решение по исковому заявлению Богачева Е.А. и Богачевой В.В., действующей так же от имени несовершеннолетней ФИО1 и ФИО2 к администрации г. Сочи о предоставлении жилого помещения по дог



К делу №2-1483/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Сочи 26 апреля 2011 года

Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Ефанова В.А.,

при секретаре судебного заседания Малыгиной Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Богачева Е.А. и Богачевой В.В., действующей так же от имени несовершеннолетней ФИО1 и ФИО2 к администрации г. Сочи о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, в связи с проживанием в доме, признанном непригодным для постоянного проживания граждан,

УСТАНОВИЛ :

Богачев Е.А. и Богачева В.В., действующей так же от имени несовершеннолетней ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с иском к администрации г. Сочи, в котором просят суд обязать ответчика администрацию г. Сочи предоставить семье Богачевых: Богачевой В.В., Богачеву Е.А., несовершеннолетней ФИО1, а так же ФИО2 жилые помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда г. Сочи в соответствии с утвержденными нормами предоставления жилья в г. Сочи.

В обоснование исковых требований в иске указано, что они, истцы по делу, зарегистрированы и постоянно проживаем в (<адрес>). В указанном жилом помещении они имеем право постоянного пользования. ФИО4 является собственником (<адрес>) на основании договора мены от (ДД.ММ.ГГГГ), зарегистрированного в установленном законом порядке. Квартира имеет общую площадь: 32,8 кв.м., в том числе жилую площадь: 14, 6 кв.м. После заключения договора мены от (ДД.ММ.ГГГГ) собственник квартиры ФИО4, истцы семья Богачевых: Богачева В.В. (дочь ФИО4), Богачев Е.А., несовершеннолетняя ФИО1, а также ФИО2 (дочь собственника ФИО4) вселились в (<адрес>) и приобрели там право постоянного пользования в соответствии со ст. 292 ГК РФ. Для истцов указанное жилое помещение является единственным жильём. Таким образом, в квартире проживают кроме собственника ФИО4 ещё две отдельные семьи: семья Богачевых, в том числе несовершеннолетняя ФИО1, (ДД.ММ.ГГГГ). рождения, а также ФИО2. В настоящее время домовладение (<адрес>) признано в установленном законом порядке непригодным для постоянного проживания граждан и аварийным. В администрации г. Сочи им, а также третьему лицу по делу собственнику квартиры ФИО4 было объявлено о том, что в (ДД.ММ.ГГГГ). запланирован снос указанного дома по специальной программе. В связи со сносом собственнику ФИО4 будет предоставлено жильё в той площади, которую она имеет на праве собственности в кВ. (<адрес>) - 32,8 кв.м., в том числе жилой 14,6 кв.м. По вопросу предоставления жилья им, правомерным пользователям квартиры по договорам социального найма в соответствии со ст. 57 ч 2 ЖК РФ, было сказано, что Администрация г. Сочи указанный закон исполнить не может, ввиду отсутствия жилых помещений. Тот факт, что домовладение (<адрес>) является непригодным для постоянного проживания граждан подтверждается, следующими обстоятельствами. Письменной информацией о домах признанных аварийными и подлежащих сносу до (ДД.ММ.ГГГГ) за подписью начальника ЖКХ администрации г. Сочи - в количество таких домов входит (<адрес>). Решением Исполкома Сочинского Совета народных депутатов от (ДД.ММ.ГГГГ) (№), которым утверждены списки бараков и ветхих домов в г. Сочи, в число которых входит (<адрес>). Решением Исполкома Сочинского Совета народных депутатов от (ДД.ММ.ГГГГ) (№), которым утверждены списки ветхих домов в г. Сочи выявленных с (ДД.ММ.ГГГГ). по (ДД.ММ.ГГГГ). в том числе (<адрес>). Распоряжением администрации Центрального района г. Сочи от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) «О признании многоквартирного жилого (<адрес>) аварийным и подлежащим сносу», которым утверждено заключение межведомственной комиссии от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) о признании жилого (<адрес>) непригодным для постоянного проживания. Указанным распоряжением от (ДД.ММ.ГГГГ) многоквартирный жилой (<адрес>) признан аварийным и подлежащим сносу. Заседанием межведомственной комиссии администрации Центрального района г. Сочи, которым принято заключение (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания: (<адрес>). Согласно указанному заключению (№), в результате обследования указанного дома установлена угроза обрушения единичных строительных конструкций. Состояние несущих стен неудовлетворительное. При визуальном осмотре установлены повреждения и деформации конструкций. Строительные конструкции здания достигли ветхого состояния. Дальнейшая эксплуатация не является безопасной. По заключению межведомственной комиссии физический износ строения (<адрес>) составляет 74 %, что превышает предельно допустимые. Выполнение капитального ремонта нецелесообразно, так как потребует замены всех строительных конструкций, при этом, стоимость ремонта будет не менее стоимости нового строительства. Заключением эксперта ФИО5, которая по их заявлению произвела обследование (<адрес>) и установила то, что двухэтажный жилой дом (<адрес>) в том числе (<адрес>) относиться к категориистроений, непригодных для проживания, поскольку имеются несоответствия действующим нормам и правилам для жилых помещений, в том числе противопожарным, санитарным и др. Проживание в (<адрес>) создает угрозу жизни и здоровью граждан, физический износ оценивается как аварийный, следовательно, грозящий обрушением. К заключению приложены фотографии. При таком состоянии жилого дома и постоянной опасности для жизни и здоровья, с учётом постоянного обращения в Администрацию г. Сочи, жильё им до сих пор не предоставлено, они истцы, проживая в таком доме, серьёзно рискуют своей жизнью и здоровьем. В (<адрес>) постоянная антисанитария, неприятный запах, сырость, не соблюдаются пожарные и санитарные нормы. Администрация г. Сочи признаёт только права на новое жильё собственника ФИО4, которые регламентируется другими нормами права, а их, истцов, права на предоставление жилья по договорам социального найма не признает. В случае сноса дома останутся на улице с несовершеннолетним ребенком. Они и собственник квартиры являются разными семьями, имеют право на проживание в спорной квартире.

В судебном заседании истцы уточнили исковые требования, а именно просят суд обязать администрацию г. Сочи предоставить семье Богачевых: Богачевой В.В., Богачеву Е.А., ФИО1 и ФИО2 благоустроенные помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда г. Сочи, отвечающие санитарным и другим необходимым нормам и правилам, в соответствии с утвержденными нормами предоставления жилья в г. Сочи.

Богачева В.В.. действующая, как от себя, так и от Богачева Е.А., а так же от несовершеннолетней ФИО1 в судебном заседании подержала требования, просила их удовлетворить в полном объеме. Так же пояснила, что они не стоят на учете, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Представитель ФИО2 - ФИО6 в судебном заседании просила суд удовлетворить исковые требования в полном объеме, пояснила вышеизложенное, так же пояснила, что дом был признан не подлежащим эксплуатации ФИО4 являясь собственником спорной квартиры в ней не проживает, истцы члены ее семьи имеют право на проживания в квартире согласно ст. 292 ГК РФ. Нет решения на выселение истцов. Вышестоящим судом разъяснено, что недопустимо произвольное лишения жилья. Истцы намерены жить отдельно от собственника жилья.

Представитель администрации г. Сочи возражал против удовлетворения иска, пояснил, что истцы не стоят на очереди по улучшению жилищных условий. Собственником спорной квартиры является ФИО4, ей как собственнику возможно предоставление либо квартиры, либо денежной компенсации за квартиру, однако на сегодняшний средств у администрации г. Сочи нет. Составлен перечень многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу на территории (<адрес>), куда входит и дом, в котором находится спорная квартира.

ФИО4 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания была извещена надлежащим образом, представила в суд заявление, в котором просит суд требования истцов удовлетворить, так как они законны и обоснованы.

Представитель Управления по вопросам семьи и детства администрации г. Сочи в судебном заседании просил суд удовлетворить исковое заявление, пояснив, что управление действует в интересах ребенка.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц участвующих в деле, суд в удовлетворении исковых требований отказывает по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, третье лицо ФИО4 является собственником (<адрес>) в (<адрес>), согласно договора об обмене квартир от (ДД.ММ.ГГГГ). Кроме того, в квартире зарегистрированы истцы по делу.

Решением Исполкома Сочинского Совета народных депутатов от (ДД.ММ.ГГГГ) (№), были утверждены списки бараков и ветхих домов в г. Сочи, в число которых входит (<адрес>).

Решением Исполкома Сочинского Совета народных депутатов от (ДД.ММ.ГГГГ) (№), били утверждены списки ветхих домов в (<адрес>) выявленных с (ДД.ММ.ГГГГ). по (ДД.ММ.ГГГГ). в том числе (<адрес>).

Распоряжением администрации Центрального района г. Сочи от (ДД.ММ.ГГГГ) (№)-р «О признании многоквартирного жилого (<адрес>) аварийным и подлежащим сносу», было утверждено заключение межведомственной комиссии от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) о признании жилого (<адрес>) непригодным для постоянного проживания.

Указанным распоряжением от (ДД.ММ.ГГГГ) многоквартирный жилой (<адрес>) признан аварийным и подлежащим сносу.

В соответствии со ст. 14 ЖК РФ органы местного самоуправления признают в установленном порядке жилые помещения муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, однако в п. 10 этой же нормы к компетенции отнесены и другие вопросы, а именно в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от (ДД.ММ.ГГГГ) (№), в котором действие Положения распространяются на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации, следовательно, орган местного самоуправления в пределах своей компетенции (п.49 Положения) издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу. Но данное положение не означает, что орган местного самоуправления обязан при сносе дома, находящегося на праве собственности у граждан или юридических лиц обеспечивать их жилыми помещениями из муниципального фонда в порядке части 2 ст. 57 ЖК РФ, поскольку в соответствии со ст.210 ГК РФ, ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания помещения и обязан поддерживать помещение в надлежащем состоянии, а в случае, если собственник в установленный срок не осуществит снос дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме (п.10 ст. 32 ЖК РФ).

Согласно ст. 292 ГК РФ члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право пользования этим помещением на условиях, предусмотренных жилищным законодательством. Переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не установлено законом.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) и от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) отметил, что федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу (ДД.ММ.ГГГГ), предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

Истцы на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоят, малоимущими в установленном порядке не признаны.

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.

Причем при предоставлении жилых помещений принимаются во внимание требования части 1 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей возможность заселения одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, только с их согласия, и части 6 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, по смыслу которой комната по договору социального найма может быть предоставлена только в случае ее освобождения в коммунальной квартире.

Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от (ДД.ММ.ГГГГ) № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» создана государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и утверждена региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Данный закон устанавливает основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки.

В силу статьи 4 Федерального закона, Фонд рассматривает представленные субъектами Российской Федерации заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда (далее также- заявка); принимает решение о соответствии заявок и прилагаемых к заявкам документов требованиям, установленным настоящим Федеральным законом; принимает решение о предоставлении финансовой поддержки за счет средств Фонда на основании заявок; осуществляет методическое обеспечение подготовки субъектами Российской Федерации заявок и прилагаемых к заявкам документов; осуществляет мониторинг реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а также выполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.

В соответствии со статьей 14 Закона, Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии наличия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации или муниципальных правовых актов, предусматривающих предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме (в том числе путем перечисления таких субсидий на имеющиеся или открываемые получателями субсидий банковские счета), - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда со дня вступления в силу настоящего Федерального закона; наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

Под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32 и 86 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.

Статьей 19 Закона предусмотрено, что рассмотрение Фондом заявок субъектов Российской Федерации на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда осуществляется по мере их поступления.

Из пояснений представителя администрации города Сочи, следует, что составлен перечень многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу на территории города Сочи, куда входит и дом, в котором находиться спорная квартира.

Оспариваемое заявителями законоположение, как гарантирующее гражданам, переселяемым в другие жилые помещения по основаниям, перечисленным в статьях 86 -88 Жилищного кодекса Российской Федерации, определенные условия проживания, направлено на обеспечение защиты их интересов, носит компенсационный характер, не связано с решением вопроса об улучшении жилищных условий и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права истицы, указанные в исковом заявлении.

Аналогичную позицию высказал Конституционный Суд Российской Федерации и в определении Конституционного Суда РФ от (ДД.ММ.ГГГГ) N 1367-0-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО3 на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации и Федеральным законом «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». В развитии конституционно-правового смысла, выявленного Конституционным Судом Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации также в своих судебных актах сформировал позицию по применению статей 86, 89 ЖК РФ, заключающуюся в том, что согласно части 1 статьи 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

Кроме этого, истцы просят предоставить им на состав семьи квартиру по социальным нормам в Центральном районе г.Сочи по договору социального найма, вместе с тем они проживают в квартире, которая принадлежит ФИО4, которая вселила их в нее, так как считает их членами своей семьи.

Тем не менее, согласно пункту 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, предоставляются жилые помещения по договорам социального найма вне очереди. По данному вопросу Конституционный Суд РФ в своем определении от (ДД.ММ.ГГГГ) (№)-О-П, дал следующие разъяснения: «Федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 ЖК РФ).

Таким образом, истцы считают, что администрация города Сочи обязана предоставлять каждому члену семьи или зарегистрированному в указанной квартире благоустроенное жилое помещение по социальным нормам, тогда как согласно части 1 статьи 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

Из изложенного следует, что поскольку жилое помещение гражданам предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи со сносом дома (либо признании его непригодным для проживания), то предоставляемое жилье должно быть равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, без учета обстоятельств, влияющих на улучшение жилищных условий. При этом граждане, которым предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если у них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).

Данная позиция Верховного Суда Российской Федерации выражена в определениях от (ДД.ММ.ГГГГ) (№)-В09-11 и от (ДД.ММ.ГГГГ) (№)-В09-3.

Часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ содержит исчерпывающий перечень общих оснований для предоставления жилых помещений по договору социального найма гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Вместе с тем, этот перечень распространяется лишь на лиц, состоящих на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях, предусмотренных этим Кодексом.

Возможность обеспечения отдельных категорий граждан жилыми помещениями в ином порядке прямо предусмотрена в п. 3 ст. 49 ЖК РФ, согласно которому жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Государство (муниципалитет) берет на себя обязанность решать вопросы «расчетов» с собственником только при сносе жилого дома в связи с отводом земель для государственных или общественных нужд. Если земельный участок не изымается для указанных нужд, собственник дома, приведенного в негодное состояние, сам изыскивает способ решения этой проблемы. Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, а под этим бременем понимаются, прежде всего, поддержание дома в надлежащем состоянии и его ремонт.

Согласно ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения исковых требований, не имеется.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

В удовлетворении искового заявления Богачева Е.А. и Богачевой В.В., действующей так же от имени несовершеннолетней ФИО1 и ФИО2 к администрации г. Сочи о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, в связи с проживанием в доме, признанном непригодным для постоянного проживания граждан, отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья:

Решение изготовлено в окончательной форме (ДД.ММ.ГГГГ)