г. Сочи 08.08.2012 года Суд Центрального района г. Сочи Краснодарского края в составе председательствующего судьи Слука В.А., при секретаре Марабян Т.С., рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению прокурора Центрального района города Сочи в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Сочи, МОБУ Гимназия № 1 г. Сочи об обязании обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов в помещения МОБУ Гимназия № 1 г. Сочи, обязании получить паспорта доступности с положительным заключением в срок до 01.09.2012 года, установил: Прокурор Центрального района города Сочи в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации города Сочи, МОБУ Гимназия № 1 г. Сочи об обязании обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов в помещения МОБУ Гимназия № 1 г. Сочи, обязании получить паспорта доступности с положительным заключением в срок до 01.09.2012 года. Мотивированны исковые требования тем, что прокуратурой Центрального района г. Сочи совместно с Управлением социальной защиты населения Департамента социальной защиты населения Краснодарского края в Центральном районе г. Сочи проведена проверка соблюдения законодательства, гарантирующего инвалидам право на беспрепятственный доступ к объектам социальной, экономической инфраструктуры. На территории Муниципального образования город-курорт Сочи органом местного самоуправления является администрация города Сочи, расположенная по адресу: г. Сочи, ул. Советская, 20. Согласно Уставу МОБУ Гимназия №1 г. Сочи, учредителем указанного образовательного учреждения является администрация города Сочи, обязанность по его финансированию лежит на учредителе - администрации города Сочи. Установлено, что МОБУ Гимназия №1 г. Сочи является объектом социальной инфраструктуры. Согласно паспорту доступности объекта, МОБУ Гимназия №1 г. Сочи не доступна для маломобильных групп граждан. Администрация города Сочи и МОБУ Гимназия №1 г. Сочи не приняли меры по оборудованию образовательного учреждения для обеспечения доступа для инвалидов. Бездействие администрации г. Сочи и МОБУ Гимназия №1 г. Сочи по созданию надлежащих условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других категорий маломобильных граждан является незаконным, что свидетельствует о нарушении прав инвалидов, включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак проводников, по беспрепятственному доступу к объектам социальной инфраструктуры. Согласно ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Участвующий в деле прокурор исковые требования поддержал по основаниям изложенным в иске, просил их удовлетворить. Представитель Управления социальной защиты населения в Центральном районе г. Сочи исковые требования прокурора поддержал, просил иск удовлетворить. Представитель администрации города Сочи возражала против заявленных исковых требований, в их удовлетворении просила отказать. Представитель МОБУ Гимназия №1 г. Сочи в судебное заседание будучи надлежаще извещенным (вручена повестка) не явился, не просил об отложении дела, не представил суду доказательств уважительности причин не явки. Выслушав пояснения прокурора участвующего в деле, представителя Управления социальной защиты населения в Центральном районе г. Сочи, представителя администрации г. Сочи, исследовав материалы дела, суд считает что исковые требования прокурора, являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Судом были установлены следующие фактические обстоятельства, имеющие значение по делу. Прокуратурой Центрального района г. Сочи совместно с Управлением социальной защиты населения Департамента социальной защиты населения Краснодарского края в Центральном районе г. Сочи проведена проверка соблюдения законодательства, гарантирующего инвалидам право на беспрепятственный доступ к объектам социальной, экономической инфраструктуры. На территории Муниципального образования город-курорт Сочи органом местного самоуправления является администрация города Сочи, расположенная по адресу: г. Сочи, ул. Советская, 20. Согласно Уставу МОБУ Гимназия №1 г. Сочи, учредителем указанного образовательного учреждения является администрация города Сочи, обязанность по его финансированию лежит на учредителе - администрации города Сочи. Установлено, что МОБУ Гимназия №1 г. Сочи является объектом социальной инфраструктуры. Согласно паспорту доступности объекта, МОБУ Гимназия №1 г. Сочи не доступна для маломобильных групп граждан. Согласно ст. 17 Конституции в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права в соответствии с Конституцией РФ. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Аналогичные положения закреплены в п. 6.1. Положения об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной инфраструктуры г. Сочи, утвержденного решением Городского Собрания Сочи от 26.10.2001 № 192. " Согласно п. 4 Положения, к объектам городской инфраструктуры, подлежащим оснащению специальными приспособлениями, устройствами, оборудованием, относятся, в том числе, объекты образовательных учреждений. Требования, обязательные для соблюдения при проектировании, строительстве и реконструкции зданий и сооружений с учетом интересов маломобильных групп населения содержатся также в СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 г. № 73 В соответствии со ст. 2 Градостроительного Кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения В соответствии со ст.