Решение по заявлению Лабия А.И. к администрации города Сочи об оспаривании нормативного акта органа местного самоуправления



Решение Именем Российской Федерации

г.Сочи                                                                                                                                                   14.09.2012 года

Суд Центрального района г. Сочи Краснодарского края в составе председательствующего судьи Слука В.А., при секретаре Марабян Т.С.,

рассмотрев гражданское дело по заявлению Лабия А.И. к администрации города Сочи об оспаривании нормативного акта органа местного самоуправления,

установил:

Лабия А.И. обратился в суд с заявлением об оспаривании нормативного акта органа местного самоуправления, которым просит признать недействующим как противоречащим закону в полном объеме Постановление Администрации г. Сочи №2436 от 02.12.2011 года «О временной остановке приема документов на участие в долгосрочной городской целевой программе «Жилище» в части обеспечения жильем молодых семей», а также включить его и его семью в муниципальный список молодых семей - участников городской целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы в части обеспечения жильем молодых семей до 2015 года.

Свои требования Лабия А.И. мотивировал тем, что распоряжением Департамента городского хозяйства Администрации города Сочи №5785/1 от 09.12.2011 года принято решение о признании семьи Лабия А.И. в составе пяти человек: супруга Ц., дочь - Л.Р., сын - Л.Д., сын - Л.И., нуждающимися в жилом помещении и включении в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории «Молодая семья» с целью участия в программе «Жилище». Согласно уведомления о результатах рассмотрения жилищного вопроса гражданина, семье Лабия А.И. присвоен учетный номер в списке по категории «Молодая семья» с целью участия в городской целевой программе «Жилище» - 180, на основании чего Лабия А.И. обратился в адрес Главы города Сочи с заявлением на участие в долгосрочной городской целевой программе «Жилище».

Письмом Управления молодежной политики Администрации города Сочи №01-12.2/447 от 25.04.2012 года ему было разъяснено, что основания для принятия у заявителя документов на участие в долгосрочной городской целевой программе «Жилище» в части обеспечения жильем молодых семей» отсутствуют, в связи с принятием оспариваемого Постановления, согласно которого, прием документов на участие в долгосрочной городской целевой программе «Жилище» в части обеспечения жильем молодых семей» остановлен в рамках реализации мероприятий постановления администрации города Сочи от 22.12.2010 года №2255 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», а также в целях повышения эффективности деятельности администрации города Сочи.

Лабия А.И. считает Постановление Администрации города Сочи №2436 от 02.12.2011 года «О временной остановке приема документов на участие в долгосрочной городской целевой программе «Жилище» в части обеспечения жильем молодых семей», опубликованное на сайте Администрации города Сочи 06.12.2011 года незаконным, нарушающим права и свободы граждан, а также противоречащим закону и федеральным правовым актам.

В судебном заседании представитель заявителя Майдан В.С. настаивала на удовлетворении заявленных требований в полном объеме по основаниям изложенным в заявлении.

Представитель Администрации г. Сочи просила суд вынести решение в соответствии с законом.

Прокурор Центрального района г. Сочи в судебном заседании поддержала требования Лабия А.И., просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.

Выслушав мнение участников процесса, изучив материалы дела, суд находит заявление Лабия А.И. подлежащим удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Так, в силу ч.1 ст.251 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Согласно ч.1 ст. 48 Федерального закона от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее - ФЗ №131-ФЗ) муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено судом.

Согласно ч.2 ст.46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. При этом гражданин вправе обращаться в суд для оспаривания муниципального правового акта, минуя предварительное обращение в органы местного самоуправления, поскольку законодательство не содержит требования об обращении в органы местного самоуправления в качестве обязательной досудебной стадии (ч.2 ст.247 ГПК РФ). Об этом же говорится в ч.1 ст.254 Гражданского процессуального кодекса РФ, согласно которой гражданин вправе обратиться непосредственно в суд. Право выбора способа защиты нарушенных интересов принадлежит самому гражданину.

Долгосрочная городская целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы была утверждена Постановлением Администрации города Сочи от 22.12.2010 года №2255 в рамках и во исполнение федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года №1050.

Согласно паспорта Федеральной целевой программы «Жилище», управление реализацией Программы и входящих в ее состав подпрограмм предусматривает участие в этом федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

На уровне субъектов Российской Федерации осуществляются:

развитие нормативной правовой базы, связанной с реализацией федерального законодательства на соответствующей территории;

организация и проведение информационной работы среди населения;

разработка и реализация региональных программ;

проведение предусмотренных Программой мероприятий с учетом региональных особенностей и передового опыта.

На уровне органов местного самоуправления осуществляются:

разработка и реализация муниципальных программ;

проведение предусмотренных Программой мероприятий с учетом местных особенностей и передового опыта.

Основным критерием участия субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в реализации Программы и входящих в ее состав подпрограмм наряду с соблюдением требований по финансированию мероприятий Программы (в случае наличия таких требований) является проведение необходимых преобразований на их территориях, включая развитие нормативной правовой базы.

В рамках подпрограмм "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации" и "Обеспечение жильем молодых семей" средства федерального бюджета будут распределяться по субъектам Российской Федерации, определенным в соответствии с процедурами отбора, установленными этими подпрограммами.

В рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" к субъектам Российской Федерации предъявляются требования по предоставлению соответствующих заявок в установленном порядке, а также по целевому использованию социальных выплат и субвенций, предоставляемых за счет средств федерального бюджета.

Мониторинг реализации Программы должен проводиться в субъектах Российской Федерации ежегодно с предоставлением информации о достигнутых результатах в Министерство регионального развития Российской Федерации.

Таким образом, утверждение и проведение городской целевой программы «Жилище» является именно обязанностью органов местного самоуправления в рамках реализации Федеральной целевой программы «Жилище».

Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы не приостанавливалась и действует на всей территории Российской Федерации в настоящее время, в том числе и в части подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».

Таким образом, оспариваемое Постановление создает препятствие гражданам в осуществлении своих прав, а также нарушает права неограниченного круга лиц, а именно граждан, проживающих на территории города Сочи, имеющих право на участие в Федеральной целевой программе «Жилище» в части обеспечения жильем молодых семей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.198-199 ГПК РФ, суд

решил:

Заявленные требования Лабия А.И. к администрации города Сочи об оспаривании нормативного акта органа местного самоуправления - удовлетворить.

Признать постановление администрации г. Сочи № 2436 от 02.12.2011 года «О временной приостановке приема документов на участие в долгосрочной городской целевой программе «Жилище» в части обеспечения жильем молодых семей» недействующим как противоречащие закону.

Включить Лабия А.И., Ц., Л.Р., Л.Д., Л.И. в муниципальный список молодых семей-участников городской целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы в части обеспечения жильем молодых семей до 2015 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г. Сочи в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 19 сентября 2012 года.

    Председательствующий: