К делу № 2-2705/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 03 августа 2012 года г. Сочи Судья Центрального районного суда г.Сочи Краснодарского края Власенко В.А. при секретаре судебного заседания Язычян В.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Банатовской С.В. к Управлению пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Сочи о признании права на досрочное назначение пенсии по пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях», УСТАНОВИЛ: Истица обратилась в суд Центрального района г. Сочи с исковым заявлением о признании права на досрочную трудовую пенсию по пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях». Просит обязать комиссию по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан засчитать ей в специальный стаж работы период: с 01.11.1999 года по 30.09.2011 года и обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Сочи Краснодарского края произвести ей досрочное назначение трудовой пенсии по старости с 10.02.2012 года. В обоснование своих требований Банатовская С.В. в исковом заявлении указала, что она, 10.02.2012 года обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сочи с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности. Однако протоколом решения Комиссии по назначению и перерасчету пенсий ГУ УПФ РФ (ГУ) в городе Сочи № 15/118 от 05.05.2012 года ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости согласно п.п. 20 п.1 ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», так как у нее отсутствует специальный стаж требуемой продолжительности. Из специального стажа, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, исключен период работы с 01.11.1999 года по 30.09.2011 года в качестве <данные изъяты>, в связи с тем, что наименование учреждения не предусмотрено списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года. Истица считает, что ответчик - Управление пенсионного фонда РФ (ГУ) в городе Сочи незаконно отказал в назначении досрочной трудовой пенсии, в связи с чем, просит включить в специальный стаж, дающий право на назначении трудовой пенсии по старости период работы, исключенные из страхового и специального стажа в льготном исчислении. В судебном заседании Банатовская С.В. исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить. Представители ответчика УПФ РФ (ГУ) в г. Сочи Корякин К.А., действующий на основании доверенности исковые требования не признал и изложил позицию об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца, которые аналогичны изложенным в отказе комиссии отдела назначения и перерасчета пенсий. Просил в удовлетворении исковых требований отказать. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует ч.2 ст.39 Конституции РФ, законодатель определяет и порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу ч.1 ст.15 Конституции РФ он обязан исходить из верховенства Конституции РФ и высшей юридической силы ее принципов и норм. В силу ст.ст.1,2 Трудового Кодекса РФ, общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ - основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ним отношений, признаются свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности, равенство прав и возможностей работников. В соответствии со ст.19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Статья 41 (ч.1) Конституции РФ закрепляет право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. В Российской Федерации принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. По смыслу ст.ст.2-3,27-28 Федерального Закона во взаимосвязи с другими его положениями, право на получение пенсии за выслугу лет законодатель связывает не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда. В силу п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. В соответствии с материалами дела судом установлено, что Банатовской С.В. засчитали в специальный медицинский стаж работы 20 года 04 месяца 07 дней, общий трудовой стаж - 34 года 02 месяц 4 дня. Из специального стажа исключен период с 01.11.1999 года по 30.09.2011 года продолжительностью 11 лет 10 месяцев 29 дней. В «Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствие с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, указано, что лица, работающие в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений имеют право на досрочное назначение пенсии. При исчислении специального стажа, дающего право на данный вид пенсии, применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденный Постановлением кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10. В отношении периодов работы, имевшей место до 01.01.1992 года, может быть применен Список № 2, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР № 1173 от 22.08.1956 года. Действующим законодательством льготное пенсионное обеспечение в соответствии со Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утвержденном Постановлением Кабинета Министров СССР № 10 от 26.01.1991 года разделом ХХIV «Учреждения здравоохранения и социального обеспечения» позицией 2260000в предоставлено: среднему и младшему медицинскому персоналу непосредственно обслуживающих больных в психиатрических (психоневрологических), психосоматических, соматопсихиатрических отделений и кабинетов многопрофильных лечебных и лечебно-профилактических медицинских учреждений. Непосредственное обслуживание больных - это работа, выполнение которой осуществляется в условиях контакта медицинского работника и пациента. Выполнение ряда диагностических и лечебных процедур, мероприятий по уходу за больными, создание соответствующего лечебно-охранительного режима требуют непосредственного контакта персонала и пациентов. Например, проведение массажа, инъекций, процедур, манипуляций, раздача пищи и кормление больных, их переноска, санитарная обработка, мытье и другие. В соответствии с действующим пенсионным законодательством право на пенсию на льготных условиях имеют работники, занятые выполнением работ по «непосредственному обслуживанию больных» в течение полного рабочего дня. Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 25 от 20.12.2005 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При таких обстоятельствах, проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства по характеру работы истца в период с 01.11.1999 года по 30.09.2011 года суд приходит к выводу, что деятельность, осуществляемая истицей в должности <данные изъяты> подлежит включению в специальный стаж дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ», поскольку наименование учреждения само по себе не предопределяет различие в условиях и характере профессиональной деятельности в указанной должности. Таким образом, специальный трудовой стаж истицы для права на назначение трудовой пенсии по старости по пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» составляет свыше 30 лет. Согласно п. 3 ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в случае, если к заявлению приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления. При этом, в соответствии с п. 1,2 ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Таким образом, назначение трудовой пенсии обусловлено наличием права на пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права. При этом суд считает, что с учетом заявленных требований истицей требований о назначении пенсии с момента отказа пенсионного фонда в назначении таковой, пенсия истице должна быть назначена, с 10.02.2012 года. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление Банатовской С.В. к Управлению пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Сочи о признании права на досрочное назначение пенсии по пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» удовлетворить. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Сочи включить в специальный стаж периоды работы Банатовской С.В. с 01.11.1999 года по 30.09.2011 года в должности <данные изъяты>. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Сочи назначить Банатовской С.В. досрочную трудовую пенсию по старости по пп. 20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 10.02.2012 года. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 07 августа 2012 года. Судья: В.А. Власенко РЕШЕНИЕ В ЗАКОННУЮ СИЛУ НЕ ВСТУПИЛО «СОГЛАСОВАНО»