решение по заявлению Маркарян А.Т. об обжаловании бездействий администрации города Сочи по предоставлению земельного участка в собственность путем выкупа за плату



                                                                                                               Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 июля 2012 года                                                                                                     г. Сочи

Судья Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края Власенко В.А.,

при секретаре судебного заседания Язычян В.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Маркарян А.Т. об обжаловании бездействий администрации города Сочи по предоставлению земельного участка в собственность путем выкупа за плату,

УСТАНОВИЛ:

Маркарян А.Т. обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным отказ администрации города Сочи в предоставлении ей в собственность земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, путем заключения договора купли-продажи. И обязать департамент имущественных отношений администрации города Сочи заключить договор купли-продажи с Маркарян А.Т. в отношении земельного участка расположенного по адресу: г. Сочи<адрес> кадастровый номер , площадью 310 кв.м. за цену 12% от кадастровой стоимости, равной 1 274 826,52 рублей, согласно решению Городского Собрания Сочи от ДД.ММ.ГГГГ .

В обоснование своих требований указал, что она ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию г.Сочи с заявлением о заключении договора купли-продажи в отношении земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, кадастровой номер , площадью 310 кв.м., находящегося у нее пользовании на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ с разрешенным видом использования: для торговой деятельности. На вышеуказанном земельном участке расположен объект недвижимости, принадлежащий ей на праве собственности помещения здания овощного магазина, общей площадь 158,2 кв.м., лит. А, А1, А2.

05.05.2012 ею был получен отказ от администрации города Сочи за 05-17/6710, посчитав отказ незаконным, нарушающим ее право на выкуп земельного участка, предусмотренный действующим законодательством, Маркарян А.Т. обратилась в суд. Расчет выкупной цены занимаемого ею земельного участка на праве аренды и предполагаемого к выкупу рассчитан заявителем по правилам установленным Решением Городского Собрания Сочи от ДД.ММ.ГГГГ .

В судебном заседании представитель заявителя Назарян А.Н. заявленные требования поддержал.

Представитель администрации г.Сочи Ледовский А.С. в судебном заседании просил принять решение на усмотрение суда.

Выслушав позицию лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Как следует из материалов дела Маркарян А.Т. является собственником нежилых помещений № 1-8, здания овощного магазина общей площадью 158,2 кв.м., этаж 1, литер А, А1, А2, расположенного по адресу <адрес> на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 02.02.2009 года, о чем в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись от ДД.ММ.ГГГГ и выдано свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии .

Здание овощного магазина расположено на земельном участке площадью 310 кв.м., с кадастровым номером по адресу: <адрес>, категории земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - торговая деятельность, в территориальной зоне П -1-2, предоставленном Маркарян А.Т. по договору аренды земельного участка от 10.01.2012 года, заключенному между МО город-курорт Сочи в лице И.О. директора департамента имущественных отношений администрации города Сочи ФИО1 и Маркарян А.Т., сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированному в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ № регистрации

19.04.2012 года Маркарян А.Т. обратилась к Главе администрации города Сочи с заявлением о выкупе земельного участка, предоставленного ей в аренду для эксплуатации здания овощного магазина.

04.05.2012 года письмом департамента имущественных отношений администрации города Сочи за Маркарян А.Т. отказано в предоставлении земельного участка в собственности по договору купли-продажи. Отказ мотивирован тем, что земельные участки, расположенные в территориальных границах федерального курорта - города Сочи в силу ст.ст.27, 94 Земельного кодекса РФ, ст.1 Федерального закона «О природных лечебных ресурсах лечебно- оздоровительных местностях и курортах», п. 6 ст. 2 Федерального закона ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», распоряжения Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 № 591-р относятся к землям особо охраняемых природных территорий федерального значения и ограничиваются в обороте. В соответствии с п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 года №178 - ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» земельные участки, входящие в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов не подлежат отчуждению.

Приходя к выводу об удовлетворении заявления суд находит основания отказа муниципального органа, решение которого оспаривается незаконными в виду следующего.

В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков либо резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> предоставленного Маркарян А.Т. на праве аренды следует, что данный участок не отнесен к землям особо охраняемых территорий и объектов, землям лесного фонда, землям водного фонда или землям запаса, то есть в соответствии со статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации участок не относится к землям, ограниченным в обороте либо изъятым из оборота.

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.

Согласно статье 36 Земельного кодекса РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены названным Кодексом, федеральными законами. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Указанные органы в месячный срок со дня поступления такого заявления принимают решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; осуществляют подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляют его заявителю в месячный срок с даты принятия названного решения.

В соответствии с п.2.2 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" при разрешении споров, связанных с оформлением юридическими лицами по их желанию прав аренды земельных участков или с приобретением их в собственность, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использовании его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном участке предусмотрено строительство другого объекта.

В части 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе земли населенных пунктов (подпункт 2) и земли особо охраняемых территорий и объектов (подпункт 4).

Статьей 85 Земельного кодекса РФ предусмотрена возможность выделения в пределах черты городских, сельских поселений зон особо охраняемых территорий (в данном случае - санитарные зоны), используемых в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 Земельного кодекса РФ. Основу правового режима таких зон определяет градостроительный регламент, обязательный для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Из кадастрового плана спорного земельного участка следует, что он находится во второй санитарной зоне округа горно-санитарной охраны и полностью относится к категории земель населенных пунктов. Данный земельный участок является собственностью муниципального образования город-курорт Сочи.

Статья 8 Земельного кодекса РФ предусматривает возможность перевода земель из одной категории в другую, земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления, перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности; перевод земель иных категорий в земли особо охраняемых территорий и объектов осуществляется путем установления или изменения в порядке, установленном названным Кодексом и законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах, границ туристско-рекреационной особой экономической зоны, порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" от 21 декабря 2004 года N172-ФЗ, спорный земельный участок в категорию "земли особо охраняемых территорий и объектов" из категории "земли населенных пунктов" не переведен. В силу пункта 5 ст.14 данного Федерального закона земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.

В этой связи доводы администрации г.Сочи, касающиеся отнесения спорного земельного участка к категории земель особо охраняемых территорий и объектов, являются несостоятельными и противоречат федеральному законодательству.

Пункт 1 статьи 83 Земельного кодекса РФ признает землями населенных пунктов земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

Судом установлено, что спорный земельный участок по целевому назначению относится к категории "земли населенных пунктов", то есть предназначен для застройки и развития населенного пункта города-курорта Сочи, следовательно, данный земельный участок может быть приобретен в собственность граждан либо юридических лиц.

При таких обстоятельствах, учитывая изложенные нормы права, поскольку на испрашиваемом земельном участке расположено здание овощного магазина, принадлежащие на праве собственности Маркарян А.Т., земельный участок не относится к землям, ограниченным в обороте либо изъятым из оборота, не зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, относится к категории "земли населенных пунктов", суд приходит к выводу о том, что отказ администрации в заключении договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка является неправомерным.

Согласно пункту 5 Правил проведения государственной оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.

В соответствии с пунктом 9 Правил государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.

Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, в силу пункта 11 Правил разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 2.2.1 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года N 39 (далее - Методические указания), расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10 Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей.

Проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости в соответствии с Административным регламентом исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 28.06.2007 N 215.

На основании пункта 8.1 Административного регламента контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации осуществляется Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации.

В соответствии с данными кадастрового учета спорного земельного участка его кадастровая стоимость определена в сумме 10623554,30 руб., удельный показатель кадастровой стоимости (руб./кв.м.) равен сумме 34269,53 руб..

В целях обеспечения реализации прав собственников зданий, строений, сооружений, находящихся на земельных участках на территории города Сочи, на приобретение в собственность таких земельных участков Решением Городского Собрания Сочи от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок определения цены земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Сочи, продаваемых собственникам зданий, строений, сооружений, находящихся на этих земельных участках (далее Порядок).

Согласно п. 2.3 Порядка цены земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Сочи, продаваемых собственникам зданий, строений, сооружений, находящихся на этих земельных участках, устанавливаются в размере:

- 12 процентов кадастровой стоимости земельных участков при продаже земельных участков иным собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений.

При, этом оплата за выкупаемые земельные участки согласно п. 3 Порядка производится в порядке 100-процентной предоплаты, до подписания акта приема-передачи земельного участка.

Таким образом, цена выкупа вышеуказанного земельного участка равна 1274826,52 коп. (10623554,30 руб. кадастровая стоимость з/уч х 12%).

Представитель администрации города Сочи величину стоимости выкупа спорного земельного участка, произведенную на основании Правил, утвержденных Решением Городского Собрания Сочи от ДД.ММ.ГГГГ не оспорил.

В силу п.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Маркарян А.Т. о признании незаконным отказа администрации города Сочи в предоставлении в собственность земельного участка площадью 310 кв.м. с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес> путем выкупа за плату признать обоснованным.

Обязать администрацию г.Сочив лице департамента имущественных отношений администрации город Сочи заключить с Маркарян А.Т. договор купли-продажи земельного участка площадью 310 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> по цене 1 274826 (один миллион двести семьдесят четыре тысячи восемьсот двадцать шесть) рублей 52 копейки.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г.Сочи в течении месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 09 июля 2012 года.

Судья

РЕШЕНИЕ В ЗАКОННУЮ СИЛУ НЕ ВСТУПИЛО

«СОГЛАСОВАНО»