкин B.C. в период обучения в университете прошел полный курс обучения на - факультете военного обучения по военно-учетной специальности. Своим заявлением на имя начальника отдела ВККК от 19.04.2011 г. с приложением необходимых документов заявитель просил принять решение о его аттестации для присвоения звания офицера запаса. До июня 2012 г. ни положительного, ни отрицательного ответа о присвоении заявителю звания офицера запаса - получено не было, не смотря неоднократные обращения в ВККК. Однако в мае 2012 г. Фролкин В.С. получил повестку, в соответствии с которой он призван на военную службу и был обязан явиться к 24.06.2012 г. для прохождения военной службы. Заявитель считает действия Военного комиссариата незаконными, а его заявленные требования законными и обоснованными по следующим основаниям. На основании п. а ч. 1. ст. 27 Закона РФ от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - граждане, не пребывающие в запасе). Согласно п.п. 2 п.. 1 ст. 52 Закона РФ от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» запас Вооруженных Сил Российской Федерации создается из числа граждан, успешно завершивших обучение по программе военной подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и окончивших эти образовательные учреждения. В соответствии с п. 2 ст. 52 Закона РФ от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ гражданину, успешно завершившему обучение по программе военной подготовки офицеров запаса на военной кафедре при федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования, при зачислении в запас министр обороны Российской Федерации присваивает воинское звание офицера. На основании п.а. 1 п. 1 ст. 21 Указа Президента РФ от 16.09.1999 г. № 1237 «вопросы прохождения воинской службы» гражданину, окончившему федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования и прошедшему обучение по программе военной подготовки в учебном военном центре при этом образовательном учреждении, - воинское знание присваивается в день, следующий за днем издания приказа об окончании указанного образовательного учреждения. Несмотря на это, воинское звание заявителю присвоено не было, а было указано обратиться в военкомат по месту жительства, с заявлением о присвоении звания офицера запаса. ВККК установив, что заявитель не является лицом, подлежащим призыву на воинскую службу согласно п. а ч. 1. ст. 27 Закона РФ от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ, своей повесткой призвал его для прохождения воинской службы, тем самым не выполнив условия ранее заключенного контракта - п. 4. ст. 1. В соответствии с ч. 3 ст. 402 ГК РФ к обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах. Согласно ст. 307 ГК РФ силу обязательства, одно лицо обязано совершить в пользу другого лица, определенное действие. Ст. 308 ГК РФ определяет, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются. Таким образом, заявитель считает действия Военного комиссариата Краснодарского края отдел по Лазаревскому, Центральному и Хостинскому району в не присвоении ему звания лейтенанта запаса, призыве на срочную военную службу - незаконными, и нарушающими его права и свободы. Представитель заинтересованного лица по доверенности Довгаль С.В. заявленные требования не признал, пояснив, что вопросы присвоения звания офицера запаса и принятия решения на срочную военную службу в компетенцию ВККК не входят. Запросы на подтверждение наличия у Фролкина В.С. права на присвоение звания офицера запаса ВККК направлены в соответствующие органы после заполнения заявителем анкеты от 22.06.2012г. Суд выслушав мнение сторон, исследовав доказательства оп делу, считает, что заявленные требования Фролкина В.С. подлежат удовлетворению в части, по следующим основаниям. Как предусмотрено ст. 52 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», запас Вооруженных Сил Российской Федерации создается из числа граждан успешно завершивших обучение по программе военной подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и окончивших эти образовательные учреждения. В силу п. 2 ст. 25 указанного ФЗ, гражданину, успешно завершившему обучение по программе военной подготовки офицеров запаса на военной кафедре при федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования, при зачислении в запас министр обороны Российской Федерации присваивает воинское звание офицера. Таким образом, вопрос о присвоении звания офицера запаса в компетенцию ВККК - не входит. Как предусмотрено ст. 2 «Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006г. №663, призыв на военную службу призывников организует военный комиссариат соответствующей территории (далее - военный комиссариат) при содействии местной администрации. Призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара субъекта Российской Федерации (далее - призывная комиссия). Следовательно, заявленные требования о признании незаконными действий ВККК о призыве Фролкина В.С. на военную службу, не могут быть удовлетворены в силу того, что ВККК является лишь организатором призыва граждан на военную службу, а не органом, осуществляющим принятие решения о призыве на военную службу. В соответствии со ст. 24 «Положения о порядке прохождения военной службы», утвержденного Указом Президента РФ от 16.09.1999г. №1237, гражданам, пребывающим в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, очередные воинские звания могут быть присвоены по представлению должностного лица, руководившего военными сборами, только после прохождения этими гражданами военных сборов и сдачи ими зачетов, установленных Министром обороны Российской Федерации, но не более двух раз за время пребывания указанных граждан в запасе. Гражданам, пребывающим в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации и не имеющим воинского звания офицера, успешно сдавшим во время прохождения военных сборов зачеты по программе подготовки офицеров запаса, воинское звание офицера может быть присвоено Министром обороны Российской Федерации. Как установлено материалами дела, заявитель 9.04.2011г. обратился в ВККК с заявлением о присвоении звания лейтенанта запаса, на котором проставлена резолюция о необходимости подготовки документации аттестационной комиссии. Однако, по прошествии более одного года, аттестационная комиссия не проведена, документы в Министерство обороны - не направлены. Следовательно, ввиду бездействия должностных лиц ВККК, были нарушены права заявителя, что в свою очередь повлекло для него невозможность предоставления документов, подтверждающих основания для отсрочки прохождения службы. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать незаконным бездействие должностных лиц Отдела по Лазаревскому, Центральному и Хостинскому районам города Сочи Военного комиссариата Краснодарского края, по подготовке и направлению документов Фролкина В. С. в Министерство обороны РФ для присвоения звания офицера запаса. В остальной части требований Фролкина В. С. - отказать. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в месячных срок с момента его изготовления в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено судом 7 июля 2012 г. Судья Н.П.Ващенко
Заявление Фролкина В. С. об обжаловании отказа в присвоении офицерского звания и призыва на военную службу, удовлетворить частично.