город Сочи «06» июля 2012 года Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Ващенко Н.П., при секретаре судебного заседания Коржемановой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Первого заместителя прокурора краснодарского края - прокурора г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «ФОРТУНА», о признании незаконным бездействия общества в сфере обеспечения транспортной безопасности и противодействия терроризму, об обязании устранить допущенные нарушения, УСТАНОВИЛ: Первый заместитель прокурора Краснодарского края - прокурор г. Сочи обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия ООО «ФОРТУНА» в сфере обеспечения транспортной безопасности и противодействии терроризму, обязании устранить допущенные нарушения. В обоснование своих требований Первый заместитель прокурора Краснодарского края - прокурор города Сочи заявляет, что Прокуратурой г. Сочи была проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обеспечения транспортной и антитеррористической безопасности в деятельности субъектов транспортной инфраструктуры. Вместе с тем в ходе проверки ООО «ФОРТУНА» установлено, что данным субъектом транспортной инфраструктуры допускаются нарушения требований транспортной безопасности при эксплуатации транспортных средств. Такие как: отсутствует приказ о назначении должностного лица, отвечающего за обеспечение транспортной безопасности; не проведена оценка уязвимости и категорирование эксплуатируемых транспортных средств, а так же отсутствует план обеспечения транспортной безопасности данных транспортных средств. Кроме того, для транспортных средств, используемых одним субъектом транспортной инфраструктуры, у которых идентичны конструктивные, технические и технологические элементы и категория, допускается разработка плана для группы транспортных средств. План представляется в компетентный орган в трех экземплярах: первый и второй экземпляры на бумажном носителе, третий на электронном носителе. Также истец указал, что требования по обеспечению транспортной безопасности являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры. Деятельность по эксплуатации указанных выше транспортных средств, связана с обслуживанием большого и постоянно меняющегося круга лиц, в связи с чем, ООО «ФОРТУНА» является объектом террористической устремленности. А значит, к его обязанности относится: планирование и осуществление необходимых мер в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; планирование и проведение мероприятий по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; обеспечение создания, подготовки и поддержания в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществление обучения работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях. Истец считает, что ООО «ФОРТУНА» должным образом не исполняет указанные обязанности, а значит, не способствует обеспечению безопасности при эксплуатации транспортных средств субъектом транспортной инфраструктуры и могут создавать угрозу причинения вреда жизни и здоровью неограниченного круга лиц. На основании изложенного Первый заместитель прокурора Краснодарского края - прокурор г. Сочи просил: признать незаконным бездействие ООО «ФОРТУНА» (юридический адрес <адрес>), выразившееся в неисполнении указанных, в исковом заявлении требований федерального законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности и противодействия терроризму; обязать ООО «ФОРТУНА» (юридический адрес <адрес> А) устранить допущенные нарушения, в том числе разработать и сдать на утверждение в компетентный орган план обеспечения транспортной безопасности эксплуатируемых транспортных средств. Старший помощник прокурора Центрального района г.Сочи Коган Я.М. в судебном заседании дал пояснения аналогичные указанным в исковом заявлении, требования поддержал полностью, просил удовлетворить полностью. Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, причина неявки суду не известна. Суд в соответствии с ч.4 ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть данное дело в отсутствие ответчика, поскольку ответчик в судебное заседание не явился, о дне месте и времени рассмотрения дела, уведомлен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил. Суд, заслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, приходит выводу о том, что заявленные истцом требования, подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Прокуратурой г.Сочи проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обеспечения транспортной и антитеррористической безопасности в деятельности субъектов транспортной инфраструктуры. В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Частью 2 ст. 2 указанного закона предусмотрено, что к основным задачам обеспечения транспортной безопасности относятся: определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности; разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», в число основных принципов противодействия терроризму входят: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет мер предупреждения терроризма; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма. В ходе проверки ООО «ФОРТУНА», действующего на основании Устава и законодательства РФ, расположенное по адресу: <адрес> (Свидетельство о государственной регистрации юридического лица от 26.07.2006г. серия №), основными видами деятельности которого являются: торговля, строительная деятельность, перевозка грузов и пассажиров, в том числе в международном сообщении, производство напитков, продуктов питания и другие виды деятельности, директором которого является Камбулова И.И. (приказ о принятии работника на работу от 01.07.2007г.), установлено, что данным субъектом транспортной инфраструктуры допускаются нарушения требований транспортной безопасности при эксплуатации транспортных средств. Так, в нарушение пп. 3 п. 4 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 11.02.2010 № 34 «Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» отсутствует приказ о назначении должностного лица, отвечающего за обеспечение транспортной безопасности. Кроме того, несмотря на то, что ООО «ФОРТУНА» эксплуатируются 62 единицы автобусов, что подтверждается списком подвижного состава ООО «Фортуна» на 12.03.2012г., используемых для осуществления транспортных перевозок, данным предприятием, в нарушение ст.