К делу № 2-2672/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 26 июля 2012 года г. Сочи Судья Центрального районного суда г.Сочи Краснодарского края Власенко В.А. при секретаре судебного заседания Никитиной Ю.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Романцовой Л.Д, к Управлению пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Сочи о признании права на досрочное назначение пенсии по пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях», УСТАНОВИЛ: Истица обратилась в суд Центрального района г. Сочи с исковым заявлением о признании права на досрочную трудовую пенсию по пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях». Просит обязать комиссию по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан засчитать ей в специальный стаж работы периоды: <данные изъяты> а также периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с 01.01.2002 года по 15.03.2002 года; с 01.01.2003 года по 02.05.2003 года; с 01.01.2004 года по 12.02.2004 года; с 01.01.2005 года по 16.02.2005 года; с 01.01.2006 года по 02.02.2006 года; с 01.01.2007 года по 24.01.2007 года; с 01.01.2008 года по 13.01.2008 года; с 01.01.2009 года по 11.01.2009 года. Также просит обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Сочи Краснодарского края произвести ей досрочное назначение трудовой пенсии по старости с 30.01.2012 года. В обоснование своих требований Романцова Л.Д. в исковом заявлении указала, что она, 30.01.2012 года обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сочи с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности. Однако протоколом решения Комиссии по назначению и перерасчету пенсий ГУ УПФ РФ (ГУ) в городе Сочи № 15/73 от 28.04.2012 года ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости согласно п.п. 20 п.1 ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», так как у нее отсутствует специальный стаж требуемой продолжительности. Из специального стажа, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, исключен период работы <данные изъяты> так как данные санатории не относятся к учреждениям здравоохранения и не предусмотрены Единой номенклатурой государственные и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденных приказом Минздрава России от 03.11.1999 года № 395 и списками, утвержденными Постановлениями Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066 и от 29.10.2002 года № 781; период работы с 01.10.201 года по 31.12.2011 года в должности медицинской сестры в ЗАО «санаторий «Золотой колос», так как работодателем не представлены индивидуальные сведения в Пенсионный фонда РФ и периоды работы нахождения в отпуске без сохранения заработной платы, так как в данные периоды истица вообще не работала. Истица считает, что ответчик - Управление пенсионного фонда РФ (ГУ) в городе Сочи незаконно отказал в назначении досрочной трудовой пенсии, в связи с чем, просит включить в специальный стаж, дающий право на назначении трудовой пенсии по старости период работы, исключенные из страхового и специального стажа в льготном исчислении. В судебном заседании Романцова Л.Д. исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить. Представители ответчика УПФ РФ (ГУ) в г. Сочи Корякин К.А., действующий на основании доверенности исковые требования не признал и изложил позицию об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца, которые аналогичны изложенным в отказе комиссии отдела назначения и перерасчета пенсий. Просил в удовлетворении исковых требований отказать. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению в части по следующим основаниям. Согласно ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует ч.2 ст.39 Конституции РФ, законодатель определяет и порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу ч.1 ст.15 Конституции РФ он обязан исходить из верховенства Конституции РФ и высшей юридической силы ее принципов и норм. В силу ст.ст.1,2 Трудового Кодекса РФ, общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ - основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ним отношений, признаются свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности, равенство прав и возможностей работников. В соответствии со ст.19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Статья 41 (ч.1) Конституции РФ закрепляет право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. В Российской Федерации принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. По смыслу ст.ст.2-3,27-28 Федерального Закона во взаимосвязи с другими его положениями, право на получение пенсии за выслугу лет законодатель связывает не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда. В силу п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. В соответствии с материалами дела судом установлено, что Романцовой Л.Д. засчитали в специальный медицинский стаж работы 26 лет 11 месяцев 29 дней, общий трудовой стаж - 30 лет 3 месяца 17 дней. Из специального стажа исключены периоды с 13.05.2000 года по 28.12.2009 года продолжительностью 9 лет 7 месяцев 16 дней; с 12.05.2010 года по 01.06.2010 года, продолжительностью 1месяц 0 дней; с 14.02.2011 года по 30.09.2011 года продолжительностью 7 месяцев 17 дней; с 01.10.2011 года по 31.12.2011 года в продолжительностью 3месяца 0 дней; а также периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с 01.01.2002 года по 15.03.2002 года; с 01.01.2003 года по 02.05.2003 года; с 01.01.2004 года по 12.02.2004 года; с 01.01.2005 года по 16.02.2005 года; с 01.01.2006 года по 02.02.2006 года; с 01.01.2007 года по 24.01.2007 года; с 01.01.2008 года по 13.01.2008 года; с 01.01.2009 года по 11.01.2009 года. В силу п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Из записей в трудовой книжке установлено, что Романцова Л.Д. работала в периоды времени: <данные изъяты>. В «Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствие с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, указано, что лица, работающие в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений имеют право на досрочное назначение пенсии. До вступления в законную силу ФЗ № 173 пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось Списком профессий и должностей работников здравоохранения, чья работа дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением СМ РСФСР от 6 сентября 1991 года №464, Списком должностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1066 (в редакции от 19 февраля 2001 года № 130). В связи с этим, периоды работы до 1 января 2002 года исчисляются с применением льготного порядка предусмотренного этими нормативными актами. На основании п. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.99г. №1066, в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком от 06.09.91г. № 464, после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами от 22.09.99г. № 1066. Действующим законодательством льготное пенсионное обеспечение в соответствии со Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утвержденном Постановлением Кабинета Министров СССР № 10 от 26.01.1991 года разделом ХХIV «Учреждения здравоохранения и социального обеспечения» позицией 2260000в предоставлено: среднему и младшему медицинскому персоналу непосредственно обслуживающих больных в психиатрических (психоневрологических), психосоматических, соматопсихиатрических отделений и кабинетов многопрофильных лечебных и лечебно-профилактических медицинских учреждений. Непосредственное обслуживание больных - это работа, выполнение которой осуществляется в условиях контакта медицинского работника и пациента. Выполнение ряда диагностических и лечебных процедур, мероприятий по уходу за больными, создание соответствующего лечебно-охранительного режима требуют непосредственного контакта персонала и пациентов. Например, проведение массажа, инъекций, процедур, манипуляций, раздача пищи и кормление больных, их переноска, санитарная обработка, мытье и другие. В соответствии с действующим пенсионным законодательством право на пенсию на льготных условиях имеют работники, занятые выполнением работ по «непосредственному обслуживанию больных» в течение полного рабочего дня. Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 25 от 20.12.2005 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом согласно представленным должностным инструкциям <данные изъяты>, в котором работает по настоящее время истица, можно сделать однозначный вывод, что Романцова Л.д. непосредственно осуществляла и осуществляет в исключенных периодах работы, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. Толкуя буквально должностные инструкции истицы, можно сделать вывод, что Романцова Л.Д. осуществляла и осуществляет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. Кроме этого, как следует из пенсионного законодательства, досрочная пенсия назначается в зависимости от вида деятельности, а не от наименования структурных подразделений, учреждений здравоохранения, либо названия должностей занимаемых лицом. Таким образом, указанные обстоятельства не могут являться основанием для ущемления пенсионных прав истицы. При таких обстоятельствах, проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства по характеру работы истца в период с 13.05.2000 года по 28.12.2009 года, с 12.05.2010 года по 01.06.2010 года, с 14.02.2011 года по 31.12.2011 года суд приходит к выводу, что деятельность, осуществляемая истицей в должности <данные изъяты> подлежит включению в специальный стаж дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ», поскольку наименование учреждения само по себе не предопределяет различие в условиях и характере профессиональной деятельности в указанной должности. Кроме того, суд считает, что в общий и специальный стаж истицы должен быть засчитан период работы с 01.10.201 года по 31.12.2011 года. Пунктом 2 статьи 13 Закона от 17.12.2001 г. установлено, что при подсчёте страхового стажа, в том числе дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Периоды работы после регистрации в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта. Совокупность сведений о поступивших страховых взносах, страховом и специальном стаже и другой информации о застрахованном лице, содержащей его идентификационные признаки в Пенсионном фонде РФ, представляет индивидуальный лицевой счёт застрахованного лица. В соответствии с п.2 ст. 14 Федерального Закона № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователь обязан представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения. В данном случае страхователем является работодатель Романцовой Л.Д. Истец, как застрахованное лицо, не несет ответственности за ненадлежащее выполнение обязанностей возложенных на страхователя, поэтому его права на своевременное пенсионное обеспечение в виду того, что работодатель в ИЛС не представил индивидуальные сведения льготной профессии с кодами о специальном стаже, не должны быть нарушены. Таким образом, специальный трудовой стаж истицы для права на назначение трудовой пенсии по старости по пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» составляет свыше 30 лет. Суд считает, что пенсия истцу должна быть назначена с момента обращения в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Сочи Краснодарского края, то есть с 30.01.2012 года, так как на момент обращения истец выработала необходимый специальный стаж работы для назначения пенсии. Так, согласно п. 3 ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в случае, если в данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования отсутствуют необходимые для назначения трудовой пенсии сведения и (или) к заявлению приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии. Вместе с тем в п.1 ст. 19 названного Закона установлено, что трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Таким образом, назначение трудовой пенсии обусловлено наличием права на пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права. Судом установлено, что на момент первоначального обращения за трудовой пенсией в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Сочи Краснодарского Романцова Л.Д. имела право на указанную пенсию. Отказывая в удовлетворении исковых требований в части включения в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной пенсии, период с 01.05.1993 года по 31.08.1993 года - период нахождения в отпуске без сохранении заработной платы, суд учитывает, что в соответствии с п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление Романцовой Л.Д, к Управлению пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Сочи о признании права на досрочное назначение пенсии по пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» удовлетворить. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Сочи включить в специальный стаж периоды работы Романцовой Л.Д, с <данные изъяты> Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Сочи назначить Романцовой Л.Д, досрочную трудовую пенсию по старости по пп. 20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 30.01.2012 года. В остальной части исковых требований отказать. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 31 июля 2012 года. Судья: В.А. Власенко РЕШЕНИЕ В ЗАКОННУЮ СИЛУ НЕ ВСТУПИЛО «СОГЛАСОВАНО»