К делу № 2-3005/12 город Сочи «26» июля 2012 года Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Ващенко Н.П., при секретаре судебного заседания Коржемановой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Центрального района г.Сочи, в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва № 9 по теннису имени Евгения Кафельникова города Сочи, администрации г.Сочи об обязании создать условия для беспрепятственного доступа и обучения детей-инвалидов на теннисных кортах по <адрес>, УСТАНОВИЛ: Прокурор Центрального района г.Сочи обратился в Центральный районный суд г.Сочи с исковым заявлением к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва № 9 по теннису имени Евгения Кафельникова города Сочи, администрации г.Сочи об обязании создать условия для беспрепятственного доступа и обучения детей-инвалидов на теннисных кортах по <адрес>. В обоснование своих требований Прокурор Центрального района г.Сочи указал на то, что Прокуратурой Центрального района г. Сочи проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите детей-инвалидов. При проведении указанной проверки установлено, что Муниципальным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования детей специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва № 9 по теннису имени Евгения Кафельникова города Сочи (МБОУ ДОД СДЮШОР № 9) не созданы условия, обеспечивающие доступность теннисных кортов по <адрес>, для детей-инвалидов, в том числе, для инвалидов-колясочников, инвалидов с поражениями опорно-двигательного аппарата, инвалидов по зрению, инвалидов по слуху. При проведении проверки выявлено, что на теннисных кортах образовательного учреждения по <адрес>, высота или перепад порога и калитки на входе на территорию не соответствует установленным требованиям, отсутствуют указатели направления движения, входная группа не имеет навеса, лестница на трибуны не оборудована поручнями с двух сторон, не имеется рельефной тактильной полосы перед маршем вверху и внизу, контрастной окраски перед первой и последней ступенями, пандуса или подъемника, дублирующего лестницу; отсутствуют места для инвалидов; санитарно-гигиенические помещения не имеют знака доступности помещения для инвалидов, не оборудованы в соответствии с установленными требованиями. Кроме того, выявлены и другие нарушения. Отсутствие свободного доступа детей-инвалидов к теннисным кортам образовательного учреждения по <адрес>, препятствует реализации их права на получение дополнительного образования, права на занятия физической культурой и спортом. На основании изложенного Прокурор Центрального района г.Сочи просил: обязать администрацию г. Сочи и Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва № 9 по теннису имени Евгения Кафельникова города Сочи, создать условия для беспрепятственного доступа и обучения детей-инвалидов на теннисных кортах по <адрес>. В судебном заседании истец - прокурор Центрального района г.Сочи дал суду пояснения, аналогичные пояснениям, указанным в исковом заявлении, на удовлетворении исковых требований настаивал. Представитель ответчика Администрации г.Сочи по доверенности Невдах Т.П. в судебном заседании иск не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать. Ответчик Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва № 9 по теннису имени Евгения Кафельникова города Сочи в судебном заседании в лице директора Лукашина С.С. в судебном заседании иск не признал, просил в удовлетворении исковых требований отказать. Представитель третьего лица Управления социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в Центральном районе г.Сочи по доверенности Соколова М.А. в судебном заседании дала суду пояснения, аналогичные указанным в исковом заявлении. Суд, заслушав истца, ответчика, представителя третьего лица, изучив материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Как видно из материалов дела, Прокуратурой Центрального района г. Сочи проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите детей-инвалидов. При проведении указанной проверки установлено, что Муниципальным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования детей специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва № 9 по теннису имени Евгения Кафельникова города Сочи (МБОУ ДОД СДЮШОР № 9) не созданы условия, обеспечивающие доступность теннисных кортов по <адрес>, для детей-инвалидов, в том числе, для инвалидов-колясочников, инвалидов с поражениями опорно-двигательного аппарата, инвалидов по зрению, инвалидов по слуху. МБОУ ДОД СДЮШОР № 9 осуществляет образовательную деятельность по программам физкультурно-спортивной направленности (теннис) на основании лицензии от 22.05.2009г. Используемые для ведения образовательной деятельности теннисные корты по <адрес>, общей площадью 2658,7 кв.м., предоставлены образовательному учреждению на праве оперативного управления (Свидетельство о государственной регистрации права от 18.03.2009г.) собственником - администрацией г.Сочи. Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым общественным и производственным зданиям, строениям, сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Аналогичные положения закреплены в п.6.1 », п. 6.1. Положения об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной инфраструктуры г.Сочи, утвержденного решением Городского Собрания Сочи от 26.10.2001г. № 192. Основной принцип, который должен реализовываться при формировании среды жизнедеятельности с учетом инвалидов, максимально-возможная интеграция инвалидов во все сферы общества - труд, быт, образование, досуг, проживание, реабилитация. К категории маломобильных граждан в соответствии с п. 1.1 указанного Положения относятся инвалиды всех категорий и другие граждане, вынужденные в силу устойчивого или временного недостатка использовать для своего передвижения необходимые средства (трости, костыли, коляски и т.д.), приспособления и собак-проводников; граждане с детьми, использующие детские коляски. Согласно п. 4 Положения об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной инфраструктуры г.Сочи, утвержденного решением Городского Собрания Сочи от 26.10.2001г. № 192, к объектам городской инфраструктуры, подлежащим оснащению специальными приспособлениями, устройствами, оборудованием, относятся, в том числе, административные здания и сооружения, объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения, физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения, места отдыха. На основании п. 4 указанного Положения к объектам городской инфраструктуры подлежащим оснащению специальными приспособлениями, устройствами, оборудованием, относятся, в том числе, административные здания и сооружения, объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения, физкультурно - оздоровительные, спортивные здания и сооружения, места отдыха. В соответствии со ст.ст. 1, 3, 5, 9, 37 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ, образовательные учреждения, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта относятся к субъектам физической культуры и спорта в РФ. Основными принципами в области физической культуры и спорта в РФ являются обеспечение права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимым условиям развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения; установление государственных гарантий прав граждан в области физической культуры и спорта; запрет на дискриминацию в области физической культуры и спорта; содействие развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и других групп населения, Объекты спорта (объекты недвижимого имущества или комплексы В нарушение указанных требований, а также ст. 46 Федерального При проведении проверки выявлено, что на теннисных кортах образовательного учреждения по <адрес>, высота или перепад порога и калитки на входе на территорию не соответствует установленным требованиям, отсутствуют указатели направления движения, входная группа не имеет навеса, лестница на трибуны не оборудована поручнями с двух сторон, не имеется рельефной тактильной полосы перед маршем вверху и внизу, контрастной окраски перед первой и последней ступенями, пандуса или подъемника, дублирующего лестницу; отсутствуют места для инвалидов; санитарно-гигиенические помещения не имеют знака доступности помещения для инвалидов, не оборудованы в соответствии с установленными требованиями. Средств информации недостаточно: отсутствуют дублирование рельефными (тактильными) знаками информации о назначении помещений со стороны ручки двери речевые информаторы, световые табло для вывода оперативной информации. Что делает образовательное учреждение недоступным для инвалидов-колясочников, инвалидов по зрению. Изложенное подтверждается паспортом доступности для инвалидов Отсутствие свободного доступа детей-инвалидов к теннисным кортам образовательного учреждения по <адрес>, препятствует реализации их права на получение дополнительного образования, права на занятия физической культурой и спортом. В соответствии со ст. 43 Конституции РФ, ст.ст. 2, 5, 12 Закона РФ от Целями государственной политики в интересах детей являются осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений. В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в числе прочих, организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения), обеспечение условий для развития на территории городского округа физической культуры и массового спорта. Необеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к месту осуществления образовательной деятельности по <адрес>, влечет за собой нарушение прав такой категории несовершеннолетних, число которых постоянно меняется, следовательно, оно нарушает права неопределенного круга лиц. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ данный факт служит основанием для обращения прокурора в суд в целях защиты прав неопределенного круга лиц. При таких обстоятельствах, на основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации. Не осуществление ответчиком действий по созданию надлежащих условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры нарушает права неопределенного круга лиц: как инвалидов, которые получили уже этот статус, так и тех граждан, кто может получить его в будущем, как зарегистрированных в соответствующих органах в настоящий момент, так и тех, кто зарегистрируется в будущем, т.е. неопределенного на момент предъявления иска круга лиц. Указанные основания дают прокурору право обратиться в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ. На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Требования Прокурора Центрального района г.Сочи в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва № 9 по теннису имени Евгения Кафельникова города Сочи, администрации г.Сочи об обязании создать условия для беспрепятственного доступа и обучения детей-инвалидов на теннисных кортах по <адрес> - удовлетворить. Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва № 9 по теннису имени Евгения Кафельникова города Сочи, администрацию г.Сочи создать условия для беспрепятственного доступа и обучения детей-инвалидов на теннисных кортах по <адрес>. На решение сторонами и лицами, участвовавшими в его рассмотрении и разрешении, могут быть поданы апелляционные жалобы в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Центральный районный суд г.Сочи в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Мотивированное решение суда составлено 30 июля 2012 года. Председательствующий Н.П. Ващенко
нуждающихся в повышенной социальной защите.
недвижимого имущества, специально предназначенные для проведения
физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий, в том числе
спортивные сооружения) относятся к объектам социальной инфраструктуры.
Проектирование и строительство объектов спорта осуществляются с
соблюдением требований об обеспечении беспрепятственного доступа
инвалидов к объектам спорта.
закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», СНиП 35-
01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп
населения», МБОУ ДОД СДЮШОР № 9 по <адрес>, не
обеспечена доступность функциональных зон образовательного учреждения
(участки и территории, входная группа, пути движения на объекте, зона
оказания услуг, санитарно-гигиенические помещения, средства информации
на объекте) для отдельных категорий инвалидов, в том числе,
несовершеннолетних инвалидов-колясочников, инвалидов с поражениями
опорно-двигательного аппарата, инвалидов по зрению, инвалидов по слуху.
СДЮШОР № 9 по теннису им. Е.Кафельникова от 08.06.2012г., составленным
должностными лицами департамента социальной защиты населения
Краснодарского края.
10.07.1992г. №3266-1 «Об образовании», Типовым положением об
образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденный
Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 233. ст.ст. 4, 10 Федерального закона 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина.