К делу №2-2293/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации гор. Сочи 26 июля 2012 г. Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе: Председательствующего судьи Ефанова В.А. при секретаре Ващенко А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минасян А.К. к Управлению пенсионного фонда РФ в г. Сочи и Управлению пенсионного фонда РФ в Лазаревском районе г. Сочи о признании права на досрочную пенсию, УСТАНОВИЛ: Истица обратилась в суд с иском к ответчикам, о признании права на досрочную пенсию. В исковом заявлении истца указала, что решением комиссии от 17.11.2011 г. (протокол №41/75) по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан - управления пенсионного фонда в г.Сочи ей было отказано в назначении досрочной пенсии по п.п.19, п.1 ст.27 Закона РФ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей. В стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости не включены следующие периоды работы: - с 06.12.1995 г. по 15.02.2001 г. в должности учителя начальных классов учебного воспитательного комплекса «Школа-детский сад №87», так как наименование учреждения не предусмотрено Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781, постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. №1067 и Постановлением Совета Министров РСФСР №463 от 06.09.1991 г; - с 24.03.1992 г. по 31.08.1993 г. период отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет; Считает решение комиссии неправомерным по следующим основаниям: 16.08.1986 г. она была принята на должность учителя начальных классов в среднюю школу №87 г. Сочи. В процессе ее трудовой деятельности, наименование учреждения в котором она работала, изменялось в связи с реорганизацией школы: 20.12.1995г. средняя школа №87 было объединена с детским садом, затем 01.02.2000 г. произошло разделение УВК школа-детский сад №87 на два отдельных учреждения - среднюю общеобразовательную школу №87 и детский сад №72. Она была переведена в среднюю общеобразовательную школу №87 учителем начальных классов, т.е. фактически она как работала в школе в период ее именования УВК школа - детский сад №87, так и продолжала работать в муниципальном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе №87. Характер ее работы в должности учителя начальных классов на протяжении всего это времени не изменялся. В соответствии с положением ст.55 Закона РФ от 10.07.1992г. №3266-1 «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет. Закрепляя права, социальные гарантии и льготы работников образовательных учреждений, этот Закон не связывает возможность их реализации с организационно-правовыми формами и названиями образовательных учреждений. В соответствии со ст. 12 Закона РФ «Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну из нескольких образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. В период с 24.03.1992 г. по 31.08.1993 г. она находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. С 1 января 2002 года был введен в действие Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии. В соответствии со статьей 31 данного Федерального закона с этой даты утрачивают силу Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, ему не противоречащей. Ранее действующий Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в ст.80 предусматривал право на пенсию в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей при выслуге не менее 25 лет. Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в ст. 11 установил определенные ограничения, а именно: «в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, засчитываются период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности». Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Правовая позиция, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года, конкретизирована в Определении от 5 ноября 2002 года по жалобе гражданина Ю.И. Спесивцева на нарушение его конституционных прав положениями статей 12 и 133.1 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, у таких граждан сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. На момент ее обращения в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости (17.08.2011 г.) ее специальный стаж с учетом оспариваемых периодов составил 24 года 11 месяцев 28 дней. Решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ-УПФР в г.Сочи об отказе в назначении пенсии было вынесено 17 ноября 2011 года. В соответствии с п. 15 Порядка назначения пенсии и перевода с одной пенсии на другую, утвержденного постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. N 17/19пб пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее дня приобретения права на пенсию. По состоянию на 19.08.20111 года ее специальный стаж составил 25 лет, следовательно назначение досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью должно производиться с 19.08.2011 года. В судебном заседании истица требования, изложенные в исковом заявлении, поддержала и настаивала на удовлетворении иска в полном объеме. Представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Сочи Краснодарского края, исковые требования не признал, указав, что решение по отказу начисления досрочной пенсии законно, оснований для назначения досрочной пенсии отсутствуют. Предстаивтель Управлению пенсионного фонда РФ в Лазаревском районе г. Сочи в судебное заседание не явился, о времени и месте, которого был извещен надлежаще, причины неявки суду неизвестны. Выслушав мнение лиц участвующих в судебном заседании, изучив письменные материалы дела, суд находит требования истицы подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям. Согласно п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального Закона от 17.12.2001г. № 173 - ФЗ «О трудовых, пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. В соответствии с материалами дела у Минасян А.К. имеется специальный педагогический стаж работы в размере 25 лет. Как установлено из выписки из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопрос реализации пенсионных прав граждан об отказе в назначении пенсии № 41/75 от 17.11.2011 года, комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления пенсионного фонда РФ ГУ в г. Сочи рассмотрев заявление, отказало истице в назначении досрочной пенсии в связи тем, что истица не имеет 25 летнего стажа по осуществлению педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости приобретает по достижению 55 лет. Из специального стажа истицы исключены периоды работы с 06.12.1995 года по 15.02.2001 года и с 24.03.1992 года по 31.08.1993 года. В целях обеспечения правильного применения положения Федерального закона от 17 декабря 2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении от 20.12.2005г. №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» дал следующие разъяснения: п. 9. «В случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.)». Период с 06.12.1995 г. по 15.02.2001 г. был исключен из специального стажа истицы, так как, она работала в должности учителя начальных классов учебного воспитательного комплекса «Школа-детский сад №87», и наименование учреждения не предусмотрено Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781, постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. №1067 и Постановлением Совета Министров РСФСР №463 от 06.09.1991 г; 16.08.1986 г. Минасян А.