ст. 5, 6, 9 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» не проведена оценка уязвимости и категорирование эксплуатируемых транспортных средств, а также, отсутствует план обеспечения транспортной безопасности данных транспортных средств. Согласно п. 5 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 11.02.2010 № 34 «Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств», план разрабатывается отдельно для каждого объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства. Для транспортных средств, используемых одним субъектом транспортной инфраструктуры, у которых идентичны конструктивные, технические и технологические элементы и категория, допускается разработка плана для группы транспортных средств. Кроме того, пунктом 6 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 11.02.2010 № 34 «Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» определено, что план представляется в компетентный орган в трех экземплярах: первый и второй экземпляры на бумажном, третий на электронном носителе. Решение об утверждении плана либо об отказе в его утверждении принимается компетентным органом в срок, не превышающий 30 дней. Решение оформляется в виде заключения и утверждается руководителем компетентного органа (либо уполномоченным им лицом). В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» требования по обеспечению транспортной безопасности, являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры. В соответствии с п. 37 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537, основными источниками угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности являются, в том числе, деятельность террористических организаций, группировок и отдельных лиц, направленная на уничтожение предприятий и учреждений, обеспечивающих жизнедеятельность общества, устрашение населения, в том числе путем применения ядерного и химического оружия либо опасных радиоактивных, химических и биологических веществ; сохраняющийся рост преступных посягательств, направленных против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности. В соответствии с п. 40 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, определено, что в целях обеспечения государственной и общественной безопасности: развивается система выявления и противодействия глобальным вызовам и кризисам современности, включая международный и национальный терроризм; укрепляется режим безопасного функционирования предприятий, организаций и учреждений оборонно-промышленного, ядерного, химического и атомно-энергетического комплексов страны, а также объектов жизнеобеспечения населения; повышается социальная ответственность органов обеспечения государственной и общественной безопасности. Деятельность по эксплуатации указанных транспортных средств связана с обслуживанием большого и постоянно меняющегося круга лиц, в связи с чем ООО «ФОРТУНА» является объектом террористической устремленности. Согласно ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» к обязанностям организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций относятся: планирование и осуществление необходимых мер в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; планирование и проведение мероприятий по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; обеспечение создания, подготовки и поддержания в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществление обучения работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях. Согласно ст. 2 Федерального закона от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» определено, что к основным принципам обеспечения безопасности в Российской Федерации относится приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности. В то же время, указанные выше нарушения в ООО «ФОРТУНА» противоречат основным задачам обеспечения транспортной безопасности и основным принципам противодействия терроризму, установленным федеральным законодательством, а также требованиям Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Федерального закона от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности», не способствуют обеспечению безопасности при эксплуатации транспортных средств субъектом транспортной инфраструктуры и могут создавать угрозу причинения вреда жизни и здоровью неограниченного круга лиц. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Судебная защита прокурором интересов неопределенного круга лиц и муниципальных образований является одной из форм осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, исполнения законов, действующих на территории Российской Федерации в целях пресечения любых фактов нарушения законности. В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона РФ от 17.01.1992 №2202-1 «0 прокуратуре Российской Федерации» прокурор в силу действующего процессуального законодательства Российской Федерации полномочен обратиться с заявлением в суд, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Учитывая изложенное, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Удовлетворить исковые требования Первого заместителя прокурора краснодарского края - прокурора г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «ФОРТУНА», о признании незаконным бездействия общества в сфере обеспечения транспортной безопасности и противодействия терроризму, об обязании устранить допущенные нарушения, Признать незаконным бездействие общества с ограниченной ответственностью «ФОРТУНА» (юридический адрес <адрес>), выразившееся в неисполнении указанных, в исковом заявлении требований федерального законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности и противодействия терроризму. Обязать общество с ограниченной ответственностью «ФОРТУНА» (юридический адрес <адрес>) устранить допущенные нарушения, в том числе разработать и сдать на утверждение в компетентный орган план обеспечения транспортной безопасности эксплуатируемых транспортных средств. На решение сторонами и лицами, участвовавшими в его рассмотрении и разрешении, могут быть поданы апелляционные жалобы в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Центральный районный суд г.Сочи в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Мотивированное решение составлено 10 июля 2012 года. Председательствующий Н.П. Ващенко.