Решение по заявлению Папикян Б. К., Папикян Е. Н. о признании незаконным бездействия Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи



                                                                                                                     Дело № 2- 2853/12                              

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    г. Сочи                                                                                09 июля 2012 года

                                                                                    

     Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего                                      Ващенко Н.П.,

при секретаре                                                 Коржемановой И.А.,

     рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Папикян Б. К., Папикян Е. Н. о признании незаконным бездействия Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома,

УСТАНОВИЛ:

    Папикян Б.К. иПапиккян Е.Н. обратились в Центральный районный суд г. Сочи с заявлением о признании незаконным бездействий Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи в выдаче разрешения на строительство, и понуждении Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома в соответствии со схемой планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства, площадью застройки 431.2 кв.м.. выполненного ООО «ЮГАКАДЕМЦЕНТР» расположенного по адресу: <адрес>, с техническими характеристиками для территориальной зоны - Ж2.

    В обоснование заявленных требований Папикян Б.К. и Папикян Е.Н. указали, что они являются собственниками земельного участка с кадастровым номером общей площадью 510 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

    Право собственности на 1/2 доли в праве общей долевой собственности у Папикян Е.Н. возникло на основании договора купли-продажи земельного участка от 05.09.2011 года и подтверждается свидетельством о государственной регистрации права Серия от 30.09.2011 года;

    Право собственности на 1/2 доли в праве общей долевой собственности у Папикян Б.К. возникло на основании договора купли-продажи земельного участка от 06.07.2011 года и подтверждается свидетельством о государственной регистрации права Серия от 02.08.2011 года;

    Земельный участок расположен на землях населенных пунктов и его основной вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство.

    В соответствии со ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им. оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

    Согласно п.З ст. 48 ГрК РФ, осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства.

Для осуществлении реализации прав собственника, Папикян Е.Н. и Папикян Б.К. приняли решение освоить земельный участок в связи сего целевым назначением и построить индивидуальный жилой дом.

Для этого они подготовили схему планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства и обратился в администрацию Центрального района г. Сочи с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома.

Заявление Папикян Е.Н. и Папикян Б.К. о выдаче разрешения на строительство рассмотрено и отказано в его удовлетворении, в связи с тем, в соответствии с постановлением администрации города Сочи от 04.05.2012 года № 882 «О внесении изменений в постановление Главы города Сочи от 27 мая 2009 года № 179 «О делегировании отдельных полномочий администрации города Сочи», право на подготовку, подпись и выдачу разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, в том числе предназначенных для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства ( приусадебные). предоставлено директору департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи.

Папикян Е.Н. и Папикян Б.К обратились с повторным заявлением от 06.06.2012г. о выдаче разрешения на строительство к директору департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи Шевейко О.В., но на момент подачи иска ответ так и не получен, чем нарушаются нормы п. 11 ст. 51 ГрК РФ, предусматривающего, что уполномоченный на выдачу разрешений на строительство федеральный орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:

1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;

2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка;

3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

    Как указано в ст. 260 ГК РФ, лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

    Согласно ст. 263 ГК РФ, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 ГК РФ).

    В соответствии со ст. 42 ЗК РФ. собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

    По мнению заявителей, бездействие администрации Центрального района г. Сочи, нарушает права,Папикян Е.Н. и Папикян Б.К. как собственников земельного участка, создавая препятствия по его использованию в соответствии с целевым назначением, как это предусмотрено гражданским и земельным законодательством.

    Согласно ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

    Ст. 40 Конституции РФ, гарантирует право граждан на жилище. При этом конституционно закреплена обязанность органов местного самоуправления поощрять жилищное строительство, а также создавать условия для осуществления права на жилище.

    ЖК РФ, являясь основополагающим нормативным актом, регулирующим жилищные отношения в ст. 2 предусматривает положения, в соответствии с которым органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе - стимулируют жилищное строительство.

    Данной норме, корреспондируют положения п. 6 п. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-Ф3 от 06.10.2003 года, которые в частности устанавливают, что органы местного самоуправления обязаны создавать условия для жилищного строительства.В этой связи представляется очевидным, что осуществление жилищного строительства непосредственно связано с правом граждан на использование участка в соответствии с его разрешенным использованием, в частности для жилищного строительства, а также получения разрешения на строительство.

    В соответствии со ст. 3 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», суды рассматривают жалобы на любые действия /решения/, нарушающие права и свободы граждан, кроме действий /решений/, проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ. а также действий /решений/, в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования.

    В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

    Согласно п.2 ст. 254 ГПК РФ, заявление подается в суд по подсудности, установленной статьями 24 - 27 настоящего Кодекса. Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.

    Согласно ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

    нарушены права и свободы гражданина: созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

    Статьей 258 ГПК РФ установлено, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

    В судебном заседании представитель заявителей указанные требования поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить.

    Представитель заинтересованного лица о доверенности в судебном заседании против удовлетворения заявления возражал.

    Суд, выслушав мнение и доводы сторон, исследовав материалы дела, считает, что заявленные требований удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

    Как предусмотрено ст. 51 ГрК РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

    Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

    

    Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.

    Порядок выдачи разрешений на строительство на территории г. Сочи регулируется Постановлением администрации г. Сочи от 04.05.2012г. №882 «О внесении изменений в постановление Главы города Сочи от 27 мая 2009 года №179 «О делегировании отдельных полномочий администрации города Сочи», и предусматривает, что выдачу разрешений на строительство осуществляет директор департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи.

    Как следует из материалов дела, с заявлением о выдаче разрешения на строительство на имя директора департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи, заявители обратились 16.06.2012г.

    В силу положений п. 11 ст. 51 ГрК РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:

1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;

2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;

3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

    Как следует из материалов дела, с рассматриваемым заявлением Папикян Б.К. и Папикян Е.Н. обратились в суд 26.06.2012г., то есть в течение срока, установленного действующим законодательством для рассмотрения заявлений о выдаче разрешения на строительство, те. не дождавшись отказа органа местного самоуправления в выдаче разрешения на строительство.

    В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

    Учитывая то, что на момент обращения в суд срок принятия решения органа местного самоуправления по вопросу выдачи разрешения на строительство не истек, доказательств нарушений прав граждан, вызванных бездействием должностных лиц органа местного самоуправления, заявители суду не представили.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:
    В удовлетворении заявления Папикян Б. К., Папикян Е. Н. о признании незаконным бездействий Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи в выдаче разрешения на строительство, и понуждении Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома в соответствии со схемой планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства, площадью застройки 431.2 кв.м.. выполненного ООО «ЮГАКАДЕМЦЕНТР» расположенного по адресу: <адрес>, с техническими характеристиками для территориальной зоны - Ж2 - отказать.

    Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в месячный срок с момента его изготовления в окончательной форме.

Судья                                                                      Н.П.Ващенко