Решение на жалобу инжененра ООО `СЕВЕР-СТРОЙ` на постановление Росприднадзора по ЮФО за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами



Черноморский отдел комплексного контроля                                        

Департамента Федеральной службы по надзору в сфере

природопользования (Росприроднадзор) по Южному

Федеральному округу

                                                                                                                         Дело № 12- 257/11

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г.Сочи                                                                                                                  ДД.ММ.ГГГГ

Судья Центрального районного суда г.Сочи Краснодарского края

Вергунова Е.М.,

при секретаре судебного заседания Исаакове Д.Г.,

с участием:

защитника должностного лица, привлеченного к административной ответственности, - инженера ООО «СЕВЕР-СТРОЙ» Филимоновой А.В., по доверенности Колесниковой О.А.,

представителя Черноморского отдела комплексного контроля Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Южному Федеральному округу Сердечного А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда г. Сочи жалобу на постановление от 21.10.2011 года государственного инспектора Департамента Росприроднадзора по Южному федеральному округу Сердечного А.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении

должностного лица - инженера по охране окружающей среды ООО «СЕВЕР-СТРОЙ» Филимоновой А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной в <адрес>,

У С Т А Н О В И Л:

ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Черноморского отдела комплексного контроля Департамента Росприроднадзора по Южному Федеральному округу Сердечным А.А. вынесено Постановление о назначении административного наказания, которым должностное лицо - инженер по охране окружающей среды ООО «СЕВЕР-СТРОЙ» Филимонова А.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ Филимонова В.В. обратилась в Центральный районный суд г. Сочи с заявлением о пересмотре указанного постановления, в котором указала следующее. Постановление от ДД.ММ.ГГГГ , по ее мнению, является незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям. Во - первых, отсутствует событие вменяемого правонарушения. В постановлении от ДД.ММ.ГГГГ указано, что у ООО «СЕВЕР-СТРОЙ» отсутствует проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, паспорта на опасные отходы. Указанное нарушение не соответствует фактическим обстоятельствам дела, поскольку и проект и паспорта на отходы у ООО «СЕВЕР-СТРОЙ» имеются. Данные документы были предъявлены сотрудникам Сочинской транспортной прокуратуры и специалистам Департамента Росприроднадзора по ЮФО в ходе проведения ими проверки, однако, они не были приняты во внимание. В настоящее время в силу очередной передачи полномочий от одного отдела Департамента Росприроднадзора по ЮФО другому не определен отдел, уполномоченный утверждать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. ООО «СЕВЕР-СТРОЙ» в адрес Департамента Росприроднадзора по ЮФО направлено обращение с просьбой разъяснения порядка согласования проекта ПНООЛР и получения лимитов. Таким образом, ООО «СЕВЕР-СТРОЙ» предпринимаются все возможные меры по соблюдению природоохранного законодательства. В указанном постановлении отмечено, что факт нарушения законодательства подтверждается справкой специалиста Департамента Росприроднадзора по ЮФО от ДД.ММ.ГГГГ С данной справкой, как и с другими материалами проверки, заявитель ознакомлен не был, у него отсутствовала возможность представить возражение по этому вопросу. Кроме того, в действиях должностного лица Филимоновой А.В. отсутствует состав административного правонарушения. Научно-консультационным советом при Федеральном арбитражном суде Северо-Кавказского округа было разъяснено, что если деятельность хозяйствующего субъекта по накоплению отходов не является его основным видом деятельности, а осуществляется в целях их последующего удаления (в том числе специализированными организациями), в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 8.2 КоАП РФ. Те же выводы подтверждены и многочисленной судебной практикой (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 12.01.2011 по делу N А32-25414/2010 и пр.). ООО «СЕВЕР-СТРОЙ» является строительной организацией. Обществом заключен договор на оказание услуг по вывозу, сортировке и утилизации отходов. Вывоз отходов производится своевременно. Данный договор был предоставлен в ходе проведения проверки, однако должной оценки приведенному доводу не было дано. В - третьих, по мнению заявителя, административным органом не был соблюден порядок привлечения заявителя к административной ответственности. В нарушение ст. 28.2 КоАП РФ в материалах дела отсутствуют доказательства надлежащего извещения инженера ООО «СЕВЕР-СТРОЙ» по охране окружающей среды А.В. Филимоновой о дате, месте и времени составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении. Таким образом, у заявителя отсутствовала возможность воспользоваться своими процессуальными правами при возбуждении дела об административном правонарушении. В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Согласно ч. 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела. В силу п. 1 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения. Отсутствие события административного правонарушения исключает производство по делу об административном правонарушении (п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). Согласно п. 1 ст. 26.1 и ст. 26.2 КоАП РФ в производстве по делу об административном правонарушении административному органу необходимо доказать, что имел место факт его совершения и что привлекаемое лицо виновно в его совершении.

В судебном заседании защитник заявителя доводы жалобы поддержала.

Представитель Черноморского отдела комплексного контроля Департамента Росприроднадзора по Южному федеральному округу Сердечный А.А. в судебном заседании доводы жалобы не признал, просил оставить оспариваемое постановление без изменения.

         Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд пришел к выводу, что срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ заявителем не пропущен, жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду установлены Федеральным законом от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

Согласно статье 11 указанного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

В соответствии с пунктом 3 статьи 18 вышеназванного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Как усматривается из материалов дела, заместителем Сочинского транспортного прокурора совместно с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЮФО ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства на Производственной базе ОАО «РЖД», совмещенной с грузовым двором олимпийского объекта «Совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер - горноклиматический курорт «Альпика Сервис со строительством сплошного второго пути на участке «Сочи-Адлер-Веселое», расположенной по адресу: <адрес>.

В соответствии с п.32 Программы строительства олимпийских объектов и развития г. Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено строительство объекта «Совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер - горноклиматический курорт «Альпика-Сервис» со строительством сплошного второго пути на участке «Сочи-Адлер-Веселое» (далее - п. 32 Программы), в который входит строительство и функционирование Производственной базы ОАО «РЖД», совмещенной с грузовым двором .

         Ответственным исполнителем по реализации указанного объекта строительства является ОАО «Российские железные дороги».

Функции заказчика от лица ОАО «РЖД» выполняет Дирекция по комплексной реконструкции и строительству железнодорожного транспорта - филиал ОАО «РЖД».

     На основании договора генерального подряда от ДД.ММ.ГГГГ /с ОАО «СТРОЙ-ТРЕСТ» является генеральным подрядчиком при строительстве п. 32 Программы, которому передана данная база на основании дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ .

Деятельность на производственной базе осуществляет ООО «СЕВЕР - СТРОЙ» и на основании договора поставки от ДД.ММ.ГГГГ поставляет «СТРОЙ-ТРЕСТ» железобетонные конструкции.

        В ходе проверки прокурором было выявлено, что администрацией указанного предприятия нарушаются нормы статьи 10, 18, 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а именно: проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, паспорта на опасные отходы у ООО «СЕВЕР-СТРОЙ» отсутствуют. При этом ООО «СЕВЕР - СТРОЙ» осуществляет в процессе своей деятельности накопление отходов производства, в том числе опасных, а именно емкости из-под лакокрасочных материалов, отработанные автомобильные масляные фильтры, отработанные автомобильные топливные фильтры, шлам от зачистки резервуаров с дизельным топливом.

        Факт отсутствия у ООО «СЕВЕР-СТРОЙ» утвержденного в установленном порядке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение подтверждается письменным объяснением инженера по технике безопасности ООО «СЕВЕР-СТРОЙ» Филимоновой А.В. в материалах дела об административном правонарушении (л.д. 23-24 материала).

По выявленным нарушениям Сочинским транспортным прокурором в отношении должностного лица - инженера по охране окружающей среды ООО "СЕВЕР-СТРОЙ" Филимоновой А.В. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом довод заявителя о том, что она не была извещена о дате, месте и времени составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, а потому у нее отсутствовала возможность воспользоваться своими процессуальными правами при возбуждении дела об административном правонарушении, суд признает не состоятельным, так как в материалах дела об административных правонарушениях имеется уведомление Сочинской транспортной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ исх. на имя Генерального директора ОАО «Север-строй» ФИО7 о необходимости обеспечить явку инженера по охране окружающей среды ООО «СЕВЕР-СТРОЙ» Филимоновой А.В. для участия в составлении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, как на должностное лицо (л.д. 17 материала ).

Указанные обстоятельства подтверждаются постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 13-14 материала ), справкой по результатам проверки ООО «СЕВЕР-СТРОЙ» (л.д. 25-26 материала ), оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно Приказа (распоряжения) исполнительного директора ООО «СЕВЕР-СТРОЙ» о приеме работника на работу от ДД.ММ.ГГГГ и Должностной инструкцией инженера по охране окружающей среды ООО «СЕВЕР-СТРОЙ» лицом, ответственным за охрану окружающей среды в ООО "СЕВЕР-СТРОЙ", является инженер по охране окружающей среды Филимонова А.В.

Выявленные в ходе проверки нарушения свидетельствуют о том, что Филимонова А.В., являющаяся инженером по охране окружающей среды ООО "СЕВЕР-СТРОЙ ", не предприняла всех необходимых мер по соблюдению законодательства в области охраны окружающей среды.

При указанных обстоятельствах государственный инспектор Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ЮФО пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях инженера ООО " СЕВЕР-СТРОЙ" Филимоновой А.В. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод заявителя о том, что в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, так как деятельность ООО «СЕВЕР-СТРОЙ» по накоплению отходов не является его основным видом деятельности, а осуществляется в целях их последующего удаления (в том числе специализированными организациями), к ответственности за данное административное правонарушение может быть привлечена только специализированная организация, суд признает не состоятельным по следующим основаниям.

Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировке, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Субъектами административной ответственности за данное правонарушение являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Исходя из статьи 1 Закона об отходах производства и потребления обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Общество на своей территории складировало и хранило отходы, факт образования которых в результате его производственной деятельности подтвержден материалами дела.

Поэтому действия общества правомерно отнесены прокурором и государственным инспектором Департамента Росприроднадзора по ЮФО к накоплению отходов.

Законом об отходах производства и потребления установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.

Следовательно, общество, в результате производственной деятельности которого образуются отходы, обязано соблюдать требования Закона об отходах производства и потребления, а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством.

       Таким образом, оснований для ограничения субъектного состава правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами, не имеется.

Постановление о привлечении Филимоновой А.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено Филимоновой А.В. в пределах, установленных санкцией статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л:

           В удовлетворении жалобы Филимоновой А.В. на постановление от 21.10.2011 года государственного инспектора Департамента Росприроднадзора по Южному федеральному округу Сердечного А.А. по делу об административном правонарушении , предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении должностного лица - инженера по охране окружающей среды ООО «СЕВЕР-СТРОЙ» Филимоновой А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной в <адрес>, - отказать.

Постановление от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора Департамента Росприроднадзора по Южному федеральному округу Сердечного А.А. по делу об административном правонарушении , предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении должностного лица - инженера по охране окружающей среды ООО «СЕВЕР-СТРОЙ» Филимоновой А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной в <адрес>, которым Филимонова А.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей, - оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г. Сочи в течение десяти дней со дня его вынесения.

Судья: