Решение по исковому заявлению Прокурора Центрального района г.Сочи, в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Сочи, МОУК «Детская музыкальная школа № 2» об обязании администрации города Сочи и МОУК «Детская музыкальная школа № 2»



К делу № 2-2906/12

Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

            

город Сочи                                                                    «18» июля 2012 года

Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края

в составе:

председательствующего судьи                  Ващенко Н.П.,

при секретаре судебного заседания          Коржемановой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Центрального района г.Сочи, в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Сочи, МОУК «Детская музыкальная школа № 2» об обязании администрации города Сочи и МОУК «Детская музыкальная школа № 2» обеспечить условия инвалидам для беспрепятственного доступа в помещения, получить паспорта доступности с положительным заключением,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Центрального района г.Сочи обратился в Центральный районный суд г.Сочи с исковым заявлением к администрации города Сочи, МОУК «Детская музыкальная школа № 2» об обязании администрации города Сочи и МОУК «Детская музыкальная школа № 2» обеспечить условия инвалидам для беспрепятственного доступа в помещения, получить паспорта доступности с положительным заключением. В обоснование своих требований Прокурор Центрального района г.Сочи указал на то, что Прокуратурой Центрального района г. Сочи совместно с Управлением социальной защиты населения Департамента социальной защиты населения Краснодарского края в Центральном районе г. Сочи проведена проверка соблюдения законодательства, гарантирующего инвалидам право на беспрепятственный доступ к объектам социальной, экономической инфраструктуры. При проведении указанной проверки установлено, что МОУК «Детская музыкальная школа № 2» г.Сочи является объектом социальной инфраструктуры. Согласно паспорта доступности объекта, МОУК «Детская музыкальная школа № 2» г. Сочи для маломобильных групп граждан. Однако, при проведении проверке выявлено, что администрация города Сочи и МОУК «Детская музыкальная школа № 2» г. Сочи не приняли меры по оборудованию образовательного учреждения для обеспечения доступа для инвалидов. А значит, бездействие администрации г. Сочи и МОУК «Детская музыкальная школа № 2» г. Сочи по созданию надлежащих условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других категорий маломобильных граждан является незаконным, что свидетельствует о нарушении прав инвалидов, включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак проводников, по беспрепятственному доступу к объектам социальной инфраструктуры. На основании изложенного Прокурор Центрального района г.Сочи просил: обязать администрацию г. Сочи и МОУК «Детская музыкальная школа № 2» г. Сочи обеспечить условия инвалидам для беспрепятственного доступа в помещения МОУК «Детская музыкальная школа № 2» г. Сочи; обязать администрацию г. Сочи и МОУК «Детская музыкальная школа № 2» г. Сочи получить паспорта доступности с положительным заключением о доступности МОУК «Детская музыкальная школа № 2» г. Сочи в срок до 01.09.2012 года.

В судебном заседании истец - прокурор Центрального района г.Сочи Нино К.С. дал суду пояснения, аналогичные указанным в исковом заявлении, на удовлетворении исковых требований настаивал.

Представитель ответчика Администрации г.Сочи по доверенности Невдах Т.П. в судебном заседании иск не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Ответчик МОУК «Детская музыкальная школа № 2» г.Сочи в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте проведения судебного заседания уведомлен надлежащим образом, причина неявки суду не известна.

Представитель третьего лица Управления социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в Центральном районе г.Сочи по доверенности в судебном заседании дала суду пояснения, аналогичные указанным в исковом заявлении.

Суд заслушав представителя истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, изучив материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, Прокуратурой Центрального района г. Сочи совместно с Управлением социальной защиты населения Департамента социальной защиты населения Краснодарского края в Центральном районе г. Сочи проведена проверка соблюдения законодательства, гарантирующего инвалидам право на беспрепятственный доступ к объектам социальной, экономической инфраструктуры, объекта социальной инфраструктуры МОУК «Детская музыкальная школа № 2» г. Сочи выявлены нарушения законодательства по созданию надлежащих условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других категорий маломобильных граждан является незаконным, что свидетельствует о нарушении прав инвалидов, включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак проводников, по беспрепятственному доступу к объектам социальной инфраструктуры.

Согласно ст. 17 Конституции в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права в соответствии с Конституцией РФ. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», п. 6.1. Положения об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной инфраструктуры г.Сочи, утвержденного решением Городского Собрания Сочи от 26.10.2001г. № 192, Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Согласно п. 4 Положения об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной инфраструктуры г.Сочи, утвержденного решением Городского Собрания Сочи от 26.10.2001г. № 192, к объектам городской инфраструктуры, подлежащим оснащению специальными приспособлениями, устройствами, оборудованием, относятся, в том числе, объекты образовательных учреждений.

Требования, обязательные для соблюдения при проектировании. строительстве и реконструкции зданий и сооружений с учетом интересов маломобильных групп населения содержатся также в СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 г. № 73.

В соответствии со ст. 2 Градостроительного Кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются в том числе, на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

В соответствии со ст.ст. 4, 6, 46 Градостроительного Кодекса РФ, ст.ст. 36, 46 Федерального закона РФ № 184 от 27.12.2000 г. «О техническом регулировании» Строительные Нормы и Правила являются обязательными к применению.

Несоблюдение данных требований закона является нарушением конституционных прав и свобод граждан, закрепленных ст.ст. 18, 19, 27, 41, 45 Конституции РФ.

Статьей 4 Закона Краснодарского края от 27.04.2007 № 1229-КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае» установлено, что объекты социальной инфраструктуры должны обустраиваться и оснащаться пандусами и поручнями у лестниц при входах в здания; санитарно-гигиеническими помещениями, приспособленными для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках.

Согласно ст.5 Закона Краснодарского края, организации независимо от их организационно-правовых форм осуществляют свою деятельность на условиях соблюдения прав маломобильных граждан на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

В силу ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003г. органы местного самоуправления, создавая муниципальные предприятия и учреждения, обязаны осуществлять их финансирование.

Учреждения образования, здравоохранения не являются коммерческими
организациями и не имеют иных источников доходов.

На основании Закона Краснодарского края от 01.04.2004г. № 679-КЗ «Об установлении границ муниципального образования города-курорта Сочи и наделении его статусом городского округа» муниципальное образование город-курорт Сочи наделено статусом городского округа.

В соответствии с требованиями ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования решаются населением и или органами местного самоуправления самостоятельно.

На территории Муниципального образования город-курорт Сочи органом местного самоуправления является администрация города Сочи.

Согласно Уставу МОУК «Детская музыкальная школа № 2» г. Сочи, учредителем указанного образовательного учреждения является администрация города Сочи, обязанность по его финансированию лежит на учредителе - администрации города Сочи.

Установлено, что МОУК «Детская музыкальная школа № 2» г. Сочи является объектом социальной инфраструктуры. Согласно паспорта доступности объекта, МОУК «Детская музыкальная школа № 2» г. Сочи для маломобильных групп граждан.

Таким образом, администрация города Сочи и МОУК «Детская музыкальная школа № 2» г. Сочи не приняли меры по оборудованию образовательного учреждения для обеспечения доступа для инвалидов.

Таким образом, бездействие администрации г.Сочи и МОУК «Детская музыкальная школа № 2» г.Сочи по созданию надлежащих условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других категорий мало мобильных граждан является незаконным, что свидетельствует о нарушении прав инвалидов, включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак проводников, по беспрепятственному доступу к объектам социальной инфраструктуры.

При таких обстоятельствах, на основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

Не осуществление ответчиком действий по созданию надлежащих условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры нарушает права неопределенного круга лиц: как инвалидов, которые получили уже этот статус, так и тех граждан, кто может получить его в будущем, как зарегистрированных в соответствующих органах в настоящий момент, так и тех, кто зарегистрируется в будущем, т.е. неопределенного на момент предъявления иска круга лиц.

Указанные основания дают прокурору право обратиться в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Прокурора Центрального района г.Сочи в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Сочи, МОУК «Детская музыкальная школа № 2» об обязании администрации города Сочи и МОУК «Детская музыкальная школа № 2» обеспечить условия инвалидам для беспрепятственного доступа в помещения, получить паспорта доступности с положительным заключением - удовлетворить.

Обязать администрацию г. Сочи и МОУК «Детская музыкальная школа № 2» г.Сочи обеспечить условия инвалидам для беспрепятственного доступа в помещения МБОУ ДОД МОУК «Детская музыкальная школа № 2» г. Сочи.

Обязать администрацию г. Сочи и МОУК «Детская музыкальная школа № 2» г.Сочи получить паспорта доступности с положительным заключением о доступности МБОУ МОУК «Детская музыкальная школа № 2» г. Сочи в срок до 01.09.2012 года.

На решение сторонами и лицами, участвовавшими в его рассмотрении и разрешении, могут быть поданы апелляционные жалобы в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Центральный районный суд г.Сочи в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 22 июля 2012 года.

Председательствующий                                                     Н.П. Ващенко