К делу № 2-2682/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 28 июня 2012 года г. Сочи Судья Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края Власенко В.А., при секретаре судебного заседания Язычян В.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Примаковой А.А. о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России № 7 по Краснодарскому краю, УСТАНОВИЛ: Заявитель обратился в Центральный районный суд г. Сочи с заявлением, в котором просит признать, незаконным решение № 423 от 23.03.2012 года Межрайонной ИФНС России № 7 по Краснодарскому краю об отказе Примаковой А.А. в возврате излишне уплаченного налога на землю за налоговые периоды 2008-2010 годы в общей сумме 1104659,86 рублей, обязав устранить допущенные нарушения путем возврата на расчетный счет суммы излишне уплаченного налога. В обоснование своих требований указала, что Примакова А.А., в 2008, 2009, 2010 годах являлась плательщиком налога на землю по следующим земельным участкам: кадастровый номер №, расположенному 354000, <адрес>, г.Сочи, <адрес>, кадастровый номер №, расположенный <адрес>, кадастровый номер №, расположенный <адрес>, кадастровый номер №, расположенный <адрес>, кадастровый номер №, расположенный <адрес> Налог на землю был уплачен за 2008 год в размере 305 191,46 рублей, за 2009 год в размере 305 191,46 рублей и пени в размере 23 000 рублей, за 2010 год в размере 471 276, 94 рубля, в общей сумме 1 104 659,86 рублей. Придя к выводу, что в налоговых периодах с 2008 по 2010 год излишне уплачена в бюджет сумма земельного налога, Примакова А.А. обратилась в Межрайонную ИФНС России №7 по Краснодарскому краю с заявлением в порядке ст.78 НК РФ о возврате излишне уплаченного земельного налога в размере 1 104 659,86 руб. Налоговый орган решением №4233 от 23.03.2012г. отказал заявителю в удовлетворении данного заявления, указав, что сумма переплаты не подтверждается данными КРСБ, меньше заявленной. Заявитель считает, что решение Межрайонной ИФНС России №7 по Краснодарскому краю №4233 от 23.03.2012 года подлежит признанию незаконным (недействительным), что влечет обязанность налогового органа устранить допущенные нарушения прав заявителя-налогоплательщика в виде возврата на расчетный счет суммы излишне уплаченного налога на землю за периоды с 2008 года по 2010 год, поскольку кадастровая стоимость, утвержденная постановлением №1202-Р от 29.12.2007 года, была утверждена лишь 13.03.2009 года, т.е. не по состоянию на 1 января 2009 года, что с учетом положений ст.390 и ст.391 НК РФ не допускает её применения к отношениям, имеющим место в 2009 году. Постановление Губернатора Краснодарского края от 05.02.2010г. №58 не может применяться на период 2010г., ввиду того, что данные, установленные указанным нормативно правовым актом следует применять на 1 января следующего налогового периода, что следует из ст.5 НК РФ, согласно которой акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования. При этом налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Таким образом, заявитель считает, что суммы налога, за период 2008, 2009 и 2010гг. уплате не подлежали. В судебном заседании представители заявителя Примаковой А.А. - Вишневского П.С., действующего на основании надлежащим образом оформленной доверенности заявленные требования поддержал. Заинтересованное лицо - представитель Межрайонной ИФНС России № 7 по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, причину неявки суду не сообщил, о рассмотрении заявления в свое отсутствие не просил. В соответствии с ч. 2 ст. 257 ГПК РФ неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления. Суд, изучив заявление, выслушав лиц, участвующих в деле, представленные доказательства, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям. Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Как следует из материалов дела, Примакова А.А., в 2008, 2009, 2010 годах являлась плательщиком налога на землю по следующим земельным участкам: кадастровый номер № расположенному <адрес>, кадастровый номер №, расположенный <адрес>, кадастровый номер №, расположенный <адрес>, кадастровый номер № расположенный <адрес>, кадастровый номер № расположенный <адрес> Налог на землю был уплачен за 2008 год в размере 305 191,46 рублей, за 2009 год в размере 305 191,46 рублей и пени в размере 23 000 рублей, за 2010 год в размере 471 276, 94 рубля, в общей сумме 1 104 659,86 рублей. Посчитав, что в налоговых периодах с 2008 по 2010 год излишне уплачена в бюджет сумма земельного налога, Примакова А.А. обратилась в Межрайонную ИФНС России №7 по Краснодарскому краю с заявлением в порядке ст.78 НК РФ о возврате излишне уплаченного земельного налога в размере 1 104 659,86 руб. Налоговый орган решением №4233 от 23.03.2012г. отказал в возврате уплаченного им излишнего налога. Решением № 4233 от 23.03.2012 года Примаковой А.А. отказано в осуществлении зачета (возврата), ввиду того, что карточке лицевого счета данного налогоплательщика, переплаты по налогам, сборам, пеням и штрафам. Расчет земельного налога исходил из кадастровой стоимости земельных участков, установленной Распоряжением главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 г. № 1202-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края» за 2008г. и 2009г. и Постановлением Губернатора Краснодарского края от 05.02.2010г. №58 «Об утверждении результатов кадастровой оценки населенных пунктов Краснодарского края» за 2010г. Распоряжением главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 года №1202-Р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края» было утверждена кадастровая стоимость земельных участков на территории Краснодарского края. На основании данного Распоряжения, кадастровой службой г. Сочи была рассчитана кадастровая стоимость земельного участка принадлежащего обществу в 2008 и 2009гг., рассчитанная кадастровая стоимость была использована в качестве налоговой базы по земельному налогу за 2008-2009 г.г., при этом правовых оснований для использования этой кадастровой стоимости в рассматриваемых периодах не было в виду следующего. Статьей 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст.389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. При этом, в соответствии с п.1 ст. 391НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом В силу п.14 ст.396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года. В ст.66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. № 316). При этом нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель, изданные во исполнение вышеназванных постановлений Правительства Российской Федерации, регулируют земельные отношения и в силу пункта 3 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации относятся к актам, содержащим нормы земельного права. Земельный налог за 2008 и 2009гг. исчислен исходя из кадастровой стоимости оценки земель, установленной Распоряжением Главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007г. №1202-р. Распоряжение Главы администрации Краснодарского края является нормативным актом Субъекта Федерации, что предусмотрено п.1 ст. 22 Федерального Закона Российской Федерации от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Субъектов Российской Федерации». Согласно п.5 ст.8 данного Закона нормативный акт субъекта Российской Федерации вступает в силу после его официального опубликования. Данный Закон соответствует нормам, установленным НК РФ, а так же Конституции, поскольку ст. 5 НК РФ прямо предусмотрено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Таким образом, в соответствии с положением абз. 3 п. 1 ст. 5 НК РФ, акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования. При этом, вышеуказанные нормы подлежат применению в соответствии с конституционно-правовым смыслом, выявленным в Определении Конституционного Суда РФ от 10.03.2005 № 71-О. В соответствии со статьей 44 Закона Краснодарского края от 06.06.1995 г. № 7-КЗ «О правотворчестве и нормативно правовых актах Краснодарского края» законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Согласно статье 46 Закона Краснодарского края от 06.06.1995 г. № 7-КЗ «О правотворчестве и нормативно правовых актах Краснодарского края» официальным опубликованием нормативных правовых актов края признается первая публикация их полного текста в газете «Кубанские новости» или Информационном бюллетене Законодательного Собрания Краснодарского края. Опубликованные в официальном порядке нормативные правовые акты края после вступления их в силу подлежат применению всеми государственными органами края, органами местного самоуправления в крае, должностными лицами, а также исполнению находящимися на территории края предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, гражданами. Выше обозначенный критерий указан в Конституции Российской Федерации, в силу п. 3 ст. 15 которой любые нормативные правовые акты не могут применяться, если они не были опубликованы официально для всеобщего сведения. Распоряжение главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 г. № 1202-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края», на основании которого Заявителем исчислен земельный налог, опубликовано в газете «Кубанские новости» лишь 13.03.2009г. в № 37. При этом в газете «Кубанские новости» от 09.02.2008г. № 21 опубликована только краткая информация о принятии данного распоряжения. Данное Распоряжение как нормативный правовой акт, вступил в законную силу только с 13.03.2009 года. Применение нормативного правового акта до вступления его в законную силу, противоречит требованиям закона и Конституции Российской Федерации, в связи с чем является недопустимым и не может распространяться на правоотношения по исчислению и уплате в бюджет земельного налога за 2008 год, кроме того, его действие, не может распространяться и на правоотношения по исчислению и уплате в бюджет земельного налога за 2009 год. Сам по себе факт, вступления в законную силу в 2009 году нормативного акта об утверждении кадастровой стоимости, ещё не является безусловным правовым основанием для применения этой, вновь утвержденной кадастровой стоимости к правоотношениям этого же года, если при этом не соблюдаются порядок и условия для её применения, установленные в Налоговом кодексе Российской Федерации. В силу п.1 ст.391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Исходя из буквального толкования норм права, налоговая база по земельному налогу за 2009 год, определяется на основании только той кадастровой стоимости, которая утверждена по состоянию на 1 января 2009 года. Кадастровая стоимость, утвержденная постановлением №1202-Р от 29.12.2007 года, была утверждена лишь 13.03.2009 года, т.е. не по состоянию на 1 января 2009 года, что с учетом положений ст.390 и ст.391 НК РФ не допускает её применения к отношениям, имеющим место в 2009 году. Из всей совокупности обстоятельств, кадастровая стоимость, указанная в Распоряжении Губернатора Краснодарского край №1202-Р от 29.12.2007 года, не могла применяться налоговым органом для целей исчисления земельного налога, так как не была утверждена не по состоянию на 1 января 2008 года, не по состоянию на 1 февраля 2009 года и даже, не по состоянию на 1 марта 2009 года, что с учетом положений ст.390 и ст.391 НК РФ свидетельствует о незаконности и неправомерности её применения в рассматриваемом случае. С учетом вышеизложенных норм кадастровая стоимость для исчисления налога, установленная согласно данного распоряжения, не может быть применена в 2008 и 2009гг. В 2010 году при решении вопроса об определении налоговой базы по земельному налогу применена кадастровая стоимость, установленная Постановлением Губернатора Краснодарского края от 05.02.2010г. №58 «Об утверждении результатов кадастровой оценки населенных пунктов Краснодарского края». Распоряжение Главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007г. №1202-р не могло быть применено налоговым органом, так как признано утратившим силу Постановлением Губернатора Краснодарского края от 05.02.2010г. №57-Р. При этом, из Постановления Губернатора Краснодарского края от 05.02.2010г. №58 «Об утверждении результатов кадастровой оценки населенных пунктов Краснодарского края» следует, что кадастровая оценка земель на территории Краснодарского края применяется по состоянию на 01.01.2007г. При этом указанное Постановление опубликовано в газете «Кубанские новости» 08.02.2010г. Таким образом, Постановление Губернатора Краснодарского края от 05.02.2010г. №58 не может применяться на период 2010г., поскольку данные, установленные указанным нормативно правовым актом следует применять на 1 января следующего налогового периода, что следует из ст.5 НК РФ, согласно которой акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования. При этом налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Кодекса). При таких обстоятельствах решение № 423 от 23.03.2012 года Межрайонной ИФНС России № 7 по Краснодарскому краю об отказе Примаковой А.А. в возврате излишне уплаченного налога на землю за налоговые периоды 2008-2010 годы нельзя признать законным и обоснованным, соответственно требования заявителя подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Примаковой А.А. о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России № 7 по Краснодарскому краю - удовлетворить. Признать, незаконным решение № 423 от 23.03.2012 года Межрайонной ИФНС России № 7 по Краснодарскому краю об отказе Примаковой А.А. в возврате излишне уплаченного налога на землю за налоговые периоды 2008-2010 годы в общей сумме 1104659,86 рублей. Обязать Межрайонную ИФНС России № 7 по Краснодарскому краю устранить допущенные нарушения, путем возврата на расчетный счет Примаковой А.А. суммы излишне уплаченного налога. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г. Сочи в течении месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 03.07.2012 года. Судья: В.А. Власенко РЕШЕНИЕ В ЗАКОННУЮ СИЛУ НЕ ВСТУПИЛО «СОГЛАСОВАНО»