К. была принята на должность учителя начальных классов в среднюю школу №87 г. Сочи, что суд установил из трудовой книжки. В процессе ее трудовой деятельности, наименование учреждения в котором она работала, изменялось в связи с реорганизацией школы: 20.12.1995г. средняя школа №87 было объединена с детским садом, затем 01.02.2000 г. произошло разделение УВК школа-детский сад №87 на два отдельных учреждения - среднюю общеобразовательную школу №87 и детский сад №72. Онабыла переведена в среднюю общеобразовательную школу №87 учителем начальных классов, т.е. фактически она как работала в школе в период ее именования УВК школа - детский сад №87, так и продолжала работать в муниципальном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе №87. При этом суд считает, что характер ее работы в должности учителя начальных классов на протяжении всего это времени не изменялся. В соответствии с положением ст.55 Закона РФ от 10.07.1992г. №3266-1 «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет. Закрепляя права, социальные гарантии и льготы работников образовательных учреждений, этот Закон не связывает возможность их реализации с организационно-правовыми формами и названиями образовательных учреждений. В соответствии со ст. 12 Закона РФ «Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну из нескольких образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Постановлением Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 года № 11-П признаны не соответствующими Конституции Российской федерации, её статьям 19 (части 1и 2), 39 (части 1и 2) и 55 (части 2 и 3), взаимосвязанные нормативные положения подпунктов 10,11,12 пункта 1 статьи 28 и пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливающие для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения либо творческую деятельность на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста осуществление этой деятельности с соответствующих государственных или муниципальных учреждениях, - в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения данные положения не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся педагогической деятельностью в учреждениях для детей, лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, творческой деятельностью на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, периоды осуществления ими этой деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством, при том, что законодательное регулирование порядка сохранения и реализации, пенсионных прав, уже приобретенных указанными лицами в результате длительной профессиональной деятельности, до настоящего времени отсутствуют. Таким образом, период с 06.12.1995 года по 15.02.2001 года должен быть включен в специальный стаж истицы. До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г.; при этом, статья 71 Основ изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Таким образом, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 г. Принимая во внимание, что отпуск истца по уходу за ребенком начался со 24 марта 1992 г., то есть в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период с 24 марта 1992 г. по 31 августа 1993 г. подлежит включению в специальный стаж работы Минасян А.К. Суд считает, что пенсия истице должна быть назначена с момента обращения в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Сочи Краснодарского края, то есть с 19.08.2011 года по следующим основаниям. Так, согласно п. 3 ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в случае, если в данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования отсутствуют необходимые для назначения трудовой пенсии сведения и (или) к заявлению приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий пенсионноеобеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии. Вместе с тем в п.1 ст. 19 названного Закона установлено, что трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Таким образом, назначение трудовой пенсии обусловлено наличием права на пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права. Судом установлено, что на момент первоначального обращения за трудовой пенсией в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Сочи Краснодарского края Минасян А.К. имела право на указанную пенсию, однако при рассмотрении заявления о назначении досрочной трудовой пенсии, ответчик не принял во внимание Постановление Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 года № 11-П и необоснованно отказал ей в назначении указанной пенсии. Суд считает, что при обращении в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Сочи Краснодарского края истица имела право на назначение досрочной трудовой пенсии, так необходимый педагогический стаж работы, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости 25 лет она выработала. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 -199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление Минасян А.К. к Управлению пенсионного фонда РФ в г. Сочи и Управлению пенсионного фонда РФ в Лазаревском районе г. Сочи о признании права на досрочную пенсию, удовлетворить. Признать за Минасян А.К. право на досрочную пенсию по старости в соответствии с п.п. 19, п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», засчитав периоды работы: с 06.12.1995 г. по 15.02.2001 г. в должности учителя начальных классов учебного воспитательного комплекса «Школа-детский сад №87»; с 24.03.1992 г. по 31.08.1993 г. период отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет. Назначить досрочную пенсию по старости с 19.08.2011г. Обязать Управление пенсионного фонда РФ в Лазаревском районе г. Сочи назначить Минасян А.К. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии со ст.27 п.1 п.п.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 19.08.2011 г. и произвести выплату трудовой пенсии с указанной даты. Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме. Председательствующий В.А. Ефанов Решение изготовлено в окончательной форме 30.07.2012 года