ст. 4, 6, 46 Градостроительного Кодекса РФ, ст.ст. 36, 46 Федерального закона РФ № 184 от 27.12.2000 г. «О техническом регулировании» Строительные Нормы и Правила являются обязательными к применению. Несоблюдение данных требований закона является нарушением конституционных прав и свобод граждан, закрепленных ст.ст. 18, 19, 27, 41, 45 Конституции РФ. Статьей 4 Закона Краснодарского края от 27.04.2007 №1229~КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае» установлено, что объекты социальной инфраструктуры должны обустраиваться и оснащаться пандусами и поручнями у лестниц при входах в здания; санитарно-гигиеническими помещениями, приспособленными для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках. Согласно ст.5 Закона Краснодарского края, организации независимо от их организационно-правовых форм осуществляют свою деятельность на условиях соблюдения прав маломобильных граждан на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. В силу ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-Ф3 от 06.10.2003г. органы местного самоуправления, создавая муниципальные предприятия и учреждения, обязаны осуществлять их финансирование. Учреждения образования, здравоохранения не являются коммерческими организациями и не имеют иных источников доходов. На основании Закона Краснодарского края от 01.04.2004г. № 679-КЗ «Об установлении границ муниципального образования города-курорта Сочи и наделении его статусом городского округа» муниципальное образование город-курорт Сочи наделено статусом городского округа. В соответствии с требованиями статьи 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. № 131-Ф3 вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования решаются населением и или органами местного самоуправления самостоятельно. Вопросы соблюдения прав инвалидов приобретают особую актуальность в г. Сочи, поскольку согласно положениям Федерального закона от 01.12.2007 № ЗЮ-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, развития города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» названный город является местом проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года. Паралимпийские игры в соответствии со ст. 1 Модельного закона о Паралимпийском спорте, принятого на 31 пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (постановление № 31-13 от 25.11.2008), являются высшим международным спортивным форумом спортсменов с ограниченными возможностями функций опорно-двигательного аппарата, зрения и интеллекта. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации. Неосуществление ответчиком действий по созданию надлежащих условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры нарушает права неопределенного круга лиц: как инвалидов, которые получили уже этот статус, так и тех граждан, кто может получить его в будущем, как зарегистрированных в соответствующих органах в настоящий момент, так и тех, кто зарегистрируется в будущем, т.е. неопределенного на момент предъявления иска круга лиц. Администрация города Сочи и МОБУ Гимназия №1 г. Сочи не приняли меры по оборудованию образовательного учреждения для обеспечения доступа для инвалидов. Бездействие администрации г. Сочи и МОБУ Гимназия №1 г. Сочи по созданию надлежащих условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других категорий маломобильных граждан является незаконным, что свидетельствует о нарушении прав инвалидов, включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак проводников, по беспрепятственному доступу к объектам социальной инфраструктуры. Представленные доказательства по делу объективно свидетельствуют о том, что истцом в соответствии со ст. ст. 56, 60 ГПК РФ представлены в совокупности доказательства, подтверждающие состоятельность его исковых требований, заявленные требования материалами дела и ответчиками не опровергнуты. На основании вышеизложенного и учитывая установленные в судебном заседании фактические обстоятельства имеющие существенное значение для разрешения данного дела, суд полагает возможным удовлетворить заявленные исковые требования. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Исковое заявление прокурора Центрального района города Сочи в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Сочи, МОБУ Гимназия № 1 г. Сочи об обязании обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов в помещения МОБУ Гимназия № 1 г. Сочи, обязании получить паспорта доступности с положительным заключением в срок до 01.09.2012 года - удовлетворить. Обязать администрацию г. Сочи и МОБУ Гимназия № 1 г. Сочи обеспечить условия инвалидам для беспрепятственного доступа в помещения МОБУ Гимназия № 1 г. Сочи. Обязать администрацию г. Сочи и МОБУ Гимназия № 1 г. Сочи получить паспорта доступности с положительным, заключением о доступности МОБУ Гимназия № 1 г. Сочи срок до 01.09.2012 года. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г. Сочи в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Мотивированное решение составлено 13.08.2012 года. Председательствующий: